Напоминание

Формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста


Автор: Крощенко Оксана Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с "Белоснежка"
Населённый пункт: п. Солнечный, Сургутский район
Наименование материала: статья
Тема: Формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Формирование основ безопасного поведения»

Главная цель работы - формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме,

природе.

Задачи:

- обучающие

- направлены на усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах

поведения; формирование навыков и полезных привычек безопасного поведения в быту, социуме,

природе, понимание и осознание опасных и безопасных действий, соответствующих правилам

безопасного поведения;

- развивающие - направлены на развитие у детей познавательных процессов: концентрации

внимания, воображения, логического мышления, памяти, речи и двигательных навыков по

координации движений, что необходимо ребёнку для правильной ориентации на улице и

бдительного восприятия окружающей обстановки;

- воспитательные - реализуются через привитие детям «чувства» опасности, но не страха,

умения ориентироваться в ситуации.

Воспитание навыков безопасного поведения осуществляется на основе желания ребенка

познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и

непосредственность восприятия.

Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения в быту, социуме,

природе имеют современные средства:

- ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), с помощью которых воспитатели

осуществляют инновационные подходы в данном направлении и комплексно решают поставленные

задачи;

- предметы рукотворного мира, создаваемые педагогами, детьми и их родителями;

- художественная литература, являющаяся одновременно источником знаний, источником

чувств.

Для успешного освоения программного материала мы старались оптимальные условия для

ознакомления детей с основами безопасности жизнедеятельности:

- комфортный, благоприятный микроклимат, способствующий развитию уверенной в себе

личности, устойчивой к стрессам, атмосфера душевного тепла и эмоционального благополучия

детей;

- пространственно-предметное окружение;

- игровая среда, стимулирующая познавательную активность детей.

Деятельность одновременно является условием и средством, обеспечивающим ребенку

возможность адекватно познавать окружающий его мир, и самому становиться частью этого мира:

- организованная деятельность детей (занятия, экскурсии, прогулки);

- совместную деятельность взрослых и детей (беседы воспитателя и ребенка, чтение

художественной литературы, драматизации сказок, наблюдения, труд, дидактические и подвижные

игры, продуктивная деятельность, праздники, развлечения);

- свободная самостоятельная деятельность (настольно-печатные, подвижные игры, сюжетно-

ролевые и др.).

Виды деятельности детей дошкольного возраста.

Игровая деятельность. Отражает в игре события окружающего мира, ребенок как бы

становиться их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что

воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного

воздействия игры. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их

поведения, отношения друг к другу.

Коммуникативная

деятельность. Объединяет

взрослого

и

ребенка,

удовлетворяет

разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и

оценке.

Познавательно-исследовательская деятельность. Заключает в себе возможность познавать

ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами,

ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает

операционными действиями. Предметная деятельность удовлетворяет в определенный период

развития ребенка его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире,

порождает чувство уверенности в том, что мир управляем и подвластен ему. В окружающей

обстановке дома и в детском саду присутствуют предметы, с помощью которых ребенок (в

соответствии с возрастными возможностями) знакомится с правилами безопасного обращения с

ними. Это колюще-режущие предметы (иголки, ножницы, нож), электроприборы (магнитофон,

проигрыватель, утюг, пылесос).

Восприятие художественной литературы и фольклора. Знакомя детей с художественными

произведениями, педагог обращает внимание на необходимость быть способным встать на позицию

другого человека; выбирать социально приемлемую в данной ситуации линию поведения; проявлять

взаимопомощь и взаимовыручку среди сверстников.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд. Обогащает социальный опыт ребенка.

По мере приобретения трудовых умений, ребёнок приобретает чувство уверенности. И чем раньше

он начнет испытывать удовольствие от своих трудовых усилий, тем оптимистичнее будет смотреть

на мир, так как приобретет уверенность в своей способности преодолевать трудности. С

формированием трудовых умений и навыков у ребенка уменьшается опасность пребывания в

отсутствии взрослых.

Изобразительная деятельность, конструирование. Позволяют детям сознательно отражать

окружающую действительность в рисунке, лепке, аппликации, конструировании. От того, как

ребёнок воспринимал социальные явления, какое у него сложилось отношение, будет зависеть

характер изображения этих явлений, выбор цвета, расположение предметов на листе и в

пространстве, их взаимосвязь. Продуктивная деятельность позволяет ребёнку с помощью фантазии

вжиться в мир взрослых и познавать его.

Методы и приемы:

В процессе формирования представлений об основах безопасности детей

дошкольного

возраста используются в работе разнообразные методы обучения, при использовании которых

необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, социокультурные

различия, своеобразие домашних и бытовых условий. При этом основным ориентиром должен стать

учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений.

Практические.

Применяются

при

формировании

умений

безопасного

обращения

с

доступными

потенциально опасными предметами домашнего обихода. Детей можно учить пользоваться

молотком и гвоздями, ножом, теркой, маленьким утюгом. Такая деятельность в основном

осуществляется дома родителями. Воспитатели с детьми организуют опыты с микроскопом, лупой,

фильтрами для наглядной демонстрации того, что содержится в воде, на немытых овощах и фруктах.

Практический метод предполагает организацию игровых упражнений,

в которых ребёнок

неоднократно повторяет практические и умственные действия (например: «нашли таблетку, что вы

будете делать?», «позвал незнакомый человек, как вы поступите?» и др.). Практика дает ребенку

умения применить полученные знания на деле, развивает мышление, воображение, готовит ребенка к

умению находить выход из экстремальных ситуаций в жизни.

Наглядные.

Опора на наглядные представления неизбежна, поэтому использование метода наглядности

при формировании представлений является существенным.

Словесные.

- сравнение (например: «Огонь это хорошо или огонь это плохо?» помогает детям выполнять

задания

на

группировку

и

классификацию,

умение

анализировать,

обобщать,

выделять

существенные признаки);

-

повторение

приводит

к

появлению

обобщений,

способствует

самостоятельному

формулированию выводов, повышает познавательную активность.

Игровые.

В формировании представлений о безопасности игра выступает как самостоятельный метод

обучения. Наиболее широко используются дидактические игры. Благодаря обучающей задаче,

облаченной в игровую форму (игровой замысел), игровым действиям и правилам ребенок

непреднамеренно усваивает определенное познавательное содержание, повышает качество усвоения

познавательного материала и способствует закреплению чувств. Придумывание сказок на разные

темы, игры драматизации (после прочтения художественного произведения, при подготовке

развлечения и др.).



В раздел образования