Авторы: Савченко Татьяна Владимировна, Галибина Наталья Анатольевна
Должность: Магистр, научный руководитель
Учебное заведение: ДОННУ, Институт Педагогики, Кафедра дошкольного и начального педагогического образования
Населённый пункт: Город Горловка
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие познавательного интереса у младших школьников через использование информационных технологий на уроках математики
Раздел: высшее образование
Раздел образования: высшее образование
Авторы: Савченко Татьяна Владимировна,
Галибина Надежда Анатольевна Научный Руководитель
Должность: студентка 3 курса магистратура
Учебное заведение: Донецкий Национальный Университет. Институт педагогики, Кафед-
ра дошкольного и начального педагогического образования
Населённый пункт: город Горловка, Донецкая Народная Республика
Наименование материала: статья
Тема: Развитие познавательного интереса у младших школьников через использова-
ние информационных технологий
на уроках математики
Аннотация: В данной статье рассмотрен вопрос эффективности повышения уровня
познавательной активности, повышения уровня математических знаний и мотивов
обучения младших школьников путём внедрения нестандартных уроков с применени-
ем информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).
Abstract: This article discusses the effectiveness of increasing the level of cognitive activity, in-
creasing the level of mathematical knowledge and motives for teaching younger schoolchildren
through the introduction of non-standard lessons using information and communication tech-
nologies (ICT).
Keywords: cognitive interest, information and communication technologies, activation of knowledge,
comprehensively developed personality.
Стремительное развитие компьютерной техники и ее разнообразного
программного обеспечения окружила современного школьника цифровым
пространством
.
Поэтому внедрение информационных технологий становится
важной частью современного образовательного процесса: в классической мо-
дели "учитель — ученик — учебник" появляется новый компонент компью-
тер и компьютерное обучение. Универсальная концепция использования ин-
формационных технологий нашла свое отражение в преподавании математи-
ки в начальной школе. Важнейшей задачей современной школы является
формирование у учащихся потребностей и способностей к самостоятельному
приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию. В
современном образовательном процессе на первый план выходит комплекс-
ное формирование и развитие личности младшего школьника. Для решения
этой задачи необходимо формирование у младших школьников познаватель-
ных мотивов обучения и познавательного интереса. Именно с этими фактора-
ми будет связан их успех не только в школе, но и в профессиональном об-
разовании [6].
Для повышения уровня самостоятельности и мотивации необходимо
изменить различные методы обучения, использовать различные новые подхо-
ды к организации учебной деятельности для младших школьников, что поло-
жительно скажется на познавательном интересе.
Несмотря на то, что проблема развития познавательного интереса к
обучению у младших школьников уже много лет находит отражение в педа-
гогических работах и научных исследованиях, она и сегодня не утратила сво-
ей актуальности и является одной из самых сложных психолого-педагогиче-
ских проблем.
Система начального образования сейчас находится в эпохе основатель-
ных перемен, которая предполагает новое понимание целей и ценностей об-
разования. В связи с этим необходимость использования новых технологий в
обучении, в том числе путем внедрения информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ), а также преподавания на уроках математики в начальных
классах, выходит на первый план, становится все более актуальной. На этапе
обучения в начальной школе педагоги должны работать над развитием само-
стоятельности, познавательной активности учащихся, а также поддерживать
эмоциональное благополучие ученика. На помощь педагогам в этом деле
приходят информационно-коммуникационные технологии.
В современном мире овладение информационными технологиями сто-
ит рядом с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, способ-
ный эффективно усваивать технологию и информацию, имеет совершенно
новый образ мышления, который в противном случае приближается к оценке
проблемы, организации ее деятельности. Использование информационных
компьютерных технологий (ИКТ) на уроке способствует активизации внима-
ния, восприятия, мышления, воображения, памяти, творчества и познаватель-
ных интересов, что является основной целью уроков в начальной школе. Сле-
довательно, познавательный интерес ребенка и успешность обучения опреде-
ляют его полное интеллектуальное и физиологическое развитие. Учитель,
безусловно, сможет добиться результатов, если будет работать с учащимися
при использовании возможностей новых информационных технологий на
уроке, использовать их во внеклассной работе, которая даст более высокие и
качественные результаты. Ведь возможности ИКТ позволяют сделать урок
более ярким, насыщенным, продуктивным, эмоционально насыщенным [6].
Но использование компьютерных технологий должно осуществляться пра-
вильно, продуманно, с учетом возрастных особенностей учащихся.
