Напоминание

"Сказка как средство развития речи у детей старшего возраста"


Автор: Полякова Елена Алексеевна
Должность: воспитатель логопедической группы
Учебное заведение: МБДОУ д/с кв №3
Населённый пункт: ст.Кущёвская
Наименование материала: обобщение опыта
Тема: "Сказка как средство развития речи у детей старшего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский

сад комбинированного вида №3

Обобщение опыта

«Сказка как средство развития речи у

детей старшего возраста»

Воспитатель: Полякова Е.А.

Ст.Кущёвская

2017г

1

Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним

из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко

проявляется принцип обучения: учит играя.

Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника

происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и

связной речью. Сказка - интегративная деятельность, в которой действия

воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на

активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных

эмоциональных состояний.

Я считаю тема актуальна и практическая значимость очень велика. Восприятие

сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, Процесс

ознакомления со сказкой создаёт реальные психологические условия для

формирования личности ребёнка.

К сожалению, сегодня у многих детей к пяти годам уровень речевого развития

ниже положенной нормы. Уровень передачи эмоциональных состояний

недоразвит, артистические способности, интонирование, восприятие различных

оттенков речи не соответствует возрасту.

А сказка является отличным средством устранить все эти проблемы. Сам процесс

игры в сказку тесно связано со всеми разделами программы, в которые входит и

развитие речи детей дошкольного возраста. Игра в сказку - способствует

активизации разных сторон речи детей:

Словаря;

Грамматического строя;

Диалогической и монологической речи;

Совершенствованию звуковой стороны речи.

Изучив программы авторов :

1) М.А. Васильевой "Программа воспитания и обучения в детском саду",

2) Веракса «От рождения до школы»

3) Г.Я. Затулиной "Программа воспитания в детском саду",

4) О.С. Ушаковой "Развитие речи и творчества дошкольников",

5)О.А. Шороховой "Играем в сказку",

2

6) Р.И. Габовой "Методика обучения пересказу детей старшего дошкольного

возраста". 7) А.М. Бородич

"Методика развития речи детей",

Проконсультировавшись с методистом, логопедом и музыкальным работником

детского сада поставила цель: организовать работу по развитию словесного

творчества детей, обучать составлению репродуктивно - творческих

импровизаций по содержанию знакомых сказок и их драматизации. Создать

благоприятную психологическую атмосферу. Обеспечению рациональных

условий пространства и времени, а так же по использованию игровых методов,

направленных на развит ие связной речи с учётом таких характеристик личности,

как активность, самостоятельность, произвольность, эмоциональная

устойчивость, творчество.

Задачи:

Образовательная: Продолжать совершенствовать диалогическую

форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на

поставленный педагогом вопрос, в доброжелательной форме высказывать

согласие или несогласие с ответом товарища; развивать умение

поддерживать непринуждённую беседу.

Воспитательная: воспитывать дружеские взаимоотношения между

детьми; привычку играть, заниматься сообща; стремление радовать близких

поступками. Формировать умение оценивать свою работу, воспитывать

привычку работать старательно. Формировать доброжелательное и

уважительное отношение к сверстникам.

Развивающая: развивать умение связно, последовательно и

выразительно пересказывать небольшие сказки.

Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта (по плану),

придумывать концовки к незнакомым сказкам. Формировать умение составлять

небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенному

воспитателем. Развивать умение изображать мимикой и жестами состояние героев

сказки.

Развитие связной речи старших дошкольников в программе осуществляю через

разнообразные формы организации занятий. На занятиях по развитию речи дети

учатся пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки,

придумывать сказки и небылицы. Занятия по ознакомлению с художественной

литературой вырабатывают у детей художественный вкус, развивают

воображение, а также умение чувствовать и понимать выразительные средства

родного языка.

В систему развития связной речи разделила на 4 этапа:

I Этап. "Рассказывание";

3

II Этап. "Пересказывание";

III Этап. "Играем в сказку";

IV Этап. "Сочинялки".

На каждом из этапов работы по развитию связной монологической речи особое

внимание уделяю обучению пересказыванию, поскольку этот вид деятельности

является основополагающим для овладения детьми навыками самостоятельного

рассказывания.

В своей работе по развитию речи использовала словесные игры : «Карусели",

"Качели", "Ладушки", "У медведя дом большой" и т.д.; пересказ от лица

литературного героя, словесное рисование, психогимнастику: "Дятел",

"Молоточки", "Петрушка", "По кочкам" и т.д. пальчиковые игры: "Моя семья",

"Зайчики", "Лодочка", "Ребята".

Несмотря на технический прогресс, дети все-таки тянутся к таинственному миру

сказок. Ведь сказка не только будит воображение, помогает творить, но и

обогащает жизнь положительными эмоциями, объединяет людей. Дети растут и

им всё интереснее принимать участие в театрализованных играх.

Уделяла большое внимание самообразование .Ознакомившись и прочитав

методики и журналы; Дошкольное воспитание № Журнал Воспитатель с

приложением №№

Использовала «Сказки на новый лад»

.

