Автор: Чуева Светлана Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ ЦО №54
Населённый пункт: город Тула, Тульская область
Наименование материала: статья
Тема: Совершенствование предметных и методических компетенций педагогических работников в области формирования функциональной грамотности
Раздел: среднее образование
Совершенствование предметных и методических компетенций педагогических
работников в области формирования функциональной грамотности.
В 2017 году принята Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-
2025 годы).
Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением
лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания
текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и
естественно научного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной
программе по оценке образовательных достижений учащихся(PISA)…
Функционально грамотный человек способен использовать приобретаемые в течение
жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах
жизнедеятельности, общения и социальных отношений.
В развитии Функциональной грамотности важно умение их применить: найти новую
информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности,
т.е. заниматься саморазвитием и самообразованием. Поэтому от педагога сейчас требуют
научить функциональной грамотности своих учеников.
Чтобы обучающие могли грамотно применять свои знания необходимо и самому
педагогу быть функционально грамотным человеком, постоянно заниматься
саморазвитием.
Функциональная грамотность учителя подразумевает его способность применять
имеющиеся знания на практике, продуктивно заниматься саморазвитием и передавать
подобные навыки своим подопечным.
В современном мире формирование функциональной грамотности происходит
несколько иначе, чем раньше. Это связано с развитием технологий, глобализацией
процессов развития, а также некоторыми особенностями нынешних социальных
отношений.
Функциональная грамотность – это общий навык, который накапливается во время
изучения всех предметов. Поэтому она проявляется по-разному.
Что содержит в себе определение «функциональная грамотность»?
Читательская грамотность. Умение понимать и вникать в письменные тексты, применять
добытую из них информацию в решении жизненных вопросов и для повышения уровня
знаний и ресурсов, чтобы активно участвовать в жизни социума.
Математическая грамотность. Умение человека осознавать и видеть значение математики
для нашего мира, грамотно использовать математику для удовлетворения и обеспечения
своих потребностей.
Естественнонаучная грамотность. Возможность применять естественнонаучные знания
для выделения из потока жизненных проблем , разрешения жизненных ситуаций , которые
можно решить, используя научные методы, для получения осознания ситуации, в
результате наблюдений и исследований, умения помочь понять окружающий мир и
перемены в нём, происходящие из-за деятельности человека. Так же она способствует
принятию правильных решений.
Функциональная грамотность возникает когда происходит накопление большого
количества факторов и современных общественных направлений, применение новых
технологий в производственной, гуманитарной, социальной сферах деятельности,
повышении профессионального уровня.
Учитель формирует у себя функциональную грамотность на основе таких компетенций,
как:
Профессиональная - это решение профессиональных вопросов и основных задач,
понимание и внедрение в образовательный процесс современных технологий, владение
способами педагогической диагностики, организация оценочно-ценностной рефлексии.
Коммуникативная – навык, умение выстраивать отношений с людьми, объединенять их
для совместной работы над решением общих задач. Способность показывать результаты
своей деятельности обществу, выбирать наиболее подходящие формы и методы
демонстрации.
Информационная - результативный поиск, отбор нужной информации, её подготовка под
особенности образовательной программы и дидактических принципов. Применение в
процессе обучения компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых учебных
ресурсов.
Правовая - грамотное применение на занятиях законодательных и других нормативных
правовых документов, а также узконаправленных актов и другой документации во время
решения подходящих вопросов.
При развитии функциональной грамотности учитель выделяет три уровня:
личностный, личностно-профессиональный и профессионально-технологический.
Личностный уровень подразумевает оптимистическое мировоззрение раскрытие новых
возможностей и ресурсов в профессиональной сфере. Личностный уровень
функциональной грамотности – это комплекс устойчивых личностных качеств и стиль
преподавания.
Личностно-профессиональный уровень подразумевается пригодность для работы в
сфере образования. Профессиональное развитие – естественный вид самореализации
педагога, в основе которого лежит навык объединения всех субъектов образования,
организации развития и воспитания обучающихся.
К профессионально-техническому уровню относится полное постижение знаний,
умений и навыков, современных образовательных и информационных технологий в
конкретной сфере деятельности, цель которого заключается в развитии учеников.
Функциональную грамотность учителя оценивают по:
Компетентности в разработке и создании плана занятия: скорость работы, умение
удерживать или переводить внимание обучающихся, применение различных форм подачи
информации: через фото, видео, аудио, компьютер.
Компетентность в руководительстве классом: многообразие форм обучения и заданий,
совместная деятельность педагога с детьми.
Организация условий и применение способов, которые дают возможность ученикам
максимально принимать участие в образовательном процессе, проявлять
самостоятельность: индивидуальные задания в коллективе и в паре, эмоциональная
вовлечённость учащихся, выстраивание взаимоотношений в классе.
Построение своей деятельности, так, чтобы она как можно лучше подходила
ученикам: разделение заданий по уровню сложности и объёму, самостоятельная работа и
ответная реакция, применение творческих заданий.
Использование различных способов оценки и инструментов оценивания, партнёрская
оценка, личное самооценивание или оценка в группе.
Что должно быть в итоге? Учащимся интересно всё, что происходит на занятии, они
внимательны, активно отвечают и задают вопросы по теме урока. Атмосфера на занятиях
комфортная, в ней нет напряжения, дети чувствуют себя комфортно.
При подготовке к уроку учитель учитывает выход за рамки предмета:
увеличение характеристику учебных задач,
увеличение доли контекстных заданий с недостающими и избыточными данными,
увеличение доли структурированных заданий(кейсы),
введение интерактивных заданий, в том числе и на электронных носителях.
Для формирования у себя функциональной грамотности, а также выполнению задач,
возложенных на педагога по формированию функциональной грамотности у
обучающихся, можно и нужно уделять время решению задач, удовлетворяющих
требованиям.
Материалы для формирования функциональной грамотности можно найти на сайте
Российской электронной школы в разделе Функциональная грамотность, а так же на сайте
ФГБНУ «ФИПИ».
Литература:
1.
Образовательная система «Школа2100».Педагогика здравого смысла/под ред.
А.А.Леонтьева. М.:Баласс,2003.