Автор: Крощенко Оксана Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с "Белоснежка"
Населённый пункт: п. Солнечный, Сургутский район
Наименование материала: статья
Тема: Формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
«Формирование основ безопасного поведения»
Главная цель работы - формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме,
природе.
Задачи:
- обучающие
- направлены на усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах
поведения; формирование навыков и полезных привычек безопасного поведения в быту, социуме,
природе, понимание и осознание опасных и безопасных действий, соответствующих правилам
безопасного поведения;
- развивающие - направлены на развитие у детей познавательных процессов: концентрации
внимания, воображения, логического мышления, памяти, речи и двигательных навыков по
координации движений, что необходимо ребёнку для правильной ориентации на улице и
бдительного восприятия окружающей обстановки;
- воспитательные - реализуются через привитие детям «чувства» опасности, но не страха,
умения ориентироваться в ситуации.
Воспитание навыков безопасного поведения осуществляется на основе желания ребенка
познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и
непосредственность восприятия.
Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения в быту, социуме,
природе имеют современные средства:
- ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), с помощью которых воспитатели
осуществляют инновационные подходы в данном направлении и комплексно решают поставленные
задачи;
- предметы рукотворного мира, создаваемые педагогами, детьми и их родителями;
- художественная литература, являющаяся одновременно источником знаний, источником
чувств.
Для успешного освоения программного материала мы старались оптимальные условия для
ознакомления детей с основами безопасности жизнедеятельности:
- комфортный, благоприятный микроклимат, способствующий развитию уверенной в себе
личности, устойчивой к стрессам, атмосфера душевного тепла и эмоционального благополучия
детей;
- пространственно-предметное окружение;
- игровая среда, стимулирующая познавательную активность детей.
Деятельность одновременно является условием и средством, обеспечивающим ребенку
возможность адекватно познавать окружающий его мир, и самому становиться частью этого мира:
- организованная деятельность детей (занятия, экскурсии, прогулки);
- совместную деятельность взрослых и детей (беседы воспитателя и ребенка, чтение
художественной литературы, драматизации сказок, наблюдения, труд, дидактические и подвижные
игры, продуктивная деятельность, праздники, развлечения);
- свободная самостоятельная деятельность (настольно-печатные, подвижные игры, сюжетно-
ролевые и др.).
Виды деятельности детей дошкольного возраста.
Игровая деятельность. Отражает в игре события окружающего мира, ребенок как бы
становиться их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что
воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного
воздействия игры. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их
поведения, отношения друг к другу.
Коммуникативная
деятельность. Объединяет
взрослого
и
ребенка,
удовлетворяет
разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и
оценке.
Познавательно-исследовательская деятельность. Заключает в себе возможность познавать
ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами,
ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает
операционными действиями. Предметная деятельность удовлетворяет в определенный период
развития ребенка его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире,
порождает чувство уверенности в том, что мир управляем и подвластен ему. В окружающей
обстановке дома и в детском саду присутствуют предметы, с помощью которых ребенок (в
соответствии с возрастными возможностями) знакомится с правилами безопасного обращения с
ними. Это колюще-режущие предметы (иголки, ножницы, нож), электроприборы (магнитофон,
проигрыватель, утюг, пылесос).
Восприятие художественной литературы и фольклора. Знакомя детей с художественными
произведениями, педагог обращает внимание на необходимость быть способным встать на позицию
другого человека; выбирать социально приемлемую в данной ситуации линию поведения; проявлять
взаимопомощь и взаимовыручку среди сверстников.
Самообслуживание и элементарный бытовой труд. Обогащает социальный опыт ребенка.
По мере приобретения трудовых умений, ребёнок приобретает чувство уверенности. И чем раньше
он начнет испытывать удовольствие от своих трудовых усилий, тем оптимистичнее будет смотреть
на мир, так как приобретет уверенность в своей способности преодолевать трудности. С
формированием трудовых умений и навыков у ребенка уменьшается опасность пребывания в
отсутствии взрослых.
Изобразительная деятельность, конструирование. Позволяют детям сознательно отражать
окружающую действительность в рисунке, лепке, аппликации, конструировании. От того, как
ребёнок воспринимал социальные явления, какое у него сложилось отношение, будет зависеть
характер изображения этих явлений, выбор цвета, расположение предметов на листе и в
пространстве, их взаимосвязь. Продуктивная деятельность позволяет ребёнку с помощью фантазии
вжиться в мир взрослых и познавать его.
Методы и приемы:
В процессе формирования представлений об основах безопасности детей
дошкольного
возраста используются в работе разнообразные методы обучения, при использовании которых
необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, социокультурные
различия, своеобразие домашних и бытовых условий. При этом основным ориентиром должен стать
учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений.
Практические.
Применяются
при
формировании
умений
безопасного
обращения
с
доступными
потенциально опасными предметами домашнего обихода. Детей можно учить пользоваться
молотком и гвоздями, ножом, теркой, маленьким утюгом. Такая деятельность в основном
осуществляется дома родителями. Воспитатели с детьми организуют опыты с микроскопом, лупой,
фильтрами для наглядной демонстрации того, что содержится в воде, на немытых овощах и фруктах.
Практический метод предполагает организацию игровых упражнений,
в которых ребёнок
неоднократно повторяет практические и умственные действия (например: «нашли таблетку, что вы
будете делать?», «позвал незнакомый человек, как вы поступите?» и др.). Практика дает ребенку
умения применить полученные знания на деле, развивает мышление, воображение, готовит ребенка к
умению находить выход из экстремальных ситуаций в жизни.
Наглядные.
Опора на наглядные представления неизбежна, поэтому использование метода наглядности
при формировании представлений является существенным.
Словесные.
- сравнение (например: «Огонь это хорошо или огонь это плохо?» помогает детям выполнять
задания
на
группировку
и
классификацию,
умение
анализировать,
обобщать,
выделять
существенные признаки);
-
повторение
приводит
к
появлению
обобщений,
способствует
самостоятельному
формулированию выводов, повышает познавательную активность.
Игровые.
В формировании представлений о безопасности игра выступает как самостоятельный метод
обучения. Наиболее широко используются дидактические игры. Благодаря обучающей задаче,
облаченной в игровую форму (игровой замысел), игровым действиям и правилам ребенок
непреднамеренно усваивает определенное познавательное содержание, повышает качество усвоения
познавательного материала и способствует закреплению чувств. Придумывание сказок на разные
темы, игры драматизации (после прочтения художественного произведения, при подготовке
развлечения и др.).