Автор: Лысцева Елена Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Вельская ДШИ"
Населённый пункт: г. Вельск. Архангельская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Работа над гаммами на начальном этапе обучения"
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка
«Работа над гаммами
на начальном этапе обучения»
Преподаватель МУ ДО «Вельская ДШИ»
Лысцева Елена Анатольевна
Введение
Назвал гаммой поступенный звукоряд Гвиндо д`Ареццо – музыкант ХI
века. Изучение гамм, арпеджио, аккордов стало обязательной частью
музыкального воспитания с незапамятных времён, ещё в клавирной
педагогике, при обучении игре на клавишно-струнных инструментах –
чембало, клавикордах, клавесине. Но только к концу 18 – началу 19 столетия,
когда фортепиано окончательно вытесняет другие клавишные инструменты,
когда развивается виртуозное исполнительство, гаммы, становятся по
выражению К. Черни «основой» фортепианного обучения, им уделяется
самое большое внимание.
Интересно, что в истории советской фортепианной педагогики был
период (в 30-х годах ХХ века), когда развивать технику ученика
предписывалось только на материале художественных произведений и
рекомендовалось вообще отказаться от изучения гамм. Педагоги старой
школы тайком проходили гаммы со своими ученикам. К счастью, этот
период длился недолго, и гаммовый комплекс был полностью восстановлен.
Хорошо известно, какой феноменальной техникой обладал Эмиль Гилельс,
но не все знают, что не последнюю роль в её развитии и поддержании
сыграла его повседневная работа над гаммами.
Гаммовый же комплекс осваивается сравнительно легко и сразу приносит
положительные результаты. Кроме того, в отличие от этюдов, которые
направлены на развитие одной из рук, в гаммах задействованы обе руки
одновременно.
Работа над гаммами является необходимой составной частью воспитания
пианиста. Гаммы играются для выработки и накопления пианистического
мастерства. Гаммы «одинаково» полезны как начинающему, так и весьма
подвинутому ученику и даже опытному, искусному исполнителю, - замечает
К. Черни. - Нет такой степени мастерства, когда постоянное упражнение в
гаммах сделается излишним». Кроме того, надо помнить, что вся техника
классического периода насыщена гаммаобразными последовательностями,
или отдельными её видами: разными видами арпеджио, аккордами,
хроматическими гаммами…. Гаммы являются основой инструктивной
этюдной литературы.
Польза от изучения гамм в том, что их изучение позволяет:
1. овладеть основными формулами фортепианной техники;
2. на практике познакомиться с ладотональной системой, освоить кварто-
квинтовый круг;
3. познакомиться с основными аппликатурными формулами;
4. выработать пальцевую чёткость, ровность, беглость, точность
звукоизвлечения, силу и выносливость, независимость и
самостоятельность пальцевых движений, координации. Движений в
партиях обеих рук.
«Музыкальной таблицей умножения» назвал гаммы Иосиф Гофман.
Конечно, играющему на рояле надо знать гаммы и другие компоненты
комплекса, также как любому человеку таблицу умножения, также свободно
эти знания применять. Но выучив таблицу умножения, мы не повторяем ее
всю дальнейшую жизнь, а вот гаммы нужны пианисту всегда. Они одинаково
полезны как начинающему, так и весьма подвинутому ученику и даже
опытному исполнителю, - замечает К. Черни. – Нет такой степени
мастерства, когда постоянное упражнение в гаммах сделается излишним».
Цель данной работы - показать важность начального этапа изучения
гамм, определить последовательность методов работы над гаммами. Задачи:
воспитание
умения
грамотно
работать
над
техническим
материалом,
добиваясь
скорейшего
достижения
поставленной
цели;
Для
решения
поставленных
задач
используются
следующие
формы
и
методы:
подготовительные упражнения, игра каждой рукой отдельно; - игра на legato;
- упражнения на подкладывание и перекладывание пальцев; - игра гамм
двумя руками; - освоение аппликатуры.
Значение изучения гамм
Музыкальное воспитание юных пианистов невозможно без определенных
технических навыков. «Техника» от греческого «Techne» – искусство,
мастерство. Это мастерство достигается путем постоянной работы не только
над художественными произведениями, но и на специальном инструктивном
материале. Работа над этюдами, различными упражнениями, гаммами –
является одной из составляющих успешного освоения технических навыков
учащимися. Изучение гамм, арпеджио, аккордов является обязательной
частью музыкального воспитания. Их освоение начинается в младших
классах детской музыкальной школы и продолжается в консерватории.
