Автор: Милюкова Татьяна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Усть -Куйгинская СОШ"
Населённый пункт: П. Усть-Куйга, Усть - Янского района, РС (Якутия)
Наименование материала: разработка урока русского языка в 1 классе
Тема: "Ударение. Зависимость значения слова от ударения"
Раздел: начальное образование
Номинация: Разработка урока
Учитель: Милюкова Татьяна Александровна
МБОУ «Усть – Куйгинская СОШ» Усть – Янского района РС (Якутия)
Урок русского языка в 1 классе
УМК «Школа России»
Тема: «Ударение. Зависимость значения слова от ударения».
Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений, навыков.
Цели:
С и с т е мат и зи р о ват ь
зн а н и я
у ч а щ и хс я
о б
уд а р е н и и ,
е г о
смыслоразличительной функции, свойстве разноместности.
Развивать орфографическую зоркость, словесно-логическое мышление,
наблюдательность, память, речь. Учить рассуждать, анализировать.
Дать возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха в
проявлении своих знаний.
Оборудование:
ноутбук,
проектор,
электронная
доска,
электронное
приложение
к
учебнику,
анимационная
картинка
«Солнышко»,
предметные картинки: зАмок, замОк, гвОздики, гвоздИки, Ирис, ирИс,
карточки – смайлики.
Прогнозируемые результаты:
Учащиеся научатся определять ударение в слове, находить наиболее
рациональные способы определения ударения в слове; узнают о
смыслоразличительной функции ударения.
Ход урока
1
№
п/п
Этапы урока
Примечание
1
Оргмомент
-Ребята, посмотрите на солнышко.
-Скажите, у кого из вас такое же настроение?
-Каким бы вы хотели видеть наш урок?
-Повернитесь
друг
к
другу.
Положите
ладошки на ладошки друга. Скажем вместе:
-Я желаю тебе сегодня добра.
Ты желаешь мне сегодня добра.
Если будет трудно, я тебе помогу.
Н а
э к р а н е
анимационная
картинка
«Солнышко»
2
Минутка чистописания
1)
Массаж пальчиков.
2)
Настрой на работу:
Ручку правильно держу,
Тетрадь правильно кладу,
За посадкою слежу,
С чистотою я дружу,
И отлично напишу
3)
Прописывание
букв
Сс,
словарных
слов: соловей, сорока
Д е т и
х о р о м
р а с с к а з ы в а ю т
и
п о к а з ы в а ю т
в с е
д е й с т в и я
э т о г о
приёма
Образец
(прописная
и строчная буквы Сс)
прописан учителем в
тетради,
показ
–
на
интерактивной доске
3
Актуализация опорных знаний
1) -Что знаем об ударении?
-Какой слог мы называем ударным?
-Поставьте
ударение
в
словарных
словах:
соловей, сорока. Назовите ударный слог.
2) Прочитайте текст самостоятельно
На
экране
задание:
Нарисуйте
замок,
гвоздики и ирис.
2
4
5
3)На партах у вас лежат картинки. Выберите
из рисунков те, которые нарисовали бы вы.
Покажите.
- Мнения разделились.
-Как вы думаете, почему вы выбрали разные
картинки? (Произнесли слова по-разному)
Постановка учебной проблемы
- Запиши своё слово, а ты своё.
- Как показать, что это разные слова.
-С какими интересными словами мы сегодня
будем
работать
на
уроке?
(Одинаково
пишутся,
по-разному
произносятся,
имеют
разные значения)
-
Что
должны
выяснить?
(Как
правильно
поставить
ударение,
чтобы
понять
смысл
слова)
- Прочитайте тему урока:
«Ударение. Зависимость значения слова от
ударения»
- Чему будем учиться на уроке?
Открытие новых знаний
1)
Работа по учебнику
Упр.7 стр.42
- Что можете сказать о словах? (Написаны
одинаково,
но
если
поставить
ударение
в
На
партах
у
детей
предметные
картинки:
зАмок,замОк,
гвОздики,
гвоздИки,
Ирис, ирИс.
(Приложение 1)
Н а
д о с к е
д в о е
учащихся
записывают
о д и н а к о в ы е
п о
написанию слова, но
р а з н ы е
п о
произношению.
3
6
7
8
9
разных местах, то произношение и значение
слова меняется)
- Для чего надо правильно ставить ударение?
(Для точной передачи смысла слова)
Первичное закрепление
1)
Задание 3 стр 21 (Рабочая тетрадь на
печатной основе)
2)
Самопроверка
3)
Попробуйте сделать вывод (Значение
слова зависит от ударения. Ударение не
прикрепляется к определённому слогу,
оно может менять своё место)
-
Что
будет
происходить,
если
ударение
поменяет место? (Будет меняться и значение
слова)
Физкультминутка
Включение в систему знаний и повторение
1)
Игра «Распредели слова»
2)
Работа по карточкам (в парах)
3)
Упр.8 стр. 42
4)
Упр.9 стр. 43
5)
Упр. 4 стр. 21 (Рабочая тетрадь)
Итог урока. Рефлексия.
- Постарайтесь закончить предложения:
На уроке я узнал…
Я познакомился с новыми словарными
словами…
Электронное
п р и л о ж е н и е
к
учебнику
(Приложение 2)
Электронное
п р и л о ж е н и е
к
учебнику
(Приложение 3)
(Приложение 4)
Выполняют
у п р а ж н е н и я ,
в
к о т о р ы х
н о в о е
знание
используется
вместе с изученными
ранее
4
В толковом словаре я читал значения
слов…
Мне было интересно…
У меня вызвало трудности задание…
- Оцените свои успехи
Дети
показывают
смайлики,
соответствующие
о ц е н к е
и х
достижений
Список литературы:
1.
К а н а к и н а
В .
П .
Р у с с к и й
я з ы к
1
к л а с с .
У ч е б н и к
д л я
общеобразовательных
учреждений
с
приложением
на
электронном
носителе /В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2011
2.
Русский язык 1 класс. Электронное приложение к учебнику
В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого (1 CD)
5
3.
В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. Русский язык 1 класс. Рабочая тетрадь.-
М.: Просвещение, 2011
4.
Крылова О.Н. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику
В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык. 1 класс»
Приложение 1.
6
Приложение 2.
7
Приложение 3.
8
Приложение 4.
9