Автор: Китова Елена Владиславовна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ "Аленький цветочек"
Населённый пункт: г. Ноябрьск
Наименование материала: Методическое пособие по развитию связной речи детей с задержкой психического развития
Тема: "Обучение пересказу"
Раздел: дошкольное образование
Методическое пособие
по развитию связной речи: «Обучение пересказу»
Китова Елена Владиславовна,
учитель-дефектолог
МБДОУ «Аленький цветочек» г. Ноябрьск
.
Рекомендации
по использованию методического пособия
Методическое пособие «Обучение пересказу» используется в работе по развитию
связной речи у детей дошкольного возраста с учетом требований адаптированной основной
образовательной программой дошкольного образования детей с задержкой психического
развития» по образовательным областям «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
Через практическую деятельность с предлагаемым пособием на занятиях по развитию
речи, познавательному развитию, в индивидуальной работе дети значительно быстрее и легче
усваивают предлагаемый им программный материал. Кроме того, в процессе работы с
пособием «Обучение пересказу» развиваются мышление, внимание, память, воображение,
формируется
учебно-познавательная
деятельность,
обогащается
лексика,
формируется
грамматический строй речи, автоматизируется звукопроизношение.
Методическое пособие поможет педагогам более эффективно осуществлять контроль за
усвоением детьми программного материала.
Пособие систематизировано по лексическим темам и
к каждому тексту рассказа
предлагаются задания и вопросы по данной теме.
Пусть работа с данным пособием принесет удовлетворение и педагогам и детям!
Осень.
Желтеют на деревьях листья. Часто дует ветер и моросит мелкий осенний дождик.
Становится холоднее, исчезают в лесу цветы. Птицы собираются в дальний путь.
1.
Объяснить значение словосочетаний:
желтеют листья, моросит дождик, исчезают цветы.
2.
Рассказать, чем отличается осень от весны.
3.
Какие птицы улетают в теплые края? Как называются такие птицы?
4.
Образовать множественное число от существительных:
Дерево – деревья лист –
Дождь – ствол –
Ветер –
Составить с этими словами предложения.
5.
Подобрать слова-действия к названию растений и птиц:
Лист – желтеет, опадает, вянет, сохнет, зеленеет, распускается;
Птицы – улетают, прилетают, перелетают, щебечут, поют, порхают, вьют гнезда и т. п.
6.
Пересказать текст.
Осень.
Наступила осень. По небу гуляют серые тучи. Моросит холодный дождь. Солнце светит
мало. Желтые листья падают на землю.
Земля похожа на красивый ковер.
1.
Объяснить значение словосочетаний:
моросит дождь, земля похожа на красивый ковер, гуляют серые тучи.
2.
Дополнить предложения недостающими словами.
Осень … (наступила). Холодный дождь … (моросит). По небу … (гуляют) серые тучи.
Желтые листья … (падают) на землю.
3.
Пересказать текст.
4.
Ответить на вопросы по теме «Осень»:
Какая погода осенью?
Какой идет дождик осенью?
Где цветы завяли?
Листья падают откуда?
Какие птицы улетели? Куда?
Что собрали колхозники?
Работа на огороде.
Наступила осень. Колхозники выкопали картофель. Они убрали с колхозных полей лук,
свеклу, морковь, огурцы и репу. Пусто стало на полях. Колхозники собрали большой урожай
овощей.
1.
Ответить на вопросы:
Как одним словом можно назвать лук, морковь, свеклу, картофель, огурцы? (овощи)
Где растут овощи? (на огороде)
Что сделали колхозники на огороде осенью?
2.
Пересказать текст.
3.
Изменить слова (сто делают? Что сделали?):
Собирают – собрали высыпают –
Носят – подбирают –
Зима.
Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Деревья стоят голые. Звери спрятались в
норы. Дети рады зиме. Они катаются на лыжах и на коньках.
1.
Ответить на вопросы:
Какое наступило время года?
Что лежит на земле?
Куда спрятались звери?
Кто рад зиме?
Что делают дети зимой?
2.
Объяснить значение словосочетаний:
Деревья голые; кругом снег лежит; звери спрятались в норы.
3.
Подобрать эпитеты к словам:
Снег (какой?) – белый, мягкий, пушистый, легкий;
Коньки (какие?) – железные, острые, детские, блестящие;
Лыжи (какие?) – желтые, деревянные, детские, короткие.
4.
Повторить, кто где живет:
Медведь – в берлоге; Лошадь – в конюшне;
Белка – в дупле; Собака – в конуре;
Лиса – в норе; Корова – в коровнике;
Волк – в логове; Свинья – в свинарнике.
5. Пересказать текст.
Как Саша первый раз увидел самолет.
