Напоминание

Логопедическая готовность к школе


Авторы: Иванова Кириена Игоревна, Кириена Игоревна Иванова
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "Орининская СОШ" Моргаушского района Чувашской Республики
Населённый пункт: МБДОУ "Детский сад №14 "Золушка" Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики
Наименование материала: Статья
Тема: Логопедическая готовность к школе
Раздел: дошкольное образование





Назад




От чего зависит успеваемость ребенка в школе?

Успеваемость будет зависеть от того, насколько хорошо были сформированы

определенные предпосылки в дошкольном возрасте:

развитый физический слух;

нормальное физического развитие будущего школьника;

развитая общая и мелкая моторика;

нормальная работа центральной нервной системы;

любознательность, тяга к знаниям, познавательная активность;

правильные представления об окружающем мире (понимание времени,

пространства, умение считать);

готовность ребенка обучаться в коллективе, коммуницировать со своими

сверстниками и т.д.

Все эти предпосылки формируются задолго до обучения в школе, где он будет получать

новые знания и навыки, необходимые для полноценного обучения. При этом

сама готовность ребенка к школе не завершается в первом классе, т.к. она подразумевает

не только определенный запас представлений и знаний, но и развитие обобщающей

деятельности мышления.

Значение речевого развития при подготовке к школе

Речевое развитие ребенка играет наиважнейшую роль как в его комплексном развитии,

так и при подготовке к школе. В дошкольный период речь активно формируется,

выполняя 2 основные функции – коммуникативную и интеллектуальную.

Примерно в возрасте 5-6 лет, которые предшествуют началу обучающего процесса,

ребенку предстоит сделать существенный скачок в овладении родным языком. Он должен

усвоить понятийное значение слов, его словарный запас должен быть достаточно

обширным (порядка 3500 слов), он должен ясно излагать свои мысли и желания,

используя ту лексику, которая есть в его арсенале.

К тому моменту, когда настанет пора идти в школу и принять на себя новую социальную

роль, ребенок в какой-то степени должен стать ответственной и сознательной личностью.

Именно недостаточное речевое развитие часто становится основной причиной

неуспеваемости учеников первых классов.

Развитие речи не только демонстрирует общее развитие ребенка, но и уровень

коммуникативных навыков, а также логического мышления. В связи с этим становится

понятно, что речевая готовность ребенка к школе – это обязательное условие его

успеваемости по всем предметам.

Что означает речевая готовность к школе

Чтобы ребенок не испытывал проблем с чтением и обучением письму, у него должны

быть сформированы определенные компоненты речи, о которых далее пойдет речь.

1. Умение слушать и слышать других

Если ребенок не умеет слушать и понимать услышанное, то у него возникнут серьезные

проблемы в понимании учебного материала, который рассказывает учитель в устной

форме. В этом возрасте крайне важно, чтобы ребенок мог понимать и действовать по той

инструкции, которую он получает от преподавателя.

2. Сформированность звуковой стороны речи

Сформированность фонетической стороны речи предусматривает:

умение четко и внятно произносить все звуки речи;

возможность изменения интонации и темпа с учетом смыслового содержания;

умение говорить шепотом, тихо или громко (в зависимости от ситуации).

Выраженные проблемы в звуковой стороне речи обязательно скажутся на

успеваемости ребенка в школе. Дети пишут так, как говорят, поэтому на письме могут

появиться такие проблемы, как пропуски или замены букв.

3. Умение различать звуки речи на слух

В норме ребенок должен слышать слово и уметь опознавать каждый звук, который входит

в его состав (и обозначать его буквой на письме). Если какие-то звуки кажутся ему

одинаковыми, то это будет отображаться и на его письме. К примеру, если ребенок плохо

различает звонкие-глухие звуки, то вместо слова «дом» он будет писать «том», «панан»

вместо «банан».

4. Функции языкового анализа и синтеза

Ребенок должен не только уметь различать все звуки в слове, но и определять их

последовательность. Формами звукового анализа являются:

Умение выделять звук на фоне слова («Есть ли в слове «бочка» звук ч?»). Задача

ребенка – определить наличие звука в слове.

Умение выделять звук в начале и конце слова («С какого звука начинается слово

лошадь?», «Каким звуком заканчивается слово машина?»).

Определение места звука в слове («В каком месте в слове «гусеница» стоит звук [н]

– в начале, середине или конце?»).

Умение назвать все звуки в слове по порядку (последовательный анализ).

Умение назвать количество звуков в слове (количественный анализ).

Помимо звукового анализа и синтеза, важно понимание слогового и синтаксического

анализа и синтеза.

Слоговый анализ представляет собой умение делить слова на слоги, определить их

количество в нем. Ребенок должен уметь составлять слова из представленных ему слогов.

