Автор: Костягин Андрей Владимирович
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУДО Дмш 7 им.А.С.Ключарева
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Артикуляция при игре на флейте»
Раздел: дополнительное образование
МБУДО «Детская музыкальная школа №7 им.А.С.Ключарёва»
Методическая разработка на тему: «Артикуляция при игре на флейте»
Подготовил преподаватель
по классу флейты
Костягин А.В.
Казань 2022г.
О
сновными музыкальными выразительными средствами при игре на
духовых инструментах, и в частности флейты, является: звук, динамика,
агогика и штрихи. Все они находятся в прямой зависимости от артикуляции.
Овладение
техникой
артикуляции
является
сложным
процессом
по
сравнению, так как оно предполагает участие в максимальной степени всего
исполнительского аппарата музыканта.
Артикуляция – слово латинское, в переводе означающее расчленение,
членораздельное, ясное произнесение. В лингвистике же артикуляцию
связывают с работой органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых
связок), необходимой для произнесения.
Как видно, это определение вполне может подойти и к игре на духовых
инструментах, но с некоторым уточнением, а именно: артикуляция – это
работа прежде всего языка, губ и дыхательных мышц (в особенности
диафрагмы и мышц брюшного пресса), необходимая для извлечения и
последовательного
исполнения
музыкальных
звуков
на
духовых
инструментах.
Немаловажное значение имеет и физическое состояние гортани, мышц
горла, полости рта, которые влияют характер и качество звука – его
звукоизвлечение, ведение и окончание. Поэтому артикуляцию обязательно
надо связывать в первую очередь с атакой, с началом звука. Звук может быть
глубоким и поверхостным, резонирующим, насыщенным обертонами ярким
и наоборот – зажатым, тусклым.
Образование
звука
происходит
от
движения
струи
воздуха,
выходящего через губы флейтиста и попадающей в отверстие головки
флейты, а значит: от направления этой струи, её скорости, объема и формы.
Цель: правильно исполнять все артикуляционные возможности в
зависимости характера и темпа выбранного музыкального произведения.
Существует два способа артикуляции при помощи языка. Первый
предполагает положение кончика языка между зубами, в соприкосновении с
внутренней частью верхней губы; второй – у верхних зубов, при легком
соприкосновении с альвеолами. В первом случае возникает атака более
четкая и конкретная, так как середина губ активнее взаимодействует с
кончиком языка. В результате отверстие, через которое выдувается воздух,
становится уже и меньше в объёме, струя воздуха концентрированнее, а звук
приобретает необходимый резонанс и насыщенность обертонами. Во втором
же случае атака языка менее определенная и более мягкая. Звук несколько
расплывчат, так как язык находится глубже от губ, за верхними губами.
Вследствие этого его контакт с губами нарушается. Отверстие, через которое
выдувается воздух, увеличивается в объеме, становится менее управляемым,
а струя воздуха - более распыленной. Этот недостаток следует учитывать при
игре на флейте и следить объёмом межгубной щели.
Первый способ в основном применяется при начальном этапе обучения
и одинарном ударе языка. Например в исполнении таких произведений как:
В.А. Моцарт «Аллегретто», Ф.Шуберт «Вальс», Д. Кабалевский «Маленькая
полька».
Второй – не только при одинарном, но и двойном ударе языка и
применяется в старших классах в таких произведениях как: И. Кванц Соната
Ре мажор, Н. Раков Сонатина, П.Чайковский Мелодия соч.42, №3.
При атаке (звукоизвлечении) произносятся согласные и гласные. В
своём сочетании они образуют слоги. Именно в этот проявляется наибольшая
активность всего исполнительного аппарата, в особенности языка, губ и
дыхательных мышц вмести. Наиболее известными и распространенными в
исполнительской практике слогами артикуляции являются: тю,тё,ту,и та, а
также: дю, дё, ди, ду и да (при более мягкой атаке). В практике флейтовой
артикуляции могут быть использованы согласные без гласных: т, к. Большой
выбор для работы над развитием артикуляции в сборнике М.Мауза «Флейта.
Школа артикуляции». Возможно, а иногда и необходима артикуляция при
помощи губ и воздушной струи воздуха без участия языка, но с
определенной активностью на дыхательные мышцы диафрагмы и мышц
брюшного пресса. При таком способе атаки губы как бы произносят букву ф.
Начинающих
флейтистов
обязательно
следует
обучать
такому
звукоизвлечению и звуковедению, которые помогут быстрее и яснее понять
назначение губ.
Для развития и укрепления губ, дыхательных мышц ежедневно надо
заниматься резкими, активными выдохами – «толчками», артикулируя ф без
участия языка, а также и во взаимодействии с ним. Такие упражнения будут
способствовать
расширению
выразительности
штрихов.
Такой
способ
звукоизвлечения называется фрулато. В произведении Ф. Пуленка «В лесу» с
помощью этого прием показаны звуки природы.
Для достижения высокого исполнительского мастерства требуется
старательная, серьезная, вдумчивая и постоянная работа.
Список использованной литературы:
М.Моиз. Школа артикуляции 1990 г.
Ю.Должиков.
Артикуляция
и
штрихи//Вопрос
музыкальной
педагогики.Вып.10 1991 г.