Напоминание

Проект "День народного единства"


Автор: Мосина Татьяна Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №11 Выборгского района г.Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект "День народного единства"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Краткосрочный проект в старшей группе №10

«День народного единства»

Авторы – разработчики:

воспитатели

Мосина Татьяна Вячеславовна

Тема:

«День народного единства».

Цель проекта:

Формирование у детей представлений о родной стране, обычаях и традициях

русского народа.

Расширение представлений детей о национальных праздниках.

Задачи проекта:

Дать представление о празднике «День народного единства.

Пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его

традициям и обычаям.

Воспитание чувства гордости за нашу Родину, уважения, любви к русской

истории и традициям.

Ожидаемые результаты:

- Совершенствование уровня знаний детей о своей стране.

- Повышение уровня знаний родителей.

- Формирование у детей первых чувств патриотизма: гордости за свою Родину,

уважение традиций.

- Проявление интереса детей к событиям, происходящим в стране.

Исполнители проекта и основные участники:

воспитатель и дети старшей группы

Продолжительность проекта:

Две недели

Реализация проекта «День народного единства» дополнила и расширила систему

работы по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников, сделав

акцент на формирование интереса к истории и культуре русского народа.

Методическая

разработка

проекта

осуществлялась

в

соответствии

с

перспективно-тематическим планированием в непосредственно образовательной,

совместной и самостоятельной деятельности по образовательным областям:

1. Социально-коммуникативное развитие;

2. Познавательное развитие;

3. Художественно-эстетическое развитие;

4. Речевое развитие;

5. Физическое развитие

Перспективный план работы по воспитанию патриотических чувств детей

старшего дошкольного возраста и приобщению их к истокам родной культуры

построен на изучении и ознакомлении с традициями, обычаями, приметами и

поговорками разных народов России, а также со знакомством с национальными

костюмами.

Поставлены и реализованы следующие задачи:

обучающие:

- знакомство детей старшего дошкольного возраста с традициями и обычаями

русского народа посредством ознакомления с историей создания народных

костюмов, их смыслового значения для людей (праздничный, повседневный);

- формирование у детей общих представлений о традиционном крестьянском быте

посредством знакомства воспитанников с элементами и назначении костюмов

различных народов России;

развивающие:

- развитие познавательного интереса к народному костюму

- развитие эстетического вкуса и творчества детей;

воспитательные:

- воспитание интереса к традиционному рисунку, росписи костюмов.

- воспитание уважительного отношения к истории и культуре своего народа,

чувства патриотизма;

- воспитание трудолюбия, аккуратности в работе при рисовании, раскрашивании

- привлечение родителей воспитанников к участию в работе.

Актуальность:

Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству – очень сложная и актуальная

задача, особенно когда речь идет о дошкольниках. Важность патриотического

воспитания

в

современных

условиях

подчеркивается

в

Программах

государственного,

региональных,

муниципальных

уровней.

Актуальность

проблемы патриотического воспитания дошкольников средствами народных

игрушек на социально – педагогическом уровне продиктована социальным

заказом государства на формирование общей культуры личности ребенка, в том

числе нравственных ценностей, к которым относится чувство патриотизма, что

отражено

в

Федеральном

государственном

образовательном

стандарте

дошкольного

образования

(2013),

в

ФЗ

«Об

образовании

в

Российской

Федерации» (2012).

Интерес к истокам родной культуры в современном мире возрастает. Происходит

это потому, что знание людьми традиций и культуры своего народа обогащает

жизнь, вселяет чувство гордости за себя и свою семью, укрепляет связь

поколений. Как известно, дошкольное детство - начальный этап становления

личности, ее ориентации на социум. В этот период, по мнению Н.Ф.

Виноградовой, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, В.С. Мухиной, Д. Б. Эльконина

и др., закладывается позитивно оценочное отношение к социальному миру,

окружающим людям, к самому себе.

Приобщение к традициям и обычаям народа является составной частью работы по

патриотическому воспитанию дошкольников.

У каждого народа свои традиции, которые передаются из поколения в поколение.

Русская земля всегда славилась красотой и богатством музыки, литературы,

своими праздниками и обычаями.

Патриотическое

воспитание

детей

является

одной

из

основных

задач

дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это

и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей

неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить

богатство своей страны.

Поэтому нашей задачей является: развитие чувства ответственности и гордости за

достижения

страны - данные

задачи

решаются во всех

видах детской

деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.

Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком,

наиболее доступные ему; эпизоды, к которым привлекается внимание детей,

должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес Отбор

соответствующего

материала

позволяет

формировать

у

дошкольников

представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной

город

славен

своей

историей,

традициями,

достопримечательностями,

памятниками, лучшими людьми.

