Напоминание

"Способы автоматизации и активизации лексики"


Автор: Карамова Галина Юрьевна
Должность: учитель иностранных языков
Учебное заведение: МБОУ СОШ №22
Населённый пункт: г.Октябрьский Р. Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Способы автоматизации и активизации лексики"
Раздел: среднее образование





Назад




Способы автоматизации и активизации лексики

Перейдём к вопросам усвоения слова. Автоматизация происходит на

основе условно-речевых упражнений. Учителю важно понять их сущность,

специфику, именно поэтому в них, прежде всего, используются установки,

носящие коммуникативный характер. В этом случае учащиеся должны

выполнять не просто учебную задачу, а речевую.

Признаки условно – речевых упражнений:

1) ситуативность;

2) направленность обучающего на цель содержание высказывания, а не на

форму;

3) организованность по характеру как процесс общения, а по сути

обучающие.

Условно-речевые упражнения называются так, потому что они по характеру

речевые. И не отрывают автоматизацию от говорения, однако они условны,

потому что автоматизируемый материал периодически повторяется в каждой

реплике, чего в обычном общении не бывает.

Условно-речевые упражнения подразделяются на:

1) имитативные, то есть ученик имитирует свою реплику по реплике

учителя, например, усваивается модальный глагол «хотеть».

Установка: «Если у вас есть желание делать то же, что делаю я, скажите об

этом».

Учитель: Я хочу изучить много языков.

Ученик: Я тоже хочу изучить много языков.

Учитель: Это хорошо.

2) подстановочные, требующие от ученика подстановки в модель

(см.Прил.1,с 107)усваиваемого речевого образца какую-либо другую единицу,

например:

Установка: «Если вы хотите делать что-то другое, скажите об этом».

Учитель: Я хочу завтра пойти в музей.

Ученик: А я хочу поехать в лес.

3) трансформационные, предполагающие трансформацию воспринятой

формы, например:

Установка: ”Спросите вашего друга, хочет ли он делать то же, что делаю я”.

Учитель: Ты хочешь провести воскресенье в лесу?

Ученик: Нет, не хочу.

4) репродуктивные, предполагающие воспроизведение усвоенной формы,

например:

Установка: «Поделись с нами тем, что бы ты хотел сделать на каникулах»

1-й ученик: Я хочу поехать к морю.

2-й ученик: Я хочу побольше прочесть.

Трансформационные и репродуктивные виды условно-речевых

упражнений должны преобладать над имитативными и подставочными:

1) Имеются в виду, во-первых, слова, которые предполагается усваивать для

говорения, и, во-вторых, слова, которые предполагается усваивать для

чтения. Такую проблему различения и сбора слов приходится решать,

главным образом, учителю младших классов.

2) Кроме упомянутого выше рассказа с элементами беседы можно

использовать либо чистый рассказ, либо чистую беседу, а также отдельные

микро-высказывания.

Часто

встречаются

слова,

которые

нужны

только

для

понимания

текстов, а в говорении можно без них обойтись. Следовательно, не нужно

включать

такие

слова

в

устные

упражнения.

Еще

одним

из

главных

вопросов, которые обычно беспокоят преподавателей, является вопрос об

организации

повторения.

Повторение

лексики

можно

обеспечивать

в

процессе выполнения упражнений.

Упражнения подразделяются на две

группы: первую составляют упражнения, обеспечивающие, прежде всего,

запоминание слов и поддерживающие их «мобилизационную готовность» к

использованию; вторую – упражнения, подкрепляющие и совершенствующие

умения и навыки пользования словами. К первой группе следует отнести

всевозможные упражнения в группировке слов. Словосочетания помогают

запоминанию слов, и в то же время они готовят эти слова к использованию.

Вторую

группу

составляют

все

речеподготовительные

и

речевые

упражнения,

поскольку

они

поддерживают

и

совершенствуют

умение

пользоваться словом в целях порождения или распознания высказывания.

Повторение

лексики

должно

являться

не

процессом

упражнения

в

памяти

учащегося

самих

слов,

а

поддержанием

и

укреплением

сформированных

ранее

умений

использовать

слова

для

порождения

и

распознания высказывания.

Для успешного формирования лексических навыков у учащихся, важно

знать основные положения, определяющие стратегию и тактику обучения

иностранному языку.

Иностранный язык усваивается как средство общения. Дети изучают

его в процессе заинтересованного общения и взаимодействия друг с другом.

Все речевые действия направлены на решения коммуникативных задач и

реализацию

определенных

целей

и

мотивов

общения.

Школьники

четко

представляют себе цель своего речевого действия и то, ради чего они его

выполняют.

