Напоминание

«Артикуляция при игре на флейте»


Автор: Костягин Андрей Владимирович
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУДО Дмш 7 им.А.С.Ключарева
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Артикуляция при игре на флейте»
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБУДО «Детская музыкальная школа №7 им.А.С.Ключарёва»

Методическая разработка на тему: «Артикуляция при игре на флейте»

Подготовил преподаватель

по классу флейты

Костягин А.В.

Казань 2022г.

О

сновными музыкальными выразительными средствами при игре на

духовых инструментах, и в частности флейты, является: звук, динамика,

агогика и штрихи. Все они находятся в прямой зависимости от артикуляции.

Овладение

техникой

артикуляции

является

сложным

процессом

по

сравнению, так как оно предполагает участие в максимальной степени всего

исполнительского аппарата музыканта.

Артикуляция – слово латинское, в переводе означающее расчленение,

членораздельное, ясное произнесение. В лингвистике же артикуляцию

связывают с работой органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых

связок), необходимой для произнесения.

Как видно, это определение вполне может подойти и к игре на духовых

инструментах, но с некоторым уточнением, а именно: артикуляция – это

работа прежде всего языка, губ и дыхательных мышц (в особенности

диафрагмы и мышц брюшного пресса), необходимая для извлечения и

последовательного

исполнения

музыкальных

звуков

на

духовых

инструментах.

Немаловажное значение имеет и физическое состояние гортани, мышц

горла, полости рта, которые влияют характер и качество звука – его

звукоизвлечение, ведение и окончание. Поэтому артикуляцию обязательно

надо связывать в первую очередь с атакой, с началом звука. Звук может быть

глубоким и поверхостным, резонирующим, насыщенным обертонами ярким

и наоборот – зажатым, тусклым.

Образование

звука

происходит

от

движения

струи

воздуха,

выходящего через губы флейтиста и попадающей в отверстие головки

флейты, а значит: от направления этой струи, её скорости, объема и формы.

Цель: правильно исполнять все артикуляционные возможности в

зависимости характера и темпа выбранного музыкального произведения.

Существует два способа артикуляции при помощи языка. Первый

предполагает положение кончика языка между зубами, в соприкосновении с

внутренней частью верхней губы; второй – у верхних зубов, при легком

соприкосновении с альвеолами. В первом случае возникает атака более

четкая и конкретная, так как середина губ активнее взаимодействует с

кончиком языка. В результате отверстие, через которое выдувается воздух,

становится уже и меньше в объёме, струя воздуха концентрированнее, а звук

приобретает необходимый резонанс и насыщенность обертонами. Во втором

же случае атака языка менее определенная и более мягкая. Звук несколько

расплывчат, так как язык находится глубже от губ, за верхними губами.

Вследствие этого его контакт с губами нарушается. Отверстие, через которое

выдувается воздух, увеличивается в объеме, становится менее управляемым,

а струя воздуха - более распыленной. Этот недостаток следует учитывать при

игре на флейте и следить объёмом межгубной щели.

Первый способ в основном применяется при начальном этапе обучения

и одинарном ударе языка. Например в исполнении таких произведений как:

В.А. Моцарт «Аллегретто», Ф.Шуберт «Вальс», Д. Кабалевский «Маленькая

полька».

Второй – не только при одинарном, но и двойном ударе языка и

применяется в старших классах в таких произведениях как: И. Кванц Соната

Ре мажор, Н. Раков Сонатина, П.Чайковский Мелодия соч.42, №3.

При атаке (звукоизвлечении) произносятся согласные и гласные. В

своём сочетании они образуют слоги. Именно в этот проявляется наибольшая

активность всего исполнительного аппарата, в особенности языка, губ и

дыхательных мышц вмести. Наиболее известными и распространенными в

исполнительской практике слогами артикуляции являются: тю,тё,ту,и та, а

также: дю, дё, ди, ду и да (при более мягкой атаке). В практике флейтовой

артикуляции могут быть использованы согласные без гласных: т, к. Большой

выбор для работы над развитием артикуляции в сборнике М.Мауза «Флейта.

Школа артикуляции». Возможно, а иногда и необходима артикуляция при

помощи губ и воздушной струи воздуха без участия языка, но с

определенной активностью на дыхательные мышцы диафрагмы и мышц

брюшного пресса. При таком способе атаки губы как бы произносят букву ф.

Начинающих

флейтистов

обязательно

следует

обучать

такому

звукоизвлечению и звуковедению, которые помогут быстрее и яснее понять

назначение губ.

Для развития и укрепления губ, дыхательных мышц ежедневно надо

заниматься резкими, активными выдохами – «толчками», артикулируя ф без

участия языка, а также и во взаимодействии с ним. Такие упражнения будут

способствовать

расширению

выразительности

штрихов.

Такой

способ

звукоизвлечения называется фрулато. В произведении Ф. Пуленка «В лесу» с

помощью этого прием показаны звуки природы.

Для достижения высокого исполнительского мастерства требуется

старательная, серьезная, вдумчивая и постоянная работа.

Список использованной литературы:

М.Моиз. Школа артикуляции 1990 г.

Ю.Должиков.

Артикуляция

и

штрихи//Вопрос

музыкальной

педагогики.Вып.10 1991 г.



В раздел образования