Автор: Шеметова Ирина Борисовна
Должность: педагог- организатор
Учебное заведение: МБОУ ООШ с.Пионеры
Населённый пункт: с.Пионеры, Сахалинская область
Наименование материала: статья
Тема: Инновационные подходы в работе педагога-организатора.
Раздел: среднее образование
Инновационные подходы в работе педагога-организатора.
Автор
: Шеметова Ирина Борисовна
В век высоких технологий, коммуникаций и инноваций кардинально
изменились многие виды человеческой деятельности. Не обошел прогресс и
систему образования.
Активно идет процесс смены образовательных стандартов, меняются способы и
средства обучения детей.
Принцип один - современным детям – современное образование.
А современные дети, - какие они?
Это
дети
новой
генерации:
талантливые,
любознательные,
хорошо образованные в
сфере
информационных
коммуникаций,
это
дети
с
повышенными
требованиями
к
жизни,
к образованию,
поэтому
и
традиционный подход к работе педагога-организатора, при котором педагог являлся
монополистом в передаче необходимых знаний и умений, меняется.
На
смену
ему
приходит педагог-исследователь,
воспитатель,
наставник,
консультант, руководитель проектов, то есть, педагог-организатор с инновационным
стилем мышления, способный к самоопределению и саморазвитию.
По
характеристике
Александра
Григорьевича
Асмолова
«педагоги-
организаторы – это мастера конструирования свободной жизни детей, мотиваторы
детского развития».
Без сомнения, такой педагог положительно влияет на качество воспитания детей
и качество их обученности, создает условия для их духовного и творческого
развития,
то
есть
использует
в
своей работе личностно
-
развивающий
и
персонифицированный подход.
В последнее время все чаще звучат такие словосочетания, как «качество
обучения», «качество образования», «качество воспитания».
Наверное,
каждый
из педагогов-организаторов, работающих
с
детьми
сегодня, неоднократно задумывался над вопросом:
- Что необходимо сделать мне, как педагогу-организатору, чтобы качество
моей работы стало выше?
Для того чтобы досуг детей и подростков был более содержательным, педагоги -
организаторы постоянно работают над созданием новых программ и форм его
организации, т. е. прибегают к использованию инновационной деятельности и
инновационных технологий.
Инновационная деятельность педагога-организатора
Инновационная деятельность в работе с обучающимися возможна, если:
-
профессиональная
деятельность педагога-организатора имеет
ярко
выраженный
творческий
характер
и педагог-организатор
ориентирован
на
инновационные формы организации досуговой деятельности;
- образовательное
учреждение имеет
достаточную
материальную
базу
для
организации с применением инновационных технологий;
-
руководство образовательного
учреждения заинтересовано
в
создании
и
реализации инновационных проектов и поддерживает педагогов-новаторов.
Современное информационное пространство также позволяет внедрять новые
технологии социальной и воспитательной работы.
В
практику работы
для
общения
педагога-организатора с
детьми
и
их
родителями
все
больше
входит
применение
электронной
почты,
развитие
внутрисетевого взаимодействия на основе позитивного диалога.
Педагог-организатор формирует в социальных сетях свои сообщества, где
проводит обсуждение многих актуальных тем, дают ссылки на рекомендуемую
информацию.
Такая
организация
общения
дает
возможность
быстро
установить
многосторонние связи.
В своей работе педагог-организатор также использует следующие современные
технологии:
информационно-коммуникационные
технологии
(Интернет-технологии,
технология электронной почты, компьютерные обучающие программы, Web-
технологии;,
«кейс-стади» (Использование конкретных ситуаций);
рефлексия как метод самопознания и самооценки;
практические формы работы;
веб-квест;
технология ролевой игры;
проектная технология.
В арсенале педагога-организатора целый ряд инструментов.
Существующие
и инновационные
формы-работы,
которые
использует
в
процессе
работы в
виде
словаря
профессиональных
терминов педагога-
организатора с подробным описанием.
Словарь профессиональных терминов современного педагога-организатора :
Креатив-бой (интеллектуальное командное соревнование)
Информ- дайджест (Информ-дайджест – массовое мероприятие, содержащее
краткое адаптированное изложение популярных произведений художественной
литературы)
Мозговой штурм (Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака,
англ.
brainstorming) —
оперативный
метод
решения
проблемы
на
основе
стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения
предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том
числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают
наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике).
Мастер – класс (англ. Master class— оригинальный метод обучения и конкретное
занятие
по
совершенствованию
практического
мастерства,
проводимое
специалистом
в
определённой
области
творческой
деятельности
(музыки, изобразительного
искусства,
литературы,
режиссуры,
актёрского
мастерства, дизайна, а также науки, педагогики и ремесла) для лиц, достигших
достаточного уровня профессионализма в этой сфере деятельности.
Блиц-игра (разновидность деловой игры, быстрая игра на результат).
Круглый стол — общество, конференция или собрание в рамках более крупного
мероприятия (съезда, симпозиума, конференции)
Пресс- конференция (имитирует проходящие в жизни пресс-конференции, когда
группы
общественных
деятелей
ведут
беседы
с
представителями
прессы,
направленные на выяснение важнейших вопросов и проблем).
Диспут
(лат.
disputatio)
—способ
ведения
спора,
проводимого
с
целью
установления истины.
Интеллектуальный
марафон
(интеллектуальные
соревнование,
в
процессе
которого осуществляется учебно-воспитательная работа)
Ролевая
игра
(интерактивный
метод,
который
позволяет
обучаться
на
собственном
опыте
путем
специально
организованного
и
регулируемого «проживания» жизненной и профессиональной ситуации).
Деловая
игра (обучение
совместной
деятельности,
умениям
и
навыкам
сотрудничества).
Проектная
деятельность (познавательная,
учебная,
исследовательская
и
творческая деятельность)
Турнир (Форма проведения личных или командных соревнований)
Ток-шоу (от англ. talk show [t :k o] — разговорное шоу) — вид телепередачи, в
котором несколько приглашённых участников ведут обсуждение предлагаемой
ведущим темы. Как правило, при этом присутствуют приглашённые в студию
зрители.
Иногда зрителям предоставляется возможность задать
вопрос или
высказать своё мнение.
Дискуссия (Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) —
обсуждение спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии,
отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая
спорную (дискуссионную) проблему,
каждая
сторона,
оппонируя
мнению
собеседника, аргументирует свою позицию).
Педагог-организатор осуществляет деятельность по различным направлениям:
организует и проводит творческие и интеллектуальные конкурсы, соревнования,
интеллектуальные игры, акции.
Заключение
В
настоящее
время
в
современном учреждении
от
педагога-
организатора требуется все более высокий уровень профессионализма в работе с
детьми, умение организовать общение, выстроить отношения с каждым ребенком
таким образом, чтобы способствовать его духовному развитию и воспитанию.
Внедрение инновационных технологий в деятельность педагога-организатора –
залог успешного функционирования.
Следовательно, имея в виду данные тенденции, мы – педагоги, призваны решать
задачу по формированию разносторонне развитой личности
путем приобщения ее к человеческой культуре, взятой в аспекте социального
опыта и последующей его трансформации в опыт индивидуальный.
Применять что-то новое в работе всегда интересно. Опыт бывает
удачный и не удачный, что-то идет, что-то нет, но как приятно, видеть
положительный результат, это стимулирует на поиски новых идей.
И всегда следует помнить, что «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает».