Автор: Карабицкая Наталья Александровна
Должность: МКОУ ДО ДШИ преподаватель
Учебное заведение: Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств" Николаевского муниципального района Волгоградской области
Населённый пункт: Николаевск Волгоградской обл.
Наименование материала: Статья
Тема: "Самобытность и неповторимость Вологодского кружева"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств»
Николаевского муниципального района Волгоградской области
404033 Волгоградская область, г. Николаевск, ул. Октябрьская, 83
тел.6-19-37, 6-22-90
Преподаватель ДПИ Карабицкая Наталья Александровна
Самобытность и неповторимость Вологодского кружева.
Благодаря
своему
творческому
врожденному
вкусу
и
художественному
чутью
вологодское
кружево
приобрело
свою
самобытность
,
неповторимые
особенности
,
яркие
узоры
.
Орнамент
вологодского
кружева
имеет
свой
особый
ритм
рисунка
и
свой
узнаваемый
характер
.
Плавность
линий
,
изящные
изгибы
,
мягкие
переходы
.
В
геометрии
узора
преобладают
округлые
формы
и
гармоничная
завершённость
.
Она
воплощает
в
кружеве
сказочные
узоры
,
несущие
волшебную
смысловую
нагрузку
северных
замысловатых
историй
.
Однако
,
несмотря
на
свою
ажурность
,
воздушность
,
кружево
имеет
достаточно
весомые
очертания
.
Это
связано
с
материалом
,
который
применяется
при
его
изготовлении
:
белоснежный
или
отбеленный
лён
(
суровый
).
Нужно
отметить
,
что
лён
издавна
назывался
в
народе
«
северным
шёлком
»
из
-
за
своей
упругости
и
красивого
блеска
.
Это
позволяет
кружеву
долго
сохранять
свою
форму
и
радовать
обладательниц
вологодских
кружев
не
один
год
,
а
часто
и
не
одно
столетие
.
Вологодское
кружево
это
яркая
особенность
в
народном
искусстве
Русского
Севера
.
Разнообразие
узоров
,
чистота
завитушек
в
полотнянке
,
мерные
ритмы
орнаментов
,
ажурность
решеток
,
высокое
мастерство
исполнения
–
таково
его
художественное
своеобразие
.
О
вологодском
кружеве
сложены
стихи
и
песни
,
созданы
фильмы
,
выпущены
красочные
буклеты
.
Кружево
известно
по
всему
миру
,
долгое
время
оно
олицетворяло
славу
русского
кружева
.
Вологодское
кружево
-
удивительное
творение
человеческой
фантазии
,
зародилось
как
вид
декоративного
украшения
изделий
из
ткани
и
со
временем
обогатило
сферу
искусства
,
поражая
роскошью
ажурных
узоров
и
переплет
ений
.
Кружево
делится
на
шитое
иглой
и
коклюшечное
.
Изначально
в
Европе
шитое
иглой
кружево
использовалось
аристократами
,
а
кружево
,
плетеное
ан
коклюшках
,
было
распространено
в
народе
.
Интересно
то
,
что
в
истории
русского
коклюшечного
кружева
наблюдается
подобное
деление
.
Одни
кружева
имели
аристократический
характер
,
а
другие
-
народный
.
Первые
–
являлись
подражанием
иностранным
образцам
,
а
вторые
,
бывшие
в
употреблении
у
народа
,
оказались
настолько
самобытны
,
что
трудно
определить
историю
их
происхождения
.
Слово
«
кружево
»
происходит
от
слова
«
окружать
»,
украшать
нарядной
отделкой
края
одежды
и
других
предметов
из
тканей
.
Кружевоплетение
было
известно
на
Руси
издавна
.
Им
занимались
женщины
всех
сословий
.
Платье
царей
,
князей
и
бояр
украшало
кружево
из
золотых
,
серебряных
и
шелковых
нитей
;
в
народной
одежде
использовалось
кружево
из
льняной
пряжи
,
а
с
конца
X!X
века
–
из
хлопчатобумажных
нитей
.
В
ткачестве
используется
всего
две
нити
–
уточная
и
основная
,
при
плетении
кружев
–
множество
нитей
,
кол
-
во
нитей
достигает
до
60
нитей
и
более
.
Но
такое
кол
-
во
нитей
используется
только
в
мерном
кружеве
.
В
парном
сцепном
кружеве
используется
обычно
12-16
пар
.
Нить
навивается
на
коклюшку
(
в
углублении
на
коклюшке
)
и
олна
пара
–
это
скань
.
Скань
–
это
контрастная
более
толстая
нить
,
часто
с
люриксом
.
Кружево
выплетается
на
подушке
(
куфтырь
-
матерчатый
барабан
,
набитый
соломой
или
опилками
).
Подушка
укрепляется
на
на
специальной
подставке
.
Далее
идет
черед
сколка
,
это
и
есть
секрет
мастерицы
.
Её
неповторимый
рисунок
.
Весь
сколок
-
рисунок
расчерчен
ходовой
и
проставлены
точки
.
В
эти
точки
ставятся
булавки
и
вокруг
них
обвивается
нить
,
образуя
петельку
.
В
конце
работы
булавки
убираются
и
остается
красота
.
Художественные
особенности
вологодского
кружева
сложились
уже
в
XV11-XV111
веках
.
До
X1X
века
кружевоплетение
имело
характер
домашнего
художественного
ремесла
.
В
20-
х
годах
X1X
века
в
окрестностях
Вологды
была
основана
кружевная
фабрика
,
на
которой
работали
десятки
крепостных
девушек
-
кружевниц
.
В
середине
X1X
века
кружевоплетение
на
вологодской
земле
превратилось
в
промысел
,
которым
занимались
тысячи
мастериц
в
разных
уездах
.
Особенно
это
ремесло
было
развито
на
территории
Вологодского
,
Кадниковского
и
Грязовецкого
уездов
.
В
тысячи
мастериц
в
разных
уездах
.
Особенно
это
ремесло
было
развито
на
территории
Вологодского
,
Кадниковского
и
Грязовецкого
уездов
.
В
каждом
из
них
сложились
местные
особенности
узоров
и
приемов
плетения
,
свой
круг
кружевных
изделий
,
но
отличить
их
может
только
тонкий
знаток
этого
искусства
.
Кружевной
промысел
в
Вологодской
области
достиг
расцвета
во
второй
половине
X1X
века
.
Если
в
1893
году
плетением
занимались
четыре
тысячи
мастериц
,
то
в
1912
голу
их
было
почти
сорок
тысяч
мастериц
.
Известность
вологодского
кружева
перешагнула
границы
страны
.
Мода
на
кружево
охватила
многие
страны
Европы
.
В
XX
веке
было
создано
предприятие
с
красивым
названием
«
Снежинка
».
Впоследствии
было
создано
училище
по
обучению
кружевоплетению
.