Автор: Стефанюк Павел Петрович
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ "Центр развития творчества "Уголёк"
Населённый пункт: Город Новокузнецк
Наименование материала: Статья
Тема: "Хип хоп для развития детей"
Раздел: дополнительное образование
В настоящее время Хип-Хоп танец по востребованности занимает одно
из первых мест в различных школах танца и коллективах. Сложность этого
направление в том, что не существует единой системы преподавания, как в
классическом танце.
Многие педагоги Хип-Хип направления, изучив
базовые движения, манеру различных исполнителей, ищут свой стиль, а
позже, когда планируют стать хореографом, создают собственную систему
преподавания, объединяющую несколько направлений: Хип-Хоп, Хаус, Вог,
Вакинг, Локинг, Крамп и другие.
Педагог в данном случае является творческой личностью и имеет право
на разработку своих педагогических приемов и методов. Педагог ценен
прежде всего когда создает индивидуальные и неповторимые постановки. Но
проблема состоит в том, что преподавание данного вида хореографии Хип-
Хопа – это индивидуальный подход к каждому танцору, раскрытие ученика с
творческой стороны, раскрепощение на сцене, превращение его недостатков
в индивидуальную особенность исполнения.
Различные
методы
преподавания
танцевальных
направлений
обеспечивать в полной мере выполнение задач тренировочного процесса и
соответствовать педагогическим требованиям.
Основной целью обучения должно являться формирование творческой
развитой
личности
и
способы
организации
целенаправленного
педагогического воздействия на сознание и поведения ученика. Для
преподавания, построения уроков и решения поставленных задач, каждый
педагог должен учитывать методы преподавания.
Рассмотрим различные методы ниже:
Метод наглядности и объяснения
Принцип наглядности выражает необходимость формирования у
учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий
предметов и явлений. Педагог не только объясняет, как правильно нужно
выполнить движение, но и медленно, с подробным объяснением, показывает
его. Наглядность для педагогического процесса базируется на законах
развития мышления и познания окружающего мира. Известно, что еще с
ранних этапов развития ребенок мыслит преимущественно образами, а не
понятиями. Если при объяснении материала информация подкреплена
сравнениями, аналогиями конкретных фактов, то усвоение происходит
намного быстрее.
Научное изучение информации
Означает рассказ о различных элементах движений, истории танца и
всего построения урока в целом научными словами и терминами.
Всестороннее развитие танцора
Повышение уровня всестороннего развития – главное условие. При
этом методе у учащихся вырабатывается много двигательных навыков,
которые
обеспечивают
развитие
опорно-двигательного
аппарата,
для
выполнения движений разной сложности. Здесь рассматривается не только
гармоничное
физическое
воспитание
тела,
но
и
совершенствование
морально-волевых качеств танцора.
Сознательность и активность
Данные метод несет в себе понимание и осознание целей и задач
уроков, как для педагога, так и для ученика. Сознательное и активное
использование средств всего учебного процесса. Если учащийся занимается с
увлечением, большей активностью и внимательностью на занятиях, то
усвоение материала будет более прогрессивным и понятным для ученика.
Повторность и систематичность тренировочного процесса
Несет в себе закрепление и развитие полученных знаний на занятиях,
умений, навыков в процессе обучения.
Данный метод необходимо для того, чтобы изменения, возникшие в
организме в результате занятий физическими упражнениями, закрепились и
окрепли. В основе этого принципа лежит такая закономерность — для
возникновения стабильных условно-рефлекторных связей в нервной системе
необходимо
многократное
влияние
раздражителя,
что
приводит
к
закреплению временных функциональных связей. При несоблюдении этого
положения функциональные связи гаснут.
Для лучшего усвоения материала, необходимо учитывать принципы
распределения нагрузки на уроке:
Равномерный метод
Заключается
в
безостановочном
выполнении
упражнений
или
танцевального номера в небольшой интенсивности, что способствует
совершенствованию
аэробных
процессов
в
организме.
Характерен
определенным уровнем активности нагрузки. Используется для улучшения
качества исполнения и выносливости на тренировках.
Переменный метод
Непрерывная работа меняющейся интенсивности лежит в основе
переменного метода тренировок. Физическая нагрузка при таком методе
повышается путём увеличения времени работы малой интенсивности.
Возможность переключения с одного режима занятий на другой позволяет
совершенствовать выносливость детей на занятиях.
Ценность переменного метода состоит в том, что можно избежать
монотонности, за счёт смены процессов у учеников. Например, менять
учебный процесс и игру. Такой метод лучше работает с детскими группами.
Интервальный метод
Прерывистые
нагрузки.
Тренирующее
воздействие
на
организм
оказывают многократно повторяемая работа над упражнением, чередуемые с
одинаковыми интервалами отдыха. Продолжительность каждой паузы не
большая, зато это дает время на отдых и восстановление сил. Она
обеспечивает лишь частичное восстановление организма. Интервальный
метод имеет ряд вариантов, которые различаются длиной работы и
скоростью их преодоления.
Он лучше подходит для развития выносливости и быстроты учеников.
Такой метод лучше подходит для отработки танцевального номера.
Повторный метод
Повторение упражнений с одинаковыми интервалами отдыха между
ними
составляет
основу
повторного
метода
тренировок.
Например,
повторение танцевального номера множество раз. При таком методе
вырабатывается выносливость и упорство у учеников. Сочетание нагрузок
создает благоприятные предпосылки для сохранения физических сил,
выполнения последующей работы на достаточно высокой скорости.