Гаммы (как и всякие упражнения) осваиваются сравнительно легко, и сразу
же
начинают
«работать»
на
выработку
и
накопление
технического
мастерства, приносить плоды. Кроме того, в отличие от этюдов, часто
направленных на развитие одной из рук, здесь задействованы обе руки: и
левая, и правая упражняются и развиваются одновременно. Гаммы – важный
момент в обучении учащихся игре на фортепиано. Изучение гамм на уроках
требует особого внимания в силу следующих причин:
- гаммы, а также аккорды и арпеджио – развивают ладовый, мелодический и
гармонический слух (учащиеся различают мажорное и минорное наклонение
гамм, ощущают ладовые функции мажора и минора, их виды – натуральный,
гармонический и мелодический, усваивают направление движения вверх,
вниз),
-
слышат
интонационную
сторону
тонов-полутонов
–
интервалику,
осваивают кварто-квинтовый круг тональностей.
- гаммы способствуют развитию двигательного аппарата (вырабатывается
пальцевая четкость, ровность, беглость).
- гаммы помогают освоить основные формулы фортепианной техники.
- гаммы нужны для понимания основных закономерностей аппликатуры.
- гаммы
необходимы для ознакомления с клавиатурой и хорошей
ориентации в ней.
- гаммы помогают развитию и расширению музыкально-теоретических
представлений (учащиеся знакомятся с определенной терминологией, с
названием тех или иных понятий – звукоряд, гамма, лад, тональность,
аккорды, интервалы, гармония, созвучие, арпеджио…).
Начальный этап работа над гаммами.
Развивать и направлять учащихся мне помогает ряд упражнений,
применяемых
мною
(опираясь
на
опыт
лучших
педагогов
и
их
рекомендации).
Современная методика рассматривает упражнения, как важное и
эффективное
средство
развития
ученика.
Они
являются
основными
элементами
технических
форм,
которые
вырабатывают
у
ученика
необходимые технические и слуховые навыки.
Большое значение при игре гамм имеет подкладывание первого пальца и
перекладывание других пальцев кисти. Необходимо помнить, что только
свободный, мобильный, гибкий
первый палец может помочь ученику
правильно
его
подкладывать.
При
напряженном
первом
пальце
не
получаются ни ровные гаммы, ни арпеджио. У детей часто первый палец
напряжен, и это, конечно, не природный недостаток, а чаще всего результат
общей напряженности или неудачной приспособляемости.
Основная причина толчков, неровности игры – плохая подвижность и
напряженность
первого
пальца.
Чтобы
обеспечить
ровное
и
беглое
исполнение, необходимо развивать его ловкость и легкость, подкладывать
его незаметно и готовить заранее. Существует множество упражнений на
подкладывание и перекладывание пальцев, ими начинается систематическое
изучение гамм.
Для развития свободного, самостоятельного движения первого пальца мы
делаем следующие упражнения: Ев. Калантарова
- «Капельки» на инструменте – опираясь на 3 палец, первый легко, без
опоры опускается на каждую из восьмушек, которые звучат на фоне долгого
звука.
- «По бревнышкам» - упражнение на подкладывание по черным клавишам.
Сначала обыгрывается группа из двух клавиш. Упражнение удобно в
позиционном отношении, т.к. длинные пальцы у черных клавиш.
- «Колечки» 1-3 палец играют малые секунды.
Существует множество упражнений на подкладывание и перекладывание
пальцев.
- «Осторожный зайка» играть звукоряд от до 1-2, 1-3, 1-4 пальцами вверх и
вниз, осторожно переступать на одной клавише с 1 на 2 палец.
- «Смелый зайка» играть звукоряд от до каждый звук 1-2, 1-3, 1-4 пальцем.
Эти упражнения взяты из сборника Альтерман С.С. «40 уроков начального
обучения музыке детей 4-6 лет»
Упражнения из сборника Е. Гнесиной « Подготовительные упражнения к
различным видам техники».
Упражнение «Лоза» из сборника В. Золотницкой «Упражнения для
начинающих пианистов».
