Напоминание

Использование современных образовательных технологий на уроках математики


Автор: Наталья Валерьевна Шарипова
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ Гимназия №205 "Театр"
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Использование современных образовательных технологий на уроках математики
Раздел: среднее образование





Назад




Использование современных образовательных технологий на уроках

математики

учитель математики Шарипова Наталья Валерьевна

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет меня задуматься над

тем, как поддержать у учащихся интерес к математике.

На уроках математики учащиеся учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные

пути выполнения заданий ,одним словом думать.

Я постоянно ищу пути повышения эффективности обучения, использую разнообразные

способы передачи знаний, нестандартные формы воздействия на личность, способные

заинтересовать учащихся стимулировать и мотивировать процесс познания.

Введение новых технологий дает возможность каждому обучаться в подходящем для

него теме и на том уровне, который соответствует его способностям.

В своей работе я использую следующие современные образовательные технологии

1.

Игровые технологии:

включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным создает

у учащихся хорошее настроение,облегчает преодолевать трудности в обучении. В играх

различные знания и новые сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на

уроке казалось трудным, даже недостижимым, во время игры легко усваивается. Здесь

интерес и удовольствие – важные психологические показатели игры.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную

часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее

включаются последовательно игры и упражнения, формирующие различные умения, при

этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает

активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.

В своей работе я использую игровые технологии на различных этапах урока и во

внеурочной деятельности:

1. В качестве элемента урока («отгадай слово», «подумай и отвечай», «посоревнуемся»,

инсценировка, задачи-шутки и т.д.), призванного повысить внимание, мотивировать на

деятельность или в качестве эмоциональной разгрузки.

2. При проведении целого урока (например: уроки-сказки и уроки-путешествия в 5, 6

классах; уроки-презентации 7, 8 класс; деловые игры и др.).

3. Во внеклассной работе (например: Турнир, Викторина, КВН, Счастливый случай,

математическая сказка и др.).

Игровые технологии использую как при объяснении нового материала, так и при

повторении, обобщении и закреплении пройденного материала.

2.

Технология проблемного обучения.

Проблемную ситуацию на уроке создаю с помощью активизирующих действий,

вопросов, подчеркивающих новизну, важность объекта познания.

Создание

в

учебной

деятельности

проблемных

ситуаций

и

организация

активной

самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению в результате чего происходит

творческое

овладение

знаниями,

умениями

,навыками,

развиваются

мыслительные

способности. Проблемную ситуацию могу использовать на различных этапах урока: при

объяснении, закреплении, контроле.

Проблемное обучение – обучение, при котором учащимся знания не сообщаются в

готовом виде. Знания приобретаются только в процессе разрешения проблемных ситуаций.

Проблемное обучение обеспечивает возможности творческого участия обучаемых в

процессе освоения новых знаний, формирование познавательных интересов и творческого

мышления, высокую степень органичного усвоения знаний и мотивации учащихся.

Основой для этого является моделирование реального творческого процесса за счет

создания

проблемной

ситуации

и

управления

поиском

решения

проблемы.

При

этом

осознание, принятие и разрешение этих проблемных ситуаций происходит при оптимальной

самостоятельности учащихся, но под общим направляющим руководством педагога в ходе

совместного взаимодействия.

Проблемное

обучение

это

особый

тип

обучения,

оно

определяется

способом

взаимодействия

учащихся

и

преподавателя,

уровнем

самостоятельности

учащихся.

В

проблемном обучении выделяют три метода: проблемное изложение, частично-поисковый и

исследовательский.

Проблемное изложение. При изучении новой темы я ставлю проблему, выдвигаю

гипотезу,

показываю

путь

ее

доказательства,

формулирую

вывод.

Например,

при

доказательстве теорем, выдвигаю гипотезу, затем вместе с учащимися ищем пути решения.

Учащиеся могут предложить несколько решений. Учащиеся – активные и заинтересованные

слушатели.

Частично-поисковый

уровень.

Конструирую

общее

задание,

разделяю

его

на

вспомогательные, намечаю план поиска, консультирую и помогаю в процессе реализации

обучаемыми последующих поисковых этапов. Можно предложить лабораторную работу

(нахождение длины окружности, умножение или деление на разрядную единицу и т.д.).

