Авторы: Боброва Елена Васильевна, Александрова Кристина Олеговна
Должность: учитель математики, учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Кировская гимназия имени Героя Советского Союза Султана Баймагамбетова"
Населённый пункт: город Кировск, Ленинградская область
Наименование материала: статья
Тема: Терроризм и его профилактика
Раздел: полное образование
Понятие терроризма
В русском языке понятие терроризм толкуется главным образом как устрашение,
насильственное действие, насилие или угроза действием (насилием).
Таким образом, под терроризмом следует понимать преступное деяние, состоящее в
применении насилия или в угрозе насилием в отношении отдельных лиц либо группы лиц,
сопровождающееся устрашением населения и преднамеренным созданием обстановки
страха, подавленности, напряженности с целью оказания воздействия на принятие
решений, выгодных для террористов и отличающееся повышенной общественной
опасностью и публичным характером его совершения. При этом, цели террористов могут
быть различными: религиозными, политическими, экономическими и т.д. Вместе с тем,
анализ ряда работ отечественных авторов по определению понятия терроризма
свидетельствует о том, что общим практически для всех исследователей при разработке
определения
является
стремление
более
четко
разграничить
понятия
“террор”,
“терроризм”, “террористический акт”. При этом среди ученых нет единого мнения по
вопросу уголовно-правового определения понятия терроризма.
Классификация терроризма. Виды терроризма
Единого мнения по вопросу классификации терроризма не существует на данный момент.
Разные авторы и эксперты выделяют свои классификации. Рассмотрим некоторые из них.
На Межамериканской конференции по правам человека (1970 г.), посвященной
проблемам терроризма и защите от него населения, было названо три формы терроризма:
социальный, политический, идеологический.
Терроризм можно классифицировать на следующие самостоятельные виды:
по территориальному признаку: международный, внутригосударственный;
в
зависимости
от
преступной
мотивации:
политический,
религиозный,
националистический, экономический.
Так, организацию экономических трудностей в России зимой 1916-1917 гг. можно
рассматривать как экономический террор мировой закулисы с целью изменения
государственного строя. Экономические трудности в Испании 1932-1936 гг., в Чили (1973
г.) и Индонезии (1997-1998 гг.) - не что иное, как экономический терроризм с целью
подготовки условий для последующих изменений в политическом строе. Примером
националистического терроризма могут служить следующие группировки: «Ирландская
революционная
армия»
(ИРА);
«Страна
басков
и
свобода»
(Испания);
«Тигры
освобождения Тамил Элама» (Шри-Ланка)
и
другие.
Религиозные
группировки:
приверженцы ваххабизма, известная террористическая организация «Аль-Кайда».
Выделяют суицидный терроризм,
который определяют, как готовность пожертвовать
своей жизнью в интересах достижения определенной политической цели. Например,
Исламское движение сопротивления (“Хамас”) и “Палестинский исламский джихад”, на
оккупированных Израилем территориях; “Хезболлах” (“Партия Аллаха”) в Ливане и
другие.
Правовая основа противодействия терроризму
Правовую основу противодействия на национальном уровне регулирует основной
документ - ст. 1 Федерального закона от 6 марта 2006 года "О противодействии
терроризму" (далее в данном разделе - Федеральный закон № 35). Исходя из положений
настоящего Закона, правовую основу противодействия терроризму в Российской
Федерации
составляют:
Конституция
РФ,
общепризнанные
принципы
и
нормы
международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный
закон № 35 и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ,
нормативные правовые акты Правительства РФ, а также принимаемые в соответствии с
ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
Данный Закон устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые
и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и
(или)
ликвидации
последствий
проявлений
терроризма,
а
также
правовые
и
организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе
с терроризмом. Ключевым актом, регулирующим вопросы противодействия терроризму в
Российской Федерации, является Федеральный закон № 35.
Так, в сферу регулирования указанного Федерального закона входят отношения,
возникающие:
1) при организации противодействия терроризму;
2) при применении Вооруженных Сил РФ в борьбе с терроризмом;
3) при пресечении террористических актов в воздушной среде;
4) при пресечении террористических актов во внутренних водах, в территориальном море,
на континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении безопасности
национального морского
судоходства;
5)
при
участии
Вооруженных
Сил
Российской
Федерации
в
проведении
контртеррористической операции;
6) при выполнении Вооруженными Силами Российской Федерации задач по пресечению
международной террористической деятельности за пределами территории Российской
Федерации.
Кроме того, на национальном уровне существуют другие Федеральные законы РФ, а
также
указы
президента
РФ,
Концепции
противодействия
терроризму
в
РФ,
ведомственные нормативные акты (например, приказы ФСБ).
В рамках системы ООН разработаны универсальные соглашения, направленные против
международного
терроризма
и
касающиеся
конкретных
видов
террористической
деятельности. Например, Конвенция о преступлениях и некоторых других актах,
совершаемых на борту воздушных судов 1963 г. (Токийская конвенция), касающаяся
авиационной безопасности (регулирует действия командира воздушного судна в случае
экстренной ситуации нападения), международная конвенция о борьбе с захватом
заложников 1979 г. ("Конвенция о заложниках") (определяет основные понятия о
заложниках). А также Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г.