Игровой метод
Метод характеризуют широкая самостоятельность действий учеников
во время тренировочного процесса, высокие требования к их инициативе,
находчивости, двигательному
творчеству.
Такой метод хорошо подходит для
детских
занятий,
так
как
ученикам
постоянно
нужна
игра
и
заинтересованность в занятии. Игровой метод лучше воздействует на детей и
повышает внимательность.
«Сюжет» и правила игры, намечая лишь общую линию поведения,
оставляют большие возможности для творческого решения двигательных
задач, причём постоянное и внезапное изменение ситуаций по ходу игры
обязывает решать эти задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией
двигательных способностей.
Игровой метод лучше подходит для детей 7-8 лети помогает
приобрести умение работать в коллективе. Именно этот метод позволяет
решать задачи, связанные с социальным воспитанием
учеников.
Однако
многообразие способов достижения цели, динамичность действий, только в
общих чертах направленных «сюжетом», исключают возможность точно
регулировать нагрузку по степени воздействия. Разумеется, это не означает,
что нагрузка в игре вообще не поддаётся дозировке. Игровая нагрузка
отчасти регулируется правилами игры, указаниями тренера и другими
косвенными путями.
Мышечное расслабление – имеет значительное место в учебно-
танцевальном
процессе,
так
движение
любой
части
тела
является
результатом
сочетания
напряжения
и
расслабления
мышц,
которое
необходимо для лучшего выполнения любого танцевального элемента.
Правильное усвоение данного метода помогает танцорам лучше познать свое
тело, и лучше овладеть техникам различных танцевальных направлений. А
также мышечное расслабление очень полезно для растяжки тела и дыхания.
Помимо
этого,
в
задачи
педагога
входит
развитие
памяти
у
исполнителей, такой как слуховой, зрительной, мышечной, ведь владение
всеми видами
памяти способствует лучшему и
быстрому
усвоению
материала и эффективному приобретению танцевальных навыков.
Каждый преподаватель использует свои методы обучения, либо
смешивает различные техники и получает свою оригинальную программу.
Но в них точно должно входить владение теоретическими знаниями
танцевальных направлений, поэтому в проведение занятий необходимо
включать лекции рассказ об истории, развитии современного танца не только
России, но и за рубежом, об известных балетмейстерах, труппах, педагогах
этого направления. И просмотр видеоматериалов различных танцевальных
команд. Ученики не только изучают практическую часть хореографии, но и
могут узнать о знаменитых танцорах, хореографов.
Кроме
практических
методов
нужно
учитывать,
психолого-
педагогические методы каждого ученика, которые создают определенную
атмосферу в команде. Методом, необходимым для правильного осознания
человеческого
опыта,
помогающим
выработать
систему
взглядов
и
представлений,
используемым
в
хореографической
самодеятельности,
является убеждение. Эти методы оказывают непосредственное воздействие
на сознание, поведение и опосредованно воздействуют на учеников.
Импровизация – самостоятельная работа ученика. Этот метод хорошо
работает на раскрепощение личности. Ученик учится владеть своим телом,
думать заранее, какое движение он сделает, слышать музыку и чувствовать
ее. Это позволяет танцорам двигаться в свободном ритме, в своем
настроении и своими движениями. За счет упражнений на импровизацию у
детей развивается фантазия и оригинальность.
Но есть и действия, которые отрицательно воздействуют на восприятие
информации у детей. Рассмотрим их ниже:
1.
Нельзя говорить сложными или одними научными терминами.
Для
продуктивного
учебного
процесса
коллективу
нужно
объяснять
простыми
словами,
а
также
использовать
образные
выражения,
иллюстрировать то или иное упражнение или движение понятными детям
сюжетами и образами – сказочные персонажи, животные, считалки, образы,
действия. Один хороший пример для развития осознанного движения –
давать задание танцевать «как ленивые танцоры», а потом «как упорные
танцоры». И так далее. Эти способы способствуют лучшему изучению
танцевальных элементов.
2.
Нельзя нагружать детей все время на уроке одной и той же
информацией. Занятие должно быть простроено так, чтобы каждый из
учеников не скучал, и был внимателен на протяжении всей тренировки. Для
этого нужно использовать в своей работе с детьми различные игры,
разговоры на танцевальные темы, расслабление, и конечно же, упорную
работу над танцевальными элементами.
3.
Нельзя слишком быстро переключаться с одного вида работы на
другой. Каждое новое задание должно быть четко сформулировано. Здесь
важно замечать, чтобы для всех детей это было понятным. Можно придумать
специальные оригинальные действия, призванные отграничить разные виды
работы других. И хорошо, если это будут игровые упражнения.
4.
В конце занятия не жалко посвятить 5 минут на веселую игру –
ребенок должен уйти с занятия уставшим, но эмоционально заряженным. В
такую игру можно превратить любой момент обучения, например, в виде
соревнования двух команд и между учениками, так называемые джемы.
Важно
хорошо
сбалансировать
степень
физической
нагрузки
с
развлекательной составляющей – чтобы это было и трудно, и весело.
Основной целью обучения должно являться формирование всесторонне
развитой гармоничной личности и способы организации целенаправленного
педагогического воздействия на ее сознание и поведение. Для преподавания,
построения уроков и решения поставленных задач, каждый педагог должен
учитывать методы преподавания.