Авторы: Иванова Кириена Игоревна, Кириена Игоревна Иванова
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "Орининская СОШ" Моргаушского района Чувашской Республики
Населённый пункт: МБДОУ "Детский сад №14 "Золушка" Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики
Наименование материала: Статья
Тема: Логопедическая готовность к школе
Раздел: дошкольное образование
От чего зависит успеваемость ребенка в школе?
Успеваемость будет зависеть от того, насколько хорошо были сформированы
определенные предпосылки в дошкольном возрасте:
развитый физический слух;
нормальное физического развитие будущего школьника;
развитая общая и мелкая моторика;
нормальная работа центральной нервной системы;
любознательность, тяга к знаниям, познавательная активность;
правильные представления об окружающем мире (понимание времени,
пространства, умение считать);
готовность ребенка обучаться в коллективе, коммуницировать со своими
сверстниками и т.д.
Все эти предпосылки формируются задолго до обучения в школе, где он будет получать
новые знания и навыки, необходимые для полноценного обучения. При этом
сама готовность ребенка к школе не завершается в первом классе, т.к. она подразумевает
не только определенный запас представлений и знаний, но и развитие обобщающей
деятельности мышления.
Значение речевого развития при подготовке к школе
Речевое развитие ребенка играет наиважнейшую роль как в его комплексном развитии,
так и при подготовке к школе. В дошкольный период речь активно формируется,
выполняя 2 основные функции – коммуникативную и интеллектуальную.
Примерно в возрасте 5-6 лет, которые предшествуют началу обучающего процесса,
ребенку предстоит сделать существенный скачок в овладении родным языком. Он должен
усвоить понятийное значение слов, его словарный запас должен быть достаточно
обширным (порядка 3500 слов), он должен ясно излагать свои мысли и желания,
используя ту лексику, которая есть в его арсенале.
К тому моменту, когда настанет пора идти в школу и принять на себя новую социальную
роль, ребенок в какой-то степени должен стать ответственной и сознательной личностью.
Именно недостаточное речевое развитие часто становится основной причиной
неуспеваемости учеников первых классов.
Развитие речи не только демонстрирует общее развитие ребенка, но и уровень
коммуникативных навыков, а также логического мышления. В связи с этим становится
понятно, что речевая готовность ребенка к школе – это обязательное условие его
успеваемости по всем предметам.
Что означает речевая готовность к школе
Чтобы ребенок не испытывал проблем с чтением и обучением письму, у него должны
быть сформированы определенные компоненты речи, о которых далее пойдет речь.
1. Умение слушать и слышать других
Если ребенок не умеет слушать и понимать услышанное, то у него возникнут серьезные
проблемы в понимании учебного материала, который рассказывает учитель в устной
форме. В этом возрасте крайне важно, чтобы ребенок мог понимать и действовать по той
инструкции, которую он получает от преподавателя.
2. Сформированность звуковой стороны речи
Сформированность фонетической стороны речи предусматривает:
умение четко и внятно произносить все звуки речи;
возможность изменения интонации и темпа с учетом смыслового содержания;
умение говорить шепотом, тихо или громко (в зависимости от ситуации).
Выраженные проблемы в звуковой стороне речи обязательно скажутся на
успеваемости ребенка в школе. Дети пишут так, как говорят, поэтому на письме могут
появиться такие проблемы, как пропуски или замены букв.
3. Умение различать звуки речи на слух
В норме ребенок должен слышать слово и уметь опознавать каждый звук, который входит
в его состав (и обозначать его буквой на письме). Если какие-то звуки кажутся ему
одинаковыми, то это будет отображаться и на его письме. К примеру, если ребенок плохо
различает звонкие-глухие звуки, то вместо слова «дом» он будет писать «том», «панан»
вместо «банан».
4. Функции языкового анализа и синтеза
Ребенок должен не только уметь различать все звуки в слове, но и определять их
последовательность. Формами звукового анализа являются:
Умение выделять звук на фоне слова («Есть ли в слове «бочка» звук ч?»). Задача
ребенка – определить наличие звука в слове.
Умение выделять звук в начале и конце слова («С какого звука начинается слово
лошадь?», «Каким звуком заканчивается слово машина?»).
Определение места звука в слове («В каком месте в слове «гусеница» стоит звук [н]
– в начале, середине или конце?»).
Умение назвать все звуки в слове по порядку (последовательный анализ).
Умение назвать количество звуков в слове (количественный анализ).
Помимо звукового анализа и синтеза, важно понимание слогового и синтаксического
анализа и синтеза.
Слоговый анализ представляет собой умение делить слова на слоги, определить их
количество в нем. Ребенок должен уметь составлять слова из представленных ему слогов.