Была весна, таял снег, текли ручейки. Саша пускал по воде бумажные лодочки. Вдруг
вверху что-то загудело. Саша подумал, что летит птица. Вот она уже над головой. Это был
самолет. Засмотрелся Саша на самолет, а лодочки уплыли.
2.
Ответить на вопросы:
Какое было время года?
2
Что пускал по воде Саша?
Что загудело в воздухе?
Что Саша спутал с птицей?
3.
Подобрать определения к словам:
Весна – (ранняя, поздняя, теплая);
Самолет – (большой, красивый, серебристый);
Лодочки – (бумажные, деревянные, пластмассовые).
4.
Объяснить значение сложного слова самолет; привести примеры других сложных слов
(дровосек, пароход, полотер и др.).
5.
Составить рассказ, где действующим лицом является Наташа, Оля, Таня.
6.
Пересказать текст.
Дружок.
Пастух пас стадо овец у леса. Пастух заснул. Волк вышел из леса и схватил овечку. У
пастуха была собака Дружок. Дружок погнался за волком и отбил овечку.
1.
Объяснить значение словосочетаний: стадо овец, отбил овечку.
2.
Закончить предложение, поставив недостающее по смыслу слово в нужном числе.
Стадо пас … (пастух). Во дворе залаяла … (собака).
Стадо пасли … (пастухи). Во дворе залаяли … (собаки).
Утром громко пропел … (петух). Рано утро пропели … (петухи).
3.
Подобрать названия предметов к названиям действия.
Дружок погнался (за кем?) – за волком, медведем, лисой, зайцем, мальчиком и т. д.
4.
Пересказать текст.
Кролик.
Папа купил Маше кролика. Кролик был красивый. У него мягкая серая шерсть, длинные
ушки, короткий хвостик. Кролик любит капусту, морковку. Он сидит и быстро-быстро грызет
морковку.
1.
Ответить на вопросы:
Какой у Маши кролик?
Какая у кролика шерсть? Ушки, хвост?
Как он грызет морковку?
Чем его еще кормят?
2.
Пересказать текст, ставя существительное кролик и прилагательные к нему во
множественном числе.
3.
Образовать сравнительную степень прилагательного:
Красивый – красивее злой – злее
Мягкий – сильный –
длинный – высокий –
быстрый – низкий –
добрый – толстый –
тонкий –
Запасливый еж.
В лесу жил ёж. Ночью он приходил в сад. В саду он находил яблоки. Яблоки он накалывал на
иголки. Ёж относил яблоки в свою нору. Так он заготавливал корм на зиму.
1.
Объяснить значение словосочетаний:
находил яблоки, накалывал на иголки,
заготавливал корм.
2.
Ответить на вопросы:
Кто жил в лесу?
Куда приходил ёж ночью?
Что он делал с яблоками?
3
Куда он относил яблоки?
Что еж заготавливал на зиму?
3.
Пересказать текст.
Ёж и заяц.
Зайцу не нравился ёж. На еже колючее платье, а у зайца мягкая шкурка. Только эта
шкурка не спасает зайца от врагов. А колючки сохраняют ежу жизнь.
1.
Ответить на вопросы:
Как спасает ежа от врагов колючее платье?
Что спасает от врагов зайца?
2.
Назвать детёнышей зайца, ежа, медведя, лисы, белки. Образовать от них форму
множественного числа.
Медведь.
Медведь имеет теплую мохнатую шубу. Морда у него вытянутая. Ходит медведь тяжело,
двигая лапами как-то вкось, потому его и назвали косолапым. Но он может быстро бегать. Он
очень ловко лазает по деревьям. Медведь ест ягоды, мед. Медведь на холодные месяцы
забирается в берлогу, спит и сосёт лапу.
1.
Рассказать, как медведь ходит и бегает, чем питается, где живет зимой.
2.
Составить рассказ-описание медведя.
3.
Вспомнить загадки про лесных зверей:
Рыжая, пушистая, хитрая, кур таскает. (лиса)
Ловкая, проворная, по деревьям скок-скок, а орешки щелк-щелк. (белка)
4.
Пересказать текст.
МАТЬ-И-МАЧЕХА
Мать-и-мачеха - первые весенние цветы. Золотистые головки цветка похожи на цветки
одуванчика. Стебли растения покрыты красноватыми чешуйками. Листья с верхней стороны
гладкие и холодные, а снизу мягкие и теплые.
А) Ответить на вопросы:
Как называются цветы и что это за цветы?
На какие цветки похожи золотистые головки мать-и-мачехи? - Чем покрыты стебли
растения?
Какие листья у мать-и-мачехи?
Б) Назови какие цветы садовые, а какие полевые: нарцисс, роза, незабудка, гвоздика, вьюнок,
лютик, клевер, тюльпан, ирис, георгин, василёк, колокольчик, одуванчик, ромашка, пион, мак,
гладиолус, лилия.
