Автор: Татаринцева Наталья Геннадьевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ13 «Золотой ключик»
Населённый пункт: г.Мыски, Кемеровской обл.
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Использование музыкальных русских народных игр на занятии и в повседневной жизни дошкольников
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ№13
Народная игра в музыкальном воспитании
Методическая рекомендация
Составитель:
Татаринцева Н.Г.-музыкальный руководитель
Мыски 2022г
Актуальность
В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных
традиций, формирование самосознания человека. Детский сад, решая задачи
разностороннего развития детей средствами русской народной культуры, отдает
предпочтение народным играм. В старшем дошкольном возрасте отношение ребенка к
миру становится осознанным и активным.
Народные игры оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли,
развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный
духовный настрой, интерес к народному творчеству. Народные игры включают в единое
действие и детей, и взрослых, они классически лаконичны, выразительны. В силу этого
они доступны детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого
удовольствие и эмоциональный заряд. Через игру воспитывается чувство ответственности
перед коллективом, умение действовать в команде.
Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в
целом и истории его развития.
Народная игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид
деятельности, которая является еще и средством обучения и воспитания. Издревле в них
отражались образы людей, быт, труд и национальные устои, представления людей о чести,
смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и
красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость,
волю и стремление к победе.
К. Д. Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным,
благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, образны, выразительны и
эмоциональны, а народные игры с пением еще и музыкальны. Народные мелодии хороши
своей простотой, доступной формой, напевностью, легко запоминающимся мотивом.
Четкой классификации народных игр нет. Условно можно разделить на виды:
ПОДВИЖНЫЕ (СПОРТИВНЫЕ)
«ГОРЕЛКИ», «ЛОВИШКИ», «ПРЯТКИ», «ЗВОНАРИ», «БУБЕН»
ОБРЯДОВЫЕ (КАЛЕНДАРНЫЕ)
«КУКУШЕЧКА», «РУЧЕЕК», «ГОРИ, ГОРИ ЯСНО», «СОЛНЫШКО»,
«КОСТРОМА»
ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРИРОДЕ (ПРИРОДНЫЕ)
«СОРОКА», «У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ», «ЗАИНЬКА», «ПАУЧОК», «ВОРОН»,
«ОЛЕНЬ»
ТРУДОВЫЕ (БЫТОВЫЕ)
«ГОРШОК», «КАРАВАЙ», «Я ВЕСЕЛАЯ ТКАЧИХА», «КЛУБОЧЕК»,
«МЕЛЬНИЦА»
ИГРЫ С ВОДЯЩИМ
«ЗВОНАРИ», «ОТГАДАЙ, ЧЕЙ ГОЛОСОК», «МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ», «СИЖУ НА
КАМУШКЕ»
ИГРЫ – ЗАБАВЫ
«СОРОКА – СОРОКА», «ЛАДУШКИ», «ИДЕТ КОЗА РОГАТАЯ»
(С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ДЕЙСТВИЙ)
«ЗАИНЬКА – ВЫХОДИ», «ВОЛК – ВОЛЧОК», «БАБКА –ЁЖКА», «ДРЁМА»
Народные игры можно условно, разделить на три типа:
НЕКРУГОВЫЕ (СТЕНКА НА СТЕНКУ)
«БОЯРЕ», «У ЦАРЯ», «ПЛЕТЕНЬ»
ХОРОВОДНЫЕ (КРУГОВЫЕ)
«ЗАИНЬКА», «КАРАВАЙ», «ПИРОГ», «ПАУЧОК»
ХОРОВОДЫ – ШЕСТВИЯ ИЛИ ВЫПОЛНЕНИЕ РАЗНОГО ВИДА ДВИЖЕНИЯ
«ХМЕЛЬ», «РУЧЕЁК», «ВЕЙСЯ, КАПУСТКА», «УЛИТКА»
В своей работе, я как музыкальный руководитель, активно использую народные игры с
пением.
Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, её
наследию.
Используя народные игры как инструмент развития, ставлю следующие задачи:
1. Внедрение народных игр в работе с детьми младшего и старшего дошкольного
возраста.
2. Организация и проведение народных игр во всех формах работы с детьми: на
музыкальных и интегрированных занятиях, праздничных утренниках, развлечениях, в
повседневной жизни, самостоятельной музыкальной деятельности совместно с
воспитателями и родителями.
3. Развивать координацию движений, мышечный тонус, артистические умения.
4. Формировать устойчивый интерес к народной культуре.
5. Способствовать развитию творческих и организаторских способностей, умело
применять их в самостоятельной деятельности.
