Напоминание

Формирование лексико-грамматического строя речи у детей ОВЗ.


Автор: Баяндина Марина Семеновна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Конструктор успеха"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование лексико-грамматического строя речи у детей ОВЗ.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование лексико-грамматического строя речи у детей ОВЗ.

Несформированность рече-языковых и коммуникативных навыков у детей ОВЗ

обуславливает проблемы освоения детьми основной образовательной программы.

Овладение речью как средством общения данных категорий детей возможно только в

систематических, специально организованных условиях, при создании специальных

обучающих ситуаций, в которых дети овладевают необходимыми умениями и

навыкам. У детей ОВЗ с недостатками познавательного и речевого развития вызывает

большие сложности усвоение лексико-грамматических категорий.

С особыми трудностями сталкиваются дети при словоизменении и словообразовании

глаголов. Развитие лексико-грамматического строя речи у детей ОВЗ (с недостатками

познавательного и речевого развития) , усвоение родного языка связано с процессом

построения грамматически оформленных предложений. К школьному возрасту

ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики.

Усвоение глаголов играет важную роль в речевом и умственном развитии ребенка.

Сознательное оперирование этой частью речи требует относительно высокого уровня

анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Умение выделять действия и обозначать их

соответствующим словом влечет за собой более быстрое развитие всех мыслительных

операций,

способствует

появлению

и

развитию

понятийного

мышления.

Количественный

и

качественный

анализ

употребления

глаголов

детьми

свидетельствует об уровне развития их познавательной деятельности.

Глаголы являются самой динамичной частью речи русского языка и второй по частоте

употребления. Русский глагол отличается исключительной сложностью своего

содержания, разнообразием грамматических категорий и форм. В сравнении с

остальными частями речи глагол имеет самый богатый набор грамматических

категорий: лицо, число, категория времени, вид, наклонение и др. Это в свою очередь

обусловливает разветвленную систему грамматических форм глагола.

Формирование системы словоизменения глагола.

Работа по формированию системы словоизменения глагола у дошкольников с ОВЗ

проводится в следующей последовательности:

1) формирование системы словоизменения на уровне словосочетания;

2) закрепление системы словоизменения на уровне предложения;

3) закрепление системы словоизменения в связной речи.

На I этапе формирования морфологической системы словоизменения глагола

проводится работа по дифференциации глаголов настоящего времени единственного и

множественного числа и их согласованию с существительными. Данные формы

являются наиболее простыми и появляются раньше других в онтогенезе

На II этапе формирования морфологической системы словоизменения глагола

проводится работа по дифференциации глаголов настоящего времени по лицам, а

также по согласованию глаголов прошедшего времени и существительных в роде. Эти

формы появляются в процессе онтогенеза на более поздних этапах и вызывают

большие сложности при усвоении их детьми с задержкой психического и речевого

развития.

1. Согласование в числе глаголов настоящего времени и существительных. На

начальных этапах логопедической работы закрепляются глагольные формы без

чередования звуков основы, с ударными окончаниями, например, стоит — стоят;

говорит — говорят; молчит — молчат.

В дальнейшем большое внимание уделяется глагольным формам с чередованием

звуков в основе, например, бежит — бегут; печет — пекут; течет — текут и т.д.

С целью уточнения согласования глаголов настоящего времени и существительных в

числе в импрессивной речи педагог называет глагол, например, читает — читают,

стоят — стоит, лежит — лежат и т.д. Ребенок должен догадаться, идет ли речь: об

одном предмете или о нескольких (например, стоит —… (ваза), стоят —… (вазы)).

Примерные виды упражнений для закрепления правильного употребления глаголов в

самостоятельной речи

а) ответы на вопросы: «Что делает?», «Что делают?»;

б) составление словосочетаний и предложений по картинкам (Девочка читает.

Девочки читают и т.д.);

в)

добавление

слова

(существительного

или

глагола)

в

словосочетание

или

предложение (Бежит …(мальчик). Бегут …(мальчики). Птицы …(летят). Птица …

(летит) и т.д.);

г) добавление окончаний глаголов. Логопед называет первый слог глагола, ребенок

договаривает слово (Карандаш ле…(жит). Карандаши ле…(жат) и т.д.).

2. Дифференциация глаголов настоящего времени по лицам Дифференциация глаголов

проводится с учетом появления грамматических форм глаголов в онтогенезе в

следующем порядке:

а) формы глаголов 1 и 2 лица единственного числа;

б) формы глаголов 3 лица единственного и множественного числа;

в) формы глаголов 1 и 2 лица множественного числа.

Примерные виды заданий на дифференциацию форм глаголов по лицам

а) Дифференциация форм глаголов 1 и 2 лица единственного числа. Речевой материал

— слова (говоришь, говорю, думаешь, думаю, смотрю, смотришь, ухаживаю,

ухаживаешь, решаю, решаешь, собираю, собираешь, катаю, катаешь и т.д.). Педагог

предлагает ребенку внимательно послушать названное им слово и подставить к нему

слова я или ты.

