Автор: Власова Марина Павловна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 472
Населённый пункт: город Екатеринбург Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: «НАПРАВЛЕНИЯ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ И СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»
Раздел: дошкольное образование
«НАПРАВЛЕНИЯ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА В ПРОЦЕССЕ
ЗАНЯТИЙ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ И СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»
Власова М.П., инструктор
по физической культуре
МБАДОУ детский сад № 472
В эпоху социальных, экономических, политических перемен, происходящих в
России за последние два десятилетия проблема воспитания патриотизма учащейся
молодежи не утратила своей значимости, а только ещё более обострилась Важнейшим
источником жизнедеятельности государства, армии, личности, в том числе и учащейся
молодежи, является патриотизм. Патриотизм - это преданность Отечеству, чувство
любви и гордости к своему народу, волнение, переживание за его успехи и горечи за
победы и поражения стремление служить его интересам и готовность, вплоть до
самопожертвования при защите Отечества. Любовь к Отечеству включает в себя
чувственное состояние человека, его убеждения, взгляды, которые формируются
принятыми моральными нормами социума.
Патриотизм должен являться характерной чертой менталитета российского народа,
духовной основой развития российской государственности, имеет большое значение в
социальном, нравственном и физическом развитии личности человека, и является одним
из
важнейших
составляющих
общенациональной
идеи
Российского
государства.
Патриотизм на уровне общественного сознания проявляется в национальной и
государственной идее единства, неповторимости своего народа, традиций, морали,
истории, культуры и любви к Родине. Выступает в качестве важного внутреннего
мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности,
готовности её к самоотверженному служению своему Отечеству. При этом острота
проблемы заключается в том, что физическое и духовное состояние молодёжи, имеет
нисходящую тенденцию и продолжает ухудшаться. В настоящее время над многими
духовными ценностями общества нависла реальная угроза их утраты. Отчасти это
объясняется
тем,
что,
с
одной
стороны,
продолжает
снижаться
уровень
ин-
теллектуального и культурного развития россиян, а с другой расширился круг
нежелательных и опасных воздействий на их духовный мир. Социальное и политическое
становление учащихся в условиях преобразования российского общества в России тесно
связано с патриотическим воспитанием. Трудно переоценить его роль в истории России, в
утверждении национальной гордости и достоинства, защите Отечества, обеспечении
национальной безопасности.
Поэтому одно из центральных мест в системе воспитания учащейся молодежи
занимает государственно-патриотическое воспитание. Государственный патриотизм - это
высокое чувство любви граждан страны к своей стране, а также глубокое осознание ими
своего гражданского, профессионального и воинского долга перед своим государством.
Основными характеристиками государственного патриотизма являются: постоянное
ощущение связи с Родиной, с жизнью и деятельностью людей, живущих в родной стране,
любовь к своему Отечеству, выраженная в конкретных делах.
В рамках государственного патриотизма следует выделить направление спортивно-
патриотического воспитания. Целью,
которого является развитие у подрастающего
поколения гражданственности и патриотизма как важнейших духовных, социально
значимых ценностей личности и готовности к их активному проявлению в различных
сферах жизни общества.
Особого внимания заслуживает вопрос о сочетании стратегии и тактики в его развитии,
создании современных динамических методов воспитательной работы с учетом целей и
задач образовательных учреждений различных типов и видов. При этом основным
руководящим
документом
является
Государственная
программа
«Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации», которая определяет роль патриотического
воспитания во всей системе воспитательной работы в стране.
Следует отметить, что годы обучения в дошкольных учреждениях и школе - это
время, гражданского, нравственного и профессионального становления человека. Данное
положение
обусловливает
необходимость
разработки
новых
образовательных
технологий, интегрирующих обучение и воспитание патриотизма учащихся. При этом
физическая культура и спорт выступает средством не только формирования физического
совершенства, но и духовного богатства личности. В силу своей специфики спорт и
физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, поэтому их
можно рассматривать в качестве одного из мощнейших механизмов формирования таких
мировоззренческих
оснований
личности,
как
гражданственность
и
патриотизм.
Спортивную и физкультурную деятельность следует рассматривать как сложное
социально-биологическое явление, не сводимое только к физкультурной деятельности. В
настоящее время ставится вопрос о воспитании средствами спорта, в ходе которого
формируется личность занимающегося. Сущность процесса воспитания физической
культуры личности в условиях социума учащихся требует новых положений, подходов и
разработки педагогической технологии её реализации.
Физическая активность лишь тогда превращается в центральный компонент
физической культуры, когда она становится окультуренной двигательной деятельностью,
целесообразно направленной на оптимизацию физического состояния и развитие
человека в единстве с его духовным развитием.
