Напоминание

"Ударение. Зависимость значения слова от ударения"


Автор: Милюкова Татьяна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Усть -Куйгинская СОШ"
Населённый пункт: П. Усть-Куйга, Усть - Янского района, РС (Якутия)
Наименование материала: разработка урока русского языка в 1 классе
Тема: "Ударение. Зависимость значения слова от ударения"
Раздел: начальное образование





Назад




Номинация: Разработка урока

Учитель: Милюкова Татьяна Александровна

МБОУ «Усть – Куйгинская СОШ» Усть – Янского района РС (Якутия)

Урок русского языка в 1 классе

УМК «Школа России»

Тема: «Ударение. Зависимость значения слова от ударения».

Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений, навыков.

Цели:

С и с т е мат и зи р о ват ь

зн а н и я

у ч а щ и хс я

о б

уд а р е н и и ,

е г о

смыслоразличительной функции, свойстве разноместности.

Развивать орфографическую зоркость, словесно-логическое мышление,

наблюдательность, память, речь. Учить рассуждать, анализировать.

Дать возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха в

проявлении своих знаний.

Оборудование:

ноутбук,

проектор,

электронная

доска,

электронное

приложение

к

учебнику,

анимационная

картинка

«Солнышко»,

предметные картинки: зАмок, замОк, гвОздики, гвоздИки, Ирис, ирИс,

карточки – смайлики.

Прогнозируемые результаты:

Учащиеся научатся определять ударение в слове, находить наиболее

рациональные способы определения ударения в слове; узнают о

смыслоразличительной функции ударения.

Ход урока

1

п/п

Этапы урока

Примечание

1

Оргмомент

-Ребята, посмотрите на солнышко.

-Скажите, у кого из вас такое же настроение?

-Каким бы вы хотели видеть наш урок?

-Повернитесь

друг

к

другу.

Положите

ладошки на ладошки друга. Скажем вместе:

-Я желаю тебе сегодня добра.

Ты желаешь мне сегодня добра.

Если будет трудно, я тебе помогу.

Н а

э к р а н е

анимационная

картинка

«Солнышко»

2

Минутка чистописания

1)

Массаж пальчиков.

2)

Настрой на работу:

Ручку правильно держу,

Тетрадь правильно кладу,

За посадкою слежу,

С чистотою я дружу,

И отлично напишу

3)

Прописывание

букв

Сс,

словарных

слов: соловей, сорока

Д е т и

х о р о м

р а с с к а з ы в а ю т

и

п о к а з ы в а ю т

в с е

д е й с т в и я

э т о г о

приёма

Образец

(прописная

и строчная буквы Сс)

прописан учителем в

тетради,

показ

на

интерактивной доске

3

Актуализация опорных знаний

1) -Что знаем об ударении?

-Какой слог мы называем ударным?

-Поставьте

ударение

в

словарных

словах:

соловей, сорока. Назовите ударный слог.

2) Прочитайте текст самостоятельно

На

экране

задание:

Нарисуйте

замок,

гвоздики и ирис.

2

4

5

3)На партах у вас лежат картинки. Выберите

из рисунков те, которые нарисовали бы вы.

Покажите.

- Мнения разделились.

-Как вы думаете, почему вы выбрали разные

картинки? (Произнесли слова по-разному)

Постановка учебной проблемы

- Запиши своё слово, а ты своё.

- Как показать, что это разные слова.

-С какими интересными словами мы сегодня

будем

работать

на

уроке?

(Одинаково

пишутся,

по-разному

произносятся,

имеют

разные значения)

-

Что

должны

выяснить?

(Как

правильно

поставить

ударение,

чтобы

понять

смысл

слова)

- Прочитайте тему урока:

«Ударение. Зависимость значения слова от

ударения»

- Чему будем учиться на уроке?

Открытие новых знаний

1)

Работа по учебнику

Упр.7 стр.42

- Что можете сказать о словах? (Написаны

одинаково,

но

если

поставить

ударение

в

На

партах

у

детей

предметные

картинки:

зАмок,замОк,

гвОздики,

гвоздИки,

Ирис, ирИс.

(Приложение 1)

Н а

д о с к е

д в о е

учащихся

записывают

о д и н а к о в ы е

п о

написанию слова, но

р а з н ы е

п о

произношению.

3

6

7

8

9

разных местах, то произношение и значение

слова меняется)

- Для чего надо правильно ставить ударение?

(Для точной передачи смысла слова)

Первичное закрепление

1)

Задание 3 стр 21 (Рабочая тетрадь на

печатной основе)

2)

Самопроверка

3)

Попробуйте сделать вывод (Значение

слова зависит от ударения. Ударение не

прикрепляется к определённому слогу,

оно может менять своё место)

-

Что

будет

происходить,

если

ударение

поменяет место? (Будет меняться и значение

слова)

Физкультминутка

Включение в систему знаний и повторение

1)

Игра «Распредели слова»

2)

Работа по карточкам (в парах)

3)

Упр.8 стр. 42

4)

Упр.9 стр. 43

5)

Упр. 4 стр. 21 (Рабочая тетрадь)

Итог урока. Рефлексия.

- Постарайтесь закончить предложения:

На уроке я узнал…

Я познакомился с новыми словарными

словами…

Электронное

п р и л о ж е н и е

к

учебнику

(Приложение 2)

Электронное

п р и л о ж е н и е

к

учебнику

(Приложение 3)

(Приложение 4)

Выполняют

у п р а ж н е н и я ,

в

к о т о р ы х

н о в о е

знание

используется

вместе с изученными

ранее

4

В толковом словаре я читал значения

слов…

Мне было интересно…

У меня вызвало трудности задание…

- Оцените свои успехи

Дети

показывают

смайлики,

соответствующие

о ц е н к е

и х

достижений

Список литературы:

1.

К а н а к и н а

В .

П .

Р у с с к и й

я з ы к

1

к л а с с .

У ч е б н и к

д л я

общеобразовательных

учреждений

с

приложением

на

электронном

носителе /В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2011

2.

Русский язык 1 класс. Электронное приложение к учебнику

В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого (1 CD)

5

3.

В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. Русский язык 1 класс. Рабочая тетрадь.-

М.: Просвещение, 2011

4.

Крылова О.Н. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику

В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык. 1 класс»

Приложение 1.

6

Приложение 2.

7

Приложение 3.

8

Приложение 4.

9



В раздел образования