Синтаксический анализ представляет собой определение количества и
последовательности слов в предложении. Синтез – это умение составлять предложение из
представленных слов.
5. Словарный запас
Готовность ребенка к школе определяется, в частности, его словарным запасом. Как
правило, запас слов должен составлять порядка 3500-4000 слов. При этом ребенок должен
не просто знать и употреблять эти слова, а понимать их значение.
В школе ребенку придется отвечать на вопросы учителя, пересказывать тексты, излагать
изученный им материал. Он должен уметь составлять рассказ по картинке, писать
сочинения на заданную тему и т.д.
Если словарный запас будет скудным, то это будет хорошо заметно в процессе обучения.
Он не может назвать предметы, долго подбирает нужные слова, когда ему нужно что-то
сказать, в его речи в большом количестве присутствует слова-паразиты: «в общем», «ну»,
«это» и т.д. Часто нехватка словарного запаса компенсируется активной жестикуляцией.
Часто у детей формируется ошибочное понимание слов, которое происходит тогда, когда
он слышит новые для себя слова в образных высказываниях, но понимает их по-своему.
Примеров может быть масса: ребенок услышал выражение «потерять смысл» и теперь
воспринимает слово «смысл» как потерянную вещь; кто-то думает, что «конфетти» - это
конфеты и т.д.
На бедность словарного запаса также указывает упрощение слов. К примеру, вместо
«массивный» - «большой, «крошечный» - «маленький» и т.д. Особенно это заметно при
пересказе сказок, рассказов, когда ребенок заменяет слова, используемые автором, на те,
которые ему знакомы.
В этом вопросе огромное значение имеет роль родителей, ведь именно в семье в большей
степени формируется словарный запас ребенка. Поэтому среди рекомендаций, которые
даются родителем, часто называется употребление ими как можно большего количества
сложных слов, сравнений, метафор. Ребенок будет слышать их и спрашивать о том, что
именно они означают.
Речевая готовность к школе определяется следующими навыками:
умение четко подбирать слова при назывании действий, предметов;
употребление в связной речи слов с обобщающим значением;
умение характеризовать предметы (лимон – кислый, небо – голубое, трава – зеленая);
умение подбирать возможные действия, характерные для предмета (кошка – мяукает,
бегает, точит когти и т.д.);
умение подбирать предметы к заданному действию, признаку (школа – класс, парта,
учебники, коридор);
понимание и употребление в речи антонимов (слабый – сильный, большой –
маленький, сладкий – горький);
понимание и употребление в речи синонимов (смелый, храбрый, отважный,
доблестный);
понимание и употребление многозначных слов (шляпка – женский головной убор,
гвоздя, гриба);
понимание метафор и умение их использовать («золотые слова», «кот наплакал»,
«каменное сердце»);
понимание и употребление фраз с переносным значением («стреляный воробей»,
«сломя голову»);
умение подбирать однокоренные слова (зима – зимний, зимовать, зимовка).
Даже если у ребенка в школе нет проблем с чтением, но его словарный запас скуден, и он
не понимает смысл слова, то он не будет понимать содержание прочитанного им
материала.
6. Грамматический строй речи
Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования, уметь
образовывать слова в нужной форме. Не менее важным является словоизменение – это
изменение слов по разным грамматическим категориям (по падежу, числу, роду и т.д.).
Есть и другие навыки, которыми должен овладеть ребенок к школе:
использование развернутой фразовой речи;
работа с предложением: построение простых предложений, понимание связи слов в
предложении и т.д.
умение находить ошибки в предложении и исправлять их, умение составлять
предложение по картинке и опорным словам;
пересказ текста с сохранением его смыслового содержания.
7. Связная речь
Под этим понятием понимаются развернутые высказывания, которые использует человек
для выражения своих мыслей и желаний. Если с этим возникают проблемы, то процесс
школьного обучения оказывается крайне затруднительным.
Готовность к школе детей оценивается по следующим навыкам:
поддерживать разговор на тему, соответствующую возрасту ребенка;
нормальное общение со сверстниками и взрослыми;
умение развернуто описывать окружающие предметы;
внятный пересказ пережитых событий (как провел лето, какой фильм смотрел и о чем
там говорилось);
умение пересказывать сказки, используя собственный словарный запас;
умение раскрывать содержание окружающих явлений, картины.
Все перечисленные умения и навыки формируются через образовательную деятельность,
а также через создание соответствующей речевой среды.
Готовность к школе определяется именно уровнем речевого развития ребенка. Если у него
хорошо развита речь, то он без проблем начинает общение со сверстниками и взрослыми,
может правильно выразить свои желания, мысли, а также задает вопросы. И наоборот,
если речь ребенка невнятна, то это существенно усложняет коммуникацию с
окружающими его людьми и, как следствие этого, процесс обучения протекает с
большими трудностями.