(Конвенция о ядерных материалах), касающаяся незаконного захвата и использования
ядерных материалов) и многие другие.
Система профилактики терроризма
Система профилактики терроризма должна реализоваться через определенную стратегию.
Основными направлениями этой стратегии являются следующие:
1) сфера социальной политики, которая должна учитывать диспропорции в развитии
регионов, бедность населения, на фоне которых формируются потенциальные террористы
(повышение
уровня
и
качества
жизни,
необходимое
преодоление
диспропорций
социального мира, сокращения безработицы);
2) профилактическая работа антиэкстремистской направленности среди населения по
целевым группам (воспитание молодежи в духе миролюбия, толерантности, дружбы
народов против ксенофобии, национализма и
расизма посредством различных каналов коммуникации);
3) создание негативного общественного мнения о преступлениях, которые совершаются и
могут совершаться террористами (механизмы морального осуждения, направленного на
прекращение преступной деятельности и предотвращение террористических проявлений);
4) идеологическое обеспечение уголовного преследования террористов;
5) идеологическое обеспечение мер безопасности, направленных на охрану объектов
вероятных террористических посягательств;
6)
культурно-просветительская,
образовательная
деятельность,
направленная
на
формирование
общественного
сознания
(восстановление
позитивных
ценностных
ориентиров у людей).
Факторы организации профилактической работы в области противодействия экстремизму
и терроризму:
- экономические, социальные факторы жизни подростков и молодежи;
- психолого-возрастные особенности развития подростков и молодежи;
- компетентность родителей (законных представителей), в вопросах предупреждения
терроризма в подростково-молодежной среде;
- компетентность педагогов во всех сферах жизнедеятельности учащихся;
- готовность служб психолого-медико-социалогического сопровождения образовательного
процесса, к проведению профилактической работы в целях противодействия терроризму и
экстремизму среди подрастающего поколения;
- наличие методического сопровождения образовательного процесса в организации
профилактической работы по предупреждению терроризма и экстремизма в подростково-
молодежной среде и др.
Например, компетентность родителей в вопросах предупреждения терроризма может
проявляться через просветительскую работу с ними (объяснение родителям понятия
«терроризм»
и
«экстремизм»,
формирование
общих
представлений
о
понятиях
«молодежные субкультуры», «деструктивные молодежные объединения», знакомство с
установленными видами ответственности родителей за правонарушения, совершенные
несовершеннолетними и др.).
Также, в образовательных организациях должна вестись профилактическая работа.
Каждая образовательная организация должна разработать систему мероприятий по
профилактике терроризма и экстремизма (план действий, «дорожную карту»), включить
мероприятия в план работы образовательной организации, распределить по конкретным
классам, назначить сроки проведения мероприятий и ответственных за их проведение.
Среди подобных мероприятий можно перечислить соответствующие классные часы,
линейки, тематические уроки, фестивали, конкурсы и т.д.
Участие родителей и педагогов в профилактике терроризма
Родители и педагоги могут участвовать в профилактике интернет-вербовки следующим
образом:
Организовать программы «обмена» между школьниками, принадлежащими к
различным культурам, исповедующими различные религии. Это можно назвать
«уроками толерантности».
Организовывать мультимедийные уроки в школах на различную тематику.
В общении четко выделять категории. Следует называть явления своими именами.
Например, боевики и террористы – это люди, ислам – это религия.
Преподносить информацию детям доступную для их понимания (простые, но
эмоционально-яркие слова, образы, картинки, фотографии, сложное должно
объясняться просто)
Избегание уклона как в либеральную, так и мобилизационную лексику.
В то же время, в вопросах освещения событий очень важна своевременная подача
информации: чем быстрее мы представляем свою точку зрения, тем меньше шансов у
оппонента завоевать внимание и симпатию аудитории. Иногда промедление – это признак
шока и слабости, что в корне противоречит идее информационной войны.
Также, необходимо обосновать важность пребывания в реальном мире, использовать
реальный мир для расширения социальных контактов. Реальный мир, жизнь человека –
это постоянное освоение, расширение и преображение реальности, и внутренней, и
внешней. Таким путём человек становится совершеннее. Ведь виртуальный мир даёт
только иллюзию принадлежности к группе и не развивает никаких действительных
навыков общения. Важно искать друзей в реальности, наполнять жизнь положительными
событиями, поступками.
Признаки интернет-вербовщика:
1.
Незнакомый человек интересуется личной жизнью, а о себе не рассказывает.
2.
Начинает играть на чувствах жертвы, вызывает чувство зависимости (при
проявлении несогласия, начинает демонстративно игнорировать)
3.
Вербовщик старается вызвать чувство избранности,принадлежности к особой
группе людей, занятых высокой миссией. Дляэтого он внушает своей жертве
негативные чувства по отношению кокружающему ее миру.
4.