Содержание проекта:

Работа с родителями

Папка-передвижка для родителей «День народного единства»

Папка-передвижка для родителей «Народные промыслы России»

Папка-передвижка для родителей «Приобщение детей дошкольного возраста к

ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и

традициям»

Папка-передвижка для родителей «История русского народного костюма»

Подготовительный этап:

- обеспечение методической литературой, пособиями и наглядным материалом;

- планирование работы по реализации проекта;

- разработка методов и приемов работы по теме проекта;

- подбор материалов для художественно – продуктивной деятельности;

- презентация на тему «Костюмы народов России»

Практический этап:

- Проведение цикла познавательных занятий;

- Оформление папки-передвижки «О дне народного единства»;

- Консультации для родителей;

- Знакомство с художественной литературой, народными приметами,

пословицами и поговорками;

- Знакомство с народным фольклором, праздниками, музыкальными

произведениями.

Тема 1: «Наша Родина - Россия».

Программное содержание: формировать в воображении детей образ Родины,

представление о России как о родной стране, воспитывать патриотические

чувства.

Тема 2: «День Народного Единства».

Программное содержание: расширять представления детей о национальных

праздниках, знать исторические

моменты в жизни России, родного края.

Воспитание любви и уважения к русским национальным героям.

Беседы с детьми об истории праздника: «День народного единства».

Свободное общение: «Что означает – народное единство?», «Кто такие Минин и

Пожарский?».

Тема 3: «Костюмы народов России». Программное содержание: формировать

представления воспитанников о традиционных повседневных и праздничных

одеждах народов России. Вызывать познавательный интерес по данной теме.

Тема 4: Беседы «Русские народные промыслы: Гжель, Палех, Хохлома,

Жостово», «Поговорим о русском народном костюме».

Программное содержание: расширять и закреплять представления детей о русских

народных промыслах, побуждать детей восхищаться народными умельцами и

предметами

их

творчества.

Обогатить

словарь

детей

словами:

хохлома;

филимоновская, богородская, дымковская игрушки; жостовские подносы.

Тема 5: Чтение художественной литературы.

Чтение русских народных сказок, былин о богатырях русских:

«Иван – крестьянский сын и чудо - юдо», «Илья Муромец и Соловей Разбойник»,

«Добрыня и Алёша», и т.д. Чтение стихотворений: В.Степанов «Необъятная

страна», Г.Ладонщиков «Наш дом», З.Александрова «Родина»,

А.Прокофьев «Родимая страна».

Тема 6: Изобразительная деятельность детей.

Творчество детей – рисунки на тему «Девушка в народном костюме»

Заключительный этап:

- Выставка детских рисунков «Девушка в народном костюме»

Приложение 4

Конспект НОД по художественному творчеству (рисование)

в старшей группе «Девочка в русском сарафане»

Цель: учить детей передавать форму народного сарафана

Задачи:

Образовательные:

закреплять приемы рисования и закрашивания рисунков красками.

учить аккуратности при работе

Развивающие:

пробуждать интерес детей к русскому национальному костюму,

подчеркнуть основное назначение одежды – беречь человека.

расширить знания детей о символике цвета в русском народном костюме.

развивать умение оценивать свои результаты, сравнивая с изображаемым

предметом.

Воспитательные:

воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре и

традициям русского народа, творчеству русского народа, к труду народных

мастериц.

Оборудование и материалы: изображение девочки в сарафане, простой

акварель, кисти, альбомный лист бумаги, баночки, салфетки, схема выполнения

рисунка.

Предварительная работа: беседы, знакомство с творчеством народных мастеров,

просмотр иллюстраций, чтение русских народных сказок, поговорок, пословиц.

дидактическая игра «Что за роспись?». Знакомство с русскими народными

играми.

Ход НОД:

1.Организационный момент.

Воспитатель:

Утром солнышко проснулось (образуют круг)

Всем на свете улыбнулось (дети идут друг за другом)

Громко "здравствуйте" сказали

И по небу побежало (дети бегут друг за другом)

Всех обогрело и тихонько село (дети присаживаются).

2. Основная часть.

Воспитатель: ребята, смотрите, какая нарядная девочка изображена на картинке,

посмотрите на её наряд. А вы знаете как он называется? (сарафан). А девочку

зовут Алёнка.

Воспитатель: Правильно, это сарафан – длинная одежда без рукавов.

Я скажу вам без обмана

Лучше нету сарафана

Мне сказала тётя Настя:

Сарафан приносит счастье.

Сарафан одевают поверх белой рубашки, которая называется сорочка – это

женский русский народный костюм. Сарафаны на Руси носили как каждый день,

так и в праздники. Но праздничные сарафаны шили с любовью, мягкие плавные

линии сарафана, которые как бы струились при движении, делали девушку

похожей на лебедя. Недаром в народных песнях и сказках женщин называли

лебедушками. Украшали сарафаны вышивкой, различными лентами, цветными

полосками, бахромой и тесьмой с узорами. Сарафаны очень бережно хранили и

одевали по праздникам, когда собиралось все село, веселились и играли

в народные игры и забавы. Шили сарафаны из разных тканей, и каждый цвет что-

то означал: красный - огонь, считалось, что красный цвет охраняет и защищает,

зеленый – цвет жизни и растительности. Их одевали на рождение детей и

празднование хорошего урожая.

Желтый, оранжевый – цвет пшеницы и солнца. В желтых сарафанах водили

хороводы после посевов, тем самым призывая солнце обогревать поля к

хорошему урожаю.

Синий и голубой – цвет неба и воды, в синих сарафанах отмечали праздник Ивана

купала.

Белый – чистота, честность, преданность. На сарафане орнамент располагается по

подолу и в центре. Орнамент считался оберегом. Не только для красоты, но и для

защиты от болезней, бед и несчастий, носили сарафаны.

Ребята, что-то наша Алёнка загрустила, ведь ей совсем не с кем играть и

веселиться, мы должны ей помочь, но как это сделать?

Дети: нарисовать подружек.

3. Практическая часть.

Воспитатель: Давайте, ребята, вместе с вами разукрасим сарафаны для нашей

Алёнки!

Не танцует, не поет

Наш игрушечный народ.

Сарафан у них простой-

Белый, а не расписной.

Не украшена рубашка –

Нет и вышивки на ней.

Все исправить, все украсить

Просят девочки детей

Дети раскрашивают рисунки.

4. Рефлексивно-оценочная часть.

Воспитатель: наша Аленка не будет скучать, у нее столько много подружек,

молодцы ребята!

Приложение 2

Конспект НОД для детей старшей группы по ознакомлению с окружающим

миром.

«4 ноября – День Народного Единства»

Задачи:

- расширять представления детей о территории России, народах её населяющих;

- воспитывать уважение к различным национальностям России, их культуре,

языку;

- воспитывать дружеские взаимоотношения в детском коллективе;

- знакомство детей со всероссийским праздником - День Народного Единства;

- воспитывать чувство гордости за свой народ, за его подвиги.

Оборудование: ноутбук

Предварительная работа: беседа о России, о народах, её населяющих;

рассматривание карты мира, России; рассматривание иллюстраций

«Национальные костюмы»

Ход занятия:

Сегодня мне бы хотелось отправиться с вами в путешествие по нашей необъятной

России. Взгляните на карту (слайд №. 1)

Как велика наша Родина. Россия самое большое государство в мире.

(Чтение стихотворения В. Степанов «Российская семья»)

Живут в России разные

Народы с давних пор:

Одним тайга по нраву,

Другим степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд,

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один рыбак с рожденья,

Другой оленевод,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним милее осень,

Другим милей весна

А Родина – Россия

У нас у всех одна!

- Ребята, что вы можете сказать о народах нашей страны?

Ответы детей (Живут в различной местности – тайге, степи, городах, сёлах; могут

разговаривать на разных языках; носить разную национальную одежду).

- Какие национальности, проживающие в России, вы знаете?

Ответы детей (татары, казаки, чеченцы, чуваши, мордва, ненцы, чукчи и др.)

- А как вы думаете, дружно ли живут народы в нашей стране?

А знаете ли вы пословицы о дружбе?

Ответы детей (Старый друг лучше новых двух. Нет друга, так ищи, а нашёл —

береги. Дружба - великая сила. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Друг за друга держаться - ничего не бояться.)

- Вот какие пословицы сочинил наш народ. Потому что понимал, что дружба – это

великая сила. Народы всех национальностей живут сплочённо, помогают друг

другу, не ссорятся. А вы ребята, умеете дружить?

А если вдруг поссоритесь? Что сделаете?

Динамическая пауза «Мирилка» (дети в парах берутся мизинчиками)

Чтобы солнце улыбалось,

Нас с тобой согреть старалось.

Надо просто стать добрей

И мириться поскорей.

-Молодцы. А вы знаете, что длится дружба всех народов России уже много

столетий. Даже есть всероссийский праздник - День Единства Народов, который

мы будем совсем скоро с вами отмечать (слайд). Хотите узнать, почему народы

России так крепки и едины?

- Давным-давно в Русском государстве было тревожное время неурожаев, голода,

беспорядков и восстаний – смутное время

- Захватили царский престол самозванцы чужеземные и захотели Русь себе

подчинить.

- И не было на Руси армии, чтобы защитить народ от захватчиков. И тогда люди

поняли, что никто не защитит их, кроме них самих. И полетела весть по земле

русской – собираться в отряды и освобождать землю родную от захватчиков.

- А во главе ополчения стояли князь Пожарский и его верный помощник Минин

- Вся Русская земля встала против захватчиков. Начались бои за освобождение.

- Тот день остался в памяти у народа. Когда сообща, вместе была одержана

великая победа. И в честь той битвы в сердце нашей Родины, в Москве, на

Красной площади стоит памятник героям той битвы гражданину Минину и князю

Пожарскому от благодарной России.

Воспитатель читает

отрывок стихотворения Н. Майданик «День Народного Единства»

Едино государство,

Когда един народ,

Когда великой силой

Он движется вперед.

Врага он побеждает,

Объединившись в бой,

И Русь освобождает,

И жертвует собой.

Во славу тех героев

Живем одной судьбой,

Сегодня День единства

Мы празднуем с тобой!

- Ребята, о каком празднике вы сегодня узнали? Почему появился этот праздник?

Кто стал народными героями России?

- Я желаю вам жить дружно и мирно и помнить о подвигах своих предков.

Приложение 3

Конспект

по познавательному развитию в старшей группе

«История русского костюма»

Цель: Приобщить детей к истории народной культуры.

Задачи:

Познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями

его внешнего вида;

Закрепить знания детей о женском и мужском национальных костюмах

;

Познакомить детей с русской старинной обувью – «лапти»; дать понятие

новым словам «кокошник», «картуз», «зипун, кафтан», «телогрея»

Учить детей сравнивать, описывать, делать выводы, способствовать

развитию речи;

Воспитывать интерес и уважение к русской литературе и культуре.

Материалы к занятию: иллюстрации с изображением русских национальных

костюмов и костюмов других народов. Презентация «Костюмы народов России».

Аудиозаписи русских народных песен.

Предварительная

работа: Рассматривание

иллюстраций

с

русскими

национальными костюмами и костюмов других народов, чтение русских

народных сказок.

Методические приемы: словесные методы (рассказ педагога, вопросы к детям,

объяснение); наглядные методы (демонстрация иллюстраций), практический

метод.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Ребята, мы снова с вами находимся в русской народной избе. Давайте все удобно

усядемся на стульчики, закроем ладошками глаза и перенесемся на машине

времени в далекое прошлое.

- Посмотрите, как необычно я одета! Кто скажет, какой на мне костюм?

(русский народный костюм).

- Да, в старину его носили русские женщины. Раньше не было ни ателье, ни

швейных фабрик и женщины сами шили одежду и для себя и для всей семьи, сами

украшали ее.

Сегодня тема нашего путешествия «История русского народного костюма».

- Как вы думаете, когда человек начал носить одежду? (Давно)

- Правильно, это произошло очень давно.

- А для чего человеку была нужна одежда? (Она служила для защиты от холода и

жары).

- Верно! Только постепенно одежда стала приобретать большое значение в жизни

людей.

Давайте

рассмотрим

мужской

костюм

того

времени

(показываю

иллюстрации и элементы костюма).

- Главными частями мужской одежды были рубаха и порты. Рубаху делали

длинной, она имела у ворота разрез посередине или сбоку называлась такая

рубаха – косоворотка. Повторите и запомните это слово. Рубаху носили на

выпуск и обязательно подпоясывали узким пояском - кушаком, к которому

прикрепляли гребень. Давайте повторим это слово и постараемся его запомнить.

Шили ее из белой, красной, синей ткани и украшали вышивкой. Она была как

оберег.

- Ребята, а кто из вас догадался что такое порты? (штаны).

- Верно, ребятки! В старину так называли штаны- порты.

- А что носили мужчины на голове? (шапка, кепка)

- Правильно! Зимой- одевали шапку, а весной и летом- кепку или раньше ее

называли- картуз. Повторим это слово и запомним.

- А как вы думаете, что обували на ноги? (лапти, сапоги).

- В древние времена самой распространенной обувью были лапти. Повторите и

запомните это слово.

(лапти)

- Угадайте, из чего делали лапти?

(Из коры березы – бересты)

- Лапти чаще всего плели мужчины.

- А как вы думаете, в какое время года носили лапти?

(летом и зимой)

- Лапти носили с онучами. Онучи - часть обуви, обвертка на ногу, замена чулок,

под сапоги и лапти, длинная, широкая (около 30 сантиметров) полоса ткани

белого, чёрного или коричневого цвета (холщовой, шерстяной) для обмотки ноги

до колена (при обувании в лапти). Элемент традиционной русской и финской

одежды.

Повторите слово онучи. (онучи)

- А закрепляли на ногах длинными шнурами – оборами.

