Напоминание

Использование музыкальных русских народных игр на занятии и в повседневной жизни дошкольников


Автор: Татаринцева Наталья Геннадьевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ13 «Золотой ключик»
Населённый пункт: г.Мыски, Кемеровской обл.
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Использование музыкальных русских народных игр на занятии и в повседневной жизни дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ№13

Народная игра в музыкальном воспитании

Методическая рекомендация

Составитель:

Татаринцева Н.Г.-музыкальный руководитель

Мыски 2022г

Актуальность

В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных

традиций, формирование самосознания человека. Детский сад, решая задачи

разностороннего развития детей средствами русской народной культуры, отдает

предпочтение народным играм. В старшем дошкольном возрасте отношение ребенка к

миру становится осознанным и активным.

Народные игры оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли,

развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный

духовный настрой, интерес к народному творчеству. Народные игры включают в единое

действие и детей, и взрослых, они классически лаконичны, выразительны. В силу этого

они доступны детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого

удовольствие и эмоциональный заряд. Через игру воспитывается чувство ответственности

перед коллективом, умение действовать в команде.

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в

целом и истории его развития.

Народная игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид

деятельности, которая является еще и средством обучения и воспитания. Издревле в них

отражались образы людей, быт, труд и национальные устои, представления людей о чести,

смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и

красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость,

волю и стремление к победе.

К. Д. Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным,

благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, образны, выразительны и

эмоциональны, а народные игры с пением еще и музыкальны. Народные мелодии хороши

своей простотой, доступной формой, напевностью, легко запоминающимся мотивом.

Четкой классификации народных игр нет. Условно можно разделить на виды:

ПОДВИЖНЫЕ (СПОРТИВНЫЕ)

«ГОРЕЛКИ», «ЛОВИШКИ», «ПРЯТКИ», «ЗВОНАРИ», «БУБЕН»

ОБРЯДОВЫЕ (КАЛЕНДАРНЫЕ)

«КУКУШЕЧКА», «РУЧЕЕК», «ГОРИ, ГОРИ ЯСНО», «СОЛНЫШКО»,

«КОСТРОМА»

ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРИРОДЕ (ПРИРОДНЫЕ)

«СОРОКА», «У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ», «ЗАИНЬКА», «ПАУЧОК», «ВОРОН»,

«ОЛЕНЬ»

ТРУДОВЫЕ (БЫТОВЫЕ)

«ГОРШОК», «КАРАВАЙ», «Я ВЕСЕЛАЯ ТКАЧИХА», «КЛУБОЧЕК»,

«МЕЛЬНИЦА»

ИГРЫ С ВОДЯЩИМ

«ЗВОНАРИ», «ОТГАДАЙ, ЧЕЙ ГОЛОСОК», «МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ», «СИЖУ НА

КАМУШКЕ»

ИГРЫ – ЗАБАВЫ

«СОРОКА – СОРОКА», «ЛАДУШКИ», «ИДЕТ КОЗА РОГАТАЯ»

(С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ДЕЙСТВИЙ)

«ЗАИНЬКА – ВЫХОДИ», «ВОЛК – ВОЛЧОК», «БАБКА –ЁЖКА», «ДРЁМА»

Народные игры можно условно, разделить на три типа:

НЕКРУГОВЫЕ (СТЕНКА НА СТЕНКУ)

«БОЯРЕ», «У ЦАРЯ», «ПЛЕТЕНЬ»

ХОРОВОДНЫЕ (КРУГОВЫЕ)

«ЗАИНЬКА», «КАРАВАЙ», «ПИРОГ», «ПАУЧОК»

ХОРОВОДЫ – ШЕСТВИЯ ИЛИ ВЫПОЛНЕНИЕ РАЗНОГО ВИДА ДВИЖЕНИЯ

«ХМЕЛЬ», «РУЧЕЁК», «ВЕЙСЯ, КАПУСТКА», «УЛИТКА»

В своей работе, я как музыкальный руководитель, активно использую народные игры с

пением.

Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, её

наследию.

Используя народные игры как инструмент развития, ставлю следующие задачи:

1. Внедрение народных игр в работе с детьми младшего и старшего дошкольного

возраста.

2. Организация и проведение народных игр во всех формах работы с детьми: на

музыкальных и интегрированных занятиях, праздничных утренниках, развлечениях, в

повседневной жизни, самостоятельной музыкальной деятельности совместно с

воспитателями и родителями.

3. Развивать координацию движений, мышечный тонус, артистические умения.

4. Формировать устойчивый интерес к народной культуре.

5. Способствовать развитию творческих и организаторских способностей, умело

применять их в самостоятельной деятельности.