Древняя мудрость гласит: "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, — я
смогу запомнить». Каждый учитель начальных классов должен чётко знать и
соблюдать принцип наглядности как один из принципов дидактики. Только с
помощью наглядных средств можно обеспечить точное представление, образ,
что гарантирует прочное усвоение знаний, понимание связи научных поня-
тий с жизнью. Наглядный материал помогает выработать у учеников эмоцио-
нально-оценочное отношение к знаниям, повысить интерес к образовательно-
му процессу, облегчить процесс усвоения материала, сконцентрировать вни-
мание ребёнка. Только, реализовавши этот главный принцип на уроке, бу-
дет обеспечен высокий уровень усвоения учебного материала.
Математика в силу своих особенностей создает большие возможности
для обучения с точки зрения применения ИКТ на уроках. Она включает в
себя большое количество абстрактных понятий, таких как: форма, величина,
число и другие. Здесь ИКТ может прийти на помощь педагогу со всеми воз-
можностями: своими глазами можно увидеть цвет, форму, пропорции,
направление движения, пространственные отношения, множественность и
многие другие понятия. Таким образом, компьютерные технологии обеспечи-
вают визуальное улучшение по сравнению с традиционными уроками.
Урок с презентацией Microsoft PowerPoint даёт возможность смодели-
ровать те явления и действия, которые невозможно продемонстрировать в
реальности. С помощью информационных компьютерных технологий очень
интересно и увлекательно показаны задачи на движение, в которых присут-
ствует воспроизведение движения со звуком, что не хватает в учебниках, где
приводятся только рисунки и схемы [5]. Различные анимации позволяют по-
казать учащимся различные виды движения: навстречу друг другу, в проти-
воположных направлениях, вдогонку, с отставанием. В свою очередь
мультимедийные технологии дают возможность ученику активно подклю-
чаться к демонстрации, то ускоряясь, то замедляясь или повторяя по мере
необходимости изучаемый материал. Геометрический раздел математики это
особая тема изучения, где детям просто необходимо абстрактно-образное
мышление. И тут опять приходит на помощь ИКТ. Так с помощью мульти-
медиа учащиеся младшей школы наглядно могут увидеть сравнение геомет-
рических фигур, сравнение площади фигур, отрезков, лучей путём наложе-
ния их друг на друга, это способствует развитию воображения и модельного
видения.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) предостав-
ляют учителю возможность организации различных форм работы, среди ко-
торых: групповые, парные, индивидуальные [8]. Информационные техноло-
гии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и диффе-
ренциации обучения. ИКТ также помогает учителю, потому что все построе-
ния фигур, схем к задачам, графики — всё это уже есть на слайдах презента-
ции, разработанной в системе Microsoft PowerPoint. Тем самым педагог эко-
номит время урока и это предполагает рост качества знания и рост информа-
ционной культуры. Такие уроки, в которых применяются информационные
технологии, интересны не только учащимся, но и учителю
Современный урок математики с использованием ИКТ имеет тот же со-
став, что и традиционный: обновление знаний, объяснение нового материала,
закрепление, контроль, рефлексия.
На этапе изучения нового материала ИКТ выполняет образовательные
функции, помогает ребёнку понять, проанализировать, осмыслить информа-
ционный поток и использовать его в дальнейшей работе. Использование ИКТ
на данном этапе превращает деятельность школьников в творческий процесс,
позволяет применять принципы развивающего обучения.
Исследовательская и проектная деятельность в образовательном про-
цессе сейчас очень популярна. Проектно-исследовательская деятельность
значительно расширяются границы самостоятельной деятельности школьни-
ков.
При реализации данного вида деятельности ИКТ будет являться иде-
альным помощником: поможет найти множество информации для выполне-
ния проекта, выполнить презентации в системе Microsoft PowerPoint и даже
небольшие анимированные ролики. Таким образом, с помощью этих уроков
решаются не только проблемы предметного содержания, но и междисципли-
нарные проблемы формирования ИКТ компетенций младшего школьника.
Сегодня учащиеся знают различные источники информации, но дети не зна-
ют, как использовать ее для собственного развития. Они должны этому
научиться.
Еще одним видом компьютерной техники является применение трена-
жера, выполняющего функцию дидактического материала. На современном
этапе развития они способны отслеживать ход принятия решения и сообщать
об ошибках. Педагог может использовать электронные тренажерные аппли-
кации не только на уроке, но и для повышения уровня знаний отдельных уча-
щихся, если они в силу сложившихся обстоятельств не усвоили материал во-
время и нуждались в дополнительных занятиях и упражнениях, а для детей с
высокой познавательной мотивацией также предусмотрены задания более
высокого уровня. Электронное учебное пособие включает интерактивный
тренажер, который дает возможность тренировки учеников в решении всех
типов задач и примеров начальной школы, содержит демонстрационные ма-
териалы по всем изучаемым темам. Материалы электронного пособия соот-
ветствуют дидактической структуре урока математики: сначала представлен
новый учебный материал, с объяснением диктора, затем предлагаются зада-
ния на закрепление нового материала, а также повторение уже пройденного,
далее для проведения самоконтроля или контроля знаний учениками предло-
жен тест в электронном варианте, где ученик сразу видит свой результат ( где
и какие ошибки он допустил, а так же обращено внимание на тему, которая
плохо изучена).
