Напоминание

«НАПРАВЛЕНИЯ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ И СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»


Автор: Власова Марина Павловна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 472
Населённый пункт: город Екатеринбург Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: «НАПРАВЛЕНИЯ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ И СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«НАПРАВЛЕНИЯ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА В ПРОЦЕССЕ

ЗАНЯТИЙ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ И СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

Власова М.П., инструктор

по физической культуре

МБАДОУ детский сад № 472

В эпоху социальных, экономических, политических перемен, происходящих в

России за последние два десятилетия проблема воспитания патриотизма учащейся

молодежи не утратила своей значимости, а только ещё более обострилась Важнейшим

источником жизнедеятельности государства, армии, личности, в том числе и учащейся

молодежи, является патриотизм. Патриотизм - это преданность Отечеству, чувство

любви и гордости к своему народу, волнение, переживание за его успехи и горечи за

победы и поражения стремление служить его интересам и готовность, вплоть до

самопожертвования при защите Отечества. Любовь к Отечеству включает в себя

чувственное состояние человека, его убеждения, взгляды, которые формируются

принятыми моральными нормами социума.

Патриотизм должен являться характерной чертой менталитета российского народа,

духовной основой развития российской государственности, имеет большое значение в

социальном, нравственном и физическом развитии личности человека, и является одним

из

важнейших

составляющих

общенациональной

идеи

Российского

государства.

Патриотизм на уровне общественного сознания проявляется в национальной и

государственной идее единства, неповторимости своего народа, традиций, морали,

истории, культуры и любви к Родине. Выступает в качестве важного внутреннего

мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности,

готовности её к самоотверженному служению своему Отечеству. При этом острота

проблемы заключается в том, что физическое и духовное состояние молодёжи, имеет

нисходящую тенденцию и продолжает ухудшаться. В настоящее время над многими

духовными ценностями общества нависла реальная угроза их утраты. Отчасти это

объясняется

тем,

что,

с

одной

стороны,

продолжает

снижаться

уровень

ин-

теллектуального и культурного развития россиян, а с другой расширился круг

нежелательных и опасных воздействий на их духовный мир. Социальное и политическое

становление учащихся в условиях преобразования российского общества в России тесно

связано с патриотическим воспитанием. Трудно переоценить его роль в истории России, в

утверждении национальной гордости и достоинства, защите Отечества, обеспечении

национальной безопасности.

Поэтому одно из центральных мест в системе воспитания учащейся молодежи

занимает государственно-патриотическое воспитание. Государственный патриотизм - это

высокое чувство любви граждан страны к своей стране, а также глубокое осознание ими

своего гражданского, профессионального и воинского долга перед своим государством.

Основными характеристиками государственного патриотизма являются: постоянное

ощущение связи с Родиной, с жизнью и деятельностью людей, живущих в родной стране,

любовь к своему Отечеству, выраженная в конкретных делах.

В рамках государственного патриотизма следует выделить направление спортивно-

патриотического воспитания. Целью,

которого является развитие у подрастающего

поколения гражданственности и патриотизма как важнейших духовных, социально

значимых ценностей личности и готовности к их активному проявлению в различных

сферах жизни общества.

Особого внимания заслуживает вопрос о сочетании стратегии и тактики в его развитии,

создании современных динамических методов воспитательной работы с учетом целей и

задач образовательных учреждений различных типов и видов. При этом основным

руководящим

документом

является

Государственная

программа

«Патриотическое

воспитание граждан Российской Федерации», которая определяет роль патриотического

воспитания во всей системе воспитательной работы в стране.

Следует отметить, что годы обучения в дошкольных учреждениях и школе - это

время, гражданского, нравственного и профессионального становления человека. Данное

положение

обусловливает

необходимость

разработки

новых

образовательных

технологий, интегрирующих обучение и воспитание патриотизма учащихся. При этом

физическая культура и спорт выступает средством не только формирования физического

совершенства, но и духовного богатства личности. В силу своей специфики спорт и

физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, поэтому их

можно рассматривать в качестве одного из мощнейших механизмов формирования таких

мировоззренческих

оснований

личности,

как

гражданственность

и

патриотизм.

Спортивную и физкультурную деятельность следует рассматривать как сложное

социально-биологическое явление, не сводимое только к физкультурной деятельности. В

настоящее время ставится вопрос о воспитании средствами спорта, в ходе которого

формируется личность занимающегося. Сущность процесса воспитания физической

культуры личности в условиях социума учащихся требует новых положений, подходов и

разработки педагогической технологии её реализации.

Физическая активность лишь тогда превращается в центральный компонент

физической культуры, когда она становится окультуренной двигательной деятельностью,

целесообразно направленной на оптимизацию физического состояния и развитие

человека в единстве с его духовным развитием.