В работе использую следующие методы:

СЛОВЕСНЫЙ

- рассказы об игре, ее правилах;

- объяснение значений старинных слов;

- беседы с элементами диалога;

- вопросы – ответы;

- заучивание текста народных игр.

НАГЛЯДНЫЙ

- рассматривание иллюстрация к играм;

- рассматривание предметов старинной утвари, мебели;

- рассматривание костюмов;

- показ презентаций.

ПРАКТИЧЕСКИЙ

- проведение игр;

- изготовление шапочек, ободков, атрибутов к играм;

- проведение праздников и развлечений;

- консультации для родителей;

- консультации для педагогов.

В качестве приёмов для воспитания у детей устойчивого интереса к народным играм

используется:

ЗНАКОМСТВО С ЛУЧШИМИ ОБРАЗЦАМИ НАРОДНОГО ИГРОВОГО

МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР ДЛЯ РАЗУЧИВАНИЯ ИГР

ПРИМЕР РЕБЕНКА ПРИ СОЗДАНИИ ИГРОВОГО ОБРАЗА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОСТЮМОВ, АТРИБУТОВ

Проведенная работа показала, что народные игры интересны и актуальны и в настоящее

время. Дети с большим удовольствием, а самое главное, с пользой играют в них, т. к.

мелодии песен связывают движения детей одним ритмом, координируют их, поднимают

настроение, развивают физически, доставляют радость. Народная музыка в играх с ее

глубоким содержанием и могучим воздействием на духовный мир человека очень важна

для всестороннего развития ребенка.

Приложение

1МЛАДШАЯ ГРУППА

Ровным кругом.

Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря:

«Ровным кругом

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг,

Стой на месте!

Ну-ка вместе

Дружно сделаем вот так!»

С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает

воспитатель, например, повернуться, наклониться, присесть.

Ходит Ваня.

Цель: учить стоять в кругу, подпевать песни, воспитывать доброжелательное отношения

друг к другу.

Ходит Ваня, ходит Ваня,

Ищет Ваня, ищет Ваня,

Для себя дружочка.

Нашел Ваня. Нашел Ваня

Для себя дружочка.

Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель, и дети ходят по кругу и

приговаривают слова. Один ребенок находится в кругу и выбирает себе дружочка на

слова:

Нашел Ваня, нашел Ваня

для себя дружочка.

Стоя в кругу, они танцую, а остальные дети хлопают в ладоши. Затем воспитатель меняет

ведущего, игра продолжается.

Мы по лесу идем.

Возьмитесь за руки и ходите по кругу:

Мы по лесу идем,

Зайца громко позовем:

«Ау-ау-ау!»

Никто не откликается,

Лишь эхо отзывается,

«Ау-ау-ау!»

Вместо зайца, можно подставлять другие слова: «Волка громко позовем», «Мы медведя

позовем», «Мы лису позовем».

Мы топаем ногами.

Цель. Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом.

Мы топаем ногами.

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем.

Мы руки подаем. (Берут друг друга за руки.)

И бегаем кругом,

И бегаем кругом.

По сигналу взрослого «Стой!» малыши должен остановиться. Игру можно повторить с

выполнением бега в другую сторону

2 МЛАДШАЯ ГРУППА

Игра «Сова»

вариант игры «День – ночь»

Сова спит – дети гуляют. Сова летает – дети замирают, кто пошевелился, тот попался

Сове.

Игра «Лепим мы снеговика»

Дети стоят в кругу и передают друг другу три снежных кома разной величины.

Снежный ком, катись, катись, снеговик наш, соберись!

У кого в руках комок - выходите к нам в кружок!

Дети, в руках которых комки, выходят в центр круга и складывают СНЕГОВИКА.

Остальные хлопают. Игра повторяется

Игра «Снежные прятки» Авторская

Атрибутика: большой белый не прозрачный платок 100см – 100см

Вариант игры "Волшебный платок"

Сюжет: дети бегут по залу в рассыпную, изображая снежинки. Останавливаются и

закрывают глаза ладонями.

Музыка замедляется и затихает. Воспитатель набрасывает платок, прячет под ним

ребёнка.

- Разметём дорожки мы, и посмотрим, кто внутри?

Дети угадывают, кто прячется под платком. Игра повторяется.

Игра "Снежки" сл и муз. Е.Еремеевой

Дед Мороз разбрасывает снежки, а дети собирают их сначала в корзину, затем в

коробку, и наконец мешок. Мороз "превращает" мешок со снежками в подарки. Игра

может заменить сюрпризный момент новогоднего праздника для малышей.