Вербовщик заостряет внимание жертвы на страданиях и несчастьях мусульман во
всем мире – «все это происходит потому, что нет в мире настоящего государства,
которое было бы справедливо и правильно устроено», поэтому нужно взяться за
оружие и силой навести порядок, игнорируя тот факт, кто в мире живут миллионы
законопослушных людей.
5.
Жертве вербовки прививается негатив по отношению к официальным духовным
управлениям, которые он посещает.
6.
Новичку может внушаться культ силы и страха.
7.
Вербовщик старается сместить в уме жертвы понятия о добре и зле, исказить
привычные понятия о нравственности с помощью искаженного толкования
духовных истин
.
Особенности взаимодействия в системе родитель-ребенок
Изучая особенности взаимодействия в системе родитель - ребенок, ученые определили,
что детско-родительские отношения дают картину существующих отношений, и
понимания субъективного мира человека. В этой сфере исследования направлены на
изучение
благоприятных
и
неблагоприятных
характеристик
взаимодействия.
Благоприятные связаны с формами родительского контроля и техникой поддержания
дисциплины, одобрительные контакты, направленные на принятие и любовь к ребенку,
последовательность, авторитарность родителя.
Неблагоприятная
же
модель
семейного
взаимодействия
-
это
эгоцентрический,
гиперсоциализирующий и отвергающий типы воспитания. А. Адлер определил основным
принципом семейного взаимодействия взаимоуважение членов семьи. Самосознание
ребенка он ставит в прямую зависимость от того, насколько его любят и уважают в семье.
Это направление работы с родителями основывается на сознательном и целенаправленном
поведении родителей.
По мнению Р. Дрейкуса и В. Зольца, основная задача семейного воспитания помочь
ребенку стать компетентным человеком, который использует конструктивные средства
для формирования чувства собственного достоинства и достижения определенного
общественного положения. С точки зрения Х. Джайнотта родителям необходимо
оказывать практическую помощь в семейном воспитании через формирование у них
навыков коммуникации и управления поведением детей. Многие авторы рассматривают
любовь и принятие в качестве важнейших характеристик успешного взаимодействия с
ребенком (А. Адлер, К. Роджерс, Р. Кэмпбелл, Г.Т. Хоментаускас и др.). Маркин В.В.
говорит о том, что антитеррористическая идеология должна быть идеологией гуманизма,
миролюбия
и
толерантности,
что
также
требует
дополнительной
расшифровки.
Толерантность и гуманизм должны быть ограничены определенными рамками, дабы
избежать слишком широкой трактовки. Причем формирование антитеррористической
идеологии должно происходить на основе общероссийской гражданской идентичности.
Можно сказать в духе патриотизма. Воспитание детей в духе общественной безопасности,
поспособствует тому, что в итоге получится системный адекватный ответ на вызов
террористов в идеологической сфере.
Таким образом, самое главное - это воспитание у ребенка активной гражданской позиции
в духе этнотолерантности и разрешения конфликтов.
Современные
реалии
показывают
высокий
уровень
владения
распространителей
информационных угроз правилами медиа среды и использования потенциала интернета в
своих деструктивных целях. поэтому особенно важно заниматься профилактикой явления,
культивируя стойкое неприятие радикальной идеологии. Примером информационных
платформ
в
сети
Интернет,
являющихся
позитивными
практиками
превентации
радикальных идей в молодежной среде, можно привести ресурсы Национального центра
информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и
сети Интернет (НЦПТИ) – сайт, публичные страницы в социальных сетях "ВКонтакте" и
Instagram.
Данные
ресурсы
выполняют
следующие
функции:
просветительскую,
презентативную, информационно-аналитическую, организационно-коммуникативную. На
ресурсе публикуются материалы, направленные на разъяснение аудитории обманчивости
и опасности вовлечения в деструктивные группы. Отдельный ряд публикаций направлен
на разрушение представления о героизме и романтическом образе воюющих в
террористических организациях. Публикуются мнения экспертов о тактических схемах,
позволяющих экстремистам эффективно рекрутировать в свои ряды новых добровольцев.
Через
платформу
распространяются
профилактические
материалы
различных
организаций, пользующиеся особой популярностью у аудитории.
Вместе с тем, следует признать, что отсутствие медиа-грамотности, способности по
распознаванию информационных воздействий и адекватной реакции на те из них, которые
распознаны как вредоносные, является проблемой не только современной молодежи, но и
их наставников и учителей, недостаточно свободно оперирующих современными
средствами коммуникации и не в полной мере понимающих специфику интернет
общения, которая к тому же изменяется с высокой скоростью, следуя за модой,
скоротечными веяниями и увлечениями аудитории. Вне информационного контекста
невозможно понимание принципов его функционирования и изменения, а владение
контекстом требует, в свою очередь, поддержания постоянного тесного контакта с
группами по увлечениям, интернет-сообществами. Но чисто технические ограничения
доступа к нежелательному контенту действуют только в информационном пространстве
образовательного учреждения. За их пределами, где уже есть свободный доступ к
различным материалам, должно включаться критическое мышление, развитая медиа-
грамотность.