Напоминание

"Работа над гаммами на начальном этапе обучения"


Автор: Лысцева Елена Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Вельская ДШИ"
Населённый пункт: г. Вельск. Архангельская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Работа над гаммами на начальном этапе обучения"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка

«Работа над гаммами

на начальном этапе обучения»

Преподаватель МУ ДО «Вельская ДШИ»

Лысцева Елена Анатольевна

Введение

Назвал гаммой поступенный звукоряд Гвиндо д`Ареццо – музыкант ХI

века. Изучение гамм, арпеджио, аккордов стало обязательной частью

музыкального воспитания с незапамятных времён, ещё в клавирной

педагогике, при обучении игре на клавишно-струнных инструментах –

чембало, клавикордах, клавесине. Но только к концу 18 – началу 19 столетия,

когда фортепиано окончательно вытесняет другие клавишные инструменты,

когда развивается виртуозное исполнительство, гаммы, становятся по

выражению К. Черни «основой» фортепианного обучения, им уделяется

самое большое внимание.

Интересно, что в истории советской фортепианной педагогики был

период (в 30-х годах ХХ века), когда развивать технику ученика

предписывалось только на материале художественных произведений и

рекомендовалось вообще отказаться от изучения гамм. Педагоги старой

школы тайком проходили гаммы со своими ученикам. К счастью, этот

период длился недолго, и гаммовый комплекс был полностью восстановлен.

Хорошо известно, какой феноменальной техникой обладал Эмиль Гилельс,

но не все знают, что не последнюю роль в её развитии и поддержании

сыграла его повседневная работа над гаммами.

Гаммовый же комплекс осваивается сравнительно легко и сразу приносит

положительные результаты. Кроме того, в отличие от этюдов, которые

направлены на развитие одной из рук, в гаммах задействованы обе руки

одновременно.

Работа над гаммами является необходимой составной частью воспитания

пианиста. Гаммы играются для выработки и накопления пианистического

мастерства. Гаммы «одинаково» полезны как начинающему, так и весьма

подвинутому ученику и даже опытному, искусному исполнителю, - замечает

К. Черни. - Нет такой степени мастерства, когда постоянное упражнение в

гаммах сделается излишним». Кроме того, надо помнить, что вся техника

классического периода насыщена гаммаобразными последовательностями,

или отдельными её видами: разными видами арпеджио, аккордами,

хроматическими гаммами…. Гаммы являются основой инструктивной

этюдной литературы.

Польза от изучения гамм в том, что их изучение позволяет:

1. овладеть основными формулами фортепианной техники;

2. на практике познакомиться с ладотональной системой, освоить кварто-

квинтовый круг;

3. познакомиться с основными аппликатурными формулами;

4. выработать пальцевую чёткость, ровность, беглость, точность

звукоизвлечения, силу и выносливость, независимость и

самостоятельность пальцевых движений, координации. Движений в

партиях обеих рук.

«Музыкальной таблицей умножения» назвал гаммы Иосиф Гофман.

Конечно, играющему на рояле надо знать гаммы и другие компоненты

комплекса, также как любому человеку таблицу умножения, также свободно

эти знания применять. Но выучив таблицу умножения, мы не повторяем ее

всю дальнейшую жизнь, а вот гаммы нужны пианисту всегда. Они одинаково

полезны как начинающему, так и весьма подвинутому ученику и даже

опытному исполнителю, - замечает К. Черни. – Нет такой степени

мастерства, когда постоянное упражнение в гаммах сделается излишним».

Цель данной работы - показать важность начального этапа изучения

гамм, определить последовательность методов работы над гаммами. Задачи:

воспитание

умения

грамотно

работать

над

техническим

материалом,

добиваясь

скорейшего

достижения

поставленной

цели;

Для

решения

поставленных

задач

используются

следующие

формы

и

методы:

подготовительные упражнения, игра каждой рукой отдельно; - игра на legato;

- упражнения на подкладывание и перекладывание пальцев; - игра гамм

двумя руками; - освоение аппликатуры.

Значение изучения гамм

Музыкальное воспитание юных пианистов невозможно без определенных

технических навыков. «Техника» от греческого «Techne» – искусство,

мастерство. Это мастерство достигается путем постоянной работы не только

над художественными произведениями, но и на специальном инструктивном

материале. Работа над этюдами, различными упражнениями, гаммами –

является одной из составляющих успешного освоения технических навыков

учащимися. Изучение гамм, арпеджио, аккордов является обязательной

частью музыкального воспитания. Их освоение начинается в младших

классах детской музыкальной школы и продолжается в консерватории.