С учетом содержания Государственной программы «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации» при патриотическом воспитании воздействия на
учащихся в процессе занятий физкультурной и спортивной направленности должны быть
направлены:
•
на общечеловеческие ценности (любовь к Родине, к своему народу, общественная и
государственная безопасность, социальная справедливость);
•
на национально-государственные ценности с опорой на национальные, традиции,
сложившиеся на протяжении веков, способствующих объединению России, обеспечению
безопасности народа и государства;
•
на историческую роль развития знания прошлого своей страны, народа;
•
на воспитание выполнения гражданских, профессиональных обязанностей, в
содержание которых входит патриотическое воспитание;
•
на использование личностных ценностей, патриотического долга служения
Отечеству, народу, готовность выступить на защиту интересов России.
Патриотическое
воспитание
в
процессе
занятий
физкультурной
и
спортивной
направленности - это целенаправленная деятельность по формированию физически и
духовно развитой личности, чувства верности и любви к своему Отечеству, народу,
высокого уровня гражданственности, готовности к выполнению конституционного долга.
В связи с этим необходима целенаправленная разработка научно- педагогических основ
технологий патриотического воспитания в образовательно- воспитательном пространстве
образовательных
учреждений
разного
типа
посредством
физкультуры
и
спорта,
направленных на приобщения молодежи к постоянным занятиям спортом, формирование
в молодежной среде, решение вопросов духовного, физического, спортивного развития
учащихся школы.
Осуществление воспитания патриотизма предполагает систематическое и творческое
использование разнообразных принципов, средств, форм и методов, проведение
специальных мероприятий, упражнений и тренировок с учетом требований к методике
занятия,
высоких
личных
качеств
самого
преподавателя,
воспитателя
их
профессиональной компетенции. Формы патриотического воспитания разнообразны и
многочисленны, условно эти формы разделяет на три группы.
•
Учебно-воспитательная работа, применяемая в ходе проведения учебных и
тренировочных занятий.
•
Культурно - досуговая и спортивно-массовая работа.
•
Формы, связанные с участием в создании музеев и комнат боевой и спортивной
славы, уходе и сбережении мемориальных памятников,
монументов на местах
знаменательных событий и битв, приведением в порядок воинских захоронений и др.
В физическом воспитании учащихся нужно ответственно подходить к выбору
методов, связанных с необходимым объёмом, глубиной и действенности знаний о
нравственных ценностях в различных сферах воздействия:
•
на интеллектуальную сферу для формирования взглядов, понятий, установок
относится метод убеждения;
•
на мотивационную сферу оказывают влияние стимулирующие методы, в основе
которых лежит формирование осознанных побуждений жизнедеятельности;
•
на волевую сферу, задачи которой заключаются в формировании нравственно-
волевых устремлений в реализации нравственных поступков: мужества, смелости,
принципиальности в отстаивании нравственных идеалов, актуальными остаются методы
внушения, требования, приучения;
•
на предметно-практическую сферу оказывают влияние методы воспитывающих
ситуаций, в процессе которых учащийся ставится перед необходимостью решить какую-
либо проблему. Это может быть проблема нравственного выбора, способа организации
деятельности, выбора социальной роли и др.
В специальной спортивной литературе утверждается, что и виды спортивной
деятельности могут служить своеобразным средством воздействия на формирование
личности человека. Занятия по воспитанию патриотизма учащихся в процессе занятий
физкультурной
и
спортивной
направленности
должны
носить
обучающий
и
воспитательный характер. Воспитательная функция физкультурной и спортивной
деятельности проявляется в том, что она осуществляет воспитательное воздействие на
людей. Воспитывающее обучение заключается в его направленности на улучшение
физического их состояния. Формирование личности проходит в ходе его учебы, в
процессе физкультурной и спортивной деятельности. Большие возможности для этого
имеются на занятиях по физической культуре. В условиях занятий физкультурной и
спортивной
направленности
воспитательная
работа
должна
строиться
по
закономерностям развития коллектива на основе деятельности органов самоуправления
под руководством учителя физкультуры, тренера, классного руководителя, методиста с
проведением комплекса воспитательных мероприятий.
Особую значимость как средства воспитания патриотизма учащихся в процессе
занятий физкультурной и
спортивной
направленности имеют,
когда
проводятся
командные соревнования, первенства учебного заведения и др.
Патриотическое воспитание осуществляется также в ходе проведения бесед,
исторических лекториев и чтений, вечеров встреч с ветеранами спорта и героями боевых
действий, «Смотра строя и песни, игры «Зарница», литературных вечеров и конференций,
просмотром и обсуждением кинофильмов, телепередач по военно-патриотической
тематике, экскурсий по местам
боевой и трудовой славы.
Таким образом, процесс занятий физкультурной и спортивной направленности
обладают
воспитательным
потенциалом,
являются
механизмом,
способствующим
формированию патриотизма и мировоззренческих взглядов личности.