Автор: Федосова Наталья Борисовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОГАПОУ "Алексеевский колледж"
Населённый пункт: город Алексеевка Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СПО ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ЕСТЕСТВЕННО – НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН"
Раздел: среднее профессиональное
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СПО
ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ЕСТЕСТВЕННО – НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН
Федосова Н.Б.
ОГАПОУ «Алексеевский колледж»
В
современном
обществе
роль
информационных
технологий
(ИТ)
чрезвычайно важна, они занимают сегодня центральное место в процессе
интеллектуализации
общества,
развития
его
системы
образования
и
культуры.
Их
широкое
использование
в
самых
различных
сферах
деятельности
человека
диктует
целесообразность
наискорейшего
ознакомления с ними, начиная с ранних этапов обучения и познания. Система
образования и наука являются одним из объектов процесса информатизации
общества. Информатизация образования в силу специфики самого процесса
передачи
знания
требует
тщательной
отработки
используемых
ТИ
(технологий информатизации) и возможности их широкого тиражирования.
Кроме того, стремление активно применять современные информационные
технологии в сфере образования должно быть направлено на повышение
уровня и качества подготовки специалистов. “Отработка” применяемых в
сфере образования ИТ должна ставить своей целью реализацию следующих
задач:
поддержку и развитие системности мышления обучаемого;
поддержку всех видов познавательной деятельности человека в
приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;
реализацию принципа индивидуализации учебного процесса при
сохранении его целостности.
Информационные
технологии,
как
это
становится
очевидным,
выступают
уже
не
столько
инструментами
дополняющими
систему
образования
и
функционирование
научно-образовательного
знания,
но
императивом установления нового порядка знания и его структур.
Применение новых информационных технологий в образовании имеет
два основных аспекта: компьютер как предмет изучения и компьютер как
средство обучения. Эти аспекты тесно взаимосвязаны в процессе обучения,
т.к. любое общение с компьютером предполагает и то и другое. Применение
компьютеров
в
образовании
привело
к
появлению
нового
поколения
информационных образовательных технологий, которые позволили повысить
качество
обучения,
создать
новые
средства
воспитательного
воздействия,
более
эффективно
взаимодействовать
педагогам
и
обучаемым
с
вычислительной
техникой.
По
мнению
многих
специалистов,
новые
информационные
образовательные
технологии
на
основе
компьютерных
средств позволяют повысить эффективность занятий на 20-30%. Внедрение
компьютера
в
сферу
образования
стало
началом
революционного
преобразования
традиционных
методов
и
технологий
обучения
и
всей
отрасли образования.
Применение
компьютерных
технологий
оправдано
тогда,
когда
они
эффективны,
т.е.
позволяют
при
одних
и
тех
же
затратах
субъектов
образовательного
процесса
получать
более
высокий
образовательный
результат, или получать тот же результат при меньших затратах субъектов
образовательного процесса.
В
по след ние
год ы
возро сла
акт ивно ст ь
п р е п од а в а т е л е й
естественнонаучных дисциплин, использующих персональные компьютеры
на всех уровнях преподавания. Компьютер все больше рассматривают как
обучающую машину, открывающую новые возможности для преподавателя,
пытающегося
активизировать
и
индивидуализировать
процесс
обучения,
повысить эффективность контроля знаний.
Современное
развитие
информационных
технологий
настоятельным
образом требует внедрения их элементов в учебный процесс. Это, с одной
стороны, позволяет организовать преподавание на современном уровне, а с
другой - сделать процесс освоения предмета более интересным и наглядным.
Проблема эта очень важная, она находится в поле зрения многих ученых
и педагогов, но трудна в практической реализации. Проблема эффективного
использования ПК в процессе преподавания остается чрезвычайно острой.
Если не рассматривать использование ПК как самоцель, а сам компьютер
как
«заменитель»
преподавателя,
то
его
функцией
является
оптимизация
труда
преподавателя.
При
таком
подходе
компьютер
превращается
в
универсальное техническое средство обучения.
Роль компьютера в образовании многообразна:
-
помощь студентам в эффективном освоении естественнонаучной
информации, её систематизации;
-
предоставление
студенту
максимально
возможной
свободы
в
определении способов и темпов усвоения программного материала;
-
содействие становлению объемных и ярких представлений;
-
моделирование химических и биологических процессов.