Игра "Снежное покрывало" сл. и муз. Е.Еремеевой

Взрослые держат по краям покрывало, дети заходят под него. Звучит песенка. Дети

"превращаются" в котят, в колокольчики, в снежинки.

Игра с зонтиком

Зонтик прыгает на ножке,

А мы хлопаем в ладошки.

Будет зонтик наш кружиться,

А мы хлопать, веселиться.

Будет зонтик приседать.

А мы ножки выставлять.

Мышки и сыр. А.Чугайкиной

Дети стоят в кругу, круг - это сыр, руки сцеплены и подняты воротиками, воротики -

это дырки в сыре. Бегающие через воротики дети держат в руках мышек (мягкие

игрушки). Ключевое слово "закрыть" - воротики закрываются.

Мышки, мышки, вот плутишки,

Настоящие воришки.

Сгрызли наш любимый сыр,

Посмотрите - сколько дыр!

надо мышек изловить,

В сырые дырочки закрыть!

Игра "Охотник и белки"

обручи-деревья, белки сидят на деревьях. "Охотник" без обруча. Все поют песенку:

По лесам охотник бродит,

Нигде белок не находит!

Ну-ка, белки, не зеваейт!

Быстро домик поменяйте!

все «белки» обязательно должны поменять свой домик. А "охотник" занять обруч.

Игра "Снежинки летайте ". Музыка Л.Олиферовой

Дети стоят врассыпную по залу, воспитатель поёт карту, дети осаждают летящие

снежинки. Они легко бегают по залу в разных странах, плавно покачивая руками.

Снежинки летайте, летайте, летайте.

Снежинки летайте, летайте, летайте.

Снежинки летайте, летайте, летайте.

А ну-ка, все в паре скорее вставайте...

(А ну-ка, скорее в кружочек вставайте)

На 2 часть дети приходят себе пару и кружатся. С началом нового куплета - снова

разбегаются по залу.

Игра «Петух и дети»

Дети стоят в кругу, больной в шапочке петуха – в центре.

трух-тух, трух-тух-тух,

Ходит по двору петух.

Сам со шпорами,

Хвост с узорами.

Под окном стоит,

На весь двор кричит.

Кто слышит, тот бежит.

Все резко останавливаются, поворачиваются по кругу и опускают руки. Петух кричит:

«Ку-ка-ре-ку!», кружится на месте, машет крыльями и бежит за детьми, стараясь

кого-нибудь поймать.

Игра "Поезд" Тряпициной

Воспитатель поёт песню. Ребёнок-паровозик стоит в кругу, под пение взрослого

двигается внутри круга топающим шагом. дети, образующие круги, частое движение,

стоя на месте.

Тут и там, тут и там

На перроне шум и гам.

Вот гудок в пути зовёт:

Скоро поезд отойдёт!

С окончанием части паровозик останавливается, берёт на пару, рядом с кем

преследуется, выполняет любые движения вдвоём, остальные дети им хлопают. Далее

паровозик "цепляет" к себе вагончик, и они двигаются по кругу. На следующем отыгрыше

оба прицепляют к себе ещё по одному участнику игры и т.д. Пока не исчезла вся группа.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

«ВЬЮГА И СНЕЖИНКИ»

Сильный ветер вдруг поднялся,

Засвистел, заволновался.

Вьюгу он с собой зовёт,

Чтоб отправиться в полёт.

В центре ведущий – ВЬЮГА. Дети стоят в кругу. 1 часть – танцевальное движение: 2

шага и 3 хлопка («Детская полька» Жилинский). 2 часть начинается с «кружения» на

месте ВЬЮГИ, она показывает руками, куда полетели снежинки. Дети бегут туда. Игра

повторяется, но шаги заменены боковым галопом. Снежинки должны вернуться на

место.

ИГРА С ОРЕХОМ (КТО СКОРЕЙ ЗАЙМЁТ МЕСТО?)

Дети стоят в кругу и передают по кругу орех.

Бойко прыгают с верхушки наши белочки-подружки,

Будем дружно мы играть и орех передавать…(звучит музыка, дети передают

орех )

На паузу Ведущая говорит:

«На сосне, в кладовой будешь грызть орешек свой! 1,2,3 беги!»

На словах «на сосне» ребёнок, у которого в руках орех, вытягивает его вперёд. А дети

стоящие справа и слева, становятся за кругом спиной друг к другу. На слове «беги» -

бегут, обегая круг каждый со своей стороны. Кто скорее возьмёт орех, тот и победил.

ИГРА «КТО СКОРЕЙ ВОЗЬМЁТ ШИШКУ»

Дети берут по шишке и идут по кругу.

