Автор: Османова Эльмира Рефатовна
Должность: преподаватель физики
Учебное заведение: ГБПОУ РК "Евпаторийский техникум строительных технологий и сферы обслуживания"
Населённый пункт: г. Евпатория Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: Роль общеобразовательной подготовки по предмету «Физика» в становлении личности обучающихся профессионального учебного заведения
Раздел: среднее профессиональное
Османова Эльмира Рефатовна
преподаватель
ГБПОУ РК «Евпаторийский техникум
строительных технологий и сферы
обслуживания»
г. Евпатория
Тема: Роль общеобразовательной подготовки по предмету «Физика» в становлении
личности обучающихся профессионального учебного заведения.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта передо мной стоит проблема воспитание компетентной личности студента - это
формирование опыта решения различных проблем (метапредметных, предметных
профессиональных, личностных, мировоззренческих), т.к. изменился социум и его
требования: умножился объем информации, изменилась функция личности в обществе.
Процесс обучения проходит в постоянном общении студента с преподавателем, что
оказывает большое влияние на формирование познавательной деятельности, что дает
возможность для самореализации студента в дальнейшей профессиональной
деятельности. Вооружает студента системой научных знаний, умений, навыков с целью их
самостоятельного использования на практике. Формирует многофункциональность
компетенций и всестороннее развитие личности студента.
Для развития компетенций студентов на уроках физики использую различные
инновационные технологии:
ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности. ОК 9. Использовать информационные
технологии в профессиональной деятельности.
Использование компьютера для поиска необходимой информации при:
создание проектов,
отчетов, нахождение дополнительной информации по заданной теме,
написание рефератов, докладов,
разработка презентаций,
составление кроссвордов,
разработка опорных конспектов.
создание проектов, исследовательских работ
самостоятельное изучение параграфа учебника и составление краткого конспекта.
создание электронных презентаций
ежегодное проведение предметной олимпиады, которая включает в себя
нестандартные задания.
участие в интернет-олимпиадах
ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие
Использование на занятиях по физике качественных и расчетных задач с
производственным содержанием
Сообщение фактов, приведение примеров из технологии для иллюстрации
изучаемых физических явлений;
Рассмотрение физических принципов работы оборудования
Описание известных явлений в окружающем мире и профессиональной
деятельности
Примеры задач с производственным содержанием (для профессии СТС)
Дуговая сварка происходит при напряжении на электродах 50 В и силе тока 200 А.
Какое количество теплоты выделится за 10 мин. сварки?
На каком физическом законе основана контактная сварка?
Высокое напряжение необходимо только при «зажигании» электрической дуги, ток
в дуге придерживается при низком напряжении. Откуда берутся свободные
электроны при горении дуги?
Сварочный аппарат присоединен к источнику тока медными проводами длиной
20м и сечением 25 мм
2
, по которым идет ток силой 12А. Определить напряжение в
сети.
Определить мощность сварочного трансформатора, если напряжение в сети 380В, а
сила тока 50А.Какой ток удобнее применить для сварки: переменный пли
постоянный? Почему? Что такое сварка с обратной полярностью? Когда ее
применяют?
Почему сердечники трансформаторов набирают из отдельных листов или лент,
изолированных лаком, окалиной или химическим способом. Почему толщину
листов или лент подбирают в зависимости от частоты потребляемого тока?
ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
Групповые формы работы при:
изучении нового материала
решении задач
работе с тестами
самостоятельной работе с учебником
Конференции
“ Тепловые двигатели и вопросы экологии”
“ Развитие средств связи”,
“ Атомная энергетика. Проблемы и перспективы”
Ролевая игры: “Электроэнергетика”.
Открытые внеклассные мероприятия. (Аукцион знаний).
ОК 5 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с
учетом особенностей социального и культурного контекста.
индивидуальные ответы у доски;
индивидуальная работа с раздаточным материалом;
физические диктанты;
самостоятельные работы;
лабораторные работы;
зачеты;
тестовые работы;
контрольные работы
Самопроверка (взаимопроверка)
ОК 7 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях.
Акцентировать внимание студентов на экологии и охране окружающей среды.
Тема урока
Сохранение окружающей среды, экология
Свободное падение тел. Ускорение
свободного падения.
Космические исследования, касающиеся вопросов
экологии
Искусственные спутники Земли.
Использование ИСЗ для изучения явления
производственной деятельности на природу.
Возможности ИСЗ в изучении природных ресурсов
и продуктов деятельности человека в Евпатории.
Реактивное движение.
Механическая энергия.
Физические процессы, сопровождающие работу,
реактивного двигателя и загрязняющие
окружающую среду.(выброс газов, нагревание,
шум и пр.). Космические аппараты как средство
контроля за состоянием атмосферы. Обнаружение
загрязнений с помощью космической техники и
технологии. Охрана космоса. Обеспечение
устойчивости динамики природных явлений
(строительство каналов, плотин, дамб, защита от
наводнений). Приливные волны, их роль в
энергетике
Основные положения
молекулярно-кинетической теории.
Распространение различных веществ в атмосфере
путём диффузии. Зависимость степени загрязнения
воздуха от высоты.
Газовые законы.
Состав атмосферы. Воздействие производственной
деятельности людей. «Дыхание» почвы и его связь
с загрязнением атмосферы.
Парообразование и конденсация.
Насыщенный и ненасыщенный пар.
Токсичность некоторых газов и их «устойчивость»
в атмосфере.( В связи со сжиганием человеком все
большего количества ископаемого топлива: нефти,
газа, угля и др.
Влажность воздуха.
Значение влажности воздуха и её влияние на
биологические системы. Влияние загрязнения
атмосферы на конденсацию пара в ней.
Свойства жидкости. Поверхностное
натяжение жидкости.
Физические основы засоления почвы и
перспективные способы борьбы с ним. Загрязнение
поверхности водоёмов в Евпатории.
Строение и свойство твердых тел.
Засорение
окружающей
среды
отработанными
материалами с заданными свойствами
Внутренняя энергия тел.
Диапазон температур в природе, влияние
температуры на биосферу.
Тепловые машины.
Состав и токсичность выхлопных газов,
зависимость их количества от мощности двигателя.
Тепловой баланс Земли.
Электрическое поле
Атмосферное электричество, электрическое поле
электроприборов, его проявление и влияние на
человека.
Электрический ток в различных
средах
Принцип действия электрофильтровальных
очистных сооружений. Метод определения
засолённости почвы и грунтовых вод по их
электропроводности.
Экологические аспекты электролитического
производства.
Электропроводимость
полупроводников.
Полупроводниковые приборы как экологические
преобразователи энергии.
Магнитные свойства веществ.
Магнитная очистка воды от примесей.
Передача и использование энергии
и электрического тока.
Загрязнение атмосферы ТЭС. Меры защиты
окружающей среды от теплового и химического
загрязнения.
Электромагнитные волны в
природе и технике
Биологическое воздействие электромагнитных
волн сверхвысокой частоты и защита от них.
Отражение света
Различие отражательной способности разных
поверхностей с экологической точки зрения.
Виды спектров.
Влияние загрязнения атмосферы на изменение
спектрального состава солнечного света у
поверхности Земли. Парниковый эффект.
Применение спектрального анализа для контроля
за состоянием окружающей среды.
Радиоактивность
Загрязнение биосферы продуктами ядерных
взрывов. Производство атомной энергии.
Методы наблюдения и регистрации
ионизирующих излучений.
Защита организмов от радиоактивного излучения.
Состав ядра атома
Естественные радиоактивные элементы.
Круговорот радиоактивных элементов в природе и
влияние его на живые системы.
Ядерный реактор. Атомные
электростанции.
Проблемы захоронения радиоактивных отходов
АЭС. Техника безопасности на ядерных
установках.
Элементарные частицы.
Существование долгоживущих радиоактивных
изотопов.