Напоминание

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по основам грамоты "Жили - были звуки"


Авторы: Козлова Светлана Валерьевна, Чернышова Марина Владимировна
Должность: старший воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 38"
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по основам грамоты "Жили - были звуки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Козлова Светлана Валерьевна, старший воспитатель,

Чернышова Марина Владимировна, воспитатель

МДОУ «Детский сад № 38», г. Ярославль

Конспект организованной образовательной деятельности

по основам грамоты в старшей группе

«Жили - были звуки»

Задачи:

Образовательные:

- продолжать знакомить детей с понятиями: «гласный» и «согласный» звук;

- знакомить со смыслоразличительной функцией твёрдого и мягкого согласного

звука;

- продолжать освоение действий звукового анализа слова.

Развивающие:

- развивать фонематический слух, мимическую мускулатуру, интонационную

выразительность речи;

Воспитательные:

- воспитывать взаимовыручку, желание и умение работать в коллективе, поощрять

активность и самостоятельность;

- воспитывать выдержку, умение выслушать товарищей.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: «рубашки» красного, синего, зеленого цвета, вырезанные из

картона, картина-схема «утки» для звукового анализа слова,

фишки красного, синего, зелёного цветов,

мяч, волшебная палочка.

Раздаточный:

картинки-схемы «утки» для звукового анализа слова, фишки

красного, синего, зелёного цветов.

ХОД ООД:

Организационный момент:

Дети стоят вокруг воспитателя.

Воспитатель: Ребята, я рада вас всех приветствовать.

Есть хорошая примета всем с утра дарить приветы.

Солнцу красному...

Дети: Привет!

Воспитатель: Небу ясному...

Дети: Привет!

Воспитатель: Люди взрослые и малыши...

Дети: Вам привет от всей души!

Мотивационный момент:

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? Я расскажу вам сказку. Да сказку не

простую, а сказку про звуки.

Воспитатель приглашает детей на ковер.

Основная часть:

Воспитатель: Давным-давно жили-были звуки. И было их шесть. У каждого звука

был свой характер:

А — радостный и веселый, (он любил широко открывать рот)

У — умный, (складывал губки трубочкой, как уточка)

О — очень любил всему удивляться, (его ротик был похож на колесо)

И — игривый, улыбчивый, (ротик его всегда улыбался)

Э — рассудительный, (его рот был приоткрыт, а язык с выгнутой спинкой

приподнят)

Ы — самый настойчивый, (пел низко, немного улыбаясь с приоткрытым ртом, с

оттянутым назад языком).

Дети повторяют все движения артикуляционным аппаратом

Воспитатель: Звуки были разными, но очень дружными, так как все они любили

петь. Голоса их звучали красиво, звонко. Умели звуки петь и высоко, и низко, и

громко, и тихо. Ходили звуки по свету, голосисто пели, за это их стали называть

гласными звуками, а чтобы они отличались от других звуков им подарили

КРАСНЫЕ рубашки.

- Гласные звуки мы можем пропеть и воздух во рту не встречает преград!

- Есть песенка, которая поможет нам запомнить, как же произносятся гласные звуки.

- Гласные тянутся в песенке звонко,

Могут заплакать и закричать.

В темном лесу звать и аукать

И в колыбели ребенка качать

Дети повторяют звуки в соответствии с текстом с разной интонацией.

Воспитатель: Гласные звуки мы можем пропеть и воздух во рту не встречает

преград!

Гласные звуки любят петь. Вот сейчас мы и попробуем с вами спеть, что же у нас

получится.

Воспитатель приглашает детей.

Игровое упражнение «Живые звуки»

Воспитатель: Вы будете гласными звуками.

Воспитатель закрепляет за ребенком определенный звук

- Гласные звуки старались, пели:

- по одному (-А-, -У-, -О-, -И-, -Э-, -Ы-)

Воспитатель демонстрирует КРАСНУЮ РУБАШКУ

Воспитатель: В русском языке есть и другие звуки. слушайте продолжение сказки.

