Напоминание

Совершенствование предметных и методических компетенций педагогических работников в области формирования функциональной грамотности


Автор: Чуева Светлана Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ ЦО №54
Населённый пункт: город Тула, Тульская область
Наименование материала: статья
Тема: Совершенствование предметных и методических компетенций педагогических работников в области формирования функциональной грамотности
Раздел: среднее образование





Назад




Совершенствование предметных и методических компетенций педагогических

работников в области формирования функциональной грамотности.

В 2017 году принята Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-

2025 годы).

Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением

лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания

текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и

естественно научного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной

программе по оценке образовательных достижений учащихся(PISA)…

Функционально грамотный человек способен использовать приобретаемые в течение

жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах

жизнедеятельности, общения и социальных отношений.

В развитии Функциональной грамотности важно умение их применить: найти новую

информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности,

т.е. заниматься саморазвитием и самообразованием. Поэтому от педагога сейчас требуют

научить функциональной грамотности своих учеников.

Чтобы обучающие могли грамотно применять свои знания необходимо и самому

педагогу быть функционально грамотным человеком, постоянно заниматься

саморазвитием.

Функциональная грамотность учителя подразумевает его способность применять

имеющиеся знания на практике, продуктивно заниматься саморазвитием и передавать

подобные навыки своим подопечным.

В современном мире формирование функциональной грамотности происходит

несколько иначе, чем раньше. Это связано с развитием технологий, глобализацией

процессов развития, а также некоторыми особенностями нынешних социальных

отношений.

Функциональная грамотность – это общий навык, который накапливается во время

изучения всех предметов. Поэтому она проявляется по-разному.

Что содержит в себе определение «функциональная грамотность»?

Читательская грамотность. Умение понимать и вникать в письменные тексты, применять

добытую из них информацию в решении жизненных вопросов и для повышения уровня

знаний и ресурсов, чтобы активно участвовать в жизни социума.

Математическая грамотность. Умение человека осознавать и видеть значение математики

для нашего мира, грамотно использовать математику для удовлетворения и обеспечения

своих потребностей.

Естественнонаучная грамотность. Возможность применять естественнонаучные знания

для выделения из потока жизненных проблем , разрешения жизненных ситуаций , которые

можно решить, используя научные методы, для получения осознания ситуации, в

результате наблюдений и исследований, умения помочь понять окружающий мир и

перемены в нём, происходящие из-за деятельности человека. Так же она способствует

принятию правильных решений.

Функциональная грамотность возникает когда происходит накопление большого

количества факторов и современных общественных направлений, применение новых

технологий в производственной, гуманитарной, социальной сферах деятельности,

повышении профессионального уровня.

Учитель формирует у себя функциональную грамотность на основе таких компетенций,

как:

Профессиональная - это решение профессиональных вопросов и основных задач,

понимание и внедрение в образовательный процесс современных технологий, владение

способами педагогической диагностики, организация оценочно-ценностной рефлексии.

Коммуникативная – навык, умение выстраивать отношений с людьми, объединенять их

для совместной работы над решением общих задач. Способность показывать результаты

своей деятельности обществу, выбирать наиболее подходящие формы и методы

демонстрации.

Информационная - результативный поиск, отбор нужной информации, её подготовка под

особенности образовательной программы и дидактических принципов. Применение в

процессе обучения компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых учебных

ресурсов.

Правовая - грамотное применение на занятиях законодательных и других нормативных

правовых документов, а также узконаправленных актов и другой документации во время

решения подходящих вопросов.

При развитии функциональной грамотности учитель выделяет три уровня:

личностный, личностно-профессиональный и профессионально-технологический.

Личностный уровень подразумевает оптимистическое мировоззрение раскрытие новых

возможностей и ресурсов в профессиональной сфере. Личностный уровень

функциональной грамотности – это комплекс устойчивых личностных качеств и стиль

преподавания.

Личностно-профессиональный уровень подразумевается пригодность для работы в

сфере образования. Профессиональное развитие – естественный вид самореализации

педагога, в основе которого лежит навык объединения всех субъектов образования,

организации развития и воспитания обучающихся.

К профессионально-техническому уровню относится полное постижение знаний,

умений и навыков, современных образовательных и информационных технологий в

конкретной сфере деятельности, цель которого заключается в развитии учеников.

Функциональную грамотность учителя оценивают по:

Компетентности в разработке и создании плана занятия: скорость работы, умение

удерживать или переводить внимание обучающихся, применение различных форм подачи

информации: через фото, видео, аудио, компьютер.

Компетентность в руководительстве классом: многообразие форм обучения и заданий,

совместная деятельность педагога с детьми.

Организация условий и применение способов, которые дают возможность ученикам

максимально принимать участие в образовательном процессе, проявлять

самостоятельность: индивидуальные задания в коллективе и в паре, эмоциональная

вовлечённость учащихся, выстраивание взаимоотношений в классе.

Построение своей деятельности, так, чтобы она как можно лучше подходила

ученикам: разделение заданий по уровню сложности и объёму, самостоятельная работа и

ответная реакция, применение творческих заданий.

Использование различных способов оценки и инструментов оценивания, партнёрская

оценка, личное самооценивание или оценка в группе.

Что должно быть в итоге? Учащимся интересно всё, что происходит на занятии, они

внимательны, активно отвечают и задают вопросы по теме урока. Атмосфера на занятиях

комфортная, в ней нет напряжения, дети чувствуют себя комфортно.

При подготовке к уроку учитель учитывает выход за рамки предмета:

увеличение характеристику учебных задач,

увеличение доли контекстных заданий с недостающими и избыточными данными,

увеличение доли структурированных заданий(кейсы),

введение интерактивных заданий, в том числе и на электронных носителях.

Для формирования у себя функциональной грамотности, а также выполнению задач,

возложенных на педагога по формированию функциональной грамотности у

обучающихся, можно и нужно уделять время решению задач, удовлетворяющих

требованиям.

Материалы для формирования функциональной грамотности можно найти на сайте

Российской электронной школы в разделе Функциональная грамотность, а так же на сайте

ФГБНУ «ФИПИ».

Литература:

1.

Образовательная система «Школа2100».Педагогика здравого смысла/под ред.

А.А.Леонтьева. М.:Баласс,2003.



В раздел образования