Напоминание

Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи


Автор: Никитина Евгения Ивановна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Многопрофильная гимназия №12"
Населённый пункт: город Чита, Забайкальский край
Наименование материала: статья
Тема: Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ «Многопрофильная гимназия №12» г. Читы

Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов

детей и молодежи.

Никитина Евгения Ивановна, заместитель директора по УВР, учитель

географии.

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой

рукой, они красиво зазвучат».

«Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели – видят мир во

всей его свежести и первозданности; каждый день они заново придумывают

свою жизнь. Они любят экспериментировать, и смотрят на чудеса

окружающего мира с удивлением и восторгом»

П. Вайнцвайг

Талантливые,

одаренные

дети

являются

мощным

ресурсом

общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы

социально-экономического,

культурного

и

духовно-нравственного

преображения. Забота об одаренной молодежи сегодня – это забота о

развитии науки, культуры и социальной жизни России.

Как сделать так, чтобы талант имел возможность развиваться? Задача

выявления и обучения талантливой молодежи приоритетна в современном

образовании.

Формирование

эффективной

системы

выявления,

поддержки

и

развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на

принципах

справедливости,

всеобщности

и

направленной

на

самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся,

является

задачей

из

Указа

Президента

Российской

Федерации

«О

национальных

целях

и

стратегических

задачах

развития

Российской

Федерации на период до 2024 года».

Мероприятия для реализации

поставленной Президентом задачи отражены в федеральном проекте «Успех

каждого ребенка» национального проекта «Образование».

На федеральном уровне четко прослеживается, что одним из ключевых

факторов решения задачи сохранения и приумножения интеллектуального

потенциала

является

формирование

эффективной

системы

работы

с

одаренными детьми: создание условий для выявления, развития, социальной

поддержки талантливых детей и молодежи, реализации их способностей,

обеспечения их всестороннего развития и образования. Забота об одаренных

детях - это забота о будущем науки, спорта, культуры и экономики

Российской Федерации.

Школа призвана всесторонне развивать всех школьников и тем самым

выявлять и учитывать наиболее яркие способности каждого.

Безусловно в любой школе претворяются в жизнь посылы образовательной

политики нашего государства и сегодня я представлю вашему вниманию как

это реализуется в нашей образовательной организации.

В рамках программы развития гимназии реализуется подпрограмма

«Гимназия – территория успеха» по выявлению, поддержке и развитию

талантливых и одарённых детей в разных направлениях, ведущими из

которых

выступают

интеллектуальное,

творческое

и

художественное,

спортивное, социальное. Причём выявление, поддержка и развитие должны

выступать некоторого рода триединством, что предполагает неразрывность

этих трех элементов. Игнорирование любого из них может привести к

неэффективности всей системы.

Т. образом, на сегодняшний день сформировалась модель этой

системы, представленная в виде взаимосвязанных иерархичных уровней:

Учитель+классный руководитель+психолог – предметные кафедры –

уровни образования (начальная школа, основная школа, средняя школа),

которые обязательно соблюдают преемственность.

В работе по выявлению одаренных и талантливых детей все большее

значение

приобретает

психолого-педагогическое

сопровождение,

диагностические исследования, цель которых – разработка практических

рекомендаций по динамике психического развития талантливого ребенка.

Психолого-педагогическое

сопровождение

одаренных

и

мотивированных

обучающихся

осуществляется

по

следующим

направлениям:

1)Диагностическое

-

идентификация

одаренных

детей,

изучение

индивидуальных

особенностей

школьников

(составление

банка

психодиагностических методик и реализация).

2)Коррекционно-развивающее

-

раскрытие

потенциальных

возможностей ребенка (формирование у детей уверенности в успехе,

развитие навыков личностного общения)

3)Просветительское (информационное) - повышение психологической

компетентности участников педагогического процесса;

4) Консультационное - оказание психологической помощи способным

и одаренным детям и их родителям, и педагогам в решении возникающих у

них проблем.

5)Психопрофилактическое направление - организация психологически

благоприятной атмосферы в учреждении,

В прошлом учебном году наш психолог Рубцова Ю.А. использовала

ряд диагностических инструментов для выявления одарённости:

Как я вижу себя (А.И. Савенков) – самооценка обучающегося

Тест креативности Вильямса дивергентного (творческого) мышления

Шкала поведенческих характеристик одарённых школьников (Дж.

Резунли и соавторы, в адаптации Л.В. Поповой)

А

также

задействовала

достаточно

широкий

спектр

методик:

наблюдения за детьми в школе, во внешкольной деятельности; специальные

психодиагностические тренинги; экспертное оценивание поведения детей

учителями, родителями; проведение “пробных” уроков по специальным

программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-

ориентированные занятия; экспертное оценивание конкретных продуктов

творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей). В

этом уч году психолог сменился, но она старается продолжать это

направление работы.