В работе использую следующие методы:
СЛОВЕСНЫЙ
- рассказы об игре, ее правилах;
- объяснение значений старинных слов;
- беседы с элементами диалога;
- вопросы – ответы;
- заучивание текста народных игр.
НАГЛЯДНЫЙ
- рассматривание иллюстрация к играм;
- рассматривание предметов старинной утвари, мебели;
- рассматривание костюмов;
- показ презентаций.
ПРАКТИЧЕСКИЙ
- проведение игр;
- изготовление шапочек, ободков, атрибутов к играм;
- проведение праздников и развлечений;
- консультации для родителей;
- консультации для педагогов.
В качестве приёмов для воспитания у детей устойчивого интереса к народным играм
используется:
ЗНАКОМСТВО С ЛУЧШИМИ ОБРАЗЦАМИ НАРОДНОГО ИГРОВОГО
МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА
ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР ДЛЯ РАЗУЧИВАНИЯ ИГР
ПРИМЕР РЕБЕНКА ПРИ СОЗДАНИИ ИГРОВОГО ОБРАЗА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОСТЮМОВ, АТРИБУТОВ
Проведенная работа показала, что народные игры интересны и актуальны и в настоящее
время. Дети с большим удовольствием, а самое главное, с пользой играют в них, т. к.
мелодии песен связывают движения детей одним ритмом, координируют их, поднимают
настроение, развивают физически, доставляют радость. Народная музыка в играх с ее
глубоким содержанием и могучим воздействием на духовный мир человека очень важна
для всестороннего развития ребенка.
Приложение
1МЛАДШАЯ ГРУППА
Ровным кругом.
Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря:
«Ровным кругом
Друг за другом
Мы идем за шагом шаг,
Стой на месте!
Ну-ка вместе
Дружно сделаем вот так!»
С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает
воспитатель, например, повернуться, наклониться, присесть.
Ходит Ваня.
Цель: учить стоять в кругу, подпевать песни, воспитывать доброжелательное отношения
друг к другу.
Ходит Ваня, ходит Ваня,
Ищет Ваня, ищет Ваня,
Для себя дружочка.
Нашел Ваня. Нашел Ваня
Для себя дружочка.
Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель, и дети ходят по кругу и
приговаривают слова. Один ребенок находится в кругу и выбирает себе дружочка на
слова:
Нашел Ваня, нашел Ваня
для себя дружочка.
Стоя в кругу, они танцую, а остальные дети хлопают в ладоши. Затем воспитатель меняет
ведущего, игра продолжается.
Мы по лесу идем.
Возьмитесь за руки и ходите по кругу:
Мы по лесу идем,
Зайца громко позовем:
«Ау-ау-ау!»
Никто не откликается,
Лишь эхо отзывается,
«Ау-ау-ау!»
Вместо зайца, можно подставлять другие слова: «Волка громко позовем», «Мы медведя
позовем», «Мы лису позовем».
Мы топаем ногами.
Цель. Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом.
Мы топаем ногами.
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем.
Мы руки подаем. (Берут друг друга за руки.)
И бегаем кругом,
И бегаем кругом.
По сигналу взрослого «Стой!» малыши должен остановиться. Игру можно повторить с
выполнением бега в другую сторону
2 МЛАДШАЯ ГРУППА
Игра «Сова»
вариант игры «День – ночь»
Сова спит – дети гуляют. Сова летает – дети замирают, кто пошевелился, тот попался
Сове.
Игра «Лепим мы снеговика»
Дети стоят в кругу и передают друг другу три снежных кома разной величины.
Снежный ком, катись, катись, снеговик наш, соберись!
У кого в руках комок - выходите к нам в кружок!
Дети, в руках которых комки, выходят в центр круга и складывают СНЕГОВИКА.
Остальные хлопают. Игра повторяется
Игра «Снежные прятки» Авторская
Атрибутика: большой белый не прозрачный платок 100см – 100см
Вариант игры "Волшебный платок"
Сюжет: дети бегут по залу в рассыпную, изображая снежинки. Останавливаются и
закрывают глаза ладонями.
Музыка замедляется и затихает. Воспитатель набрасывает платок, прячет под ним
ребёнка.
- Разметём дорожки мы, и посмотрим, кто внутри?
Дети угадывают, кто прячется под платком. Игра повторяется.
Игра "Снежки" сл и муз. Е.Еремеевой
Дед Мороз разбрасывает снежки, а дети собирают их сначала в корзину, затем в
коробку, и наконец мешок. Мороз "превращает" мешок со снежками в подарки. Игра
может заменить сюрпризный момент новогоднего праздника для малышей.
