Автор: Никитина Евгения Ивановна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Многопрофильная гимназия №12"
Населённый пункт: город Чита, Забайкальский край
Наименование материала: статья
Тема: Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи
Раздел: среднее образование
МБОУ «Многопрофильная гимназия №12» г. Читы
Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов
детей и молодежи.
Никитина Евгения Ивановна, заместитель директора по УВР, учитель
географии.
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой
рукой, они красиво зазвучат».
«Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели – видят мир во
всей его свежести и первозданности; каждый день они заново придумывают
свою жизнь. Они любят экспериментировать, и смотрят на чудеса
окружающего мира с удивлением и восторгом»
П. Вайнцвайг
Талантливые,
одаренные
дети
являются
мощным
ресурсом
общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы
социально-экономического,
культурного
и
духовно-нравственного
преображения. Забота об одаренной молодежи сегодня – это забота о
развитии науки, культуры и социальной жизни России.
Как сделать так, чтобы талант имел возможность развиваться? Задача
выявления и обучения талантливой молодежи приоритетна в современном
образовании.
Формирование
эффективной
системы
выявления,
поддержки
и
развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на
принципах
справедливости,
всеобщности
и
направленной
на
самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся,
является
задачей
из
Указа
Президента
Российской
Федерации
«О
национальных
целях
и
стратегических
задачах
развития
Российской
Федерации на период до 2024 года».
Мероприятия для реализации
поставленной Президентом задачи отражены в федеральном проекте «Успех
каждого ребенка» национального проекта «Образование».
На федеральном уровне четко прослеживается, что одним из ключевых
факторов решения задачи сохранения и приумножения интеллектуального
потенциала
является
формирование
эффективной
системы
работы
с
одаренными детьми: создание условий для выявления, развития, социальной
поддержки талантливых детей и молодежи, реализации их способностей,
обеспечения их всестороннего развития и образования. Забота об одаренных
детях - это забота о будущем науки, спорта, культуры и экономики
Российской Федерации.
Школа призвана всесторонне развивать всех школьников и тем самым
выявлять и учитывать наиболее яркие способности каждого.
Безусловно в любой школе претворяются в жизнь посылы образовательной
политики нашего государства и сегодня я представлю вашему вниманию как
это реализуется в нашей образовательной организации.
В рамках программы развития гимназии реализуется подпрограмма
«Гимназия – территория успеха» по выявлению, поддержке и развитию
талантливых и одарённых детей в разных направлениях, ведущими из
которых
выступают
интеллектуальное,
творческое
и
художественное,
спортивное, социальное. Причём выявление, поддержка и развитие должны
выступать некоторого рода триединством, что предполагает неразрывность
этих трех элементов. Игнорирование любого из них может привести к
неэффективности всей системы.
Т. образом, на сегодняшний день сформировалась модель этой
системы, представленная в виде взаимосвязанных иерархичных уровней:
Учитель+классный руководитель+психолог – предметные кафедры –
уровни образования (начальная школа, основная школа, средняя школа),
которые обязательно соблюдают преемственность.
В работе по выявлению одаренных и талантливых детей все большее
значение
приобретает
психолого-педагогическое
сопровождение,
диагностические исследования, цель которых – разработка практических
рекомендаций по динамике психического развития талантливого ребенка.
Психолого-педагогическое
сопровождение
одаренных
и
мотивированных
обучающихся
осуществляется
по
следующим
направлениям:
1)Диагностическое
-
идентификация
одаренных
детей,
изучение
индивидуальных
особенностей
школьников
(составление
банка
психодиагностических методик и реализация).
2)Коррекционно-развивающее
-
раскрытие
потенциальных
возможностей ребенка (формирование у детей уверенности в успехе,
развитие навыков личностного общения)
3)Просветительское (информационное) - повышение психологической
компетентности участников педагогического процесса;
4) Консультационное - оказание психологической помощи способным
и одаренным детям и их родителям, и педагогам в решении возникающих у
них проблем.
5)Психопрофилактическое направление - организация психологически
благоприятной атмосферы в учреждении,
В прошлом учебном году наш психолог Рубцова Ю.А. использовала
ряд диагностических инструментов для выявления одарённости:
Как я вижу себя (А.И. Савенков) – самооценка обучающегося
Тест креативности Вильямса дивергентного (творческого) мышления
Шкала поведенческих характеристик одарённых школьников (Дж.
Резунли и соавторы, в адаптации Л.В. Поповой)
А
также
задействовала
достаточно
широкий
спектр
методик:
наблюдения за детьми в школе, во внешкольной деятельности; специальные
психодиагностические тренинги; экспертное оценивание поведения детей
учителями, родителями; проведение “пробных” уроков по специальным
программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-
ориентированные занятия; экспертное оценивание конкретных продуктов
творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей). В
этом уч году психолог сменился, но она старается продолжать это
направление работы.
