Напоминание

Обобщение опыта "Развитие сенсорного восприятия у малышей через изодеятельность, музыку, жесты и мимику"


Автор: Рамазанова Галина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №1 "Ручеек"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) ГО Жатай
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Обобщение опыта "Развитие сенсорного восприятия у малышей через изодеятельность, музыку, жесты и мимику"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Обобщение опыта работы

Воспитателя 1 категории

Рамазановой Галины Юрьевны

МБДОУ №1 «Ручеек» ГО Жатай Республика Саха(Якутия)

«Развитие сенсорного восприятия у малышей через

изодеятельность, музыку, жесты и мимику».

Введение

Малыш рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть

глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать

предметы. Но все это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира.

Научить детей точно, полно воспринимать предметы, их разнообразные

свойства и отношения призвано сенсорное воспитание. Для будущего

полноценного развития личности ребенка сенсорные способности играют

важную роль. Истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне

сенсорного развития, достигаемом в раннем возрасте.

Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не

ограничивающийся рамами дошкольного детства и имеющий свою

предысторию. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться

правильно называть то или иное свойство, необходимо иметь четкое

представление о разновидностях каждого свойства, и главное уметь

пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств в

самых различных ситуациях.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи,

формируется определенное звено сенсорной культуры.

Для того чтобы выявить уровень развития сенсорных способностей у

детей моей группы (1 младшая группа раннего возраста), я провела

мониторинг, и вот какие результаты были получены:

Мониторинг детей по теме «Развитие сенсорного восприятия у малышей

через изодеятельность, музыку, жесты и мимику».

Направление: Образовательные области «Познавательное развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие».

Группа: I младшей группы «Шалунишки»

Общее количество детей: 30

На 2016 г.

Показатели

Количество детей

Результаты

Уровень усвоения детьми

количественных понятий: один, много

28

15,3%

Умение образовывать группы из

однородных предметов

25

26,7%

Умение устанавливать отношения по

величине

28

27,8%

Умение различать по форме и

называть куб, кирпичик, шар

27

25,9%

Умение правильно использовать

геометрические фигуры (вкладыши)

29

34,6%

Восприятие цвета (красный, желтый,

зеленый, синий), умение различать и

называть цвета.

28

29%

Исходя из этого, я решила углубленно работать по сенсорному

воспитанию над темой «Развитие сенсорного восприятия у малышей через

изодеятельность, музыку, жесты и мимику».

Цель: повысить уровень сенсорной культуры детей.

В своей работе над воспитанием сенсорной культуры я особо выделила

развитие восприятия цвета, и вот почему: восприятие цвета отличается от

восприятия формы и величины, прежде всего тем, что это свойство не может

быть выделено практически, путем проб и ошибок. Цвет обязательно надо

увидеть, то есть при восприятии цвета можно пользоваться только

зрительной ориентировкой. И помощь в этом оказывает и слуховое

восприятие: разная музыка имеет свой цвет, мимику и жест. Научить детей

выражать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов, «языка

красок» - стало приоритетной задачей моей работы.

Цвет

Музыка

Мимика и жест

Желтый

Веселая,

радостная

Радость (улыбка,

смех)

Синий

Грустная

Покой, сон

Красный

Марш

Маршируем

Зеленый

Пение птиц, звон

капели

Умиление, гладим

травку

Одним из условий развития наглядно-образного мышления детей

является создание предметно-развивающей среды. Для успешного

восприятия цвета, формы необходимо использовать наглядный и

демонстрационный материал в ярком, эстетическом оформлении.

Основной вид деятельности – игра. Через игру дети закрепляют

полученные знания и навыки. Поэтому большую роль играет наличие

соответствующих игр и дидактических материалов.

Чтобы малыши успешно развивали сенсорные способности в цвете,

форме, необходимо соблюдать следующие требования:

Предметы должны быть привлекательными, вызывать

эстетические отношения, отвечать гигиеническим нормам;

Они должны быть окрашены в чистые цветовые тона;

Дидактические материалы должны быть хорошего качества;

Дидактические игры должны отражать реальную картину

окружающего мира и быть доступными;

Обеспечивать возможность играть как отдельному ребенку, так и

небольшой группе детей;

Позволить ребенку самостоятельно контролировать

правильность выполнения задания.

Занятия и игры проводятся в нетрадиционной форме: сидя, лежа на

ковре, сюжетные игры «путешествия…», сюрпризные моменты.

Полученные знания и навыки по развитию сенсорных

способностей закрепляются в изобразительной деятельности.

Например: желтый цвет (по сенсорике) – солнышко (рисование) –

колобок (лепка).

Перспективный план развития сенсорных эталонов

Дети

Родители

Педагоги

Ноябрь

Научить различать основные 4 цвета

Игры:

«Бегите ко мне», «Найди такой же»,

«Привяжи шарик», «Спрячь мышку»,

«Разноцветные комнаты», «Подбери по

цвету», «Осенние листики», «Нарисуй

листья», «Украсим елку», «Вышиваем ковер»,

Лото «Цвет», «Путешествие в Желтую сказку»,

«Подбери предметы похожего цвета»

Папка –

передвижка

«Разноцветные

недели»

Подобрать

методическую

литературу,

дидактический

материал для

НОД

Декабрь

Различие основных 4 цветов

Определение характера музыки через

цветовую гамму, мимику и жесты

Индивидуальна

я работа «Роль

игры в

воспитании

ребенка

Оформление

методических

пособий по

играм

Январь

Знакомство с величиной через

изодеятельность и жесты

«Путешествие в зеленую сказку»

Консультация-

практикум с

проведением

НОД

Подготовить

конспекты

итоговых НОД

Феврал

ь

Комплексные занятия через музыку,

изодеятельность и жесты

Выставка игр по

сенсорному

развитию

Март

Научить различать основные геометрические

фигуры

Игры: «В царстве фигурок-человечков», «Кто

где спит», «Гости», «Составные картинки»,

«найди предмет такой же формы»,

«Магазин», «Построим домики для фигурок»,

«Чудесный мешочек»

Выставка –

консультация

«Значение

дидактических

игр для

развития

сенсорных

способностей

детей»

Апрель

Отрабатывать имеющиеся знания по

предыдущим темам: Игры на развитие

последовательности мышления, поисковой

деятельности, реализации своего

воображения.