Так себе и жили гласные звуки: «А», «О», «Э», «У», «Ы», «И» очень долго. Пели

звонкие песни, но вот однажды их услышали другие звуки. И так им тоже

захотелось петь, что они попросили гласные звуки их научить петь.

"П-П-П" — запыхтел звук "П". Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал

он, загоревал: "Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь".

"Т-Т-Т" — застучал звук "Т", Стучал, стучал, а спеть песенку не смог. Заплакал,

загоревал; "Ох, какой я невезучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не

слышит".

"К-К-К" — закряхтел звук "К" и тоже не смог спеть песенку.

«Ф-Ф-Ф – зафыркал звук «Ф».

Дети повторяют звуки в соответствии с текстом.

"Не печальтесь, не певучие звуки, — сказала голосистая девочка — звук "А", — Мы,

гласные звуки, сможем всем помочь. Только вы всегда должны стоять рядом с нами.

Согласны?" "Согласны! Согласны!" — закричали звуки. И с тех пор их стали

называть согласные звуки.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему согласные звуки не смогли ничего

спеть?

- Что им мешало петь? Что встречают на своем пути согласные звуки?

Дети: преграду – язык, зубы, губы.

Воспитатель: Есть стишок и про согласные звуки.

- А согласные согласны

Ш-Ш-Ш-Шелестеть, с-с-с-свистеть, с-с-с-сопеть,

Громко х-х-х-хлопать и ш-ш-ш-ш-ипеть,

Но не хочется им петь.

Дети повторяют звуки в соответствии с текстом с разной интонацией.

Воспитатель: И вот согласные звуки тоже захотели себе рубашки. И им подарили

рубашки СИНЕГО и ЗЕЛЕНОГО цвета. Синюю рубашку – согласным твердым

звукам, зеленую рубашку – согласным мягким звукам.

С ПОКАЗОМ СИНЕЙ или ЗЕЛЕНОЙ РУБАШКИ

Физкультминутка:

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось,

Руки в боки, улыбнулись,

Вправо, влево повернулись.

Руки тянем в потолок,

Будто к солнышку цветок.

А теперь давайте вместе

Мы попрыгаем на месте.

Хоть разминка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Игра «Назовите слово с твердым или мягким звуком» Закрепление понятий

«твердый-мягкий звук» З – Зь и др.

Загадка: Какой звук заблудился? (Угол – уголЬ; галка – галЬка; хор – хорЬ; пенки

– пенЬки и т.п.) Знакомство со смыслоразличительной функцией твёрдого и

мягкого согласного звука.

Далее воспитатель предлагает детям пройти за столы. Обращает внимание на

валеологические требования

Звуковой анализ слова

Воспитатель показывает детям картинку УТКИ

Воспитатель: Что изображено на картинке?

Дети: Утки.

Воспитатель: А что изображено внизу под картинкой?

Дети: Клеточки.

Воспитатель: Что обозначают клеточки?

Дети: Количество звуков в слове. Сколько клеточек, столько и звуков.

Воспитатель: Сколько звуков в слове УТКИ?

Дети: Пять.

Воспитатель: Как мы будем обозначать звуки?

Дети: Фишками.

Воспитатель: Давайте вспомним, фишками какого цвета будем обозначать

гласные звуки?

Обратить внимание детей на синие и зеленые рубашки и фишки, которыми будут

отмечать гласные звуки на схеме слова.

Воспитатель: Фишками какого цвета будем обозначать согласные твердые звуки?

Согласные мягкие звуки?

Дети: Синего и зеленого.

Воспитатель: Какой первый звук в слове УУУУУтки?

Воспитатель: Какой это звук? Гласный или согласный? И т.д. по каждому звуку.

Дети дают ответ.

Индивидуальная самостоятельная работа детей.

Заключительная часть: Рефлексия

- Ребята, подумайте, что для вас было сегодня сложным, что простым, что

интересным, а что нет?

- Что мы узнали о звуках?

- Какие звуки называют гласными? Какие согласные?

- Сегодня хочу отметить тех ребят, которые активно отвечали и работали на

занятии…

А другие обязательно будут стараться на следующем занятии.



В раздел образования