Напоминание

Терроризм и его профилактика


Авторы: Боброва Елена Васильевна, Александрова Кристина Олеговна
Должность: учитель математики, учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Кировская гимназия имени Героя Советского Союза Султана Баймагамбетова"
Населённый пункт: город Кировск, Ленинградская область
Наименование материала: статья
Тема: Терроризм и его профилактика
Раздел: полное образование





Назад




Понятие терроризма

В русском языке понятие терроризм толкуется главным образом как устрашение,

насильственное действие, насилие или угроза действием (насилием).

Таким образом, под терроризмом следует понимать преступное деяние, состоящее в

применении насилия или в угрозе насилием в отношении отдельных лиц либо группы лиц,

сопровождающееся устрашением населения и преднамеренным созданием обстановки

страха, подавленности, напряженности с целью оказания воздействия на принятие

решений, выгодных для террористов и отличающееся повышенной общественной

опасностью и публичным характером его совершения. При этом, цели террористов могут

быть различными: религиозными, политическими, экономическими и т.д. Вместе с тем,

анализ ряда работ отечественных авторов по определению понятия терроризма

свидетельствует о том, что общим практически для всех исследователей при разработке

определения

является

стремление

более

четко

разграничить

понятия

“террор”,

“терроризм”, “террористический акт”. При этом среди ученых нет единого мнения по

вопросу уголовно-правового определения понятия терроризма.

Классификация терроризма. Виды терроризма

Единого мнения по вопросу классификации терроризма не существует на данный момент.

Разные авторы и эксперты выделяют свои классификации. Рассмотрим некоторые из них.

На Межамериканской конференции по правам человека (1970 г.), посвященной

проблемам терроризма и защите от него населения, было названо три формы терроризма:

социальный, политический, идеологический.

Терроризм можно классифицировать на следующие самостоятельные виды:

по территориальному признаку: международный, внутригосударственный;

в

зависимости

от

преступной

мотивации:

политический,

религиозный,

националистический, экономический.

Так, организацию экономических трудностей в России зимой 1916-1917 гг. можно

рассматривать как экономический террор мировой закулисы с целью изменения

государственного строя. Экономические трудности в Испании 1932-1936 гг., в Чили (1973

г.) и Индонезии (1997-1998 гг.) - не что иное, как экономический терроризм с целью

подготовки условий для последующих изменений в политическом строе. Примером

националистического терроризма могут служить следующие группировки: «Ирландская

революционная

армия»

(ИРА);

«Страна

басков

и

свобода»

(Испания);

«Тигры

освобождения Тамил Элама» (Шри-Ланка)

и

другие.

Религиозные

группировки:

приверженцы ваххабизма, известная террористическая организация «Аль-Кайда».

Выделяют суицидный терроризм,

который определяют, как готовность пожертвовать

своей жизнью в интересах достижения определенной политической цели. Например,

Исламское движение сопротивления (“Хамас”) и “Палестинский исламский джихад”, на

оккупированных Израилем территориях; “Хезболлах” (“Партия Аллаха”) в Ливане и

другие.

Правовая основа противодействия терроризму

Правовую основу противодействия на национальном уровне регулирует основной

документ - ст. 1 Федерального закона от 6 марта 2006 года "О противодействии

терроризму" (далее в данном разделе - Федеральный закон № 35). Исходя из положений

настоящего Закона, правовую основу противодействия терроризму в Российской

Федерации

составляют:

Конституция

РФ,

общепризнанные

принципы

и

нормы

международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный

закон № 35 и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ,

нормативные правовые акты Правительства РФ, а также принимаемые в соответствии с

ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

Данный Закон устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые

и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и

(или)

ликвидации

последствий

проявлений

терроризма,

а

также

правовые

и

организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе

с терроризмом. Ключевым актом, регулирующим вопросы противодействия терроризму в

Российской Федерации, является Федеральный закон № 35.

Так, в сферу регулирования указанного Федерального закона входят отношения,

возникающие:

1) при организации противодействия терроризму;

2) при применении Вооруженных Сил РФ в борьбе с терроризмом;

3) при пресечении террористических актов в воздушной среде;

4) при пресечении террористических актов во внутренних водах, в территориальном море,

на континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении безопасности

национального морского

судоходства;

5)

при

участии

Вооруженных

Сил

Российской

Федерации

в

проведении

контртеррористической операции;

6) при выполнении Вооруженными Силами Российской Федерации задач по пресечению

международной террористической деятельности за пределами территории Российской

Федерации.

Кроме того, на национальном уровне существуют другие Федеральные законы РФ, а

также

указы

президента

РФ,

Концепции

противодействия

терроризму

в

РФ,

ведомственные нормативные акты (например, приказы ФСБ).

В рамках системы ООН разработаны универсальные соглашения, направленные против

международного

терроризма

и

касающиеся

конкретных

видов

террористической

деятельности. Например, Конвенция о преступлениях и некоторых других актах,

совершаемых на борту воздушных судов 1963 г. (Токийская конвенция), касающаяся

авиационной безопасности (регулирует действия командира воздушного судна в случае

экстренной ситуации нападения), международная конвенция о борьбе с захватом

заложников 1979 г. ("Конвенция о заложниках") (определяет основные понятия о

заложниках). А также Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г.