Также известно, что наглядные пособия значительно облегчают учебный

процесс. В преподавании иностранных языков они также находят самое

широкое применение. К наглядным пособиям относятся: схемы, картинки,

видеозаписи ,а сейчас больше на практике применяются интеррактивные

доски,или экраны для презентаций, составление интеллектуальных карт, или

по другому можно назвать Картой Мысли, шкалы, диаграммы. Об этом мы

будем упоминать в исследовательской работе чуть позже .

Рассмотрим по отдельности использования наглядных пособий и их

влияния в процессе семантизации и активизации лексики.

Схема применяется чаще всего при изучении грамматического материала.

При работе над лексическим материалом они привлекаются значительно

реже. Однако схемы могут помочь как в организации языкового материала в

процессе

знакомство

с

ним,

так

и

при

закреплении,

повторении

и

систематизации изученного. При обучении иностранному языку большое

внимание

уделяется

активному

использованию

изученного

лексического

материала в речи учащихся. Схема поможет им в ходе беседы, обсуждения

или

сообщения,

правильно

выразить

мысль

по

содержанию

(послужит

словесной опорой), оформить ее логически.

Схема используется для активизации лексики в процессе ее первичного

закрепления при изучении темы. По предложенной схеме дети употребляют

новые

слова

и

речевые

образцы,

включающие

эти

слова,

в

различных

сочетаниях.

Схемы

применяются

и

как

опоры

при

систематизации

лексического материала по темам.

Мозг настроен на создание последовательных моделей и схем, поэтому если

последовательность

абзацев

примеру)

пронумерована

от

одного

до

определённого числа, но например 3 отсутствует, ученик задумывается и

будет искать и восстанавливать пропущенное.

В запоминании фактов, цифр и другой важной информации, которую нужно

быстро воспроизвести, помогает мнемоника.

Мнемоническим может быть слово, рисунок, система или другое средство,

которое

помогает

вспомнить

фразу,

название

или

последовательность

событий.

Слово

«мнемоника»

греческого

происхождения.

Оно

означает

«помнящий». В практической работе мы рассмотрим немного подробнее.

Работа по теме начинается с выделения микротем и составления схем. Затем

с целью развития речевых навыков учащихся и усвоения ими лексического

материала проводится беседа. При рассказе учащиеся опираются на схемы.

Если

они

затрудняются

в

чем-либо,

учитель

задает

наводящие

вопросы.

Учащиеся с помощью схем развивают умение употреблять знакомую лексику

в различных комбинациях, наглядно представляют себе объем по изученной

теме.

При составлении схем следует руководствоваться тем, с какой целью они

будут

применены

и

на

каком

этапе

работы.В

них

включается

наиболее

A girl

A

употребляемые слова, удачно сочетающиеся с основным словом.

В схеме

должен

соблюдаться

принцип

последовательности

и

систематичности

в

р а с п о л о ж е н и и

е е

з в е н ь е в .

Часто применяют на практике шкалу. [62,с.55]

Нарисуйте и напишите три слова. Раздайте ученикам карточки со словами из

определённого списка: a cat, a dog,a girl.

Попросите каждого ученика найти данное слово в словаре и определить его

место на шкале. В ходе обсуждения в группах необходимо выработать

единый вариант. Правильный вариант записывается в тетради и отражается

на доске.

Табл.

Знание сходных или противоположных понятий, выражающих степень,

позволяет легко ввести другие понятия. Например, если ученики знают слова

“hot” и “cold”, используя школьный термометр легко ввести слова “warm”,

“cool” и позднее “freezing”, “boiling”. Сначала учеников можно попросить

нанести знакомые прилагательные на шкалу, а затем добавить новые. Данная

работа может проводиться как индивидуально, так и в группах. Учитель

может сам объяснить значения слов или попросить учащихся найти значения

в словаре [24, с.15]

Freezing cold chilly warm hot boiling

Подобная работа возможна и с наречиями, обозначающими частоту [25,c.24]:

never

hardly ever

I occasionally go to the cinema on Sundays.

sometimes

often

always

Можно предложить ученикам исправить перепутанный вариант и расставить

слова в нужном порядке. Однако на начальном этапе выполнение данного

упражнения

может

вызвать

затруднение

в

связи

с

недостатком

словарного запаса.

При составлении

диаграмм [56,с.94] необходимы словари. Ученики

выполняют задание по парами или в небольших группах. Сначала диаграмма

заполняется в тетради, затем на доске. На доске записывается правильный

вариант

выработанный

совместно.

Учитель

исправляет

фонетические

ошибки и подчеркивает в каком контексте могут использоваться данные

слова. Учеников можно попросить описать животных, не называя их (An

animal is big,

kind,pretty.). Группа должна угадать животного. Можно также

использовать рисунки известных мультипликационных героев.



В раздел образования