Задача учителя - во-первых, увидеть способности у каждого учащегося,
благодаря которым у него появляется потребность в их реализации, и, во-
вторых, умело их развивать и применять на практике.
Система работы каждого учителя включает в себя следующие компоненты:
-выявление одаренных детей;
-развитие творческих способностей на уроках;
-развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы,
исследовательская работа);
-создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
-развитие у учащихся навыков публичного выступления.
Демонстрацию своих талантов и способностей дети осуществляют в
рамках мероприятий предметных кафедр: проведение предметных недель,
участие в проектной и исследовательской деятельности.
Формой реализации способностей обучающихся служит «Портфолио»,
где накапливаются индивидуальные учебные и внеучебные достижения в
течение учебного года.
И уже на каждом уровне обучения реализуются более масштабные
мероприятия - участие в олимпиадах, викторинах и конкурсах разных рангов,
участие в научно-практических конференциях, определяются победители и
призёры, в дальнейшем представляющие гимназию на уровне города, края,
России.
Т. образом, успех невозможно получить просто так, не приложив к этому
определенных усилий и стараний. Какая бы область деятельности ни была
выбрана ребёнком, необходимо помогать ему в достижении цели. Путь к
успеху у каждого свой.
Независимо ни от уровня системы, ни от уровня обучения учитываются
следующие
принципы
педагогической
деятельности
в
работе
с
одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей
для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при
минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных
услуг, помощи, наставничества.
Формы работы с одаренными учащимися:
творческие мастерские;
групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
факультативы;
кружки по интересам;
конкурсы;
интеллектуальный марафон;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
сотрудничество с родителями.
Основные направления реализации программы:
- создание благоприятных условий для работы с одаренными детьми;
- создание системы диагностики одаренности обучающихся начальной
школы;
- методическое обеспечение работы с одаренными детьми;
- организация разнообразных мероприятий по работе с одаренными
детьми;
- раннее выявление способных и одаренных детей;
- индивидуальные занятия с одаренными детьми.
Немаловажным аспектом при формировании системы выявления,
поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи является
развитие системы дополнительного образования детей как важнейшего
элемента интеллектуального, духовно- нравственного и физического соверше
нствования обучающихся.
Для эффективной работы педагогов в этом направлении методической
службой гимназии осуществляется подготовка педагогических работников по
вопросам развития способностей и талантов у детей и молодежи через такие
мероприятия как:
- организация работы творческих групп, формирование для них тематики
проблемных
семинаров
по
вопросам
сопровождения
одаренных
и
талантливых обучающихся;
- проведение совещаний по проблемам детской одаренности, особенностям
работы с этой категорией обучающихся;
- консультирование педагогов по вопросам проектирования учебных и
образовательных программ для одаренных детей, создания тематических
программ, проектов, подготовки исследовательских работ;
-экспертиза
и
рецензирование
учебных
материалов,
подготовленных
педагогами для работы с одаренными детьми.
Остановлюсь на некоторых наиболее ярких мероприятиях последних
лет системы работы с одарёнными детьми.
Конкурс «Ученик года» среди учащихся начальной школы
Цель:
-выявить
учащихся
самореализующихся
в
учебной
и
внеучебной
деятельности;
- дать учащимся возможность проявить свои творческие, интеллектуальные
способности.
Конкурс проводится 1 раз в два года, реализуется в течении всего учебного
года, проходит в 4 этапа: организационный (формирование состава жюри,
подача заявок участниками – рекомендация кл рук, кл коллектива,
самовыдвижение) и три тура: 1-й тур – очно-заочный, 2 тур – заочный, 3 тур
– очный.
1 тур включает представление жюри презентации «Расскажи о себе» («Это –
я!»), конкурсные работы, выполненные родителями о своих детях -
сочинения «Мой ребёнок лучший»
2 тур занимает основную часть конкурса, включает учебное направление:
успеваемость, участие в олимпиадах по предметам, участие в различных
интеллектуальных конкурсах; творческое направление: участие в конкурсах
и выставках рисунков, поделок, письменных работ, конкурсах чтецов,
конкурсе талантов; достижения в музыкальной, художественной школах,
спортивных
секциях;
научно-исследовательское
направление:
создание
проектных работ по предметам, создание презентаций к урокам, участие в
научно-практической конференции младших школьников.
