Напоминание

Развитие познавательного интереса у младших школьников через использование информационных технологий на уроках математики


Авторы: Савченко Татьяна Владимировна, Галибина Наталья Анатольевна
Должность: Магистр, научный руководитель
Учебное заведение: ДОННУ, Институт Педагогики, Кафедра дошкольного и начального педагогического образования
Населённый пункт: Город Горловка
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие познавательного интереса у младших школьников через использование информационных технологий на уроках математики
Раздел: высшее образование





Назад




Раздел образования: высшее образование

Авторы: Савченко Татьяна Владимировна,

Галибина Надежда Анатольевна Научный Руководитель

Должность: студентка 3 курса магистратура

Учебное заведение: Донецкий Национальный Университет. Институт педагогики, Кафед-

ра дошкольного и начального педагогического образования

Населённый пункт: город Горловка, Донецкая Народная Республика

Наименование материала: статья

Тема: Развитие познавательного интереса у младших школьников через использова-

ние информационных технологий

на уроках математики

Аннотация: В данной статье рассмотрен вопрос эффективности повышения уровня

познавательной активности, повышения уровня математических знаний и мотивов

обучения младших школьников путём внедрения нестандартных уроков с применени-

ем информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).

Abstract: This article discusses the effectiveness of increasing the level of cognitive activity, in-

creasing the level of mathematical knowledge and motives for teaching younger schoolchildren

through the introduction of non-standard lessons using information and communication tech-

nologies (ICT).

Keywords: cognitive interest, information and communication technologies, activation of knowledge,

comprehensively developed personality.

Стремительное развитие компьютерной техники и ее разнообразного

программного обеспечения окружила современного школьника цифровым

пространством

.

Поэтому внедрение информационных технологий становится

важной частью современного образовательного процесса: в классической мо-

дели "учитель — ученик — учебник" появляется новый компонент компью-

тер и компьютерное обучение. Универсальная концепция использования ин-

формационных технологий нашла свое отражение в преподавании математи-

ки в начальной школе. Важнейшей задачей современной школы является

формирование у учащихся потребностей и способностей к самостоятельному

приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию. В

современном образовательном процессе на первый план выходит комплекс-

ное формирование и развитие личности младшего школьника. Для решения

этой задачи необходимо формирование у младших школьников познаватель-

ных мотивов обучения и познавательного интереса. Именно с этими фактора-

ми будет связан их успех не только в школе, но и в профессиональном об-

разовании [6].

Для повышения уровня самостоятельности и мотивации необходимо

изменить различные методы обучения, использовать различные новые подхо-

ды к организации учебной деятельности для младших школьников, что поло-

жительно скажется на познавательном интересе.

Несмотря на то, что проблема развития познавательного интереса к

обучению у младших школьников уже много лет находит отражение в педа-

гогических работах и научных исследованиях, она и сегодня не утратила сво-

ей актуальности и является одной из самых сложных психолого-педагогиче-

ских проблем.

Система начального образования сейчас находится в эпохе основатель-

ных перемен, которая предполагает новое понимание целей и ценностей об-

разования. В связи с этим необходимость использования новых технологий в

обучении, в том числе путем внедрения информационно-коммуникационных

технологий (ИКТ), а также преподавания на уроках математики в начальных

классах, выходит на первый план, становится все более актуальной. На этапе

обучения в начальной школе педагоги должны работать над развитием само-

стоятельности, познавательной активности учащихся, а также поддерживать

эмоциональное благополучие ученика. На помощь педагогам в этом деле

приходят информационно-коммуникационные технологии.

В современном мире овладение информационными технологиями сто-

ит рядом с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, способ-

ный эффективно усваивать технологию и информацию, имеет совершенно

новый образ мышления, который в противном случае приближается к оценке

проблемы, организации ее деятельности. Использование информационных

компьютерных технологий (ИКТ) на уроке способствует активизации внима-

ния, восприятия, мышления, воображения, памяти, творчества и познаватель-

ных интересов, что является основной целью уроков в начальной школе. Сле-

довательно, познавательный интерес ребенка и успешность обучения опреде-

ляют его полное интеллектуальное и физиологическое развитие. Учитель,

безусловно, сможет добиться результатов, если будет работать с учащимися

при использовании возможностей новых информационных технологий на

уроке, использовать их во внеклассной работе, которая даст более высокие и

качественные результаты. Ведь возможности ИКТ позволяют сделать урок

более ярким, насыщенным, продуктивным, эмоционально насыщенным [6].

Но использование компьютерных технологий должно осуществляться пра-

вильно, продуманно, с учетом возрастных особенностей учащихся.

