Напоминание

Профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников


Автор: Цырибко Светлана Сергеевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: ГБОУ Школы №2070 имени Героя Советского Союза Г.А. Вартаняна
Населённый пункт: г. Москвы
Наименование материала: Презентация
Тема: Профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Профилактика дисграфии и дислексии у

дошкольников

Подготовил: учитель-логопед

ГБОУ Школа №2070 ОП «Солнышко»

Цырибко Светлана Сергеевна

Проблема нарушений письменной

речи у школьников – одна из самых

актуальных, поскольку письмо и

чтение становятся базой и средством

дальнейшего обучения.

Дисграфия

– нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие, повторяющиеся ошибки:

искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания

отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме. Может проявляться на уровне слова,

словосочетания, предложения, текста.

Дислексия

– нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Фонетические ошибки, выражающиеся в заменах и смешениях букв, касающиеся -определенных фонетических групп:

- шипящих и свистящих;

- звонких и глухих;

- сонорных звуков.

Например:

Шаса ест шуску. – Саша ест сушку.

Лалиса идет на работу. – Лариса идет на работу.

Даня едет на велосипеде. – Таня едет на велосипеде.

Ошибки, связанные с пропусками, перестановками букв или слогов. Чаще это касается безударного слога или согласных букв при стечении.

Например:

Крошун – коршун

Кошоладка – шоколадка

Осипед - велосипед

При разном уровне звукового анализа слов

дошкольники могут или совсем не овладевать

чтением, или при внешнем неплохом чтении

допускать ошибки угадывающего или

побуквенного чтения.

Например:

Земля – змея

Замены и перестановки букв.

Например:

Марашки – ромашки

В качестве необходимого условия

всестороннего развития дошкольников

рассматривается формирование и

совершенствование речи в различных

её формах, а также активизация

мыслительной деятельности, развитие

внимания и памяти.

Часто встречающиеся виды нарушений

1.

Замены букв:

Суба - шуба

Лыба – рыба

В основе таких ошибок чаще всего лежит не различение на слух соответствующих звуков. Дети у которых нарушена дифференциация звонких и глухих согласных (

П-Б, Т-Д,

К-Г, В-Ф

) будут постоянно ошибаться в правописании согласных в середине и в конце слова, так как слышат их абсолютно одинаково (

например: ДУБЫ - ДУПЫ

).

Исправить положение можно только путем воспитания у ребенка устойчивой дифференциации звонких и глухих согласных, другого пути нет.

Часто встречающиеся виды нарушений

2. Искажение звуко-слоговой структуры слов и нарушение границ между словами в предложении.

- Дети могут разрывать слово (

например: К нига

).

- Писать слитно предлоги (

например: Настуле

).

- Добавлять или пропускать буквы в слове или переставлять слоги (

например: Мотолок - молоток

).

Основная причина таких ошибок в том, что у ребенка не развит навык анализа звуко-буквенного состава слов. То есть ребенок не может определить количество звуков в слове и их порядок следования друг за

другом.

Часто встречающиеся виды нарушений

3.

Аграмматизмы.

Это ошибки типа: Пять деревов. – Пять деревьев.

Шесть окнов. – Шесть окон.

Зеленая яблоко. – Зеленое яблоко.

Такие ошибки встречаются у детей с отставанием в речевом развитии. Им трудно подбирать проверочные слова, отсюда затруднены усвоения правил на правописание безударных

гласных.

Часто встречающиеся виды нарушений

4. Замены букв про принципу оптического сходства.

Дети путают буквы:

Ш-Ц, Щ, И (Цуба - Шуба)

Д – Б (Делка – Белка)

М – Л (Лука - Мука)

Причиной таких замен является отсутствие отчетливого представления зрительного образа буквы.

Трудности при обучении чтению могут

быть связаны с нарушением

пространственного восприятия.

1. Перестановки букв местами и даже

чтение текста «зеркально»;

2. Замена букв близкими по конфигурации.

3. «Перескок» через строку и т.п.

Проявления ошибок или нарушение пространственной

ориентировки могут быть разными (например: дети

путают расположение предметов на парте, а просьбы

положить тетрадь слева или книгу справа выполняют

наоборот).

Особенные трудности отмечаются у детей – левшей.

Именно они чаще склонны к «зеркальному» письму.

Также отмечается зеркальное рисование. Особенно четко это проявляется при копировании

фигур, которые меняются местами: правые – налево, левые – направо. Ребенок при этом не

осознает, что неправильно рисует.