Гаммы (как и всякие упражнения) осваиваются сравнительно легко, и сразу

же

начинают

«работать»

на

выработку

и

накопление

технического

мастерства, приносить плоды. Кроме того, в отличие от этюдов, часто

направленных на развитие одной из рук, здесь задействованы обе руки: и

левая, и правая упражняются и развиваются одновременно. Гаммы – важный

момент в обучении учащихся игре на фортепиано. Изучение гамм на уроках

требует особого внимания в силу следующих причин:

- гаммы, а также аккорды и арпеджио – развивают ладовый, мелодический и

гармонический слух (учащиеся различают мажорное и минорное наклонение

гамм, ощущают ладовые функции мажора и минора, их виды – натуральный,

гармонический и мелодический, усваивают направление движения вверх,

вниз),

-

слышат

интонационную

сторону

тонов-полутонов

интервалику,

осваивают кварто-квинтовый круг тональностей.

- гаммы способствуют развитию двигательного аппарата (вырабатывается

пальцевая четкость, ровность, беглость).

- гаммы помогают освоить основные формулы фортепианной техники.

- гаммы нужны для понимания основных закономерностей аппликатуры.

- гаммы

необходимы для ознакомления с клавиатурой и хорошей

ориентации в ней.

- гаммы помогают развитию и расширению музыкально-теоретических

представлений (учащиеся знакомятся с определенной терминологией, с

названием тех или иных понятий – звукоряд, гамма, лад, тональность,

аккорды, интервалы, гармония, созвучие, арпеджио…).

Начальный этап работа над гаммами.

Развивать и направлять учащихся мне помогает ряд упражнений,

применяемых

мною

(опираясь

на

опыт

лучших

педагогов

и

их

рекомендации).

Современная методика рассматривает упражнения, как важное и

эффективное

средство

развития

ученика.

Они

являются

основными

элементами

технических

форм,

которые

вырабатывают

у

ученика

необходимые технические и слуховые навыки.

Большое значение при игре гамм имеет подкладывание первого пальца и

перекладывание других пальцев кисти. Необходимо помнить, что только

свободный, мобильный, гибкий

первый палец может помочь ученику

правильно

его

подкладывать.

При

напряженном

первом

пальце

не

получаются ни ровные гаммы, ни арпеджио. У детей часто первый палец

напряжен, и это, конечно, не природный недостаток, а чаще всего результат

общей напряженности или неудачной приспособляемости.

Основная причина толчков, неровности игры – плохая подвижность и

напряженность

первого

пальца.

Чтобы

обеспечить

ровное

и

беглое

исполнение, необходимо развивать его ловкость и легкость, подкладывать

его незаметно и готовить заранее. Существует множество упражнений на

подкладывание и перекладывание пальцев, ими начинается систематическое

изучение гамм.

Для развития свободного, самостоятельного движения первого пальца мы

делаем следующие упражнения: Ев. Калантарова

- «Капельки» на инструменте – опираясь на 3 палец, первый легко, без

опоры опускается на каждую из восьмушек, которые звучат на фоне долгого

звука.

- «По бревнышкам» - упражнение на подкладывание по черным клавишам.

Сначала обыгрывается группа из двух клавиш. Упражнение удобно в

позиционном отношении, т.к. длинные пальцы у черных клавиш.

- «Колечки» 1-3 палец играют малые секунды.

Существует множество упражнений на подкладывание и перекладывание

пальцев.

- «Осторожный зайка» играть звукоряд от до 1-2, 1-3, 1-4 пальцами вверх и

вниз, осторожно переступать на одной клавише с 1 на 2 палец.

- «Смелый зайка» играть звукоряд от до каждый звук 1-2, 1-3, 1-4 пальцем.

Эти упражнения взяты из сборника Альтерман С.С. «40 уроков начального

обучения музыке детей 4-6 лет»

Упражнения из сборника Е. Гнесиной « Подготовительные упражнения к

различным видам техники».

Упражнение «Лоза» из сборника В. Золотницкой «Упражнения для

начинающих пианистов».