(Конвенция о ядерных материалах), касающаяся незаконного захвата и использования

ядерных материалов) и многие другие.

Система профилактики терроризма

Система профилактики терроризма должна реализоваться через определенную стратегию.

Основными направлениями этой стратегии являются следующие:

1) сфера социальной политики, которая должна учитывать диспропорции в развитии

регионов, бедность населения, на фоне которых формируются потенциальные террористы

(повышение

уровня

и

качества

жизни,

необходимое

преодоление

диспропорций

социального мира, сокращения безработицы);

2) профилактическая работа антиэкстремистской направленности среди населения по

целевым группам (воспитание молодежи в духе миролюбия, толерантности, дружбы

народов против ксенофобии, национализма и

расизма посредством различных каналов коммуникации);

3) создание негативного общественного мнения о преступлениях, которые совершаются и

могут совершаться террористами (механизмы морального осуждения, направленного на

прекращение преступной деятельности и предотвращение террористических проявлений);

4) идеологическое обеспечение уголовного преследования террористов;

5) идеологическое обеспечение мер безопасности, направленных на охрану объектов

вероятных террористических посягательств;

6)

культурно-просветительская,

образовательная

деятельность,

направленная

на

формирование

общественного

сознания

(восстановление

позитивных

ценностных

ориентиров у людей).

Факторы организации профилактической работы в области противодействия экстремизму

и терроризму:

- экономические, социальные факторы жизни подростков и молодежи;

- психолого-возрастные особенности развития подростков и молодежи;

- компетентность родителей (законных представителей), в вопросах предупреждения

терроризма в подростково-молодежной среде;

- компетентность педагогов во всех сферах жизнедеятельности учащихся;

- готовность служб психолого-медико-социалогического сопровождения образовательного

процесса, к проведению профилактической работы в целях противодействия терроризму и

экстремизму среди подрастающего поколения;

- наличие методического сопровождения образовательного процесса в организации

профилактической работы по предупреждению терроризма и экстремизма в подростково-

молодежной среде и др.

Например, компетентность родителей в вопросах предупреждения терроризма может

проявляться через просветительскую работу с ними (объяснение родителям понятия

«терроризм»

и

«экстремизм»,

формирование

общих

представлений

о

понятиях

«молодежные субкультуры», «деструктивные молодежные объединения», знакомство с

установленными видами ответственности родителей за правонарушения, совершенные

несовершеннолетними и др.).

Также, в образовательных организациях должна вестись профилактическая работа.

Каждая образовательная организация должна разработать систему мероприятий по

профилактике терроризма и экстремизма (план действий, «дорожную карту»), включить

мероприятия в план работы образовательной организации, распределить по конкретным

классам, назначить сроки проведения мероприятий и ответственных за их проведение.

Среди подобных мероприятий можно перечислить соответствующие классные часы,

линейки, тематические уроки, фестивали, конкурсы и т.д.

Участие родителей и педагогов в профилактике терроризма

Родители и педагоги могут участвовать в профилактике интернет-вербовки следующим

образом:

Организовать программы «обмена» между школьниками, принадлежащими к

различным культурам, исповедующими различные религии. Это можно назвать

«уроками толерантности».

Организовывать мультимедийные уроки в школах на различную тематику.

В общении четко выделять категории. Следует называть явления своими именами.

Например, боевики и террористы – это люди, ислам – это религия.

Преподносить информацию детям доступную для их понимания (простые, но

эмоционально-яркие слова, образы, картинки, фотографии, сложное должно

объясняться просто)

Избегание уклона как в либеральную, так и мобилизационную лексику.

В то же время, в вопросах освещения событий очень важна своевременная подача

информации: чем быстрее мы представляем свою точку зрения, тем меньше шансов у

оппонента завоевать внимание и симпатию аудитории. Иногда промедление – это признак

шока и слабости, что в корне противоречит идее информационной войны.

Также, необходимо обосновать важность пребывания в реальном мире, использовать

реальный мир для расширения социальных контактов. Реальный мир, жизнь человека –

это постоянное освоение, расширение и преображение реальности, и внутренней, и

внешней. Таким путём человек становится совершеннее. Ведь виртуальный мир даёт

только иллюзию принадлежности к группе и не развивает никаких действительных

навыков общения. Важно искать друзей в реальности, наполнять жизнь положительными

событиями, поступками.

Признаки интернет-вербовщика:

1.

Незнакомый человек интересуется личной жизнью, а о себе не рассказывает.

2.

Начинает играть на чувствах жертвы, вызывает чувство зависимости (при

проявлении несогласия, начинает демонстративно игнорировать)

3.

Вербовщик старается вызвать чувство избранности,принадлежности к особой

группе людей, занятых высокой миссией. Дляэтого он внушает своей жертве

негативные чувства по отношению кокружающему ее миру.

4.