С учетом содержания Государственной программы «Патриотическое воспитание

граждан Российской Федерации» при патриотическом воспитании воздействия на

учащихся в процессе занятий физкультурной и спортивной направленности должны быть

направлены:

на общечеловеческие ценности (любовь к Родине, к своему народу, общественная и

государственная безопасность, социальная справедливость);

на национально-государственные ценности с опорой на национальные, традиции,

сложившиеся на протяжении веков, способствующих объединению России, обеспечению

безопасности народа и государства;

на историческую роль развития знания прошлого своей страны, народа;

на воспитание выполнения гражданских, профессиональных обязанностей, в

содержание которых входит патриотическое воспитание;

на использование личностных ценностей, патриотического долга служения

Отечеству, народу, готовность выступить на защиту интересов России.

Патриотическое

воспитание

в

процессе

занятий

физкультурной

и

спортивной

направленности - это целенаправленная деятельность по формированию физически и

духовно развитой личности, чувства верности и любви к своему Отечеству, народу,

высокого уровня гражданственности, готовности к выполнению конституционного долга.

В связи с этим необходима целенаправленная разработка научно- педагогических основ

технологий патриотического воспитания в образовательно- воспитательном пространстве

образовательных

учреждений

разного

типа

посредством

физкультуры

и

спорта,

направленных на приобщения молодежи к постоянным занятиям спортом, формирование

в молодежной среде, решение вопросов духовного, физического, спортивного развития

учащихся школы.

Осуществление воспитания патриотизма предполагает систематическое и творческое

использование разнообразных принципов, средств, форм и методов, проведение

специальных мероприятий, упражнений и тренировок с учетом требований к методике

занятия,

высоких

личных

качеств

самого

преподавателя,

воспитателя

их

профессиональной компетенции. Формы патриотического воспитания разнообразны и

многочисленны, условно эти формы разделяет на три группы.

Учебно-воспитательная работа, применяемая в ходе проведения учебных и

тренировочных занятий.

Культурно - досуговая и спортивно-массовая работа.

Формы, связанные с участием в создании музеев и комнат боевой и спортивной

славы, уходе и сбережении мемориальных памятников,

монументов на местах

знаменательных событий и битв, приведением в порядок воинских захоронений и др.

В физическом воспитании учащихся нужно ответственно подходить к выбору

методов, связанных с необходимым объёмом, глубиной и действенности знаний о

нравственных ценностях в различных сферах воздействия:

на интеллектуальную сферу для формирования взглядов, понятий, установок

относится метод убеждения;

на мотивационную сферу оказывают влияние стимулирующие методы, в основе

которых лежит формирование осознанных побуждений жизнедеятельности;

на волевую сферу, задачи которой заключаются в формировании нравственно-

волевых устремлений в реализации нравственных поступков: мужества, смелости,

принципиальности в отстаивании нравственных идеалов, актуальными остаются методы

внушения, требования, приучения;

на предметно-практическую сферу оказывают влияние методы воспитывающих

ситуаций, в процессе которых учащийся ставится перед необходимостью решить какую-

либо проблему. Это может быть проблема нравственного выбора, способа организации

деятельности, выбора социальной роли и др.

В специальной спортивной литературе утверждается, что и виды спортивной

деятельности могут служить своеобразным средством воздействия на формирование

личности человека. Занятия по воспитанию патриотизма учащихся в процессе занятий

физкультурной

и

спортивной

направленности

должны

носить

обучающий

и

воспитательный характер. Воспитательная функция физкультурной и спортивной

деятельности проявляется в том, что она осуществляет воспитательное воздействие на

людей. Воспитывающее обучение заключается в его направленности на улучшение

физического их состояния. Формирование личности проходит в ходе его учебы, в

процессе физкультурной и спортивной деятельности. Большие возможности для этого

имеются на занятиях по физической культуре. В условиях занятий физкультурной и

спортивной

направленности

воспитательная

работа

должна

строиться

по

закономерностям развития коллектива на основе деятельности органов самоуправления

под руководством учителя физкультуры, тренера, классного руководителя, методиста с

проведением комплекса воспитательных мероприятий.

Особую значимость как средства воспитания патриотизма учащихся в процессе

занятий физкультурной и

спортивной

направленности имеют,

когда

проводятся

командные соревнования, первенства учебного заведения и др.

Патриотическое воспитание осуществляется также в ходе проведения бесед,

исторических лекториев и чтений, вечеров встреч с ветеранами спорта и героями боевых

действий, «Смотра строя и песни, игры «Зарница», литературных вечеров и конференций,

просмотром и обсуждением кинофильмов, телепередач по военно-патриотической

тематике, экскурсий по местам

боевой и трудовой славы.

Таким образом, процесс занятий физкультурной и спортивной направленности

обладают

воспитательным

потенциалом,

являются

механизмом,

способствующим

формированию патриотизма и мировоззренческих взглядов личности.



В раздел образования