Задача учителя - во-первых, увидеть способности у каждого учащегося,

благодаря которым у него появляется потребность в их реализации, и, во-

вторых, умело их развивать и применять на практике.

Система работы каждого учителя включает в себя следующие компоненты:

-выявление одаренных детей;

-развитие творческих способностей на уроках;

-развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы,

исследовательская работа);

-создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

-развитие у учащихся навыков публичного выступления.

Демонстрацию своих талантов и способностей дети осуществляют в

рамках мероприятий предметных кафедр: проведение предметных недель,

участие в проектной и исследовательской деятельности.

Формой реализации способностей обучающихся служит «Портфолио»,

где накапливаются индивидуальные учебные и внеучебные достижения в

течение учебного года.

И уже на каждом уровне обучения реализуются более масштабные

мероприятия - участие в олимпиадах, викторинах и конкурсах разных рангов,

участие в научно-практических конференциях, определяются победители и

призёры, в дальнейшем представляющие гимназию на уровне города, края,

России.

Т. образом, успех невозможно получить просто так, не приложив к этому

определенных усилий и стараний. Какая бы область деятельности ни была

выбрана ребёнком, необходимо помогать ему в достижении цели. Путь к

успеху у каждого свой.

Независимо ни от уровня системы, ни от уровня обучения учитываются

следующие

принципы

педагогической

деятельности

в

работе

с

одаренными детьми:

принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей

для развития личности;

принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

принцип создания условий для совместной работы учащихся при

минимальном участии учителя;

принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных

услуг, помощи, наставничества.

Формы работы с одаренными учащимися:

творческие мастерские;

групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

факультативы;

кружки по интересам;

конкурсы;

интеллектуальный марафон;

участие в олимпиадах;

работа по индивидуальным планам;

сотрудничество с родителями.

Основные направления реализации программы:

- создание благоприятных условий для работы с одаренными детьми;

- создание системы диагностики одаренности обучающихся начальной

школы;

- методическое обеспечение работы с одаренными детьми;

- организация разнообразных мероприятий по работе с одаренными

детьми;

- раннее выявление способных и одаренных детей;

- индивидуальные занятия с одаренными детьми.

Немаловажным аспектом при формировании системы выявления,

поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи является

развитие системы дополнительного образования детей как важнейшего

элемента интеллектуального, духовно- нравственного и физического соверше

нствования обучающихся.

Для эффективной работы педагогов в этом направлении методической

службой гимназии осуществляется подготовка педагогических работников по

вопросам развития способностей и талантов у детей и молодежи через такие

мероприятия как:

- организация работы творческих групп, формирование для них тематики

проблемных

семинаров

по

вопросам

сопровождения

одаренных

и

талантливых обучающихся;

- проведение совещаний по проблемам детской одаренности, особенностям

работы с этой категорией обучающихся;

- консультирование педагогов по вопросам проектирования учебных и

образовательных программ для одаренных детей, создания тематических

программ, проектов, подготовки исследовательских работ;

-экспертиза

и

рецензирование

учебных

материалов,

подготовленных

педагогами для работы с одаренными детьми.

Остановлюсь на некоторых наиболее ярких мероприятиях последних

лет системы работы с одарёнными детьми.

Конкурс «Ученик года» среди учащихся начальной школы

Цель:

-выявить

учащихся

самореализующихся

в

учебной

и

внеучебной

деятельности;

- дать учащимся возможность проявить свои творческие, интеллектуальные

способности.

Конкурс проводится 1 раз в два года, реализуется в течении всего учебного

года, проходит в 4 этапа: организационный (формирование состава жюри,

подача заявок участниками – рекомендация кл рук, кл коллектива,

самовыдвижение) и три тура: 1-й тур – очно-заочный, 2 тур – заочный, 3 тур

– очный.

1 тур включает представление жюри презентации «Расскажи о себе» («Это –

я!»), конкурсные работы, выполненные родителями о своих детях -

сочинения «Мой ребёнок лучший»

2 тур занимает основную часть конкурса, включает учебное направление:

успеваемость, участие в олимпиадах по предметам, участие в различных

интеллектуальных конкурсах; творческое направление: участие в конкурсах

и выставках рисунков, поделок, письменных работ, конкурсах чтецов,

конкурсе талантов; достижения в музыкальной, художественной школах,

спортивных

секциях;

научно-исследовательское

направление:

создание

проектных работ по предметам, создание презентаций к урокам, участие в

научно-практической конференции младших школьников.