С шишкой можно поиграть, в лапы нужно шишку взять.

Не спеша, пойдём по кругу, улыбаемся друг другу.

Шишку положив на землю, продолжай своё движенье –

кладут шишку

Проигрыш быстрый

А сейчас - не зевай, шишку быстро поднимай! - кто не успел взять, выходит из

игры

ИГРА ПРИВИДЕНИЕ

Дети встают в круг, идут по кругу, звучит тихая музыка, дети присаживаются на корточки

и закрывают глаза, ведущий накрывает одного ребенка тканью, на которую пришит рот и

глаза (как у приведения)

Приведенье закружило,

Всех детей заворожило.

С нами, ты, играешь в прятки!

Разгадаем все загадки.

Мы внимательно смотрим –

Знать, кто спрятался, хочу!

звучит сигнал, дети встают, а ребенок-приведение – взмахивает руками, после окончания

звучания

Игра "Найди гриб" (Любая 2-х частная музыка)

Тарелочки с изображением грибов можно разбросать по залу.

На 1 часть музыки дети идут спокойным шагом врассыпную. «Мы по лесу пойдём …

(белый гриб, волнушку, сыроежку, опенок, подосиновик, подберёзовик) найдём». 2 часть

быстрая – найти нужный гриб.

Игра «Солнышко»

(вариант игры «Кто скорее соберётся в кружок»)

Дети делятся на 4 команды. Выбирают ведущего – Солнышко. В его руках 4 разноцветных

обруча. Ведущий под песню раскладывает обручи. Все - в одном хороводе. На 1 часть

идут и поют песню.

Солнышко, солнышко,

Погуляй у речки,

Солнышко, солнышко,

Раскидай колечки!

Мы колечки соберем,

Золоченые возьмем,

Покатаем, поиграем

И тебе назад вернем!

На 2 часть разбегаются врассыпную. С окончанием музыки поднять каждой команде

обруч своего цвета. Кто быстрее, тот и победил.

Дети и грибы. Автор О.А.Чермянина

догонялка

И.П. встают в 2 круга (дети, грибы)

Дети:

Вот грибочки на полянке

Дружно, весело растут.

Это вовсе не поганки,

Мухоморов нет уж тут.

Припев

Это рыжики, маслята,

Вот волнушки, белый гриб,

Подходи скорей, ребята,

Набирай в корзину их.

проигрыш

Грибы:

Подождите, не спешите

Дайте слово нам сказать.

Вы похлопайте в ладоши,

Мы хотим потанцевать!

проигрыш

догоняют....грибы детей...или....дети грибов

Паучок и мушки. Муз Смрновой, сл. Бондаренко

1. Кто повесил гамачок на ветвях осинки?

Это хитрый паучок тянет паутинки.

Плетёт паук, хлопочет,

Да в сеть никто не хочет.

Напрасно он поёт,

напрасно он зовёт…

Паук:

Что-то с самого утра

Отощало брюшко.

Прилетайте, комары,

Прилетайте, мушки.

Прилетайте налегке,

Отдохните в гамаке.

Я вам песенку спою,

Убаю-ка-ю!

2. Все боятся паука,

И на всякий случай,

Слушают издалека

Песенки паучьи.

Плетёт паук, хлопочет,

Да в сеть никто не хочет.

Напрасно он поёт,

напрасно он зовёт…

Игра с валенком

Дети стоят в кругу и поют. Ведущий-ребенок идет за кругом. По окончании песенки он

останавливается, ставит валенок между двух игроков.

- Предлагаю вам игру: с валенком к друзьям иду.

С ветром наперегонки – ты, дружочка, обгони!

Дети говорят хором.

- Эй, приятель, не зевай! Первым валенок хватай!

По окончании фразы игроки бегут в противоположные стороны навстречу друг другу под

любую подвижную музыку по выбору музыкального руководителя. Кто первый возьмет

валенок, тот и становится ведущим.

Игра-повторялка «Домовой» Картушиной

Дети водят хоровод вокруг «Домового».

Дедушка Домовой,

Мы пришли играть с тобой.

Что умеешь делать ты,

Нам скорее покажи.

А мы будем повторять

И отгадывать.

«Домовой» выполняет движения, показывая, как варит кашу, гладит котёнка, чешет

бороду, и т.д. Дети повторяют движения и отгадывают, что делал домовой.

Игра-ловишка «Совушка-Сова» Картушина, Штейн.

Дети встают вокруг «Совы» и вместе с ней выполняют движения под текст.

Совушка-сова,

Большая голова,

На пеньке сидит,

Головой вертит.

Глазками хлоп-хлоп!