Игра "Снежное покрывало" сл. и муз. Е.Еремеевой
Взрослые держат по краям покрывало, дети заходят под него. Звучит песенка. Дети
"превращаются" в котят, в колокольчики, в снежинки.
Игра с зонтиком
Зонтик прыгает на ножке,
А мы хлопаем в ладошки.
Будет зонтик наш кружиться,
А мы хлопать, веселиться.
Будет зонтик приседать.
А мы ножки выставлять.
Мышки и сыр. А.Чугайкиной
Дети стоят в кругу, круг - это сыр, руки сцеплены и подняты воротиками, воротики -
это дырки в сыре. Бегающие через воротики дети держат в руках мышек (мягкие
игрушки). Ключевое слово "закрыть" - воротики закрываются.
Мышки, мышки, вот плутишки,
Настоящие воришки.
Сгрызли наш любимый сыр,
Посмотрите - сколько дыр!
надо мышек изловить,
В сырые дырочки закрыть!
Игра "Охотник и белки"
обручи-деревья, белки сидят на деревьях. "Охотник" без обруча. Все поют песенку:
По лесам охотник бродит,
Нигде белок не находит!
Ну-ка, белки, не зеваейт!
Быстро домик поменяйте!
все «белки» обязательно должны поменять свой домик. А "охотник" занять обруч.
Игра "Снежинки летайте ". Музыка Л.Олиферовой
Дети стоят врассыпную по залу, воспитатель поёт карту, дети осаждают летящие
снежинки. Они легко бегают по залу в разных странах, плавно покачивая руками.
Снежинки летайте, летайте, летайте.
Снежинки летайте, летайте, летайте.
Снежинки летайте, летайте, летайте.
А ну-ка, все в паре скорее вставайте...
(А ну-ка, скорее в кружочек вставайте)
На 2 часть дети приходят себе пару и кружатся. С началом нового куплета - снова
разбегаются по залу.
Игра «Петух и дети»
Дети стоят в кругу, больной в шапочке петуха – в центре.
трух-тух, трух-тух-тух,
Ходит по двору петух.
Сам со шпорами,
Хвост с узорами.
Под окном стоит,
На весь двор кричит.
Кто слышит, тот бежит.
Все резко останавливаются, поворачиваются по кругу и опускают руки. Петух кричит:
«Ку-ка-ре-ку!», кружится на месте, машет крыльями и бежит за детьми, стараясь
кого-нибудь поймать.
Игра "Поезд" Тряпициной
Воспитатель поёт песню. Ребёнок-паровозик стоит в кругу, под пение взрослого
двигается внутри круга топающим шагом. дети, образующие круги, частое движение,
стоя на месте.
Тут и там, тут и там
На перроне шум и гам.
Вот гудок в пути зовёт:
Скоро поезд отойдёт!
С окончанием части паровозик останавливается, берёт на пару, рядом с кем
преследуется, выполняет любые движения вдвоём, остальные дети им хлопают. Далее
паровозик "цепляет" к себе вагончик, и они двигаются по кругу. На следующем отыгрыше
оба прицепляют к себе ещё по одному участнику игры и т.д. Пока не исчезла вся группа.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
«ВЬЮГА И СНЕЖИНКИ»
Сильный ветер вдруг поднялся,
Засвистел, заволновался.
Вьюгу он с собой зовёт,
Чтоб отправиться в полёт.
В центре ведущий – ВЬЮГА. Дети стоят в кругу. 1 часть – танцевальное движение: 2
шага и 3 хлопка («Детская полька» Жилинский). 2 часть начинается с «кружения» на
месте ВЬЮГИ, она показывает руками, куда полетели снежинки. Дети бегут туда. Игра
повторяется, но шаги заменены боковым галопом. Снежинки должны вернуться на
место.
ИГРА С ОРЕХОМ (КТО СКОРЕЙ ЗАЙМЁТ МЕСТО?)
Дети стоят в кругу и передают по кругу орех.
Бойко прыгают с верхушки наши белочки-подружки,
Будем дружно мы играть и орех передавать…(звучит музыка, дети передают
орех )
На паузу Ведущая говорит:
«На сосне, в кладовой будешь грызть орешек свой! 1,2,3 беги!»
На словах «на сосне» ребёнок, у которого в руках орех, вытягивает его вперёд. А дети
стоящие справа и слева, становятся за кругом спиной друг к другу. На слове «беги» -
бегут, обегая круг каждый со своей стороны. Кто скорее возьмёт орех, тот и победил.
ИГРА «КТО СКОРЕЙ ВОЗЬМЁТ ШИШКУ»
Дети берут по шишке и идут по кругу.
