Автор: Касимова Эмма Михайловна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: КОГОБУ ШИ ОВЗ
Населённый пункт: г.Кирова
Наименование материала: Формирование основ финансовой грамотности у обучающихся с нарушением слуха на уроках математики.
Тема: Финансовая грамотность на уроках математики
Раздел: среднее образование
Формирование основ финансовой грамотности у обучающихся с нарушением
слуха на уроках математики.
Одним из актуальных вопросов в нашем современном мире, который ставит перед собой человек – это
финансовое обеспечение.
Каждый человек должен не просто зарабатывать деньги, а грамотно управлять своими
финансами, для того чтобы жизнь была обеспеченной и свободной.
Таким образом, в образовательной системе ставится проблема: научить ребенка владеть
финансовыми операциями.
Главной задачей школ для обучающихся с нарушением слуха является подготовка учащихся к
современной жизни, их социализации в мире слышащих. После окончания школы каждый выпускник
вступает в экономические отношения, входит в сферу бытовой и профессиональной деятельности,
трудоустраивается и приспосабливается к жизни в современных условиях.
С ранних лет неслышащий ребенок встречается с экономической сферой, когда просит у
родителей купить игрушку или сладость. Родители не всегда могут выполнить их желание, объясняя
свои финансовые затруднения.
Когда ребенок становится старше, начинает посещать образовательное учреждение, его
потребность в экономической сфере увеличивается.
Основы финансовой грамотности закладываются в школе.
Математика - ведущий предмет при обучении финансовой грамотности в школе для детей с
нарушением слуха. Моя задача, как учителя математики, помочь в приобретении этих знаний.
Свою работу на уроках математики начинаю с речевой деятельности – отработки
терминологии, затем провожу экскурсию. После экскурсии занятие проходит в игровой форме. Снова
провожу работу с речевым материалом. И на заключительном этапе - рассматриваю решение простых
и составных задач.
В 4 классе на уроках математики финансовую грамотность рассматриваю при изучении темы
«Единицы измерения стоимости» (рубль, копейка). После отработки денежных единиц учу
пересчитывать и отбирать определенную сумму монет в пределах 10,100 и 1000 рублей. Учу
переводить рубли в копейки и обратно.
В 5 классе информация расширяется по теме «Стоимость». Ввожу понятия цена, стоимость,
количество. После отработки речевого материала фразы перевожу в рисунок:
Три шоколадки по цене 50 рублей;
Три шоколадки по 50 рублей;
Цена шоколадки 50 рублей;
Одна шоколадка стоит 50 рублей;
За три шоколадки заплатили 150 рублей;
Стоимость трех шоколадок 150 рублей.
Рассматриваем три вида задач. Используя рисунок, выводим формулы на нахождение стоимости,
цены, количества.
Затем, вожу на экскурсию в магазин, где снова продолжаю работу по отработке речевого материала.
Знакомимся с понятиями покупка, чек, сдача. Экскурсию завершаем приобретением покупки. На
следующем уроке работаем с чеком, отвечаем на важный вопрос, для чего нужно брать чеки
(проследить правильность всех финансовых операций, возврат товара или его обмен).Решаем
составные задачи в 2 – 3 действия.
В 6 -7 классах продолжаем изучать финансовую грамотность и знакомим с понятиями скидка,
акция, уценка, повышение цены. Рассматриваем причины данных операций: повышение и понижение
цены. Разбираем выгодность приобретения товара (по сезонам, предпраздничное и праздничное
время).
Решаем составные задачи по теме «Покупка».
В 8 классе знакомлю с понятиями банковских продуктов (вклады, кредиты, рассрочка, ипотека).
На этом этапе отрабатываем умение прогнозировать свои расходы, пользоваться банковскими
продуктами, планировать семейный и личный бюджет.
В 9,10 классах решаем сложные задачи по вкладам. Знакомимся с понятиями «кредитная карта»
и «дебетовая карта», необходимость постоянного их контроля.
В 11 классе рассматриваем задачи финансовой направленности при изучении темы «Сложные
проценты».
Только на протяжении продолжительного времени, на основе от «простого к сложному», в
процессе многократного повторения и закрепления закладывается основа финансовой грамотности,
финансовой безопасности, благополучия в решении финансовых задач.
Таким образом, получив финансовые знания на уроках математики каждый выпускник с
нарушением слуха, выйдя из стен школы сможет более осознанно управлять личными финансами,
принимать правильное решение, использовать свои знания на практике и тем самым повысить свой
финансово – экономический уровень жизни и социализироваться в мире слышащих.
Литература:
1.
«Особенности формирования функциональной грамотности учащихся основной школы при
освоении дисциплин общественно-гуманитарного цикла.» Методическое пособие. - Астана:
Национальная академия образования им. И.Алтынсарина, 2013.
2.
Хижнякова О.Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. - 2006.
3.
Перминова Л.М. Минимальное поле функциональной грамотности. Педагогика - 1999. №2
4.
Вендина А.А формирование финансовой культуры школьников посредством уроков математики
(тест)/ А.А.Вендина, В.В. Малиатаки. // Теоретические и методические проблемы современного
образования. – 2014. - №4. - С.31 - 34.
5.
Лазебникова А.Ю. практическая реализация задачи повышения финансовой грамотности
школьников: состояние и проблемы (Тест) / А.Ю. Лазебникова // Отечественная и зарубежная
педагогика. -- 2017. – Т.1, №2. – С.22-30.