В) Подбери слова-признаки к слову цветы (красивые, пахнущие, нежные, цветущие, полевые,
луговые, лесные, садовые, дикие, лечебные, полезные, пахучие, сушеные, редкие, исчезающие.
Г) Подбери слова-действия к слову цветы (сажают, выращивают, ухаживают, растут,
цветут, распускаются, срезают, собирают, рвут, сушат, заваривают, лечатся, дарят,
радуются, охраняют, исчезают).
ВАСЬКА
Котичек - коток, серенький лобок. Ласков Вася, да хитер, лапки бархатные, коготок
остер. У Васютки ушки чутки, усы длинны, шубка шелковая.
Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, глазки закрывает, песенку поет, а попалась
мышка - не прогневайся! Глазки-то большие, лапки что стальные, зубки-то кривые, когти
выпускные!
По К.Д. Ушинскому.
А) Ответить на вопросы:
Как называет кота автор? Какой Вася по характеру, какие у него лапки и коготки? -
- Какие у него ушки, усы, шубка? Каков котик, когда ласкается?
4
- Каков котик, когда поймает мышку?
Б) Игра «Кто как голос подаёт?»
Корова - мычит
овца - мекает
Свинья – хрюкает
коза - блеет
Собака—лает
лошадь - ржёт
Кошка - мяукает
петух - кукарекает
Курица - кудахчет
гусь - гогочет –
Утка – крякает
В) Перескажи рассказ.
Обезьяны.
Обезьяны бывают разные. Есть совсем маленькие. Они на ладошке поместятся. А есть
огромные, такие сильные, что их боятся даже леопарды. У некоторых обезьян сильные хвосты,
которые помогают им ловко перескакивать с дерева на дерево. Шёрстка у обезьян тоже разная.
У одних гладкая и не очень плотная, у других - густая. Обезьяны живут в джунглях Африки,
Индии и в тропических лесах Америки.
По Г. Снегирёву.
А) Ответить на вопросы:
Какие бывают обезьяны?
Что помогает обезьянам ловко перескакивать с дерева на дерево?
Какая шерсть у обезьян? У всех ли обезьян она одинаковая?
Где живут обезьяны?
Б) Игра «Кто где живёт?» - назови сначала тех животных, которые живут в жарких
странах, а затем тех, которым больше нравятся мороз и снег: морж, жираф, лев, белый
медведь, слон, олень, кенгуру, тигр, песец, тюлень, носорог, бегемот, верблюд, зебра, дикобраз.
В) Игра «Кому что нравится?» - закончи предложения:
Верблюд ходит по песку, а белый медведь ___________________________
Песета охотится на снежном поле, а тигр ______________________
Морж плавает в ледяной проруби, а бегемот
Придумай три своих предложения, в которых бы сравнивалась жизнь животных юга и севера.
Дуб.
Дуб - удивительное растение. Он растёт сотни лет. Дуб начинает распускаться позже всех
деревьев. Лес уже зеленый, а дуб один чернеет в чистом поле. Дуб дольше всех деревьев стоит
с листвой осенью. В дубовой чаще кормятся кабаны желудями, а в дупле живёт сыч и зимует
летучая мышь.
По Г. Снегирёву.
А) Ответить на вопросы:
О каком растении рассказывает автор?
- Как долго растет дуб?
Когда он распускается?
И как долго он стоит с листвой?
Какую пользу приносит дуб животным леса?
Б) Игра «Какие бывают леса?»
Если в роще растут берёзы, то, как называется эта роща? - Берёзовая роща.
Если в роще растут дубы, то, как называется эта роща ?- _________________ (Дубовая),
Если в роще растут осины, то, как называется эта роща? - _______________ (Осиновая).
Если в роще растут ивы, то, как называется эта роща? – __________________(Ивовая).
Если в роще растут клёны, то, как называется эта роща? – ________________(Кленовая).
Если в лесу растут дубы и осины, то какой этот лес? - Лиственный лес.
Если в лесу растут сосны и ёлки, то какой этот лес? - _____________________(Хвойный).
Если в лесу растут ели, берёзы и дубы, то какой этот лес? – _____________(Смешанный)
В) Перескажи рассказ.
5
Орёл.
Орёл всем птицам царь. Вьет орёл гнёзда на скалах и на старых дубах. Нос у орла
серпом, когти крючком. Орёл носится в облаках: высматривают сверху добычу.
А) Ответь на вопросы:
- Как называют орла? Как ты думаешь, почему его называют царем всех птиц?
Где вьёт гнёзда орёл?
Какие нос и когти у орла?
Как высматривает орёл свою добычу?
Б) Назови, какие бывают птицы: дикие, хищные, насекомоядные, зимующие, перелётные,
водоплавакущие.
В) Перескажи рассказ.
Яблоня.