Мультимедийные уроки должны проводиться в системе, где каждый
ученик часто выполняет индивидуальные задания на компьютере. На этом
этапе обучения учащиеся осваивают навыки работы с компьютером, начиная
от простой работы с мышью в первом классе и заканчивая созданием обуча-
ющих презентаций и учебного фильма в четвертом классе. Наряду с этим
происходит формирование общеобразовательных навыков и умений: навы-
ков межличностного общения; умений оценивать, выбирать, обрабатывать
информацию; развитие способности к планированию и принятию решений;
развитие творческого мышления [2].
Сегодня электронные библиотеки пополняются всеми новыми компакт-
дисками с учебниками, справочными, развивающими, игровыми материала-
ми. Но многие из них разрабатывались людьми, далекими от реальной
школьной практики, поэтому далеко не все темы рассматриваются или осве-
щаются достаточно подробно, а некоторые и вовсе отсутствуют.
Подготовка урока с использованием ИКТ является достаточно трудоем-
ким процессом и требует времени и наличия достаточного уровня подготов-
ки и технологии разработки для сопровождения презентации урока [1]. Также
при составлении плана урока учитель должен учитывать фактор эмоциональ-
ного воздействия информации. Конечно, очень важно обратить внимание
младших школьников на содержание изучаемого материала, так как сила
эмоционального воздействия формирует интерес и положительное эмоцио-
нальное отношение к процессу восприятия.
Одной из составляющих современных информационных технологий,
используемых в образовании, являются электронные интерактивные доски.
Использование электронных интерактивных досок в учебном процессе
это новый аспект образования, так как облегчает учителю подготовку урока и
проведение самого урока. Одной из важных особенностей электронной ин-
терактивной доски является возможность размещения материала сразу на
нескольких страницах. Специальное программное обеспечение для интерак-
тивных досок позволяет легко и быстро составить план урока, правильно
подобрать материал и организовать его. В то же время учитель может ис-
пользовать различные фоны и богатую библиотеку картинок по своему
усмотрению[3]. Материал для каждого урока, чтобы не потерять его со всеми
заметками, можно дополнительно скопировать на носитель или распечатать
нужное количество копий для учащихся, поделиться с коллегами с помощью
электронной почты или сохранить в файле для последующего анализа, редак-
тирования или использования.
Теоретические аспекты развития познавательного интереса у младших
школьников апробированы на уроках математики, которые преподаются в
начальной школе с применением ИКТ. С этой целью на уроках математики
ИКТ систематически внедряются на уроках, активизирующих познаватель-
ный интерес младших школьников к преподаванию математики и выполне-
нию многоуровневых математических заданий и упражнений с использова-
нием мультимедийного проектора, электронных учебников, презентаций в
системе PowerPoint от Microsoft.
Используя системы мультимедиа, которые позволяют объединить воз-
можности компьютера и знания учителя, создаются электронные учебники,
которые наглядно и красочно покажут информацию ученикам. Учебники
построены таким образом, что включают в себя: теоретическую часть,
контрольные задания, лабораторные работы, вопросы для самопроверки, что
напоминает традиционный учебник, но в его содержании ещё присутствуют
видеофильмы и фрагменты звука, что придает ему большую привлекатель-
ность и новизну. К такому новому школьному пособию младшие школьники
проявляют очень большой интерес, оно стимулирует к учебе и желанию изу-
чать математику в более углублённо, что, положительно, сказывается на их
уровне знаний. Учитель связан с каждым учеником класса единой компью-
терной сетью, что позволяет ему более детально и индивидуально подойти к
вопросу обучения ученика.
Таким образом, было отмечено, что регулярное применение информа-
ционно-коммуникативных технологий в процессе обучения математике в на-
чальной школе положительно влияет на эффективность повышения уровня
развития познавательного интереса учащихся, а также повышения уровня
мотивации и это, на наш взгляд, способствует повышению эффективности
процесса обучения учащихся младших классов математике. Труд педагога,
при подготовке уроков математики с помощью ИКТ даст положительные ре-
зультаты его учеников
:
повысится качество знаний, познавательная мотива-
ция ребенка к обучению, качество овладения новым материалом, создание
благоприятных условий для улучшения взаимопонимания учителя и учащих-
ся в учебном процессе.
Использование современных информационных технологий в учебном
процессе начальной школы — это не просто веяние нового времени, а жиз-
ненная потребность.
Все это позволяет сделать вывод в подтверждении правильности и эф-
фективности использования информационных технологий на уроках матема-
тики в начальной школе как способ развития познавательного интереса млад-
ших школьников к математике.