б) Дифференциация глаголов 3 лица единственного и множественного числа.

Оборудование — картинки с изображением одного или двух мальчиков. Речевой

материал — слова (читает, говорят, рисуют, говорит, читают, болеют, пьет, болеет,

пьют, рисует и т.д.). Педагог предлагает ребенку внимательно послушать названное

им слово (глагол) и отгадать, это слово относится к одному мальчику или к двум

мальчикам, а затем поднять нужную картинку.

в) Дифференциация форм глаголов 1 и 2 лица множественного числа. Речевой

материал — слова (собираем, катаете, лечите, собираете, лечим, думаем, думаете,

копаете, копаем и т.д.). Педагог просит ребенка внимательно послушать слово, а затем

подставить к нему слово «Мы» или «Вы».

3. Согласование глаголов прошедшего времени и существительных в роде и числе На

каждом этапе работа над глагольными формами осуществляется в следующей

последовательности:

а) формы мужского рода глаголов прошедшего времени;

б) формы женского рода глаголов прошедшего времени;

в) формы среднего рода глаголов прошедшего времени;

г) дифференциация глагольных форм прошедшего времени.

В логопедической работе большое внимание уделяется формам среднего рода

глаголов прошедшего времени, которые вызывают значительные трудности у

дошкольников с ОВЗ. Для закрепления понимания глагольных форм прошедшего

времени в импрессивной речи предлагается показать картинки, принести предметы, о

которых говорит педагог (Покажи картинку, о которой скажем «упала», «упал»,

«упало»; Принеси игрушку, которая на столе «лежала», «лежал» и т.д.).

Примерные виды заданий на дифференциацию глагольных форм в экспрессивной речи

а) Добавление существительного или глагола в предложение с опорой на картинки.

(Разбилась. Разбился. Разбилось. Разбились. Девочка. Мальчик. Облако и т.д.).

б) Добавление последнего слога слова (глагола). Педагог предлагает ребенку

внимательно посмотреть на картинку и закончить начатое им слово (например, стул

упа…; дерево упа…; кукла упа ).

в) Выбор из предложенных картинок тех, которые соответствуют названной

глагольной форме, например, лежало — …(дерево, яйцо, яблоко); висело — …(пальто,

платье, зеркало); сидел — …(щенок, папа, мальчик); плыла — …(лодка, утка,

девочка).

г) Исправление ошибок в окончании глагольной формы. Педагог предлагает

внимательно послушать предложение и исправить ошибку (На поляне выросла дерево.

Девочка уже вырос. Около дома выросла дуб. Пошла снег. Река замерзло. Озеро

замерз. и т.д.).

Формирование словообразования глагола.

Методика коррекционно-логопедического воздействия строится с учетом появления

форм словообразования в онтогенезе, а также характера и степени трудности

различных

моделей

словообразования

для

дошкольников.

При

формировании

словообразования глагола главная задача заключается в уточнении значения наиболее

продуктивных форм словообразования, дифференциации их по значению и звуковому

оформлению, проводится закрепление продуктивных моделей словообразования в

экспрессивной речи.

1. Образование возвратных глаголов Работа над возвратными глаголами начинается с

закрепления их понимания в импрессивной речи. С этой целью используется игра

«Чем отличаются слова?. Педагог предлагает ребенку внимательно посмотреть на

картинки и показать на картинках, кто умывает, а кто умывается; кто прячет, а кто

прячется (обувает — обувается; купает — купается; качает — качается; вытирает —

вытирается и т.д.). После завершения игры педагог делает вывод, что слова умывается,

обувается, купается, прячется, вытирается и т.д. обозначают, что человек делает что-то

сам с собой. После уточнения понимания возвратных глаголов в импрессивной речи

проводится

формирование

правильного

употребления

возвратных

глаголов

в

экспрессивной речи. С этой целью предлагается назвать различные действия по

картинкам, а затем составить с возвратными глаголами предложения.

2. Образование и дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида В

работе над глаголами совершенного и несовершенного вида можно выделить два

этапа: I этап — образование глаголов с помощью приставок; II этап — образование

глаголов с помощью суффиксов. Для закрепления понимания данных глаголов

предлагается показать картинку, которую называет педагог; выбрать картинку по

заданию логопеда. Примерные виды заданий для закрепления употребления глаголов

совершенного и несовершенного вида:

а) Образование глаголов совершенного и несовершенного вида с опорой на картинки

и вопросы (с помощью приставок). Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинки.

Затем педагог задает вопрос, а ребенок отвечает. Например, Что делает мальчик? —

Мальчик пишет. Что сделает мальчик? — Мальчик напишет. и т.д. Примерный

речевой материал: пишет — напишет, красит — закрасит; ставит — поставит; несет —

принесет; видит — увидит; думает — придумает и т.д.