Крыльями шлёп-шлёп!

- Совушка-совушка,

Большая головушка,

Где ты живала?

Где ты бывала?

- Живала я, совушка,

Большая головушка,

В темных лесищах,

В глубоких дуплищах.

Мышек, птичек видала,

Ночью всех догоняла.

Качают головой вправо-влево.

Прижимают ладони к щекам.

Полуприсед, руки отводят назад.

В таком положении поворачивают голову вправо-влево.

Выпрямляются, сжимают и разжимают пальцы в кулаки.

2 раза хлопают ладонями по бокам.

Качают головой.

Прижимают ладони к щекам.

Отводят в сторону П.Р. и ставят её на пояс.

Отводят в сторону Л.Р. и ставят её на пояс.

Поёт Сова, дети выполняют «пружинку».

Сова поднимает руки вверх.

Соединяет руки перед собой.

Приставляет к глазам «бинокль».

Топает ногами.

Дети убегают на свои места, а "Сова" старается осалить как можно больше детей.

Хороводная игра «Теремок».

(Русская народная песня, обработка Т.Попатенко)

Для выбора игры «звери» – Мышка, Лягушка, Лисичка, Зайка, Медведь. Они стоят в

ролях. Остальные дети, взявшись за руки, в кругу (теремок).

Дети идут по кругу и поют:

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Вот полю, полю, Мышка бежит

(Мышка бежит за кругом)

У дверей остановилась и стучит:

(Дети останавливаются)

Мышка:

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто живет в высоких широтах?

(Мышка стучит, поет, вбегает в круг).

Игра продолжается. Дети идут по кругу, поют:

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Вот полю, Лягушка бежит,

(Лягушка прыгает за кругом)

У дверей остановилась и стучит:

(Дети останавливаются)

Лягушка:

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто живет в высоких широтах?

(Лягушка стучит и поет)

Мышка: Я Мышка-норушка, а ты кто?

Лягушка: Я Лягушка-квакушка!

Мышка: Иди ко мне жить!

(Таким же образом включаются в круг Лисичка и Зайка. Когда к теремку подходит

Медведь и говорит: «Я – Мишка, всех «ловишка» – все звери разбегаются, а Медведь их

ловит)

Игра "Шатёр". Муз "Как под яблонькой" народная

Вариант игры "Кто быстрее соберётся в кружок".

Участники игры делятся на 3-4 группы. Каждая подгруппа образует круг по углам

площадки. В центре каждого круга ставится стул, на котором вешают платок с

узорами. Дети берутся за руки, идут по кругу вокруг своего стула и поют:

Мы весёлые ребята.

Соберёмся все в кружок,

Поиграем и попляшем,

И помчимся на лужок.

С окончанием пения дети перестраиваются в один общий круг. Взявшись за руки,

подскоками двигаются по кругу. С окончанием музыки дети быстро бегут к своим

стульям, берут платки и натягивают их над головами в виде шатра (крыши).

Выигрывает та группа, которая построит первой построит шатёр.

ноты

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Воротики

(стоят парами ,под музыку одна пара подходит к другой, проходит в воротики и встает на

их место, а пара которая была воротиками проходит в другие воротики, и встают на их

место и.т.д)

Пирог

(дети встают в два круга, в центре круг из меньшего количества участников) игра

начинается круги двигаются противоходом

Эй пирог высокий

Эй пирог широкий

Эй пирог белёшенький

Эй пирог вкуснёшенький

Реж его,

Да еш его. (дети в центральном кругу поворачиваются и берутся за руки с детьми

внешнего круга, те кто остался без пары входят в центр, и образуют круг «пирога».

Дети кому досталась пара встают во внешний круг. Игра продолжается

Перевертушки -Ладошки соединяем игру начинаем (ига в ладушки ,на окончание

прыжком поворачиваются к соседу. Игра продолжается)

Огурчики- солененькие

Огурчики-зелененькие

Лошки плошки поварешки

Перевертушки (прыжком повернулись)

Челнок (стенка на стенку, челноки в середине перебегают)

Челнок бежит

Земля дрожит

Шьет подшивает

Дале посылает

Как у дедушки Федота (все в кругу дед в центре. Поют и показывают действие руками.

В конце Федот руки расставляет рядом стоящий выхватывает баранки. Убегает)

Как у дедушки Федота

Целый день одна забота

Съесть побольше калачей

В небе посчитать грачей

А ты дедушка Федот

Что сидишь разинув рот

Будишь ты считать грачей

Не получишь калачей

Федот- Не получу калачей? (руки развести)

Ребенок выхватил и побежал -Разбегайтесь кто куда!



В раздел образования