Третий тур проводится в мае в виде интеллектуально-творческого марафона

Сложность заданий определяется возрастом учащихся

В 3-й тур включаются задания из различных учебных дисциплин, а также

задания на общее развитие, кругозор, смекалку и т.п

Все аспекты проведения конкурса отражены в локальном акте Положении о

конкурсе «Ученик года».

В основной школе эта форма работы продолжается немного в другой

формации. В каждом классе ведётся мониторинг участия детей, их

результативность фиксируется (портфолио класса, летопись класса и пр.), в

конце года подводятся итоги и отличившиеся ученики поощряются внутри

класса. Кроме этого на уровне гимназии ежегодно проводится торжественная

церемония «Гордость гимназии», где дети, представляющие гимназию в

разных

конкурсах,

соревнованиях,

олимпиадах

на

муниципальном,

региональном, федеральном этапах и добившиеся высоких результатов

награждаются

грамотами,

кубками

гимназии

(изготовленными

по

разработанному нами эскизу), дипломами гимназии, а также ценными

подарками.

В

большей

степени

эти

мероприятия

касаются

интеллектуального

направления, которое активно развивается и уже на протяжении многих лет в

гимназии успешно функционирует ШНОУ «Шанс». Одним из векторов

развития

научного

общества

является

работа

в

области

научно-

исследовательской деятельности, поэтому первичной ячейкой в структуре

общества выделяются секции, соответствующие направлениям НПК.

Похожие задачи решает реализуемый в гимназии

Офис проектного менеджмента «Проектная мастерская»,

Целью которого является - создание центра по оказанию методической

поддержки обучающимся при написании проектно-исследовательских работ

и сопровождению

их выступлений на различных научно-практических

конференциях, симпозиумах и защите проектов.

Задачи:

1.

Вовлечение обучающихся и учителей гимназии в развитие навыков и

компетенций в области создания проектов.

2.

Поддержка и сопровождение проектных инициатив обучающихся

гимназии.

3.

Организация и проведение семинарских и практических занятий,

мастер-классов и других форм урочной и внеурочной активности по

различным областям знаний.

4.

Содействие участию проектов, реализуемых мастерской в конкурсах ,

научных конференциях.

Количественные показатели: по итогам реализации образовательной

программы пройдут обучение обучающиеся 5-9 классов (250-350 человек) и

педагоги-кураторы.

Качественные показатели: подростковое школьное сообщество обретет

навыки по научному проектированию. Благодаря

проектному офису у

подростков появится возможность представить свои идеи на разных уровнях

и площадках города, края, страны в целом.

Готовясь к участию в научно-практической конференции, школьники

развивают

многие

метапредметные

качества.

Учащийся

самым

непосредственным образом включён в активный познавательный процесс,

самостоятельно

формулирует

учебную

проблему,

осуществляет

сбор

необходимой

информации,

планирует

возможные

варианты

решения

проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, выступает перед

аудиторией, отстаивает свою точку зрения. Проектная и исследовательская

деятельность развивает ребёнка в целом.

Кроме того, значительным подспорьем для развития способностей

детей являются элективные курсы и внеурочная деятельность. (на слайде

примеры).

Эффективность нашей модели по работе с одарёнными детьми проявляется в

её результативности.

Ежегодно гимназия в числе муниципальных лидеров по результатам 2 этапа

ВОШ, кол-во призовых мест почти стабильно чуть выше 30. Принимаем

участие в олимпиаде по всем предметам и только незначительная часть

предметов нерезультативны.

По итогам 2022 года гимназия стала обладателем переходящего кубка

городского научного общества за лучшие успехи в научно-практической

деятельности.

Высокие

результаты

командные

и

индивидуальные

в

различных

мероприятиях внеучебной деятельности – к-с литературно-музыкальных

композиций «В объективе Россия», к-с «Рыцари дорожной безопасности», к-с

«Герои России глазами детей», интеллект-викторина ЗабГУ и т.д.

Информация о больших и маленьких достижениях гимназии постоянно

дополняется и обновляется на наших информационных ресурсах – сайт

гимназии, паблики в соцсетях вк, ок.

Заканчивая своё выступление, хочу сказать, что сегодняшние дети нового

тысячелетия, обладают особыми способностями, потому что родились и

живут в новом мире, в котором гораздо больше возможностей для их

развития.

Наша задача помочь им проявить их способности и таланты и поддержать их

Подводя итог хочется определить работу с одаренными детьми через

некоторые положения:

1.

Развивать

одаренность

учащихся

через

оптимальное

сочетание

основного, дополнительного и индивидуального образования.

2.

Спланировать мероприятия по преемственности обучения учащихся.

3.

Проводить диагностику по изучению способностей учащихся

и

систематически анализировать результативность их развития.



В раздел образования