Игры: «Достроим домики», «Разбитые

тарелки», «Магазин», «Кто выше?»

Итоговое

занятие

«Путешествие в

разноцветную

сказку»

Май

Мониторинг уровня развития сенсорных

эталонов детей

Отчет о

проделанной

работе

Цвет

Форма

Величина

Музыка

Изо

Танец

Мимик

а и

жест

Понимание

значения

слова «Цвет»

Ознакомление

с кругом,

квадратом,

овалом,

треугольником

Соотношение

двух

предметов по

размеру

Музыка,

передающа

я цветовые

гаммы

Знакомство с

цветными

карандашам

и

«С

платочками

», «С

куклами»,

«С

цветочками

»

Красный

цвет –

тревожное

лицо

Идентификаци

я цвета

Зрительное и

тактильное

обследование

геометрических

фигур

Большой,

маленький

Красный

цвет –

активный

цвет, марш.

Желтый

цвет –

веселая,

радостная

музыка

«Зеленая

трава»,

«Солнышко»

, «Накорми

птичку»,

«Дождик»,

«Красное

яблоко»

«С

цветочками

», «С

листочками

», «С

ленточками

»,

«Снежинки»

Желтый

цвет –

радость,

зеленый –

умиление,

гладим

травку

Закрепление

основных

цветов

Подбор по

образцу

Сравнивать

предметы по

длине

(длинный,

короткий)

Зеленый

цвет –

пение

птиц.

Синий цвет

медленная,

грустная

музыка

«Травка на

лужайке»,

«Листопад»,

«Тучка»,

«Цветочки

на лужайке»

Синий

цвет – как

небо,

морская

волна,

имитация

волны

Сравнение

цветов (что

есть в

окружении)

Находить среди

многих одну

определенную

форму

Белый цвет

– легкая,

медленная

музыка

(вальс)

«Привяжи

шары к

флажку»

Белый

цвет – как

снег, а снег

бывает

зимой,

когда

холодно

Отбор

одинаковых по

цвету

предметов

Восприятие и

воспроизведен

ие взаимного

расположения

геометрических

фигур с учетом

их цвета

Соизмерение

объектов с

использование

м единой

точки отсчета

(высота)

Черный

цвет –

громкая,

шумная

музыка

«Улитка»,

«Витаминки

»,

«Бублики»,

«Пирамидки

», «Яблоко»,

«Колобок»

Черный

цвет –

злость,

печаль, за

голову

держимся

Подбор

предметов по

слову,

обозначающе

му цвет

«Вишня»,

«Снеговик»

Для индивидуальной работы с детьми были изготовлены такие

дидактические игры как, «Посади бабочку на свой цветок», «Найди пару

варежке», «Собери бусы для куклы», «Одень фломастеру колпачок»,

«Веселые колпачки», «Привяжи нитки к шарикам», «Поставь букет цветов в

вазу», «Геометрическое дерево», «Разложи по цвету», «Подушка развивайка»

и др.

Для успешного развития восприятия цвета у малышей проводились

подвижные игры, например: «Где твой дом?», «Найди такой же платочек»,

«Разноцветные ленточки», «Найди пару».

В повседневной жизни постоянно обращала внимание детей на цвет их

одежды, игрушек: «У Кати сегодня красные бантики, а у Кости синяя

футболка» и т.д.

Проведя повторный мониторинг, получили следующие результаты:

Мониторинг детей по теме «Развитие сенсорного восприятия у малышей

через изодеятельность и музыку».

Направление: Образовательные области»Познавательное развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие».

Группа: I младшей группа «Шалунишки»

Общее количество детей: 30

На 2017 г.

Показатели

Количество детей

Результаты

Уровень усвоения детьми

количественных понятий: один, много

29

45,3%

Умение образовывать группы из

однородных предметов

25

64,7%

Умение устанавливать отношения по

величине

28

58,4%

Умение различать по форме и

называть куб, кирпичик, шар

26

83,5%

Умение правильно использовать

геометрические фигуры (вкладыши)

29

72%

Восприятие цвета (красный, желтый,

зеленый, синий), умение различать и

называть цвета.

30

80,5%

В заключении хочу сказать, что работа по развитию восприятия цвета

продолжается, дети узнают не только основные цвета, но и полутона,

определяют холодные и теплые цвета. Учимся выражать эмоциональное

состояние с помощью мимики и жестов.

Список литературы:

1.

Кычкина Т.А., Попова С.А. Новые педагогические технологии в работе с

детьми младшего дошкольного возраста

2.

Пилюгина Н.Б. Сенсорные способности малыша

3.

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры

ребенка

4.

Богуславская З.М., Смирнова О.Е. Развивающие игры для детей

младшего дошкольного возраста

5.

Нищева Н.В. Разноцветные сказки

6.

Фролова А.Н. Умственное воспитание детей раннего возраста

7.

Программа «Развитие» для 2 младшей группы д/с



В раздел образования