Третий тур проводится в мае в виде интеллектуально-творческого марафона
Сложность заданий определяется возрастом учащихся
В 3-й тур включаются задания из различных учебных дисциплин, а также
задания на общее развитие, кругозор, смекалку и т.п
Все аспекты проведения конкурса отражены в локальном акте Положении о
конкурсе «Ученик года».
В основной школе эта форма работы продолжается немного в другой
формации. В каждом классе ведётся мониторинг участия детей, их
результативность фиксируется (портфолио класса, летопись класса и пр.), в
конце года подводятся итоги и отличившиеся ученики поощряются внутри
класса. Кроме этого на уровне гимназии ежегодно проводится торжественная
церемония «Гордость гимназии», где дети, представляющие гимназию в
разных
конкурсах,
соревнованиях,
олимпиадах
на
муниципальном,
региональном, федеральном этапах и добившиеся высоких результатов
награждаются
грамотами,
кубками
гимназии
(изготовленными
по
разработанному нами эскизу), дипломами гимназии, а также ценными
подарками.
В
большей
степени
эти
мероприятия
касаются
интеллектуального
направления, которое активно развивается и уже на протяжении многих лет в
гимназии успешно функционирует ШНОУ «Шанс». Одним из векторов
развития
научного
общества
является
работа
в
области
научно-
исследовательской деятельности, поэтому первичной ячейкой в структуре
общества выделяются секции, соответствующие направлениям НПК.
Похожие задачи решает реализуемый в гимназии
Офис проектного менеджмента «Проектная мастерская»,
Целью которого является - создание центра по оказанию методической
поддержки обучающимся при написании проектно-исследовательских работ
и сопровождению
их выступлений на различных научно-практических
конференциях, симпозиумах и защите проектов.
Задачи:
1.
Вовлечение обучающихся и учителей гимназии в развитие навыков и
компетенций в области создания проектов.
2.
Поддержка и сопровождение проектных инициатив обучающихся
гимназии.
3.
Организация и проведение семинарских и практических занятий,
мастер-классов и других форм урочной и внеурочной активности по
различным областям знаний.
4.
Содействие участию проектов, реализуемых мастерской в конкурсах ,
научных конференциях.
Количественные показатели: по итогам реализации образовательной
программы пройдут обучение обучающиеся 5-9 классов (250-350 человек) и
педагоги-кураторы.
Качественные показатели: подростковое школьное сообщество обретет
навыки по научному проектированию. Благодаря
проектному офису у
подростков появится возможность представить свои идеи на разных уровнях
и площадках города, края, страны в целом.
Готовясь к участию в научно-практической конференции, школьники
развивают
многие
метапредметные
качества.
Учащийся
самым
непосредственным образом включён в активный познавательный процесс,
самостоятельно
формулирует
учебную
проблему,
осуществляет
сбор
необходимой
информации,
планирует
возможные
варианты
решения
проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, выступает перед
аудиторией, отстаивает свою точку зрения. Проектная и исследовательская
деятельность развивает ребёнка в целом.
Кроме того, значительным подспорьем для развития способностей
детей являются элективные курсы и внеурочная деятельность. (на слайде
примеры).
Эффективность нашей модели по работе с одарёнными детьми проявляется в
её результативности.
Ежегодно гимназия в числе муниципальных лидеров по результатам 2 этапа
ВОШ, кол-во призовых мест почти стабильно чуть выше 30. Принимаем
участие в олимпиаде по всем предметам и только незначительная часть
предметов нерезультативны.
По итогам 2022 года гимназия стала обладателем переходящего кубка
городского научного общества за лучшие успехи в научно-практической
деятельности.
Высокие
результаты
командные
и
индивидуальные
в
различных
мероприятиях внеучебной деятельности – к-с литературно-музыкальных
композиций «В объективе Россия», к-с «Рыцари дорожной безопасности», к-с
«Герои России глазами детей», интеллект-викторина ЗабГУ и т.д.
Информация о больших и маленьких достижениях гимназии постоянно
дополняется и обновляется на наших информационных ресурсах – сайт
гимназии, паблики в соцсетях вк, ок.
Заканчивая своё выступление, хочу сказать, что сегодняшние дети нового
тысячелетия, обладают особыми способностями, потому что родились и
живут в новом мире, в котором гораздо больше возможностей для их
развития.
Наша задача помочь им проявить их способности и таланты и поддержать их
Подводя итог хочется определить работу с одаренными детьми через
некоторые положения:
1.
Развивать
одаренность
учащихся
через
оптимальное
сочетание
основного, дополнительного и индивидуального образования.
2.
Спланировать мероприятия по преемственности обучения учащихся.
3.
Проводить диагностику по изучению способностей учащихся
и
систематически анализировать результативность их развития.