Древняя мудрость гласит: "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, — я

смогу запомнить». Каждый учитель начальных классов должен чётко знать и

соблюдать принцип наглядности как один из принципов дидактики. Только с

помощью наглядных средств можно обеспечить точное представление, образ,

что гарантирует прочное усвоение знаний, понимание связи научных поня-

тий с жизнью. Наглядный материал помогает выработать у учеников эмоцио-

нально-оценочное отношение к знаниям, повысить интерес к образовательно-

му процессу, облегчить процесс усвоения материала, сконцентрировать вни-

мание ребёнка. Только, реализовавши этот главный принцип на уроке, бу-

дет обеспечен высокий уровень усвоения учебного материала.

Математика в силу своих особенностей создает большие возможности

для обучения с точки зрения применения ИКТ на уроках. Она включает в

себя большое количество абстрактных понятий, таких как: форма, величина,

число и другие. Здесь ИКТ может прийти на помощь педагогу со всеми воз-

можностями: своими глазами можно увидеть цвет, форму, пропорции,

направление движения, пространственные отношения, множественность и

многие другие понятия. Таким образом, компьютерные технологии обеспечи-

вают визуальное улучшение по сравнению с традиционными уроками.

Урок с презентацией Microsoft PowerPoint даёт возможность смодели-

ровать те явления и действия, которые невозможно продемонстрировать в

реальности. С помощью информационных компьютерных технологий очень

интересно и увлекательно показаны задачи на движение, в которых присут-

ствует воспроизведение движения со звуком, что не хватает в учебниках, где

приводятся только рисунки и схемы [5]. Различные анимации позволяют по-

казать учащимся различные виды движения: навстречу друг другу, в проти-

воположных направлениях, вдогонку, с отставанием. В свою очередь

мультимедийные технологии дают возможность ученику активно подклю-

чаться к демонстрации, то ускоряясь, то замедляясь или повторяя по мере

необходимости изучаемый материал. Геометрический раздел математики это

особая тема изучения, где детям просто необходимо абстрактно-образное

мышление. И тут опять приходит на помощь ИКТ. Так с помощью мульти-

медиа учащиеся младшей школы наглядно могут увидеть сравнение геомет-

рических фигур, сравнение площади фигур, отрезков, лучей путём наложе-

ния их друг на друга, это способствует развитию воображения и модельного

видения.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) предостав-

ляют учителю возможность организации различных форм работы, среди ко-

торых: групповые, парные, индивидуальные [8]. Информационные техноло-

гии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и диффе-

ренциации обучения. ИКТ также помогает учителю, потому что все построе-

ния фигур, схем к задачам, графики — всё это уже есть на слайдах презента-

ции, разработанной в системе Microsoft PowerPoint. Тем самым педагог эко-

номит время урока и это предполагает рост качества знания и рост информа-

ционной культуры. Такие уроки, в которых применяются информационные

технологии, интересны не только учащимся, но и учителю

Современный урок математики с использованием ИКТ имеет тот же со-

став, что и традиционный: обновление знаний, объяснение нового материала,

закрепление, контроль, рефлексия.

На этапе изучения нового материала ИКТ выполняет образовательные

функции, помогает ребёнку понять, проанализировать, осмыслить информа-

ционный поток и использовать его в дальнейшей работе. Использование ИКТ

на данном этапе превращает деятельность школьников в творческий процесс,

позволяет применять принципы развивающего обучения.

Исследовательская и проектная деятельность в образовательном про-

цессе сейчас очень популярна. Проектно-исследовательская деятельность

значительно расширяются границы самостоятельной деятельности школьни-

ков.

При реализации данного вида деятельности ИКТ будет являться иде-

альным помощником: поможет найти множество информации для выполне-

ния проекта, выполнить презентации в системе Microsoft PowerPoint и даже

небольшие анимированные ролики. Таким образом, с помощью этих уроков

решаются не только проблемы предметного содержания, но и междисципли-

нарные проблемы формирования ИКТ компетенций младшего школьника.

Сегодня учащиеся знают различные источники информации, но дети не зна-

ют, как использовать ее для собственного развития. Они должны этому

научиться.

Еще одним видом компьютерной техники является применение трена-

жера, выполняющего функцию дидактического материала. На современном

этапе развития они способны отслеживать ход принятия решения и сообщать

об ошибках. Педагог может использовать электронные тренажерные аппли-

кации не только на уроке, но и для повышения уровня знаний отдельных уча-

щихся, если они в силу сложившихся обстоятельств не усвоили материал во-

время и нуждались в дополнительных занятиях и упражнениях, а для детей с

высокой познавательной мотивацией также предусмотрены задания более

высокого уровня. Электронное учебное пособие включает интерактивный

тренажер, который дает возможность тренировки учеников в решении всех

типов задач и примеров начальной школы, содержит демонстрационные ма-

териалы по всем изучаемым темам. Материалы электронного пособия соот-

ветствуют дидактической структуре урока математики: сначала представлен

новый учебный материал, с объяснением диктора, затем предлагаются зада-

ния на закрепление нового материала, а также повторение уже пройденного,

далее для проведения самоконтроля или контроля знаний учениками предло-

жен тест в электронном варианте, где ученик сразу видит свой результат ( где

и какие ошибки он допустил, а так же обращено внимание на тему, которая

плохо изучена).

