Автор: Романова Татьяна Михайловна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ «Авторский лицей Эдварса №90»
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи
Тема: Птицы
Раздел: дошкольное образование
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-
грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей
направленности для детей с ТНР
Тема: «Птицы»
Программное содержание.
Образовательные задачи:
-закрепить названия птиц, обитающих рядом с человеком: воробей, голубь, ворона, галка,
синица
-уточнить название перелетных птиц: скворец, дрозд, зяблик, кукушка, трясогузка,
поползень, обитающих в городском парке «Прибрежный»,
-ввести в словарь название-обобщение: певчие (скворец, зяблик).
Коррекционные задачи (развивающие):
-упражнять в образование глаголов с помощью приставок: в, у, пере, при, под – на
примере глагола: летать,
-упражнять в употребление существительных в родительном и творительном падежах, на
примере названия птиц (воробей-воробья, скворец-скворцом и т.п.), в употребление ед. и
мн. числа,
-упражнять в понимании и употребление предлогов: на, за, из, из-за, перед,
-уменьшительно-ласкательных форм (клювик, хвостик, крылышко, перышко, скворушка,
головушка),
-активизация глагольной лексики: клюет, пьет, ищет, поет, кукует, бегает, трясет, чистит,
долбит, ловит,
-упражнять в составлении короткого совместного рассказа с помощью взрослого и
картинок.
Воспитательные задачи:
-воспитывать слуховое, зрительное восприятие, память, элементарное внимание и заботу
об окружающем мире птиц.
Материал: предметные картинки, видео и фотоматериалы.
Вводная часть: беседа-мотивация.
Сегодня вы – фотокорреспонденты, вам нужно составить фоторепортаж о птицах,
обитающих в парке «Прибрежный».
Д/У «Назови птицу правильно» - ребенок берет фото(картинку), называет птицу: воробей
и т.д., в этом же упражнение обобщается понятие: перелетные.
Основная часть.
Чем отличаются птицы от животных? (они умеют летать).
Д/У «Полет птицы»
Птица сидит, прыгает – оторвалась от земли (взлетела), удаляется от нас (улетела), ветку
что сделала (перелетела, над деревьями что сделала (пролетела), в небе что делает (летит,
парит), к гнезду что сделала (подлетела), на землю приземлилась (прилетела).
Д/У «Птичья столовая»
Много птиц собралось вместе, все птицы очень разные, назовите птиц, которыми вы
любуетесь. Я любуюсь…скворцом, дроздом…скворцами, дроздами и т.п.
Д/У «Кого не стало»
Шорох и шум испугали птиц, угадай кого не стало…воробья, дрозда, скворца…
Д/У «Птичья компания»
Стайка…воробьев, пара…дроздов, семейство…скворцов…
Д/У «Кто где находится»
Все мои слова о птицах перепутались, нужно сказать правильно:
На воробей ветке (дорожке) …воробей на ветке
За синица деревом (кустом) …
У дятел сидит дупла…
Из-за выглядывают дрозды дерева…
Перед зяблик сидит деревом…
Физкультминутка: птички прыгают, летают; крошки птички собирают; перышки
почистили; клювики почистили; птички летают, поют, зернышки клюют; дальше полетели
и на месте сели.
Д/У «Внимательно посмотри – действие назови»
Воробей семечки – клюет, зяблик песенки – поет, галка воду – пьет, трясогузка бегает –
хвостом трясет, скворец песенку поет, дятел ствол дерева долбит, дрозд насекомых ищет и
ловит, кукушка кричит ку-ку – кукует, воробей перышки клювом чистит.
Д/У «Собери, назови части тела и произнеси ласково»
Это…скворец, у него есть: клюв, лапы, крылья, хвост, тело покрыто перьями, скажем
ласково: клюв-клювик, хвост-хвостик, лапы-лапки, крыло-крылышко. Перо-перышко,
скворец-скворушка.
Слушание пения птиц: зяблик + скворец (вводим понятие «певчие»)
Д/У «Хлопни, когда услышишь, топни, когда увидишь»
Хлопни, когда услышишь слово – воробей. Топни, когда я произнесу слово – дрозд.
Составление совместного рассказа «Репортаж из парка «Прибрежный» (с помощью
картинок).
1 часть -Это…парк Прибрежный (фото-картинка)
2 часть -В нем…парке (картинка)…живут (обитают) птицы: перечисление по картинкам.
Весной в парк (картинка) прилетают птицы: перечисление по картинкам.
Это перелетные птицы (обобщение с помощью логопеда)
В парке можно услышать пение птиц: называют по картинкам: зяблик, скворец.
Это…певчие птицы.
3 часть – Мы любим ходить в парк. Там много птиц.
Заключительная часть. Сегодня мы с вами составили репортаж о птицах живущих в парке
«Прибрежный» (можно повторить названия птиц, обобщить: перелетные, певчие).