С какой гаммы начинать? Существуют разные мнения. По мнению
Маргариты Лонг: «Изучение
хроматической гаммы и ее близкими
интервалами
и
частым
употреблением
большого
пальца
должно
предшествовать
изучению
диатонических»-
рекомендует
известная
французская пианистка и педагог. Хроматическая гамма – подкладывание
первого пальца совершается в очень тесной позиции, на самом близком
расстоянии, первый палец используется много раз, и почти всегда после
черной клавиши, а это значит, что предшествующий ему палец оказывается в
высокой позиции, что облегчает подкладывание; вырабатывается точность
прикосновения, ловкость и гибкость большого пальца. Игра хроматической
гаммы является хорошим средством
устранения такого недостатка, как
«вдавливание» косточки, причиной этого служит слабость мышц ладони, не
позволяющая удержать ее в положении «свода».
На данном этапе обучения играем хроматическую гамму от звука ДО
каждой рукой с подтекстовкой. Двумя руками от звука РЕ в расходящемся
движении.
А как же быть с диатоническими гаммами? Как показывает практика,
педагоги, работающие с детьми, поступают по-разному. С точки зрения
технического освоения, лучше начинать, следуя совету Ф. Шопена, с си
мажора, где есть шопеновская формула ми-фа#-соль#-ля#-си.
Мы с учащимися начали играть с ми мажора. Для того, чтобы ученик лучше
запомнил знаки в гамме, их количество, я предлагаю представить, что
звукоряд это воображаемый автобус, в котором едут пассажиры (черные
клавиши), в ми мажоре их четыре.
На первых порах гамма играется сначала каждой рукой отдельно, в
медленном темпе, в одну октаву. Потом в две октавы в восходящем и
низходящем движении. Левой рукой лучше осваивать гамму сначала в
низходящем движении.
Аппликатура в гаммах складывается в типовые формулы, которые надо
понять и усвоить.
Заключение
Современная педагогика рассматривает упражнения как важное и
эффективное средство для технического воспитания и развития ученика. Их
значение в том, что они дают возможность в наиболее концентрированном
виде формировать и развивать начинающих пианистов, работать над
основными фактурными формулами, что способствует рационализации и
оптимизации процесса обучения.
Владение гаммами представляет собой, по выражению Листа, тот «ключ»,
владение которым открывает путь к любому музыкальному произведению.
Особенно широко гаммы и арпеджио используются в классическом стиле – в
музыке Гайдна, Моцарта, Бетховена. Гаммы – это основа инструктивной
этюдной литературы. Игра гамм развивает такие технические качества ка
беглость,
ловкость,
четкость
и
точность
звукоизвлечения,
силу
и
выносливость, независимость и самостоятельность пальцевых движений,
координацию движений в партии обеих рек, вырабатывает аппликатурные
привычки.
Работа над гаммами является неотъемлимой частью технического
развития
ребенка.
Звукоряды,
арпеджио,
аккорды
–
это
основные
технические формулы, наиболее часто встречающиеся в фортепианной
литературе, особенно классической. Овладение учащихся этих формул,
распознавание их в нотном тексте и выбор аппликатуры значительно
облегчит и ускорит разучивание музыкальных произведений. Работа над
гаммами должна быть постоянной. Эпизодическое ознакомление приведет к
необходимости каждый технический эпизод учить заново. Регулярная работа
над гаммами способствует развитию моторики, восприятию у учеников
длинной мелодической линии, закрепляет навыки «опорного» звука, смены
аппликатурной
позиции,
даст
возможность
оценить
ловкость
и
«послушность» своих пальцев, а также дает возможность ориентироваться в
тональности. Те упражнения, которые включены в систему той или иной
гаммы сами по себе не имеют музыкально-художественной ценности, но они
являются способом, гарантом того, что ученик, овладев ими сможет
использовать их в работе над другими произведениями, где на первый план
поставлены
другие
задачи,
такие
как
выразительность
исполнения,
артикуляционная
ясность,
пульсация
(ритмическое
интонирование),
соответствие темпа с характером произведений. Освоив мажорную и
минорную гамму, ученик, приступив к разучиванию следующих гамм найдет
очень много совпадений в аппликатурных приемах, в объединяющих
мелодическую линию движениях руки. Учащиеся знакомятся с определенной
терминологией, с названием тех или иных понятий – звукоряд, гамма, лад,
тональность, аккорды, интервалы, гармония, созвучие, арпеджио. Гаммы
необходимы для ознакомления с клавиатурой и хорошей ориентации в ней.
Гаммы содержат в чистом виде тот материал, из которого состоят все
шедевры. Это те кирпичики, которые подойдут для строительства любой
пьесы, любого произведения.