- Как вы думаете, а сейчас лапти плетут?

(Как сувенир)

- Про лапти есть много различных поверий:

Считалось если подвесить лапоть в курятнике – куры будут здоровы и снесут

много яиц.

-

Мужик поверх рубахи и портов одевал - кафтан или зипун. Хором повторяем и

запоминаем. В холодную зимнюю погоду носили шубы. Кто победнее, шили

шубы из овчины. У богатых и знатных, шубы были из песца, лисицы, белки,

куницы.

- В какой сказке старик вез своей бабе лису на воротник? (Волк и лиса)

-

Давайте подведем итог и повторим, из каких частей состоит мужской

костюм? (Рубаха, порты, лапти, кепка, кафтан, шуба).

- Теперь давайте рассмотрим иллюстрации с элементами женской одежды.

Основной одеждой женщин была длинная рубаха. Носили рубаху с нешироким

поясом. Часть украшали вышивкой.

- Поверх рубахи надевали юбку или сарафан. Праздничные сарафаны и рубахи

высоко ценились, и их тщательно берегли. К шелковым сарафанам в России

надевали головной убор.

- Как вы думаете, ребята, что это был за головной убор?

Наиболее распространенный вид русского праздничного головного женского

убора – «кокошник» его носили с сарафаном. Это нарядный головной убор,

обшивали его золотом и драгоценными камнями. Хоровое проговаривание:

кокошник.

Женские головные уборы были разными для девушек и замужних женщин.

Девушки волосы заплетали в косы. Женщины свои волосы должны были прятать

подплаток.

- Полюбуйтесь на этот предмет красивый, расшитый узором. Это душегрея.

Душегрея это короткая кофточка, одевали её на сарафан или юбку и расшивали

узором.

(При объяснении словообразования предложить детям соединить две ладошки

вместе («душа», «греет»).

- Почему она так называется?

- Раньше люди думали, что душа находится в груди, поэтому душегрея и

прикрывает верхнюю часть тела. Как будто греет душу.

- Сделаем вывод женская одежда- это… (продолжите фразу) (Рубаха, сарафан,

душегрея, кокошник, платок).

Физкультминутка.

Любопытная Варвара

Смотрит влево. Смотри вправо,

(повороты головы влево - вправо)

А потом вперед,

Тут немного отдохнет.

(расслабленный наклон головы вперед)

Шея не напряжена,

А расслаблена она.

(голову держать прямо)

А Варвара смотрит вверх.

Выше всех и дальше всех

(наклон головы назад)

Возвращается обратно,

Расслабление приятно.

- Ребята, рубашки, как мужские, так и женские, украшали вышивкой.

На Руси употребляли слово «узор». «Узор»- это слово означает «узреть» -

увидеть. Увидеть красоту. Мастерицы вышивали знаки: ромбы, кресты, цветы,

круги.

Узор в виде орнамента, т.е. ритмично повторяющегося рисунка, «клали» на ворот,

рукава и подол. Считалось, что вышивка – «оберег» предохраняла, оберегала от

злых сил.

- Ребята, каждый знак на вышивке обозначает свой символ:

волнистые линии означали - символ воды

красные круги - символ солнца

крест - это тоже символ солнца

ромб - символ земли, плодородия

цветы – символ богатства

- Даже цвета имели своё значение:

Красный – благополучие

Жёлтый – тепло и ласка

Синий – радость

Чёрный – богатство.

Не то дорого, что шито золотом,

А то дорого, что доброго мастерства.

2. Рефлексивно-оценочная часть.

- Итак, мы с помощью машины времени заглянули в прошлое, давайте

возвращаться в группу. Закроем глаза повернемся вокруг себя. Откроем глаза, вот

мы с вами и снова в нашей группе.

- Что нового вы узнали о русском народном костюме? (Ответы детей).

- Какие новые слова вы запомнили?

Приложение 1

НОД по познавательному развитию в старшей группе на

тему: «Наша Родина - Россия».

Цель: познакомить детей с понятием «Родина» и местонахождением ее на карте.

Задачи:

Обучающие:

дать детям представление о Родине – России, ее столице

познакомить детей с государственной символикой, президентом Российской

Федерации.

Развивающие:

развивать у детей умение ориентироваться по карте, глобусу, находить свою

страну, село, в котором живут

активизировать словарь детей фразами и словами: родная страна, Россия,

богатая, большая, необъятная, герб, флаг, гимн, президент.

Воспитательные:

Воспитывать уважительное отношение к государственным символам,

понимание того, что государственные символы призваны объединять жителей

одной страны,

воспитывать любовь к своей родине, чувство гордости за свою страну

Виды

деятельности: чтение

художественной

литературы,

познавательно-

исследовательская, коммуникативная.

