Автор: Баяндина Марина Семеновна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Конструктор успеха"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование лексико-грамматического строя речи у детей ОВЗ.
Раздел: дошкольное образование
Формирование лексико-грамматического строя речи у детей ОВЗ.
Несформированность рече-языковых и коммуникативных навыков у детей ОВЗ
обуславливает проблемы освоения детьми основной образовательной программы.
Овладение речью как средством общения данных категорий детей возможно только в
систематических, специально организованных условиях, при создании специальных
обучающих ситуаций, в которых дети овладевают необходимыми умениями и
навыкам. У детей ОВЗ с недостатками познавательного и речевого развития вызывает
большие сложности усвоение лексико-грамматических категорий.
С особыми трудностями сталкиваются дети при словоизменении и словообразовании
глаголов. Развитие лексико-грамматического строя речи у детей ОВЗ (с недостатками
познавательного и речевого развития) , усвоение родного языка связано с процессом
построения грамматически оформленных предложений. К школьному возрасту
ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики.
Усвоение глаголов играет важную роль в речевом и умственном развитии ребенка.
Сознательное оперирование этой частью речи требует относительно высокого уровня
анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Умение выделять действия и обозначать их
соответствующим словом влечет за собой более быстрое развитие всех мыслительных
операций,
способствует
появлению
и
развитию
понятийного
мышления.
Количественный
и
качественный
анализ
употребления
глаголов
детьми
свидетельствует об уровне развития их познавательной деятельности.
Глаголы являются самой динамичной частью речи русского языка и второй по частоте
употребления. Русский глагол отличается исключительной сложностью своего
содержания, разнообразием грамматических категорий и форм. В сравнении с
остальными частями речи глагол имеет самый богатый набор грамматических
категорий: лицо, число, категория времени, вид, наклонение и др. Это в свою очередь
обусловливает разветвленную систему грамматических форм глагола.
Формирование системы словоизменения глагола.
Работа по формированию системы словоизменения глагола у дошкольников с ОВЗ
проводится в следующей последовательности:
1) формирование системы словоизменения на уровне словосочетания;
2) закрепление системы словоизменения на уровне предложения;
3) закрепление системы словоизменения в связной речи.
На I этапе формирования морфологической системы словоизменения глагола
проводится работа по дифференциации глаголов настоящего времени единственного и
множественного числа и их согласованию с существительными. Данные формы
являются наиболее простыми и появляются раньше других в онтогенезе
На II этапе формирования морфологической системы словоизменения глагола
проводится работа по дифференциации глаголов настоящего времени по лицам, а
также по согласованию глаголов прошедшего времени и существительных в роде. Эти
формы появляются в процессе онтогенеза на более поздних этапах и вызывают
большие сложности при усвоении их детьми с задержкой психического и речевого
развития.
1. Согласование в числе глаголов настоящего времени и существительных. На
начальных этапах логопедической работы закрепляются глагольные формы без
чередования звуков основы, с ударными окончаниями, например, стоит — стоят;
говорит — говорят; молчит — молчат.
В дальнейшем большое внимание уделяется глагольным формам с чередованием
звуков в основе, например, бежит — бегут; печет — пекут; течет — текут и т.д.
С целью уточнения согласования глаголов настоящего времени и существительных в
числе в импрессивной речи педагог называет глагол, например, читает — читают,
стоят — стоит, лежит — лежат и т.д. Ребенок должен догадаться, идет ли речь: об
одном предмете или о нескольких (например, стоит —… (ваза), стоят —… (вазы)).
Примерные виды упражнений для закрепления правильного употребления глаголов в
самостоятельной речи
а) ответы на вопросы: «Что делает?», «Что делают?»;
б) составление словосочетаний и предложений по картинкам (Девочка читает.
Девочки читают и т.д.);
в)
добавление
слова
(существительного
или
глагола)
в
словосочетание
или
предложение (Бежит …(мальчик). Бегут …(мальчики). Птицы …(летят). Птица …
(летит) и т.д.);
г) добавление окончаний глаголов. Логопед называет первый слог глагола, ребенок
договаривает слово (Карандаш ле…(жит). Карандаши ле…(жат) и т.д.).
2. Дифференциация глаголов настоящего времени по лицам Дифференциация глаголов
проводится с учетом появления грамматических форм глаголов в онтогенезе в
следующем порядке:
а) формы глаголов 1 и 2 лица единственного числа;
б) формы глаголов 3 лица единственного и множественного числа;
в) формы глаголов 1 и 2 лица множественного числа.
Примерные виды заданий на дифференциацию форм глаголов по лицам
а) Дифференциация форм глаголов 1 и 2 лица единственного числа. Речевой материал
— слова (говоришь, говорю, думаешь, думаю, смотрю, смотришь, ухаживаю,
ухаживаешь, решаю, решаешь, собираю, собираешь, катаю, катаешь и т.д.). Педагог
предлагает ребенку внимательно послушать названное им слово и подставить к нему
слова я или ты.
