Автор: Наталья Валерьевна Шарипова
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ Гимназия №205 "Театр"
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Использование современных образовательных технологий на уроках математики
Раздел: среднее образование
Использование современных образовательных технологий на уроках
математики
учитель математики Шарипова Наталья Валерьевна
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет меня задуматься над
тем, как поддержать у учащихся интерес к математике.
На уроках математики учащиеся учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные
пути выполнения заданий ,одним словом думать.
Я постоянно ищу пути повышения эффективности обучения, использую разнообразные
способы передачи знаний, нестандартные формы воздействия на личность, способные
заинтересовать учащихся стимулировать и мотивировать процесс познания.
Введение новых технологий дает возможность каждому обучаться в подходящем для
него теме и на том уровне, который соответствует его способностям.
В своей работе я использую следующие современные образовательные технологии
1.
Игровые технологии:
включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным создает
у учащихся хорошее настроение,облегчает преодолевать трудности в обучении. В играх
различные знания и новые сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на
уроке казалось трудным, даже недостижимым, во время игры легко усваивается. Здесь
интерес и удовольствие – важные психологические показатели игры.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную
часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее
включаются последовательно игры и упражнения, формирующие различные умения, при
этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает
активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.
В своей работе я использую игровые технологии на различных этапах урока и во
внеурочной деятельности:
1. В качестве элемента урока («отгадай слово», «подумай и отвечай», «посоревнуемся»,
инсценировка, задачи-шутки и т.д.), призванного повысить внимание, мотивировать на
деятельность или в качестве эмоциональной разгрузки.
2. При проведении целого урока (например: уроки-сказки и уроки-путешествия в 5, 6
классах; уроки-презентации 7, 8 класс; деловые игры и др.).
3. Во внеклассной работе (например: Турнир, Викторина, КВН, Счастливый случай,
математическая сказка и др.).
Игровые технологии использую как при объяснении нового материала, так и при
повторении, обобщении и закреплении пройденного материала.
2.
Технология проблемного обучения.
Проблемную ситуацию на уроке создаю с помощью активизирующих действий,
вопросов, подчеркивающих новизну, важность объекта познания.
Создание
в
учебной
деятельности
проблемных
ситуаций
и
организация
активной
самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению в результате чего происходит
творческое
овладение
знаниями,
умениями
,навыками,
развиваются
мыслительные
способности. Проблемную ситуацию могу использовать на различных этапах урока: при
объяснении, закреплении, контроле.
Проблемное обучение – обучение, при котором учащимся знания не сообщаются в
готовом виде. Знания приобретаются только в процессе разрешения проблемных ситуаций.
Проблемное обучение обеспечивает возможности творческого участия обучаемых в
процессе освоения новых знаний, формирование познавательных интересов и творческого
мышления, высокую степень органичного усвоения знаний и мотивации учащихся.
Основой для этого является моделирование реального творческого процесса за счет
создания
проблемной
ситуации
и
управления
поиском
решения
проблемы.
При
этом
осознание, принятие и разрешение этих проблемных ситуаций происходит при оптимальной
самостоятельности учащихся, но под общим направляющим руководством педагога в ходе
совместного взаимодействия.
Проблемное
обучение
–
это
особый
тип
обучения,
оно
определяется
способом
взаимодействия
учащихся
и
преподавателя,
уровнем
самостоятельности
учащихся.
В
проблемном обучении выделяют три метода: проблемное изложение, частично-поисковый и
исследовательский.
Проблемное изложение. При изучении новой темы я ставлю проблему, выдвигаю
гипотезу,
показываю
путь
ее
доказательства,
формулирую
вывод.
Например,
при
доказательстве теорем, выдвигаю гипотезу, затем вместе с учащимися ищем пути решения.
Учащиеся могут предложить несколько решений. Учащиеся – активные и заинтересованные
слушатели.
Частично-поисковый
уровень.
Конструирую
общее
задание,
разделяю
его
на
вспомогательные, намечаю план поиска, консультирую и помогаю в процессе реализации
обучаемыми последующих поисковых этапов. Можно предложить лабораторную работу
(нахождение длины окружности, умножение или деление на разрядную единицу и т.д.).