Для того чтобы работа была результативной, в группе создавалась развивающая

предметно-пространственная среда ,которая включает в себя центры «В мире

сказок»,где расположены книги со сказками для детей соответствующего возраста.

Также схемы. алгоритмы, мнемотаблицы , иллюстрации из произведений.

Центр ИЗО деятельности который содержит всё необходимое для подготовки руки

к письму, различные предметы для экспериментирования в рисовании,

пластилин ,иллюстрации для раскрашивания сказок.

Центр «Строитель»,где сосредоточенны разнообразные конструкторы, мозайки ,

бросовый материал.

Центр «Музыкальный»развивающий темп речи. Тембр, силу голоса, интонацию.

Центр «Театральной деятельности» . в котором ест : настольный ,пальчиковый ,

кукольный, театр на магнитах, на фланелеграфе.

Старалась активно участвовать в методической работе детского сада:

Подготовила консультации для воспитателей « Игровые приёмы по развитию речи

у старших дошкольников».

Семинар -практикум «Нетрадиционные приёмы работы со сказкой»

Выступление на районном методическом объеденении «Народный фольклор для

детей»

4

Показала открытое занятие на тему «Путешествие по сказкам» , «Друзья

познаются в беде», комплексное занятие , посвящённое « 9 мая»

Использовала в работе традиционный метод ознакомления со сказкой :

- Чтение воспитателя, т.е дословная передача текста, которые невелики по объему,

я рассказывала наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с

детьми. Большую часть читала по книге. Бережное обращение с книгой в момент

чтения является примером для детей.

-Рассказывание, т.е более свободная передача текста, перестановка слов, Главное в

передаче рассказывания- выразительно рассказать ,чтобы дети заслушались.

-Драматизация –является одной из форм активного восприятия сказки. В ней

ребёнок выполняет роль сказочного персонажа .Привлечение детей к участию

драматизации удаётся развить у них выразительную речь, произвольное внимание,

воображение. Драматизация используется в сочетании с другими приёмами. после

повторного рассказывания или чтения, когда дети частично усвоили содержание

сказки.

Главным достоинством своего опыта считаю использование сказкотерапии ,под

редакцией Минченко мини сказок ,а также аудисказок для развития воли

,мышления. доброты. Большое внимание уделяла совместной работе с районной

детской библиотекой ,раз в квартал нас приглашали в читальный зал для

просмотра кукольного театра. викторин со сказочными героями . где ребята

погружалались в интересный мир книги.Также велась работа с родителями

.Подготовила консультации для родителей «Воспитательное значение сказок».

«Сказка на ночь», «Сказкотерапия» . Провела родительские собрания «Чему учат

сказки», где родители участвовали в викторине по сказкам. Делала акцент на

важность чтения сказок на ночь. «Скоро в школу». Привлекала родителей к

участию районных и внутрисадовских конкурсов- изготовление поделок.

стенгазет, плакатов и рисунков.

В результате решения поставленных задач дети ярче выражают свои мысли и

чувства в речи: - Знают

определённые сказочные сюжеты,

-Понимают сюжетную линию сказки.

-Выделяют проблему, актуализированную в сказке

-Умеют передавать художественный образ в продуктивных видах деятельности.

-Могут сочинять небольшую сказку на заданную или свободную тему.

Вся работа, направленная на развитие связной речи ,через Сказку , проходила в

тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей

сферой, .определяющей развитие личности ребёнка в дошкольные годы . В

нашей развивающей среде пополнились уголок ряженья (детскими костюмами,

театром на фланелеграфе ,пальчиковым театром к сказкам «Теремок», «Репка»

,Лиса и заяц» и др., шапочки и маски сказочных героев.

В связи с чем считаю, что родители стали более компетентны при выборе сказок

для детей. С огромным удовольствием принимали участие в рисовании заданной

сказки , «Любимый сказочный герой»

5

В ходе своей деятельности я поняла ,что систематическое и целенаправленное

использование различных методов чтения сказок создаёт условия для наилучшего

развития творческого воображения, развития личности ребёнка в целом. Сказка

помогает осуществить педагогический процесс по развитию воображения,

фантазии продуктивнее и разнообразнее . В конце хотелось бы добавить Сказка

это маленький волшебный мостик, соединяющий нас с нашим детьми. Чем

больше таких мостиков-тем крепче будут наши отношения с детьми, тем более

уверенными в себе и своих силах вырастут дети. А ещё СКАЗКА-это фитилёк,

разжигающий костёр фантазии, без которого просто невозможна жизнь ребёнка.

Поэтому я говорю «Пусть будет сказка! Сказка придуманная мамой для своего

малыша, сказка, придуманная всей семьёй или первая сказка, которую сочинил

ребёнок. Пусть будет Сказка! И чем больше сказок будет, тем интереснее и

веселее станет жизнь.

Литература:

Программа воспитания и обучения в детском саду Васильевой М.А.

Веракса «От рождения до школы» Г.Я.

Затулиной "Программа воспитания в детском саду",

О.С. Ушаковой "Развитие речи и творчества дошкольников",

О.А. Шороховой "Играем в сказку",

Р.И. Габовой "Методика обучения пересказу детей старшего дошкольного

возраста

",

6



В раздел образования