Вербовщик заостряет внимание жертвы на страданиях и несчастьях мусульман во

всем мире – «все это происходит потому, что нет в мире настоящего государства,

которое было бы справедливо и правильно устроено», поэтому нужно взяться за

оружие и силой навести порядок, игнорируя тот факт, кто в мире живут миллионы

законопослушных людей.

5.

Жертве вербовки прививается негатив по отношению к официальным духовным

управлениям, которые он посещает.

6.

Новичку может внушаться культ силы и страха.

7.

Вербовщик старается сместить в уме жертвы понятия о добре и зле, исказить

привычные понятия о нравственности с помощью искаженного толкования

духовных истин

.

Особенности взаимодействия в системе родитель-ребенок

Изучая особенности взаимодействия в системе родитель - ребенок, ученые определили,

что детско-родительские отношения дают картину существующих отношений, и

понимания субъективного мира человека. В этой сфере исследования направлены на

изучение

благоприятных

и

неблагоприятных

характеристик

взаимодействия.

Благоприятные связаны с формами родительского контроля и техникой поддержания

дисциплины, одобрительные контакты, направленные на принятие и любовь к ребенку,

последовательность, авторитарность родителя.

Неблагоприятная

же

модель

семейного

взаимодействия

-

это

эгоцентрический,

гиперсоциализирующий и отвергающий типы воспитания. А. Адлер определил основным

принципом семейного взаимодействия взаимоуважение членов семьи. Самосознание

ребенка он ставит в прямую зависимость от того, насколько его любят и уважают в семье.

Это направление работы с родителями основывается на сознательном и целенаправленном

поведении родителей.

По мнению Р. Дрейкуса и В. Зольца, основная задача семейного воспитания помочь

ребенку стать компетентным человеком, который использует конструктивные средства

для формирования чувства собственного достоинства и достижения определенного

общественного положения. С точки зрения Х. Джайнотта родителям необходимо

оказывать практическую помощь в семейном воспитании через формирование у них

навыков коммуникации и управления поведением детей. Многие авторы рассматривают

любовь и принятие в качестве важнейших характеристик успешного взаимодействия с

ребенком (А. Адлер, К. Роджерс, Р. Кэмпбелл, Г.Т. Хоментаускас и др.). Маркин В.В.

говорит о том, что антитеррористическая идеология должна быть идеологией гуманизма,

миролюбия

и

толерантности,

что

также

требует

дополнительной

расшифровки.

Толерантность и гуманизм должны быть ограничены определенными рамками, дабы

избежать слишком широкой трактовки. Причем формирование антитеррористической

идеологии должно происходить на основе общероссийской гражданской идентичности.

Можно сказать в духе патриотизма. Воспитание детей в духе общественной безопасности,

поспособствует тому, что в итоге получится системный адекватный ответ на вызов

террористов в идеологической сфере.

Таким образом, самое главное - это воспитание у ребенка активной гражданской позиции

в духе этнотолерантности и разрешения конфликтов.

Современные

реалии

показывают

высокий

уровень

владения

распространителей

информационных угроз правилами медиа среды и использования потенциала интернета в

своих деструктивных целях. поэтому особенно важно заниматься профилактикой явления,

культивируя стойкое неприятие радикальной идеологии. Примером информационных

платформ

в

сети

Интернет,

являющихся

позитивными

практиками

превентации

радикальных идей в молодежной среде, можно привести ресурсы Национального центра

информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и

сети Интернет (НЦПТИ) – сайт, публичные страницы в социальных сетях "ВКонтакте" и

Instagram.

Данные

ресурсы

выполняют

следующие

функции:

просветительскую,

презентативную, информационно-аналитическую, организационно-коммуникативную. На

ресурсе публикуются материалы, направленные на разъяснение аудитории обманчивости

и опасности вовлечения в деструктивные группы. Отдельный ряд публикаций направлен

на разрушение представления о героизме и романтическом образе воюющих в

террористических организациях. Публикуются мнения экспертов о тактических схемах,

позволяющих экстремистам эффективно рекрутировать в свои ряды новых добровольцев.

Через

платформу

распространяются

профилактические

материалы

различных

организаций, пользующиеся особой популярностью у аудитории.

Вместе с тем, следует признать, что отсутствие медиа-грамотности, способности по

распознаванию информационных воздействий и адекватной реакции на те из них, которые

распознаны как вредоносные, является проблемой не только современной молодежи, но и

их наставников и учителей, недостаточно свободно оперирующих современными

средствами коммуникации и не в полной мере понимающих специфику интернет

общения, которая к тому же изменяется с высокой скоростью, следуя за модой,

скоротечными веяниями и увлечениями аудитории. Вне информационного контекста

невозможно понимание принципов его функционирования и изменения, а владение

контекстом требует, в свою очередь, поддержания постоянного тесного контакта с

группами по увлечениям, интернет-сообществами. Но чисто технические ограничения

доступа к нежелательному контенту действуют только в информационном пространстве

образовательного учреждения. За их пределами, где уже есть свободный доступ к

различным материалам, должно включаться критическое мышление, развитая медиа-

грамотность.



В раздел образования