После решения ряда аналогичных примеров, ученики делают вывод (формулируют правило),
который можно использовать при дальнейшем решении подобных примеров. Частично-
поисковый метод предполагает частичное вовлечение учащихся в процесс поиска.
Исследовательский уровень. Объясняя тему, постепенно подвожу к необходимости
пройти весь путь поиска: постановка проблемы, решение, выводы. Например, предлагаю
задание
исследовательского
характера:
составить
задачи
с
использованием
единиц
измерения в Древней Руси или сколько корней может иметь биквадратное уравнение. На
этом уровне можно использовать и метод проектов как вариант технологии проблемного
обучения.
Таким образом, идеи, положенные в основу проблемного обучения – это постановка
проблемной
задачи
(создание
проблемной
ситуации),
что
приводит
к
появлению
познавательной потребности, в связи с чем повышается мыслительная активность учащегося
и
развивается
интеллект
и,
в
конечном
итоге,
за
счет
этого
происходит,
эскалация
способностей учащегося и его мотивации к обучению.
В своей работе:
1.Применяю сочетание традиционного объяснения с созданием проблемных ситуаций,
включая учащихся в процесс постановки и решения проблем.
2.Целенаправленно организую систему проблемных ситуаций при объяснении нового
материала, решении задач, в результате чего усвоение
знаний происходит в процессе
самостоятельной поисковой деятельности.
Примеры применения технологии проблемного обучения:
1.
5
класс,
тема
«Сложение
и
вычитание
десятичных
дробей»
(изучение
нового
материала): использую метод проблемного изложения, ставлю проблему (как сложить две
десятичные
дроби),
вместе
с
учащимися
представляем
их
в
виде
смешанных
чисел,
складываем,
результат
представляем
в
виде
десятичной
дроби;
формулируем
правило
сложения;
правило
вычитания
учащиеся
формулируют
самостоятельно
–
переход
к
частично-поисковому уровню.
2.
6
класс,
тема
«Масштаб»
(изучение
нового
материала):
после
выполнения
проблемного задания (во сколько раз отрезок на карте меньше соответствующего расстояния
на местности) учащиеся подводятся к определению понятия масштаб;
3.Тестовая технология.
Задания
на
тестовой
основе
получили
широкое
распространение
в
практике
преподавания .Я их использую на различных этапах урока, в ходе индивидуальной,
групповой, и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами
обучения.
Я
сама
составляю
тесты
индивидуально для
каждого урока.
Тестовые
технологии я применяю с целью:
1.
Обеспечения объективности контроля.
2.
Предложения нескольких вариантов.
3.
Легкой обработка результатов.
4.
Развития логического мышления учащихся, внимательности. Провожу тесты в
электронном
виде
(при
возможности;
в
том
числе
учащиеся
делают
это
дома
самостоятельно), с использованием презентаций, печатные. Тестовые задания составляю с
учетом
задач
урока,
специфики
изучаемого
материала,
познавательных
возможностей,
уровня готовности учащихся. Применяю диктанты на термины, где учащимся предлагается
несколько терминов, смысл которых они должны раскрыть; тесты с открытыми и закрытыми
заданиями, с заданиями на установление соответствия.
4. Здоровьесберегающие технологии.
Каждый из нас знает, что сегодня в листе здоровья на предпоследней страничке журнала
все
меньше
становится
детей
,у
которых
была
бы
запись»здоров».Медицинские
исследования последних лет свидетельствуют ,что здоровье наших детей под угрозой. За
годы школьного обучения и без того слабое здоровье ученика ухудшается. Поэтому одной
из
приоритетных
задач
нового
этапа
модернизации
системы
образования
становится
сбережение и укрепление нравственного ,психического и физического здоровья учащихся,
формирования у них ценности здоровья, здорового образа жизни.А для учителя на первый
план выдвигается задача выбора образовательных технологий, устраняющих перегрузки и
сохраняющих
здоровье
обучающихся.
Под
здоровье
сберегающими
технологиями
я
понимаю систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся.