Автор: Безматерных Татьяна Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР детский сад№210
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: статья
Тема: Специфика реализации событийного подхода в инклюзивной группе детского сада.
Раздел: дошкольное образование
Специфика реализации событийного подхода в инклюзивной группе
детского сада.
Воспитатель Безматерных Т.А.
На примере события «Путешествие по сказкам»
Сущность образовательного события заключается в том, что организуются
специальные
условия
для
детского
действия;
полученный
опыт,
осмысленный, осознанный, превращается в средство для достижения новой,
уже более высокой цели.
Мы реализуем событийность второй год. При этом любой из участников
образовательного события – это действительно участник, а не зритель.
Реализация требует постоянного творческого подхода от каждого –
включаются педагоги, родители, дети. У детей раскрываются способности,
активируется стремление к самостоятельности и желание участвовать в
коллективной деятельности.
Мы задумали событие и готовились к нему два месяца. Составили план и
каждый день осуществляли подготовку.
В том году мы брали для реализации - три сказки «Снегурочка», «Снежная
королева», «12 месяцев». В группе на тот момент было больше детей
старшего возраста.
Мы смотрели диафильмы и мультфильмы. Рисовали сами диафильмы на
обоях. Создавали атрибуты, подбирали костюмы и разыгрывали сценки из
сказок. Раскрашивали раскраски. Делали книжки малышки. Родители со
своей стороны читали сказки и просматривали мультфильмы с детьми дома.
В этом году контингент детей инклюзивной группы более сложный, с ярко
выраженными особенностями развития. Дети по возрасту чуть младше.
По этому, мы выбрали две сказки: «По – щучьему велению» и «Зимняя
сказка» Сергея Козлова.
В начале подготовительного периода мы с детьми читали произведения,
беседовали по содержанию.
На занятиях по развитию речи мы смотрели мультфильмы
В рамках деятельных проб детям были предложены
- игры в фанты с проигрыванием отрезков роли, подвижные игры с
атрибутами сказки (ведрами, коромыслом), народные игры.
- в рамках времени Т – дети раскрашивали раскраски, изготавливали книжки
– малышки, делали декорации и атрибуты
2. по опыту работы мы поняли, что реализация образовательного события в
инклюзивной группе, требует учета особенностей детей.
Вытекающие сложности
- понимание сюжета сказки с детьми с ОВЗ. Одни дети понимают и
воспринимают сказку с одного прочтения.
Другим необходимо прочитать несколько раз, рассмотреть иллюстрации, а
некоторым деткам для понимания необходимо просмотреть мультфильм.
Дети воспринимают информацию замедленно, а для полного восприятия
нуждаются в
наглядно – практической опоре и предельно развернутой
инструкции.
- яркие эмоциональные реакции на отказ или неудачу: возникает чувство
неуверенности, страх перед неудачей. (Время Т - может не получиться, не
могу сделать, получаем негативные реакции).
- ярко выраженная избирательность интересов и предпочтений детей
(например –дети с ОВЗ предпочитают время Т – продуктивная деятельность
и негативно относятся к пробе, не проявляют интереса, другие наоборот).
3.в связи с выделенными особенностями,
мы внесли коррективы
в
организацию работы
- сложность заданий
- деление детей на подгруппы, в соответствии с интересами
- учет способа выполнения заданий детьми.
1.
–касаемо
сложности
заданий
нам
приходиться
подбирать
демонстративный материал (книги, иллюстрации, мультфильмы ) разного
качества и формата (например как, полный, так и усеченный вариант сказки;
упрощенные и насыщенные деталями иллюстрации)
2.
в вопросах деления детей на подгруппы необходимо учитывать
предпочтения детей с ОВЗ. Организация помощи детям с ОВЗ от тех детей,
кто успешен в данной деятельности. Поощрение детей к проявлению
наставничества.
3. так же требуется предоставление детям большого выбора материалов во
времени Т. (в работе с обычными детьми и так предполагается выбор, но
здесь нужно продумывать еще больше вариантов: разная фактура и цвет
бумаги,
разные
варианты карандашей
–
шестигранные,
трехгранные,
толстые, тонкие, восковые, разные по мягкости, разный размер бумаги.
Разные краски – коробки, гуашь, акварель )
Сам
формат
реализации
событийного
подхода
требует
тесного
сотрудничества с родителями. В нашем случае этот тандем должен работать
постоянно. Родители поддерживали нас на всех этапах. Начиная от подбора
наглядного адаптированного материала (приносили книги, смотрели дома
мультфильмы, слушали ауди сказки, рисовали иллюстрации) до самого
события. Все родители участвовали в мини – событиях в качестве ведущих
мастер – классов, участников соревнований и игр.
Таким образом, можно отметить, что технология организации событийности
по – Пермски является актуальной для инклюзивных групп.