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: слушание рассказа, беседа о

Родине, работа по карте, демонстрация флага, гимна, портрета президента.

Оборудование: книга Н.Ф.Виноградовой «Что такое Родина?», карта, текст

стихотворения

О.Фокиной

«Родина»,

иллюстрации

с

изображением

государственной символики, портрет президента, аудио записи – шум леса, гимн

России.

Ход занятия:

-Ребята, как называется наша Родина?

-Да, наша страна называется Россия. Она очень большая. Когда в одной части

страны люди ложатся спать, то в другой только начинается день. В одно и то же

время в одной части России может идти снег, а в другой – светить яркое солнце.

Это наша Родина.

-Вы любите свою Родину?

-А хотите посмотреть, как она выглядит на карте?

-Представьте, что вам необходимо пройти вдоль всей границы нашей Родины. Что

вы увидите на своем пути?

-Давайте найдем на карте столицу нашей Родины – Москву. Как мы можем

добраться до Москвы?

-Послушайте стихотворение «Родина» О.Фокиной.

Простые звуки родины моей:

Реки неугомонной бормотанье

Да гулкое лесное кукованье

Под шорох созревающих полей.

Простые краски северных широт:

Румяный клевер, лен голубоватый,

И солнца блеск, немного виноватый,

И – облака, плывущие вразброд.

-Ребята, придумайте рассказ «Что я увидел по дороге в Москву?».

-Назовите вид транспорта, на котором бы вы хотели путешествовать.

-Что можно увидеть, путешествуя на разных видах транспорта?

-Ребята, послушайте стихотворение О.Фокиной «Храни огонь родного очага».

Храни огонь родного очага

И не позарься на костры чужие –

Таким законом наши предки жили

И завещали нам через века:

Храни огонь родного очага!

-А теперь давайте рассмотрим Государственный флаг Российской Федерации.

Воспитатель: Государственный флаг Российской Федерации состоит из трех

одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего

и нижней - красного цвета. Каждая полоса имеет свое значение. Белый цвет – это

цвет мира и мудрости. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая. Синий

цвет – цвет неба, воды, моря – символ свободы и веры, верности. Народ любит

свою страну, верен ей, защищает ее. Красный цвет – это цвет силы и мужества.

Наша страна сильная. Мы все любим нашу страну и гордимся ею.

Физкультминутка «Отдыхаем».

Я предлагаю нам немного отдохнуть. Сядьте удобно и расслабьтесь. Руки очень

легкие, опустите вниз.

Воспитатель включает аудио запись со звуками леса.

- Давайте закроем глазки и представим, что мы попали в российский лес, где

стоят высокие деревья. У них зеленые верхушки, много веточек и листьев.

Ветерок колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят. Из глубины леса

доносится пение птиц, а вот где – то зажурчал ручей. А вот внезапно треснула

веточка, и кусты зашевелились – это медведь прошел. И стало тихо.

- Посмотрите на герб России.

- Что такое герб? (Герб – это знак).

- Кто изображен на гербе? (Орел, всадник, поражающий дракона копьем дракона).

Орел – символ власти. Двуглавый орел символизирует могущество и единство

Российского государства.

Изображение всадника, на груди орла – это символ борьбы добра со злом, света и

с тьмой, защиты Отечества. На доске появляется изображение герба.

- Где можно встретить изображение герба? (На монетах, документах, грамотах)

- У каждой страны есть свой гимн.

Гимн – это самая главная торжественная песня страны, в которой народ славит

свою страну. Гимн России очень красивый и величественный. Гимн посвящен

нашей стране, ее бескрайним просторам, прекрасным, отважным людям, в гимне

поется о горячей любви граждан к своей Родине.

- Послушаем гимн нашей страны стоя, проявляя уважение к своей стране.

Прослушивание гимна в записи.

- Когда вы можете услышать гимн?

-Под

звучание

гимна

самым

выдающимся

людям

страны

артистам,

спортсменам, ученым, писателям – вручаются награды. Молодые воины

принимают присягу, то есть дают Родине клятву в верности, обещают защищать

ее от врагов. Когда по телевизору демонстрируют важные события в стране;

перед началом футбольного матча, в случае победы спортсменов.

- Ребята, а кто управляет такой могучей страной? (Президент и правительство).

На доске появляется изображение президента В. В. Путина.

Президент вместе с правительством решают важные государственные вопросы,

утверждают законы, следят за правопорядком, распределяют бюджет России.

- Ответственно и трудно работать в правительстве страны. Ведь главным для

президента является приносить пользу нашему Отечеству, нашему государству,

нашей Родине.