б) Дифференциация глаголов 3 лица единственного и множественного числа.
Оборудование — картинки с изображением одного или двух мальчиков. Речевой
материал — слова (читает, говорят, рисуют, говорит, читают, болеют, пьет, болеет,
пьют, рисует и т.д.). Педагог предлагает ребенку внимательно послушать названное
им слово (глагол) и отгадать, это слово относится к одному мальчику или к двум
мальчикам, а затем поднять нужную картинку.
в) Дифференциация форм глаголов 1 и 2 лица множественного числа. Речевой
материал — слова (собираем, катаете, лечите, собираете, лечим, думаем, думаете,
копаете, копаем и т.д.). Педагог просит ребенка внимательно послушать слово, а затем
подставить к нему слово «Мы» или «Вы».
3. Согласование глаголов прошедшего времени и существительных в роде и числе На
каждом этапе работа над глагольными формами осуществляется в следующей
последовательности:
а) формы мужского рода глаголов прошедшего времени;
б) формы женского рода глаголов прошедшего времени;
в) формы среднего рода глаголов прошедшего времени;
г) дифференциация глагольных форм прошедшего времени.
В логопедической работе большое внимание уделяется формам среднего рода
глаголов прошедшего времени, которые вызывают значительные трудности у
дошкольников с ОВЗ. Для закрепления понимания глагольных форм прошедшего
времени в импрессивной речи предлагается показать картинки, принести предметы, о
которых говорит педагог (Покажи картинку, о которой скажем «упала», «упал»,
«упало»; Принеси игрушку, которая на столе «лежала», «лежал» и т.д.).
Примерные виды заданий на дифференциацию глагольных форм в экспрессивной речи
а) Добавление существительного или глагола в предложение с опорой на картинки.
(Разбилась. Разбился. Разбилось. Разбились. Девочка. Мальчик. Облако и т.д.).
б) Добавление последнего слога слова (глагола). Педагог предлагает ребенку
внимательно посмотреть на картинку и закончить начатое им слово (например, стул
упа…; дерево упа…; кукла упа ).
в) Выбор из предложенных картинок тех, которые соответствуют названной
глагольной форме, например, лежало — …(дерево, яйцо, яблоко); висело — …(пальто,
платье, зеркало); сидел — …(щенок, папа, мальчик); плыла — …(лодка, утка,
девочка).
г) Исправление ошибок в окончании глагольной формы. Педагог предлагает
внимательно послушать предложение и исправить ошибку (На поляне выросла дерево.
Девочка уже вырос. Около дома выросла дуб. Пошла снег. Река замерзло. Озеро
замерз. и т.д.).
Формирование словообразования глагола.
Методика коррекционно-логопедического воздействия строится с учетом появления
форм словообразования в онтогенезе, а также характера и степени трудности
различных
моделей
словообразования
для
дошкольников.
При
формировании
словообразования глагола главная задача заключается в уточнении значения наиболее
продуктивных форм словообразования, дифференциации их по значению и звуковому
оформлению, проводится закрепление продуктивных моделей словообразования в
экспрессивной речи.
1. Образование возвратных глаголов Работа над возвратными глаголами начинается с
закрепления их понимания в импрессивной речи. С этой целью используется игра
«Чем отличаются слова?. Педагог предлагает ребенку внимательно посмотреть на
картинки и показать на картинках, кто умывает, а кто умывается; кто прячет, а кто
прячется (обувает — обувается; купает — купается; качает — качается; вытирает —
вытирается и т.д.). После завершения игры педагог делает вывод, что слова умывается,
обувается, купается, прячется, вытирается и т.д. обозначают, что человек делает что-то
сам с собой. После уточнения понимания возвратных глаголов в импрессивной речи
проводится
формирование
правильного
употребления
возвратных
глаголов
в
экспрессивной речи. С этой целью предлагается назвать различные действия по
картинкам, а затем составить с возвратными глаголами предложения.
2. Образование и дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида В
работе над глаголами совершенного и несовершенного вида можно выделить два
этапа: I этап — образование глаголов с помощью приставок; II этап — образование
глаголов с помощью суффиксов. Для закрепления понимания данных глаголов
предлагается показать картинку, которую называет педагог; выбрать картинку по
заданию логопеда. Примерные виды заданий для закрепления употребления глаголов
совершенного и несовершенного вида:
а) Образование глаголов совершенного и несовершенного вида с опорой на картинки
и вопросы (с помощью приставок). Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинки.
Затем педагог задает вопрос, а ребенок отвечает. Например, Что делает мальчик? —
Мальчик пишет. Что сделает мальчик? — Мальчик напишет. и т.д. Примерный
речевой материал: пишет — напишет, красит — закрасит; ставит — поставит; несет —
принесет; видит — увидит; думает — придумает и т.д.