Растет в саду яблоня. Ветви яблоня раскинула очень широко. Весной яблоня цветёт
душистыми белыми цветами. Летом яблоня гордится вкусными плодами. Осенью с яблони
опадают листья. Стоит зимой наша яблоня вся в снегу. Трудно яблоне в холод и мороз.
А) Ответить на вопросы:
Где растёт яблоня?
Как она раскинула ветви?
Что делает яблоня весной?
Чем гордится яблоня летом?
Что происходит с яблоней осенью?
Каково яблоне зимой?
Б) Игра «Где растёт фрукт?» - назови деревья, на которых растут фрукты.
Вишни растут на вишне ( или вишневом дереве).
Яблоки растут на __________________________(яблоне).
Груши растут на __________________________( груше).
Сливы растут на __________________________(сливе).
Бананы растут на _________________________(пальме).
В) Перескажи рассказ.
Московский Кремль.
Москва - сердце нашей Родины. Это большой и красивый город. В нём много музеев,
памятников, чудесных парков. Вокруг Москвы живописные окрестности. В центре Москвы на
берегу реки стоит Кремль. По прямым и широким улицам мчатся машины. Под землёй несутся
поезда метро.
А) Ответить на вопросы:
- Как назвал автор Москву? Как ты думаешь, почему Москву назвали сердцем нашей Родины?
- Какие достопримечательности есть в Москве?
Где стоит Кремль?
Что ещё есть в Москве? Б) Игра «Сколько в доме этажей?» Если в доме один этаж, мы
говорим, что дом одноэтажный. Если в доме так много этажей, что трудно подсчитать, мы
говорим, что дом многоэтажный ый. Если в доме два этажа, мы говорим, что дом ____.
Если в доме три этажа, мы говорим, что дом __________________________.
Если в доме пять этажей, мы говорим, что дом ___________________.
Если в доме десять этажей, мы говорим, что дом __________________.
Если в доме двадцать пять этажей, мы говорим, что дом __________________.
В) Перескажи рассказ.
Оказал помощь.
Однажды случилась беда с берёзой. Треснула и прижалась к земле большая ветка
берёзы. Вскоре под тонкой кожицей появились личинки. Они постепенно точили древесину.
Берёза на глазах стала гибнуть. На помощь ей пришел из лесу дятел. Дятел стал берёзу
6
обследовать своим крепким клювом, словно врач. Шаг за шагом дятел осмотрел большой сук,
избавил его от недуга Вскоре берёза заметно помолодела, освежилась. Рана затянулась.
А) Ответить на вопросы:
Что случилось с берёзой?
Где появились личинки? И что они делали?
Кто пришел на помощь берёзе?
Что сделал дятел?
Какой стала берёза после работы дятла?
Б) Назови части дерева, которые ты знаешь (корни, ствол, кора, ветка листья, почки, плоды).
В) Перескажи рассказ.
НЕДОСМОТРЕННЫЕ ГРИБЫ
Эх, и хорош же вчера попался на глаза мухомор! Сам темно - красный, и спустил из -
под шляпки вниз вдоль ножки белые панталоны, и даже со складочками. Рядом с ним сидит
хорошенькая волнушка, вся подобранная, губки округлила, облизывается мокренькая и
умненькая. А масленок масленку рознь: то весь дрызглый, червивый, то попадается такой
упругий и жирный, что даже из рук выскочит, да еще и пискнет.
По М. Пришвину.
А) Ответить на вопросы:
Какой гриб попался в лесу?
Как описывает автор мухомор?
Как описывает автор волнушку?
Как описывает масленок?
Б) Назови грибы съедобные и ядовитые: сыроежка, лисичка, мухомор, подберёзовик,
подосиновик, поганка, опята, волнушки, масленок,
Петух.
Петух был такой красивый и смелый. На шее огненное ожерелье. Спина серая в
мелких белых пестринках, а в пышном хвосте длинные, серпообразные сине-черные перья. Он
выступал вперед широкой отливающей бронзой грудью, высоко, будто на параде, поднимал
лапу с загнутыми острыми шпорами.
По Е.
Носову.
А) Ответить на вопросы:
-
Какой был петух?
-
Что у него было на шее?
-
Почему так говорят?
-
Какая у петуха была спина и каков был хвост?
-
Как ходил петух?
-
С чем сравнивает автор его выход?
Б) Игра «Птичья семейка» - перечисли членов птичьих семей.
Мама – утка, папа – селезень, дети – утята.
Мама – курица, папа - ________________, дети - ____________________.
Мама – гусыня , папа - ________________, дети - ____________________.
Мама – индюшка, папа - _______________, дети - ___________________.
В) игра «Чьи перья?»
Перо у гуся – гусиное.
Перо у курицы - _____________________.
Перо у утки - _______________________.
Перо у индюка - _____________________.
Перо у петуха - ______________________.
Г) Перескажи рассказ.
7
8
9