б) Образование глаголов совершенного и несовершенного вида с опорой на картинки

и вопросы (с помощью суффиксов). Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинки

и задает вопросы. Ребенок отвечает. Например: Что делал мальчик? — Мальчик писал.

Что сделал мальчик? — Мальчик написал. и т.д. Примерный речевой материал:

умывается — умылся; одевается — оделся; решает — решил; прыгает — прыгнул и

т.д.

3. Образование и дифференциация приставочных глаголов (приставки: в-, вы-, при-,

от-, у-, пере-) Последовательность работы над приставками определяется временем их

появления в онтогенезе. Каждая приставка отрабатывается отдельно по плану:

1) усвоение значения приставки (выделение общего элемента в глаголах с одной

приставкой и разными корнями (например, влетел, внес, вбежал));

2) сопоставление однокоренных глаголов с различными приставками (например,

влетел — вылетел);

3) усвоение соотношения приставки и соответствующего предлога (например,

вылетает из клетки [вы—из], влетает в клетку [в—в]);

4) дифференциация приставок с разным значением. С целью уточнения понимания

приставок в импрессивной речи рекомендуются задания: показ картинки по заданию

логопеда; выполнение действий по заданию логопеда (например, подойди к столу;

отойди от стола).

Для

закрепления

правильного

употребления

приставочных

глаголов

в

самостоятельной речи используются следующие виды упражнений:

а) Образовать от данных слов однокоренные слова с помощью приставок (с опорой на

картинки), например, с помощью приставок в-, вы-, при-, от-, у-, пере- образовать

однокоренные слова от глагола нести и т.д.

б) Исправить словосочетание с неправильным приставочным глаголом, например,

улетел к клетке; пришла в магазина; выносит через дорогу; переходит из дома; вбегает

от дерева и т.д.

в) Составить предложение с приставочным глаголом. Примерные виды упражнений

для закрепления правильного употребления приставочных глаголов в самостоятельной

речи.

Примерный лексический материал:

Ходить — переходить, подходить, выходить, заходить, уходить, входить. Лить —

наливать, выливать, переливать, доливать, подливать. Писать — записать, написать,

надписать, подписать, описать, прописать, вписать, выписать, переписать, списать,

приписать. Плыть — переплыть, доплыть, отплыть, подплыть. Шел — вы- шел, ушел,

пришел, зашел, дошел, обошел, подошел, перешел. Летать — прилетать, перелетать,

влетать, вылетать, улетать. Пилить — отпилить, перепилить, спилить, подпилить.

Фрагменты занятий.

а) Педагог демонстрирует два действия — наливать воду и выливать воду. Обращаясь

к ребятам, спрашивает: одинаковые или разные действия выполнены? Передает

интонационно звучание приставок на-, вы- в словах наливает — выливает, которые

обозначают противоположные действия. Далее педагог спрашивает: «Что можно

наливать и выливать?» Дети составляют предложения типа: «Таня наливает молоко,

кефир, сок. Повар наливает суп, борщ, компот, кисель и т. д. Мама выливает воду».

Аналогично детей знакомят с глаголом поливать, при этом подчеркиваются различные

оттенки, передаваемые частью слова: выливать из чего-то (из стакана, банки),

наливать куда-то (в стакан, бочку), полить что-то (землю, клумбу, грядку). Педагог

учит ребенка слышать близкие слова и различать на слух их значение в зависимости

от приставок.

б) Педагог вызывает к себе одного ребенка — помощника и предлагает ему выполнить

ряд действий (например, завязать бант мишке, развязать узел, повязать кукле косынку

и т.д.). Дети внимательно наблюдают за ним и говорят, что он делает, т.е. составляют

предложения по демонстрируемому действию. Затем ребенок садится на место, а

педагог, обращаясь к группе, просит вспомнить, какие действия он выполнял.

Выигрывает тот, кто составит больше предложений. Например: «Вова завязывал узел.

Вова развязывал узел. Вова перевязывал палец. Вова связывал ленты. Вова

привязывал шар к стулу». И.т.д.

Можно провести игру «Как сказать правильно?». Педагог называет предложение,

употребляя неправильно глагол. Дети должны найти и исправить ошибку. Например:

«Девочка подбежала из дома. — Девочка выбежала из дома».

в) Игра «Скажи наоборот». Дети встают в круг. Педагог бросает мяч, называет

действие с одним оттенком. Ребенок, возвращая мяч,

называет действие с

противоположным значением: наливает — выливает, входит — выходит, влетает —

вылетает, вносит — выносит, закрывает — открывает, приплывает — отплывает,

запирает — отпирает, сгибает — разгибает, собирает — разбирает, приклеивает —

отклеивает. Выигрывает тот, кто дает больше правильных ответов.



В раздел образования