В
педагогической
и
методической
литературе
отмечены
несколько
направлений применения информационных технологий в образовании, среди
них востребованы практике четыре основных:
1) компьютер, как средство контроля знаний;
2)
лабораторный
практикум
с
применением
компьютерного
моделирования;
3) мультимедиа – технологии, как иллюстративное средство, при
объяснении нового материала;
4)
персональный
компьютер,
как
средство
самообразования
студента и преподавателя.
В
конечном
счете,
компьютер
помогает
интенсифицировать
процесс
обучения,
индивидуализировать
его,
повысить
мотивацию
студента
к
изучению
предмета,
снять
эмоциональную
напряженность
в
процессе
работы, предоставляя студенту помощь в виде консультации при проверке
знаний.
В практике работы преподавателей для осуществления контроля знаний
используются тематические тесты (тестирующие программы); как правило,
источником
тестов
могут
служить
мультимедиа,
компакт
–
диски
с
обучающими программами или глобальная сеть Интернет.
Современные
информационные
технологии
используются
при
иллюстрировании
учебного
материала,
(например,
так
называемые,
анимированные
слайд
–
фильмы).
Это
позволяет,
при
необходимости,
демонстрировать
изучаемые
процессы
в
динамике.
Звуковые
и
видеофрагменты также можно демонстрировать посредством компьютера.
Использование ИКТ на уроках естественнонаучных дисциплин является
одним
из
важных
средств
формирования
информационных
компетенций
студентов. На таких занятиях они не получают информацию в «чистом виде»
от преподавателя, а учатся ее добывать, анализировать, осуществлять отбор,
что и является составляющими частями информационной компетентности.
Особо следует остановиться на расширении возможностей в изучении
тем
касающихся
химических,
физических
и
биологических
процессов,
происходящих
в
природе.
Только
с
помощью
медиа
-
и
компьютерных
технологий
появилась
возможность
в
полной
мере
продемонстрировать
изучаемые
особенности
этих
процессов.
Использование
компьютера
дает
возможность
применять
полученные
теоретические
знания
на
практике,
моделируя опыты и процессы. Такие уроки расширяют кругозор студентов,
позволяют за ограниченное время дать обширный материал, проводить уроки
на высоком уровне. Слайды, выведенные на большой экран, – это прекрасный
наглядный
материал,
который
применяется
для
оживления
урока.
Этот
материал может быть разным:
обычная иллюстрация;
использование анимации в слайдах;
использование мультимедиа.
ИКТ эффективно могут применяться на всех типах урока и на всех его
этапах, т.к. смена разных видов деятельности привлекает внимание студентов
к предмету изучения и сохраняет устойчивый интерес, создаёт атмосферу
успешности.
На этапе изучения нового материала ИКТ помогают образно подать
материал,
аккумулированный
из
различных
источников,
упростить
восприятие студентами сложных тем, содержащих большой объём материала,
использовать влияние на все виды памяти.
Применение
современных
информационных
технологий
значительно
повышает эффективность самообразования. Это, в первую, очередь связано с
тем, что при работе с информацией, записанной в цифровом (электронном)
виде,
легко
организовать
автоматический
поиск
необходимых
данных.
В
электронный вид переведены многие, всемирно известные, энциклопедии и
словари, существует большое количество электронных книг и учебников.
Так как изменения в современном обществе влекут за собой и изменения
способов
подачи
информации,
преподаватель
обязан
владеть
навыками
работы с компьютером, пользоваться Интернетом, использовать на уроках и
во
внеурочной
деятельности
компакт
–
диски,
а
также
уметь
грамотно
использовать компьютерные программы.
Применение информационных технологий может привести к целому
ряду последствий:
-
резко возрастает уровень наглядности на уроке;
-
повышается производительность труда студента и преподавателя
на уроке;
-
преподаватель, создающий или использующий информационные
технологии, вынужден обращать огромное внимание на логику подачи
учебного
материала,
что
положительно
сказывается
на
повышении
уровня знаний студентов;
-
изменяется
к
лучшему
взаимоотношение
преподавателя
со
студентом, особенно с увлеченными ПК; эти студенты начинают видеть
в преподавателе родственную душу.
Таким образом, информационные технологии в преподавании – это не
только насущная необходимость сегодня, но и настоятельная потребность в
будущем. И отставание в этом процессе недопустимо.