С шишкой можно поиграть, в лапы нужно шишку взять.
Не спеша, пойдём по кругу, улыбаемся друг другу.
Шишку положив на землю, продолжай своё движенье –
кладут шишку
Проигрыш быстрый
А сейчас - не зевай, шишку быстро поднимай! - кто не успел взять, выходит из
игры
ИГРА ПРИВИДЕНИЕ
Дети встают в круг, идут по кругу, звучит тихая музыка, дети присаживаются на корточки
и закрывают глаза, ведущий накрывает одного ребенка тканью, на которую пришит рот и
глаза (как у приведения)
Приведенье закружило,
Всех детей заворожило.
С нами, ты, играешь в прятки!
Разгадаем все загадки.
Мы внимательно смотрим –
Знать, кто спрятался, хочу!
звучит сигнал, дети встают, а ребенок-приведение – взмахивает руками, после окончания
звучания
Игра "Найди гриб" (Любая 2-х частная музыка)
Тарелочки с изображением грибов можно разбросать по залу.
На 1 часть музыки дети идут спокойным шагом врассыпную. «Мы по лесу пойдём …
(белый гриб, волнушку, сыроежку, опенок, подосиновик, подберёзовик) найдём». 2 часть
быстрая – найти нужный гриб.
Игра «Солнышко»
(вариант игры «Кто скорее соберётся в кружок»)
Дети делятся на 4 команды. Выбирают ведущего – Солнышко. В его руках 4 разноцветных
обруча. Ведущий под песню раскладывает обручи. Все - в одном хороводе. На 1 часть
идут и поют песню.
Солнышко, солнышко,
Погуляй у речки,
Солнышко, солнышко,
Раскидай колечки!
Мы колечки соберем,
Золоченые возьмем,
Покатаем, поиграем
И тебе назад вернем!
На 2 часть разбегаются врассыпную. С окончанием музыки поднять каждой команде
обруч своего цвета. Кто быстрее, тот и победил.
Дети и грибы. Автор О.А.Чермянина
догонялка
И.П. встают в 2 круга (дети, грибы)
Дети:
Вот грибочки на полянке
Дружно, весело растут.
Это вовсе не поганки,
Мухоморов нет уж тут.
Припев
Это рыжики, маслята,
Вот волнушки, белый гриб,
Подходи скорей, ребята,
Набирай в корзину их.
проигрыш
Грибы:
Подождите, не спешите
Дайте слово нам сказать.
Вы похлопайте в ладоши,
Мы хотим потанцевать!
проигрыш
догоняют....грибы детей...или....дети грибов
Паучок и мушки. Муз Смрновой, сл. Бондаренко
1. Кто повесил гамачок на ветвях осинки?
Это хитрый паучок тянет паутинки.
Плетёт паук, хлопочет,
Да в сеть никто не хочет.
Напрасно он поёт,
напрасно он зовёт…
Паук:
Что-то с самого утра
Отощало брюшко.
Прилетайте, комары,
Прилетайте, мушки.
Прилетайте налегке,
Отдохните в гамаке.
Я вам песенку спою,
Убаю-ка-ю!
2. Все боятся паука,
И на всякий случай,
Слушают издалека
Песенки паучьи.
Плетёт паук, хлопочет,
Да в сеть никто не хочет.
Напрасно он поёт,
напрасно он зовёт…
Игра с валенком
Дети стоят в кругу и поют. Ведущий-ребенок идет за кругом. По окончании песенки он
останавливается, ставит валенок между двух игроков.
- Предлагаю вам игру: с валенком к друзьям иду.
С ветром наперегонки – ты, дружочка, обгони!
Дети говорят хором.
- Эй, приятель, не зевай! Первым валенок хватай!
По окончании фразы игроки бегут в противоположные стороны навстречу друг другу под
любую подвижную музыку по выбору музыкального руководителя. Кто первый возьмет
валенок, тот и становится ведущим.
Игра-повторялка «Домовой» Картушиной
Дети водят хоровод вокруг «Домового».
Дедушка Домовой,
Мы пришли играть с тобой.
Что умеешь делать ты,
Нам скорее покажи.
А мы будем повторять
И отгадывать.
«Домовой» выполняет движения, показывая, как варит кашу, гладит котёнка, чешет
бороду, и т.д. Дети повторяют движения и отгадывают, что делал домовой.
Игра-ловишка «Совушка-Сова» Картушина, Штейн.
Дети встают вокруг «Совы» и вместе с ней выполняют движения под текст.
Совушка-сова,
Большая голова,
На пеньке сидит,
Головой вертит.
Глазками хлоп-хлоп!