Синтаксический анализ представляет собой определение количества и

последовательности слов в предложении. Синтез – это умение составлять предложение из

представленных слов.

5. Словарный запас

Готовность ребенка к школе определяется, в частности, его словарным запасом. Как

правило, запас слов должен составлять порядка 3500-4000 слов. При этом ребенок должен

не просто знать и употреблять эти слова, а понимать их значение.

В школе ребенку придется отвечать на вопросы учителя, пересказывать тексты, излагать

изученный им материал. Он должен уметь составлять рассказ по картинке, писать

сочинения на заданную тему и т.д.

Если словарный запас будет скудным, то это будет хорошо заметно в процессе обучения.

Он не может назвать предметы, долго подбирает нужные слова, когда ему нужно что-то

сказать, в его речи в большом количестве присутствует слова-паразиты: «в общем», «ну»,

«это» и т.д. Часто нехватка словарного запаса компенсируется активной жестикуляцией.

Часто у детей формируется ошибочное понимание слов, которое происходит тогда, когда

он слышит новые для себя слова в образных высказываниях, но понимает их по-своему.

Примеров может быть масса: ребенок услышал выражение «потерять смысл» и теперь

воспринимает слово «смысл» как потерянную вещь; кто-то думает, что «конфетти» - это

конфеты и т.д.

На бедность словарного запаса также указывает упрощение слов. К примеру, вместо

«массивный» - «большой, «крошечный» - «маленький» и т.д. Особенно это заметно при

пересказе сказок, рассказов, когда ребенок заменяет слова, используемые автором, на те,

которые ему знакомы.

В этом вопросе огромное значение имеет роль родителей, ведь именно в семье в большей

степени формируется словарный запас ребенка. Поэтому среди рекомендаций, которые

даются родителем, часто называется употребление ими как можно большего количества

сложных слов, сравнений, метафор. Ребенок будет слышать их и спрашивать о том, что

именно они означают.

Речевая готовность к школе определяется следующими навыками:

умение четко подбирать слова при назывании действий, предметов;

употребление в связной речи слов с обобщающим значением;

умение характеризовать предметы (лимон – кислый, небо – голубое, трава – зеленая);

умение подбирать возможные действия, характерные для предмета (кошка – мяукает,

бегает, точит когти и т.д.);

умение подбирать предметы к заданному действию, признаку (школа – класс, парта,

учебники, коридор);

понимание и употребление в речи антонимов (слабый – сильный, большой –

маленький, сладкий – горький);

понимание и употребление в речи синонимов (смелый, храбрый, отважный,

доблестный);

понимание и употребление многозначных слов (шляпка – женский головной убор,

гвоздя, гриба);

понимание метафор и умение их использовать («золотые слова», «кот наплакал»,

«каменное сердце»);

понимание и употребление фраз с переносным значением («стреляный воробей»,

«сломя голову»);

умение подбирать однокоренные слова (зима – зимний, зимовать, зимовка).

Даже если у ребенка в школе нет проблем с чтением, но его словарный запас скуден, и он

не понимает смысл слова, то он не будет понимать содержание прочитанного им

материала.

6. Грамматический строй речи

Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования, уметь

образовывать слова в нужной форме. Не менее важным является словоизменение – это

изменение слов по разным грамматическим категориям (по падежу, числу, роду и т.д.).

Есть и другие навыки, которыми должен овладеть ребенок к школе:

использование развернутой фразовой речи;

работа с предложением: построение простых предложений, понимание связи слов в

предложении и т.д.

умение находить ошибки в предложении и исправлять их, умение составлять

предложение по картинке и опорным словам;

пересказ текста с сохранением его смыслового содержания.

7. Связная речь

Под этим понятием понимаются развернутые высказывания, которые использует человек

для выражения своих мыслей и желаний. Если с этим возникают проблемы, то процесс

школьного обучения оказывается крайне затруднительным.

Готовность к школе детей оценивается по следующим навыкам:

поддерживать разговор на тему, соответствующую возрасту ребенка;

нормальное общение со сверстниками и взрослыми;

умение развернуто описывать окружающие предметы;

внятный пересказ пережитых событий (как провел лето, какой фильм смотрел и о чем

там говорилось);

умение пересказывать сказки, используя собственный словарный запас;

умение раскрывать содержание окружающих явлений, картины.

Все перечисленные умения и навыки формируются через образовательную деятельность,

а также через создание соответствующей речевой среды.

Готовность к школе определяется именно уровнем речевого развития ребенка. Если у него

хорошо развита речь, то он без проблем начинает общение со сверстниками и взрослыми,

может правильно выразить свои желания, мысли, а также задает вопросы. И наоборот,

если речь ребенка невнятна, то это существенно усложняет коммуникацию с

окружающими его людьми и, как следствие этого, процесс обучения протекает с

большими трудностями.



В раздел образования