- Родина – место, где мы родились, страна, в которой мы живем, где живут наши

близкие, где жили наши прабабушки и прадедушки. Родина у каждого человека

одна. Дорогие ребята, любите свою Родину. Старайтесь больше узнать о ней,

берегите ее природу.

Воспитатель: Что же мы узнали сегодня? Мы познакомились с Государственным

флагом нашей страны. Мы назвали места, где его можно увидеть. Мы определили,

что изображено на флаге и узнали, что означают цвета российского флага.

-Ребята, вам понравилась беседа о нашей Родине?

-Я надеюсь, что вы будете беречь нашу Родину, охранять ее природу.

Приложение 5

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе

«Традиции, приметы и обычаи русского народа»

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

Образовательные:

расширять представления детей о народных традициях и обычаях (посиделки,

встреча гостей хлебом солью).

закреплять навыки изготовления куклы из ткани.

активизировать словарный запас у детей «народный промысел», горница,

предметы быта, посиделки.

развивать связную, диалогическую речь.

прививать интерес к народному творчеству.

обогащать духовный мир детей.

Развивающие

:

Развивать словесно-логическое мышление.

Воспитательные:

Воспитывать у детей интерес к русской национальной культуре и народному

творчеству.

Воспитывать чувство патриотизма.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное», «Художественно-

эстетическое», «Физическое», «Речевое».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная,

художественно - эстетическая, двигательная.

Материалы и оборудование:

иллюстрации старинных предметов быта: русская печь, прялка, самовар, посуда,

рушники

Методы и приёмы:

• наглядный (показ слайдов);

• словесный (пословицы и поговорки, беседа);

• игровой (сюрпризный момент, создание игровой ситуации (игра – путешествие

в старину)

Предварительная работа:

Совместная с детьми деятельность

• разучивание пословиц, поговорок, загадок, примет, небылиц, народных игр;

• чтение художественной литературы; «Гуси Лебеди», «Царевна-

лягушка», «Хаврошечка»;

• проведение бесед о русских традициях и народно декоративно – прикладном

искусстве.

Беседы: «Что

такое

Родина»? «Какие русские

народные

традиции

знаете»? «Расскажи о семейных традициях». «Важно ли соблюдать традиции

своего народа»? «Игрушки наших бабушек». Обсуждение пословиц: Хлеб - всему

голова и др.

• Познавательно-исследовательская

деятельность:

Исследование традиционных

праздников обычаев и декоративно – прикладного искусства. «Путешествие в

прошлое народных

костюмов»,

«история

празднования народных календарных

праздников. «Истории семейных традиций».

• Чтение

художественной

литературы:

Загадки,

пословицы,

поговорки,

заклички, народные приметы, небылицы.

Ход работы:

Дети

с

воспитателем

в русских национальных

костюмах

заходят

в группу

хороводом.

Воспитатель: Вспомните, а что девушки надевали на голову?

Дети: Кокошники, платки?

Воспитатель: Кто носил кокошник? Кто платок?

Дети: Девушки не замужем носили кокошники, а замужние – платки.

Воспитатель:

Правильно

ребята.

И

сегодня

мы

с

вами

нарядились

в русскую национальную одежду не просто так. Мы с вами отправимся в

путешествие. Но отправимся мы не в дальние страны, а в прошлое нашей страны.

Увидим своими глазами как жили люди в старые времена, узнаем что-то новое

о традициях и обычаях нашего народа. И какие традиции дошли до наших дней.

Давайте сначала вспомним, что такое традиции?

Дети: Обычаи, привычки.

Воспитатель: Какие бывают традиции?

Дети: Семейные, народные.

Воспитатель: Какие в ваших семьях есть традиции?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Ну, а мы с вами будем говорить о народных традициях. Хорошо?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда отправляемся в прошлое.

Вместе хлопнули в ладоши

Дружно топнули ногой

Поприветствуем друг друга

Игру в традиции начнем.

Ребята, а вы знаете как в старину назывался деревянный дом?

Дети: Изба.

Воспитатель: Правильно, изба. А в избе была горница. Кто знает, что такое

горница? Это самая просторная и светлая комната в доме, где хозяева встречали

гостей.

Хором: Хозяюшка, выходи!

Гостей в горнице прими!

Воспитатель: А вот и хозяйка нас встречает!

Девочка: Дай Бог тому

Кто к нашему двору, -

Дорогим гостям,

Милым детушкам.

Воспитатель: В нашей стране принято дорогих гостей встречать хлебом и солью.

Спасибо хозяюшка за гостеприимство. Эта традиция сохранилась до наших дней.

Как вы думаете, почему повелось встречать гостей хлебом, караваем.

Ответы детей

Воспитатель: Вспомните какие вы знаете пословицы и поговорки про хлеб.