б) Образование глаголов совершенного и несовершенного вида с опорой на картинки
и вопросы (с помощью суффиксов). Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинки
и задает вопросы. Ребенок отвечает. Например: Что делал мальчик? — Мальчик писал.
Что сделал мальчик? — Мальчик написал. и т.д. Примерный речевой материал:
умывается — умылся; одевается — оделся; решает — решил; прыгает — прыгнул и
т.д.
3. Образование и дифференциация приставочных глаголов (приставки: в-, вы-, при-,
от-, у-, пере-) Последовательность работы над приставками определяется временем их
появления в онтогенезе. Каждая приставка отрабатывается отдельно по плану:
1) усвоение значения приставки (выделение общего элемента в глаголах с одной
приставкой и разными корнями (например, влетел, внес, вбежал));
2) сопоставление однокоренных глаголов с различными приставками (например,
влетел — вылетел);
3) усвоение соотношения приставки и соответствующего предлога (например,
вылетает из клетки [вы—из], влетает в клетку [в—в]);
4) дифференциация приставок с разным значением. С целью уточнения понимания
приставок в импрессивной речи рекомендуются задания: показ картинки по заданию
логопеда; выполнение действий по заданию логопеда (например, подойди к столу;
отойди от стола).
Для
закрепления
правильного
употребления
приставочных
глаголов
в
самостоятельной речи используются следующие виды упражнений:
а) Образовать от данных слов однокоренные слова с помощью приставок (с опорой на
картинки), например, с помощью приставок в-, вы-, при-, от-, у-, пере- образовать
однокоренные слова от глагола нести и т.д.
б) Исправить словосочетание с неправильным приставочным глаголом, например,
улетел к клетке; пришла в магазина; выносит через дорогу; переходит из дома; вбегает
от дерева и т.д.
в) Составить предложение с приставочным глаголом. Примерные виды упражнений
для закрепления правильного употребления приставочных глаголов в самостоятельной
речи.
Примерный лексический материал:
Ходить — переходить, подходить, выходить, заходить, уходить, входить. Лить —
наливать, выливать, переливать, доливать, подливать. Писать — записать, написать,
надписать, подписать, описать, прописать, вписать, выписать, переписать, списать,
приписать. Плыть — переплыть, доплыть, отплыть, подплыть. Шел — вы- шел, ушел,
пришел, зашел, дошел, обошел, подошел, перешел. Летать — прилетать, перелетать,
влетать, вылетать, улетать. Пилить — отпилить, перепилить, спилить, подпилить.
Фрагменты занятий.
а) Педагог демонстрирует два действия — наливать воду и выливать воду. Обращаясь
к ребятам, спрашивает: одинаковые или разные действия выполнены? Передает
интонационно звучание приставок на-, вы- в словах наливает — выливает, которые
обозначают противоположные действия. Далее педагог спрашивает: «Что можно
наливать и выливать?» Дети составляют предложения типа: «Таня наливает молоко,
кефир, сок. Повар наливает суп, борщ, компот, кисель и т. д. Мама выливает воду».
Аналогично детей знакомят с глаголом поливать, при этом подчеркиваются различные
оттенки, передаваемые частью слова: выливать из чего-то (из стакана, банки),
наливать куда-то (в стакан, бочку), полить что-то (землю, клумбу, грядку). Педагог
учит ребенка слышать близкие слова и различать на слух их значение в зависимости
от приставок.
б) Педагог вызывает к себе одного ребенка — помощника и предлагает ему выполнить
ряд действий (например, завязать бант мишке, развязать узел, повязать кукле косынку
и т.д.). Дети внимательно наблюдают за ним и говорят, что он делает, т.е. составляют
предложения по демонстрируемому действию. Затем ребенок садится на место, а
педагог, обращаясь к группе, просит вспомнить, какие действия он выполнял.
Выигрывает тот, кто составит больше предложений. Например: «Вова завязывал узел.
Вова развязывал узел. Вова перевязывал палец. Вова связывал ленты. Вова
привязывал шар к стулу». И.т.д.
Можно провести игру «Как сказать правильно?». Педагог называет предложение,
употребляя неправильно глагол. Дети должны найти и исправить ошибку. Например:
«Девочка подбежала из дома. — Девочка выбежала из дома».
в) Игра «Скажи наоборот». Дети встают в круг. Педагог бросает мяч, называет
действие с одним оттенком. Ребенок, возвращая мяч,
называет действие с
противоположным значением: наливает — выливает, входит — выходит, влетает —
вылетает, вносит — выносит, закрывает — открывает, приплывает — отплывает,
запирает — отпирает, сгибает — разгибает, собирает — разбирает, приклеивает —
отклеивает. Выигрывает тот, кто дает больше правильных ответов.