Крыльями шлёп-шлёп!
- Совушка-совушка,
Большая головушка,
Где ты живала?
Где ты бывала?
- Живала я, совушка,
Большая головушка,
В темных лесищах,
В глубоких дуплищах.
Мышек, птичек видала,
Ночью всех догоняла.
Качают головой вправо-влево.
Прижимают ладони к щекам.
Полуприсед, руки отводят назад.
В таком положении поворачивают голову вправо-влево.
Выпрямляются, сжимают и разжимают пальцы в кулаки.
2 раза хлопают ладонями по бокам.
Качают головой.
Прижимают ладони к щекам.
Отводят в сторону П.Р. и ставят её на пояс.
Отводят в сторону Л.Р. и ставят её на пояс.
Поёт Сова, дети выполняют «пружинку».
Сова поднимает руки вверх.
Соединяет руки перед собой.
Приставляет к глазам «бинокль».
Топает ногами.
Дети убегают на свои места, а "Сова" старается осалить как можно больше детей.
Хороводная игра «Теремок».
(Русская народная песня, обработка Т.Попатенко)
Для выбора игры «звери» – Мышка, Лягушка, Лисичка, Зайка, Медведь. Они стоят в
ролях. Остальные дети, взявшись за руки, в кругу (теремок).
Дети идут по кругу и поют:
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Вот полю, полю, Мышка бежит
(Мышка бежит за кругом)
У дверей остановилась и стучит:
(Дети останавливаются)
Мышка:
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто живет в высоких широтах?
(Мышка стучит, поет, вбегает в круг).
Игра продолжается. Дети идут по кругу, поют:
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Вот полю, Лягушка бежит,
(Лягушка прыгает за кругом)
У дверей остановилась и стучит:
(Дети останавливаются)
Лягушка:
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто живет в высоких широтах?
(Лягушка стучит и поет)
Мышка: Я Мышка-норушка, а ты кто?
Лягушка: Я Лягушка-квакушка!
Мышка: Иди ко мне жить!
(Таким же образом включаются в круг Лисичка и Зайка. Когда к теремку подходит
Медведь и говорит: «Я – Мишка, всех «ловишка» – все звери разбегаются, а Медведь их
ловит)
Игра "Шатёр". Муз "Как под яблонькой" народная
Вариант игры "Кто быстрее соберётся в кружок".
Участники игры делятся на 3-4 группы. Каждая подгруппа образует круг по углам
площадки. В центре каждого круга ставится стул, на котором вешают платок с
узорами. Дети берутся за руки, идут по кругу вокруг своего стула и поют:
Мы весёлые ребята.
Соберёмся все в кружок,
Поиграем и попляшем,
И помчимся на лужок.
С окончанием пения дети перестраиваются в один общий круг. Взявшись за руки,
подскоками двигаются по кругу. С окончанием музыки дети быстро бегут к своим
стульям, берут платки и натягивают их над головами в виде шатра (крыши).
Выигрывает та группа, которая построит первой построит шатёр.
ноты
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Воротики
(стоят парами ,под музыку одна пара подходит к другой, проходит в воротики и встает на
их место, а пара которая была воротиками проходит в другие воротики, и встают на их
место и.т.д)
Пирог
(дети встают в два круга, в центре круг из меньшего количества участников) игра
начинается круги двигаются противоходом
Эй пирог высокий
Эй пирог широкий
Эй пирог белёшенький
Эй пирог вкуснёшенький
Реж его,
Да еш его. (дети в центральном кругу поворачиваются и берутся за руки с детьми
внешнего круга, те кто остался без пары входят в центр, и образуют круг «пирога».
Дети кому досталась пара встают во внешний круг. Игра продолжается
Перевертушки -Ладошки соединяем игру начинаем (ига в ладушки ,на окончание
прыжком поворачиваются к соседу. Игра продолжается)
Огурчики- солененькие
Огурчики-зелененькие
Лошки плошки поварешки
Перевертушки (прыжком повернулись)
Челнок (стенка на стенку, челноки в середине перебегают)
Челнок бежит
Земля дрожит
Шьет подшивает
Дале посылает
Как у дедушки Федота (все в кругу дед в центре. Поют и показывают действие руками.
В конце Федот руки расставляет рядом стоящий выхватывает баранки. Убегает)
Как у дедушки Федота
Целый день одна забота
Съесть побольше калачей
В небе посчитать грачей
А ты дедушка Федот
Что сидишь разинув рот
Будишь ты считать грачей
Не получишь калачей
Федот- Не получу калачей? (руки развести)
Ребенок выхватил и побежал -Разбегайтесь кто куда!