Мультимедийные уроки должны проводиться в системе, где каждый

ученик часто выполняет индивидуальные задания на компьютере. На этом

этапе обучения учащиеся осваивают навыки работы с компьютером, начиная

от простой работы с мышью в первом классе и заканчивая созданием обуча-

ющих презентаций и учебного фильма в четвертом классе. Наряду с этим

происходит формирование общеобразовательных навыков и умений: навы-

ков межличностного общения; умений оценивать, выбирать, обрабатывать

информацию; развитие способности к планированию и принятию решений;

развитие творческого мышления [2].

Сегодня электронные библиотеки пополняются всеми новыми компакт-

дисками с учебниками, справочными, развивающими, игровыми материала-

ми. Но многие из них разрабатывались людьми, далекими от реальной

школьной практики, поэтому далеко не все темы рассматриваются или осве-

щаются достаточно подробно, а некоторые и вовсе отсутствуют.

Подготовка урока с использованием ИКТ является достаточно трудоем-

ким процессом и требует времени и наличия достаточного уровня подготов-

ки и технологии разработки для сопровождения презентации урока [1]. Также

при составлении плана урока учитель должен учитывать фактор эмоциональ-

ного воздействия информации. Конечно, очень важно обратить внимание

младших школьников на содержание изучаемого материала, так как сила

эмоционального воздействия формирует интерес и положительное эмоцио-

нальное отношение к процессу восприятия.

Одной из составляющих современных информационных технологий,

используемых в образовании, являются электронные интерактивные доски.

Использование электронных интерактивных досок в учебном процессе

это новый аспект образования, так как облегчает учителю подготовку урока и

проведение самого урока. Одной из важных особенностей электронной ин-

терактивной доски является возможность размещения материала сразу на

нескольких страницах. Специальное программное обеспечение для интерак-

тивных досок позволяет легко и быстро составить план урока, правильно

подобрать материал и организовать его. В то же время учитель может ис-

пользовать различные фоны и богатую библиотеку картинок по своему

усмотрению[3]. Материал для каждого урока, чтобы не потерять его со всеми

заметками, можно дополнительно скопировать на носитель или распечатать

нужное количество копий для учащихся, поделиться с коллегами с помощью

электронной почты или сохранить в файле для последующего анализа, редак-

тирования или использования.

Теоретические аспекты развития познавательного интереса у младших

школьников апробированы на уроках математики, которые преподаются в

начальной школе с применением ИКТ. С этой целью на уроках математики

ИКТ систематически внедряются на уроках, активизирующих познаватель-

ный интерес младших школьников к преподаванию математики и выполне-

нию многоуровневых математических заданий и упражнений с использова-

нием мультимедийного проектора, электронных учебников, презентаций в

системе PowerPoint от Microsoft.

Используя системы мультимедиа, которые позволяют объединить воз-

можности компьютера и знания учителя, создаются электронные учебники,

которые наглядно и красочно покажут информацию ученикам. Учебники

построены таким образом, что включают в себя: теоретическую часть,

контрольные задания, лабораторные работы, вопросы для самопроверки, что

напоминает традиционный учебник, но в его содержании ещё присутствуют

видеофильмы и фрагменты звука, что придает ему большую привлекатель-

ность и новизну. К такому новому школьному пособию младшие школьники

проявляют очень большой интерес, оно стимулирует к учебе и желанию изу-

чать математику в более углублённо, что, положительно, сказывается на их

уровне знаний. Учитель связан с каждым учеником класса единой компью-

терной сетью, что позволяет ему более детально и индивидуально подойти к

вопросу обучения ученика.

Таким образом, было отмечено, что регулярное применение информа-

ционно-коммуникативных технологий в процессе обучения математике в на-

чальной школе положительно влияет на эффективность повышения уровня

развития познавательного интереса учащихся, а также повышения уровня

мотивации и это, на наш взгляд, способствует повышению эффективности

процесса обучения учащихся младших классов математике. Труд педагога,

при подготовке уроков математики с помощью ИКТ даст положительные ре-

зультаты его учеников

:

повысится качество знаний, познавательная мотива-

ция ребенка к обучению, качество овладения новым материалом, создание

благоприятных условий для улучшения взаимопонимания учителя и учащих-

ся в учебном процессе.

Использование современных информационных технологий в учебном

процессе начальной школы — это не просто веяние нового времени, а жиз-

ненная потребность.

Все это позволяет сделать вывод в подтверждении правильности и эф-

фективности использования информационных технологий на уроках матема-

тики в начальной школе как способ развития познавательного интереса млад-

ших школьников к математике.



В раздел образования