Напоминание

Финансовая грамотность на уроках математики


Автор: Касимова Эмма Михайловна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: КОГОБУ ШИ ОВЗ
Населённый пункт: г.Кирова
Наименование материала: Формирование основ финансовой грамотности у обучающихся с нарушением слуха на уроках математики.
Тема: Финансовая грамотность на уроках математики
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование основ финансовой грамотности у обучающихся с нарушением

слуха на уроках математики.

Одним из актуальных вопросов в нашем современном мире, который ставит перед собой человек – это

финансовое обеспечение.

Каждый человек должен не просто зарабатывать деньги, а грамотно управлять своими

финансами, для того чтобы жизнь была обеспеченной и свободной.

Таким образом, в образовательной системе ставится проблема: научить ребенка владеть

финансовыми операциями.

Главной задачей школ для обучающихся с нарушением слуха является подготовка учащихся к

современной жизни, их социализации в мире слышащих. После окончания школы каждый выпускник

вступает в экономические отношения, входит в сферу бытовой и профессиональной деятельности,

трудоустраивается и приспосабливается к жизни в современных условиях.

С ранних лет неслышащий ребенок встречается с экономической сферой, когда просит у

родителей купить игрушку или сладость. Родители не всегда могут выполнить их желание, объясняя

свои финансовые затруднения.

Когда ребенок становится старше, начинает посещать образовательное учреждение, его

потребность в экономической сфере увеличивается.

Основы финансовой грамотности закладываются в школе.

Математика - ведущий предмет при обучении финансовой грамотности в школе для детей с

нарушением слуха. Моя задача, как учителя математики, помочь в приобретении этих знаний.

Свою работу на уроках математики начинаю с речевой деятельности – отработки

терминологии, затем провожу экскурсию. После экскурсии занятие проходит в игровой форме. Снова

провожу работу с речевым материалом. И на заключительном этапе - рассматриваю решение простых

и составных задач.

В 4 классе на уроках математики финансовую грамотность рассматриваю при изучении темы

«Единицы измерения стоимости» (рубль, копейка). После отработки денежных единиц учу

пересчитывать и отбирать определенную сумму монет в пределах 10,100 и 1000 рублей. Учу

переводить рубли в копейки и обратно.

В 5 классе информация расширяется по теме «Стоимость». Ввожу понятия цена, стоимость,

количество. После отработки речевого материала фразы перевожу в рисунок:

Три шоколадки по цене 50 рублей;

Три шоколадки по 50 рублей;

Цена шоколадки 50 рублей;

Одна шоколадка стоит 50 рублей;

За три шоколадки заплатили 150 рублей;

Стоимость трех шоколадок 150 рублей.

Рассматриваем три вида задач. Используя рисунок, выводим формулы на нахождение стоимости,

цены, количества.

Затем, вожу на экскурсию в магазин, где снова продолжаю работу по отработке речевого материала.

Знакомимся с понятиями покупка, чек, сдача. Экскурсию завершаем приобретением покупки. На

следующем уроке работаем с чеком, отвечаем на важный вопрос, для чего нужно брать чеки

(проследить правильность всех финансовых операций, возврат товара или его обмен).Решаем

составные задачи в 2 – 3 действия.

В 6 -7 классах продолжаем изучать финансовую грамотность и знакомим с понятиями скидка,

акция, уценка, повышение цены. Рассматриваем причины данных операций: повышение и понижение

цены. Разбираем выгодность приобретения товара (по сезонам, предпраздничное и праздничное

время).

Решаем составные задачи по теме «Покупка».

В 8 классе знакомлю с понятиями банковских продуктов (вклады, кредиты, рассрочка, ипотека).

На этом этапе отрабатываем умение прогнозировать свои расходы, пользоваться банковскими

продуктами, планировать семейный и личный бюджет.

В 9,10 классах решаем сложные задачи по вкладам. Знакомимся с понятиями «кредитная карта»

и «дебетовая карта», необходимость постоянного их контроля.

В 11 классе рассматриваем задачи финансовой направленности при изучении темы «Сложные

проценты».

Только на протяжении продолжительного времени, на основе от «простого к сложному», в

процессе многократного повторения и закрепления закладывается основа финансовой грамотности,

финансовой безопасности, благополучия в решении финансовых задач.

Таким образом, получив финансовые знания на уроках математики каждый выпускник с

нарушением слуха, выйдя из стен школы сможет более осознанно управлять личными финансами,

принимать правильное решение, использовать свои знания на практике и тем самым повысить свой

финансово – экономический уровень жизни и социализироваться в мире слышащих.

Литература:

1.

«Особенности формирования функциональной грамотности учащихся основной школы при

освоении дисциплин общественно-гуманитарного цикла.» Методическое пособие. - Астана:

Национальная академия образования им. И.Алтынсарина, 2013.

2.

Хижнякова О.Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. - 2006.

3.

Перминова Л.М. Минимальное поле функциональной грамотности. Педагогика - 1999. №2

4.

Вендина А.А формирование финансовой культуры школьников посредством уроков математики

(тест)/ А.А.Вендина, В.В. Малиатаки. // Теоретические и методические проблемы современного

образования. – 2014. - №4. - С.31 - 34.

5.

Лазебникова А.Ю. практическая реализация задачи повышения финансовой грамотности

школьников: состояние и проблемы (Тест) / А.Ю. Лазебникова // Отечественная и зарубежная

педагогика. -- 2017. – Т.1, №2. – С.22-30.



В раздел образования