С какой гаммы начинать? Существуют разные мнения. По мнению

Маргариты Лонг: «Изучение

хроматической гаммы и ее близкими

интервалами

и

частым

употреблением

большого

пальца

должно

предшествовать

изучению

диатонических»-

рекомендует

известная

французская пианистка и педагог. Хроматическая гамма – подкладывание

первого пальца совершается в очень тесной позиции, на самом близком

расстоянии, первый палец используется много раз, и почти всегда после

черной клавиши, а это значит, что предшествующий ему палец оказывается в

высокой позиции, что облегчает подкладывание; вырабатывается точность

прикосновения, ловкость и гибкость большого пальца. Игра хроматической

гаммы является хорошим средством

устранения такого недостатка, как

«вдавливание» косточки, причиной этого служит слабость мышц ладони, не

позволяющая удержать ее в положении «свода».

На данном этапе обучения играем хроматическую гамму от звука ДО

каждой рукой с подтекстовкой. Двумя руками от звука РЕ в расходящемся

движении.

А как же быть с диатоническими гаммами? Как показывает практика,

педагоги, работающие с детьми, поступают по-разному. С точки зрения

технического освоения, лучше начинать, следуя совету Ф. Шопена, с си

мажора, где есть шопеновская формула ми-фа#-соль#-ля#-си.

Мы с учащимися начали играть с ми мажора. Для того, чтобы ученик лучше

запомнил знаки в гамме, их количество, я предлагаю представить, что

звукоряд это воображаемый автобус, в котором едут пассажиры (черные

клавиши), в ми мажоре их четыре.

На первых порах гамма играется сначала каждой рукой отдельно, в

медленном темпе, в одну октаву. Потом в две октавы в восходящем и

низходящем движении. Левой рукой лучше осваивать гамму сначала в

низходящем движении.

Аппликатура в гаммах складывается в типовые формулы, которые надо

понять и усвоить.

Заключение

Современная педагогика рассматривает упражнения как важное и

эффективное средство для технического воспитания и развития ученика. Их

значение в том, что они дают возможность в наиболее концентрированном

виде формировать и развивать начинающих пианистов, работать над

основными фактурными формулами, что способствует рационализации и

оптимизации процесса обучения.

Владение гаммами представляет собой, по выражению Листа, тот «ключ»,

владение которым открывает путь к любому музыкальному произведению.

Особенно широко гаммы и арпеджио используются в классическом стиле – в

музыке Гайдна, Моцарта, Бетховена. Гаммы – это основа инструктивной

этюдной литературы. Игра гамм развивает такие технические качества ка

беглость,

ловкость,

четкость

и

точность

звукоизвлечения,

силу

и

выносливость, независимость и самостоятельность пальцевых движений,

координацию движений в партии обеих рек, вырабатывает аппликатурные

привычки.

Работа над гаммами является неотъемлимой частью технического

развития

ребенка.

Звукоряды,

арпеджио,

аккорды

это

основные

технические формулы, наиболее часто встречающиеся в фортепианной

литературе, особенно классической. Овладение учащихся этих формул,

распознавание их в нотном тексте и выбор аппликатуры значительно

облегчит и ускорит разучивание музыкальных произведений. Работа над

гаммами должна быть постоянной. Эпизодическое ознакомление приведет к

необходимости каждый технический эпизод учить заново. Регулярная работа

над гаммами способствует развитию моторики, восприятию у учеников

длинной мелодической линии, закрепляет навыки «опорного» звука, смены

аппликатурной

позиции,

даст

возможность

оценить

ловкость

и

«послушность» своих пальцев, а также дает возможность ориентироваться в

тональности. Те упражнения, которые включены в систему той или иной

гаммы сами по себе не имеют музыкально-художественной ценности, но они

являются способом, гарантом того, что ученик, овладев ими сможет

использовать их в работе над другими произведениями, где на первый план

поставлены

другие

задачи,

такие

как

выразительность

исполнения,

артикуляционная

ясность,

пульсация

(ритмическое

интонирование),

соответствие темпа с характером произведений. Освоив мажорную и

минорную гамму, ученик, приступив к разучиванию следующих гамм найдет

очень много совпадений в аппликатурных приемах, в объединяющих

мелодическую линию движениях руки. Учащиеся знакомятся с определенной

терминологией, с названием тех или иных понятий – звукоряд, гамма, лад,

тональность, аккорды, интервалы, гармония, созвучие, арпеджио. Гаммы

необходимы для ознакомления с клавиатурой и хорошей ориентации в ней.

Гаммы содержат в чистом виде тот материал, из которого состоят все

шедевры. Это те кирпичики, которые подойдут для строительства любой

пьесы, любого произведения.



В раздел образования