После решения ряда аналогичных примеров, ученики делают вывод (формулируют правило),

который можно использовать при дальнейшем решении подобных примеров. Частично-

поисковый метод предполагает частичное вовлечение учащихся в процесс поиска.

Исследовательский уровень. Объясняя тему, постепенно подвожу к необходимости

пройти весь путь поиска: постановка проблемы, решение, выводы. Например, предлагаю

задание

исследовательского

характера:

составить

задачи

с

использованием

единиц

измерения в Древней Руси или сколько корней может иметь биквадратное уравнение. На

этом уровне можно использовать и метод проектов как вариант технологии проблемного

обучения.

Таким образом, идеи, положенные в основу проблемного обучения – это постановка

проблемной

задачи

(создание

проблемной

ситуации),

что

приводит

к

появлению

познавательной потребности, в связи с чем повышается мыслительная активность учащегося

и

развивается

интеллект

и,

в

конечном

итоге,

за

счет

этого

происходит,

эскалация

способностей учащегося и его мотивации к обучению.

В своей работе:

1.Применяю сочетание традиционного объяснения с созданием проблемных ситуаций,

включая учащихся в процесс постановки и решения проблем.

2.Целенаправленно организую систему проблемных ситуаций при объяснении нового

материала, решении задач, в результате чего усвоение

знаний происходит в процессе

самостоятельной поисковой деятельности.

Примеры применения технологии проблемного обучения:

1.

5

класс,

тема

«Сложение

и

вычитание

десятичных

дробей»

(изучение

нового

материала): использую метод проблемного изложения, ставлю проблему (как сложить две

десятичные

дроби),

вместе

с

учащимися

представляем

их

в

виде

смешанных

чисел,

складываем,

результат

представляем

в

виде

десятичной

дроби;

формулируем

правило

сложения;

правило

вычитания

учащиеся

формулируют

самостоятельно

переход

к

частично-поисковому уровню.

2.

6

класс,

тема

«Масштаб»

(изучение

нового

материала):

после

выполнения

проблемного задания (во сколько раз отрезок на карте меньше соответствующего расстояния

на местности) учащиеся подводятся к определению понятия масштаб;

3.Тестовая технология.

Задания

на

тестовой

основе

получили

широкое

распространение

в

практике

преподавания .Я их использую на различных этапах урока, в ходе индивидуальной,

групповой, и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами

обучения.

Я

сама

составляю

тесты

индивидуально для

каждого урока.

Тестовые

технологии я применяю с целью:

1.

Обеспечения объективности контроля.

2.

Предложения нескольких вариантов.

3.

Легкой обработка результатов.

4.

Развития логического мышления учащихся, внимательности. Провожу тесты в

электронном

виде

(при

возможности;

в

том

числе

учащиеся

делают

это

дома

самостоятельно), с использованием презентаций, печатные. Тестовые задания составляю с

учетом

задач

урока,

специфики

изучаемого

материала,

познавательных

возможностей,

уровня готовности учащихся. Применяю диктанты на термины, где учащимся предлагается

несколько терминов, смысл которых они должны раскрыть; тесты с открытыми и закрытыми

заданиями, с заданиями на установление соответствия.

4. Здоровьесберегающие технологии.

Каждый из нас знает, что сегодня в листе здоровья на предпоследней страничке журнала

все

меньше

становится

детей

которых

была

бы

запись»здоров».Медицинские

исследования последних лет свидетельствуют ,что здоровье наших детей под угрозой. За

годы школьного обучения и без того слабое здоровье ученика ухудшается. Поэтому одной

из

приоритетных

задач

нового

этапа

модернизации

системы

образования

становится

сбережение и укрепление нравственного ,психического и физического здоровья учащихся,

формирования у них ценности здоровья, здорового образа жизни.А для учителя на первый

план выдвигается задача выбора образовательных технологий, устраняющих перегрузки и

сохраняющих

здоровье

обучающихся.

Под

здоровье

сберегающими

технологиями

я

понимаю систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся.



В раздел образования