Напоминание

Птицы


Автор: Романова Татьяна Михайловна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ «Авторский лицей Эдварса №90»
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи
Тема: Птицы
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-

грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей

направленности для детей с ТНР

Тема: «Птицы»

Программное содержание.

Образовательные задачи:

-закрепить названия птиц, обитающих рядом с человеком: воробей, голубь, ворона, галка,

синица

-уточнить название перелетных птиц: скворец, дрозд, зяблик, кукушка, трясогузка,

поползень, обитающих в городском парке «Прибрежный»,

-ввести в словарь название-обобщение: певчие (скворец, зяблик).

Коррекционные задачи (развивающие):

-упражнять в образование глаголов с помощью приставок: в, у, пере, при, под – на

примере глагола: летать,

-упражнять в употребление существительных в родительном и творительном падежах, на

примере названия птиц (воробей-воробья, скворец-скворцом и т.п.), в употребление ед. и

мн. числа,

-упражнять в понимании и употребление предлогов: на, за, из, из-за, перед,

-уменьшительно-ласкательных форм (клювик, хвостик, крылышко, перышко, скворушка,

головушка),

-активизация глагольной лексики: клюет, пьет, ищет, поет, кукует, бегает, трясет, чистит,

долбит, ловит,

-упражнять в составлении короткого совместного рассказа с помощью взрослого и

картинок.

Воспитательные задачи:

-воспитывать слуховое, зрительное восприятие, память, элементарное внимание и заботу

об окружающем мире птиц.

Материал: предметные картинки, видео и фотоматериалы.

Вводная часть: беседа-мотивация.

Сегодня вы – фотокорреспонденты, вам нужно составить фоторепортаж о птицах,

обитающих в парке «Прибрежный».

Д/У «Назови птицу правильно» - ребенок берет фото(картинку), называет птицу: воробей

и т.д., в этом же упражнение обобщается понятие: перелетные.

Основная часть.

Чем отличаются птицы от животных? (они умеют летать).

Д/У «Полет птицы»

Птица сидит, прыгает – оторвалась от земли (взлетела), удаляется от нас (улетела), ветку

что сделала (перелетела, над деревьями что сделала (пролетела), в небе что делает (летит,

парит), к гнезду что сделала (подлетела), на землю приземлилась (прилетела).

Д/У «Птичья столовая»

Много птиц собралось вместе, все птицы очень разные, назовите птиц, которыми вы

любуетесь. Я любуюсь…скворцом, дроздом…скворцами, дроздами и т.п.

Д/У «Кого не стало»

Шорох и шум испугали птиц, угадай кого не стало…воробья, дрозда, скворца…

Д/У «Птичья компания»

Стайка…воробьев, пара…дроздов, семейство…скворцов…

Д/У «Кто где находится»

Все мои слова о птицах перепутались, нужно сказать правильно:

На воробей ветке (дорожке) …воробей на ветке

За синица деревом (кустом) …

У дятел сидит дупла…

Из-за выглядывают дрозды дерева…

Перед зяблик сидит деревом…

Физкультминутка: птички прыгают, летают; крошки птички собирают; перышки

почистили; клювики почистили; птички летают, поют, зернышки клюют; дальше полетели

и на месте сели.

Д/У «Внимательно посмотри – действие назови»

Воробей семечки – клюет, зяблик песенки – поет, галка воду – пьет, трясогузка бегает –

хвостом трясет, скворец песенку поет, дятел ствол дерева долбит, дрозд насекомых ищет и

ловит, кукушка кричит ку-ку – кукует, воробей перышки клювом чистит.

Д/У «Собери, назови части тела и произнеси ласково»

Это…скворец, у него есть: клюв, лапы, крылья, хвост, тело покрыто перьями, скажем

ласково: клюв-клювик, хвост-хвостик, лапы-лапки, крыло-крылышко. Перо-перышко,

скворец-скворушка.

Слушание пения птиц: зяблик + скворец (вводим понятие «певчие»)

Д/У «Хлопни, когда услышишь, топни, когда увидишь»

Хлопни, когда услышишь слово – воробей. Топни, когда я произнесу слово – дрозд.

Составление совместного рассказа «Репортаж из парка «Прибрежный» (с помощью

картинок).

1 часть -Это…парк Прибрежный (фото-картинка)

2 часть -В нем…парке (картинка)…живут (обитают) птицы: перечисление по картинкам.

Весной в парк (картинка) прилетают птицы: перечисление по картинкам.

Это перелетные птицы (обобщение с помощью логопеда)

В парке можно услышать пение птиц: называют по картинкам: зяблик, скворец.

Это…певчие птицы.

3 часть – Мы любим ходить в парк. Там много птиц.

Заключительная часть. Сегодня мы с вами составили репортаж о птицах живущих в парке

«Прибрежный» (можно повторить названия птиц, обобщить: перелетные, певчие).



В раздел образования