Дети: Хлеб - всему голова

Хлеб да вода – здоровая еда

Большому куску рот радуется

Ешь пироги, а хлеб вперед береги

Без хлеба – половина обеда

Хлеб бросать – труд не уважать

Будет хлеб – будет и обед

Воспитатель: Правильно ребята. Хлеб во все времена был главной едой на столе и

богатых и бедных. Большой труд люди вкладывали, чтобы вырастить хлеб.

Поэтому и ценили его как ничто другое. Был и еще такой обычай у русских людей.

Сея и убирая урожай на полях, в обеденное время, когда все поедят, мужчины и

женщины отдыхали перед дальнейшей работой, а молодые девушки и парни в это

время пели песни, водили хороводы и играли в различные игры. Давайте сейчас в

одну такую игру поиграем. Называется она «Золотые ворота»:

Золотые ворота

Пропускают не всегда

Первый раз прощается

Второй раз – запрещается

А на третий раз не пропустим вас.

Воспитатель: Очень хорошо. А теперь давайте посмотрим, как

выглядела старинная русская изба. Что самым главным является в доме?

Дети: Печь и стол.

Воспитатель: Почему?

Дети: Печь, как мать родная, она греет, еду варит, спать на ней можно. За столом

собиралась вся семья. Его называли – ладонь – божья.

Воспитатель: Правильно. В центре стола всегда сидел отец – глава семьи.

Посмотрите, то мы здесь видим

Дети: посуда, рушник, матрешки, свистульки

Воспитатель: Да или можно назвать это все предметы быта или народный

промысел. Почему эти предметы называют народный промысел, подумайте.

Дети: Потому, что люди сами вышивали, посуду сами делали, расписывали ложки,

игрушки.

Воспитатель: Правильно. В те времена девушки сами пряли пряжу, вышивали

рушники и рубахи, пекли хлеб. Мужчины из дерева вырезали ложки, скалки,

матрешек, плели лапти и корзины из лыка. Все эти вещи называют народным

промыслом. Делали они все это зимними вечерами, когда собирались вместе в

одном доме. А называлось это посиделками. Повторите. Какие новые слова вы еще

запомнили?

Дети: Горница, народный промысел, посиделки

Воспитатель: А ещё, в те времена, люди умели предсказывать погоду по приметам.

Какие народные приметы вы знаете?

Дети: Ласточки низко летают – к дождю.

Воспитатель: Правильно! А вот еще несколько примет:

Лягушки громко квакают – к ясной погоде, тихо – к дождю.

Перед дождем кошка прячет лапой нос, перед похолоданием – сворачивается в

клубочек. Вытягивается на спинке – к теплу.

Воробьи купаются в песке – к дождю.

Сильная роса на траве – дождя не будет.

На окнах выступили морозные узоры – зима будет долгой.

Паук плетет паутину – к ясному дню.

Муравьи окапываются – к дождю.

Вороны каркают – на дождь.

Вокруг луны ореол к вечеру – к туману.

Ясная луна – к хорошей погоде.

Зимой яркие звезды – к морозу.

Облака быстро плывут – к ветру.

Чайки сидят на воде – к ясной погоде.

Воспитатель: Есть еще кое-что, что пришло к нам из давних времен, и чем мы

пользуемся по сей день. Это пословицы и поговорки. Какие пословицы и

поговорки вы знаете?

Дети: Сделал дело - гуляй смело. Любишь кататься – люби и саночки возить. Слово

– это не воробей, вылетит - не поймаешь.

Воспитатель: Да, верно! А хотите узнать ещё больше пословиц и поговорок?

О семье:

В хорошей семье хорошие дети растут.

Где любовь и совет, там и горя нет.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Муж без жены — что гусь без воды.

На что и клад, когда в семье лад.

В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.

О труде:

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Скучно всем до вечера, если делать нечего.

Делу время, а потехе час.

Об учёбе:

Если много узнаешь, то сильнее станешь.

Миру светит солнце, а человеку познания.

В ученье свет, а в не ученье тьма.

По одежке встречают, а по уму провожают.

Век живи, век учись.

О дружбе:

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.

С иным водиться — что в крапиву садиться.

Связанного веника не переломишь, а по прутику весь веник переломаешь.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Старый друг лучше новых двух.

Итог:

Воспитатель: Ребята, кто узнал для себя, что-то новое, интересное, кому

понравились традиции и обычаи русского народа.

Ответы детей.

Воспитатель: Какие народные традиции вам понравились? А какие пословицы и

поговорки вы услышали впервые? Про какие приметы узнали?

Ответы детей.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать из нашего путешествия?

Дети:

Мы

– русский

народ должны

придерживаться

своей

культуры,

своих традиций и обычаев.



В раздел образования