Письмо и почерк является своеобразным индикатором нервной системы ребенка. При утомлении у неустойчивых

правшей или левшей может вновь появиться «зеркальное» письмо.

Развитие мелкой моторики

Развитие пространственной

ориентировки

Развитие конструктивного

праксиса

Использование отдельных приемов

коррекционный работы

1.

Игра «Найди букву».

2.

Игра «На что похожа буква?».

3.

Определение правильно и неправильно написанных букв.

4.

Называние букв, подчеркнутых линией.

5.

Называние букв, наложенных друг на друга.

6.

Дописывание букв.

7.

Обведение контура букв, выполненного пунктиром.

8.

Добавление

и

убавление

элементов

буквы,

изменение

пространственного

расположения элементов (из буквы Т получить букву Г).

9.

Нахождение нужных букв магнитной азбуки с закрытыми глазами.

10. Лепка буквы из пластилина.

11. Выкладывание букв из счетных палочек.

12. Выкладывание букв из семечек, гороха, гречки и т.д.

13. Письмо буквы в воздухе, пальцем на ладони.

14.

Соотнесение

зрительного

образа

буквы

с

каким-либо

сходным

по

форме

предметом (буква О – с обручем).

Развитие внимания, слуховой и зрительной памяти,

восприятия, ориентировки в пространстве

1.

Игра «Запомни и назови» (несколько слогов или слов).

2.

Игра «Найди картинки» (в ряду картинок найти те, которые назвал логопед).

3.

Запоминание 3-5 букв и отыскивание их среди других 7-10.

4.

Раскладывание 3-4 картинок в той же последовательности, в какой предъявлялись.

5.

Раскладывание по памяти букв в предъявленной последовательности.

6.

Игра «Чего не стало?» (на столе раскладываются 5-6 букв, затем 1 убирается).

7.

Игра «Что изменилось?» (раскладывается ряд картинок, затем некоторые меняются

местами).

Зрительное восприятие

1.

Называние контурных изображений предметов.

2.

Игра

«Чей

силуэт?»

(называние

недорисованных

контурных

изображений

предметов).

3.

Выделение контурных изображений, наложенных друг на друга.

4.

Распределение изображенных предметов по величине.

5.

Игра

«Лужайки»

(предлагаются

«лужайки»

разного

цвета

и

картинки

с

изображением предметов разного цвета. Задание положить картинки на свои

«лужайки»).

6.

Составление разрезанных на части картинок.

7.

Нахождение различий на двух картинках.

8.

Дорисовывание симметричных изображений.

Закрепление функций фонематического

анализа

1.

Игра «Какой звук потерялся?».

2.

Игра «Узнай названия» (на любую из лексических тем, например: Орова – корова).

3.

Вставь пропущенные буквы в слове.

4.

Какие слова можно составить из букв слова, например: Ствол (стол, вол); картина

(тина, кит, танк).

5.

Цепочка слов (дом – мак – кот).

6.

Игра

в

кубик

(придумать

слово,

количество

звуков

в

котором

соответствует

количеству точек на кубике).

7.

Ребусы (убирая или прибавляя буквы, из 1 слова получается другое).

8.

Придумать слово к схеме.

Слоговой анализ и синтез

1.

Определить количество слогов в названном слове – поднять соответствующую

цифру.

2.

Игра «Домики» (дети раскладывают картинки, сколько слогов в слове, столько

этажей в домике).

3.

Игра

«Поезд»

(вагоны

с

номерами

1,

2,

3.

Размести

слова-картинки

по

количеству слогов в вагоны).

4.

Зашифрованное слово (ши/на/ма – ма/ши/на).

5.

Определи, какое по счету слово в предложении.

6.

Выдели из предложения слово из 2 слогов.

7.

Найди на картинке предметы, состоящие из 1-2-3 слогов.

8.

Поднять карточку с цифрой, соответствующей количеству слов в предложении.

Использование специальных игр и упражнений на

занятиях с детьми не только стимулирует обучение,

но и содействует устранению речевых нарушений, а

также профилактике нарушений чтения и письма у

дошкольников.

При отсутствии логопедической помощи трудности

могут

сохраниться

на

всю

жизнь.

Многих

встречающихся ошибок у детей можно избежать при

своевременной

профилактической

работе,

проводимой еще в дошкольном возрасте.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ



В раздел образования