Автор: Мосина Татьяна Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №11 Выборгского района г.Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект "День народного единства"
Раздел: дошкольное образование
Краткосрочный проект в старшей группе №10
«День народного единства»
Авторы – разработчики:
воспитатели
Мосина Татьяна Вячеславовна
Тема:
«День народного единства».
Цель проекта:
Формирование у детей представлений о родной стране, обычаях и традициях
русского народа.
Расширение представлений детей о национальных праздниках.
Задачи проекта:
Дать представление о празднике «День народного единства.
Пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его
традициям и обычаям.
Воспитание чувства гордости за нашу Родину, уважения, любви к русской
истории и традициям.
Ожидаемые результаты:
- Совершенствование уровня знаний детей о своей стране.
- Повышение уровня знаний родителей.
- Формирование у детей первых чувств патриотизма: гордости за свою Родину,
уважение традиций.
- Проявление интереса детей к событиям, происходящим в стране.
Исполнители проекта и основные участники:
воспитатель и дети старшей группы
Продолжительность проекта:
Две недели
Реализация проекта «День народного единства» дополнила и расширила систему
работы по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников, сделав
акцент на формирование интереса к истории и культуре русского народа.
Методическая
разработка
проекта
осуществлялась
в
соответствии
с
перспективно-тематическим планированием в непосредственно образовательной,
совместной и самостоятельной деятельности по образовательным областям:
1. Социально-коммуникативное развитие;
2. Познавательное развитие;
3. Художественно-эстетическое развитие;
4. Речевое развитие;
5. Физическое развитие
Перспективный план работы по воспитанию патриотических чувств детей
старшего дошкольного возраста и приобщению их к истокам родной культуры
построен на изучении и ознакомлении с традициями, обычаями, приметами и
поговорками разных народов России, а также со знакомством с национальными
костюмами.
Поставлены и реализованы следующие задачи:
обучающие:
- знакомство детей старшего дошкольного возраста с традициями и обычаями
русского народа посредством ознакомления с историей создания народных
костюмов, их смыслового значения для людей (праздничный, повседневный);
- формирование у детей общих представлений о традиционном крестьянском быте
посредством знакомства воспитанников с элементами и назначении костюмов
различных народов России;
развивающие:
- развитие познавательного интереса к народному костюму
- развитие эстетического вкуса и творчества детей;
воспитательные:
- воспитание интереса к традиционному рисунку, росписи костюмов.
- воспитание уважительного отношения к истории и культуре своего народа,
чувства патриотизма;
- воспитание трудолюбия, аккуратности в работе при рисовании, раскрашивании
- привлечение родителей воспитанников к участию в работе.
Актуальность:
Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству – очень сложная и актуальная
задача, особенно когда речь идет о дошкольниках. Важность патриотического
воспитания
в
современных
условиях
подчеркивается
в
Программах
государственного,
региональных,
муниципальных
уровней.
Актуальность
проблемы патриотического воспитания дошкольников средствами народных
игрушек на социально – педагогическом уровне продиктована социальным
заказом государства на формирование общей культуры личности ребенка, в том
числе нравственных ценностей, к которым относится чувство патриотизма, что
отражено
в
Федеральном
государственном
образовательном
стандарте
дошкольного
образования
(2013),
в
ФЗ
«Об
образовании
в
Российской
Федерации» (2012).
Интерес к истокам родной культуры в современном мире возрастает. Происходит
это потому, что знание людьми традиций и культуры своего народа обогащает
жизнь, вселяет чувство гордости за себя и свою семью, укрепляет связь
поколений. Как известно, дошкольное детство - начальный этап становления
личности, ее ориентации на социум. В этот период, по мнению Н.Ф.
Виноградовой, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, В.С. Мухиной, Д. Б. Эльконина
и др., закладывается позитивно оценочное отношение к социальному миру,
окружающим людям, к самому себе.
Приобщение к традициям и обычаям народа является составной частью работы по
патриотическому воспитанию дошкольников.
У каждого народа свои традиции, которые передаются из поколения в поколение.
Русская земля всегда славилась красотой и богатством музыки, литературы,
своими праздниками и обычаями.
Патриотическое
воспитание
детей
является
одной
из
основных
задач
дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это
и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей
неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить
богатство своей страны.
Поэтому нашей задачей является: развитие чувства ответственности и гордости за
достижения
страны - данные
задачи
решаются во всех
видах детской
деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.
Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком,
наиболее доступные ему; эпизоды, к которым привлекается внимание детей,
должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес Отбор
соответствующего
материала
позволяет
формировать
у
дошкольников
представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной
город
славен
своей
историей,
традициями,
достопримечательностями,
памятниками, лучшими людьми.
Содержание проекта:
Работа с родителями
Папка-передвижка для родителей «День народного единства»
Папка-передвижка для родителей «Народные промыслы России»
Папка-передвижка для родителей «Приобщение детей дошкольного возраста к
ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и
традициям»
Папка-передвижка для родителей «История русского народного костюма»
Подготовительный этап:
- обеспечение методической литературой, пособиями и наглядным материалом;
- планирование работы по реализации проекта;
- разработка методов и приемов работы по теме проекта;
- подбор материалов для художественно – продуктивной деятельности;
- презентация на тему «Костюмы народов России»
Практический этап:
- Проведение цикла познавательных занятий;
- Оформление папки-передвижки «О дне народного единства»;
- Консультации для родителей;
- Знакомство с художественной литературой, народными приметами,
пословицами и поговорками;
- Знакомство с народным фольклором, праздниками, музыкальными
произведениями.
Тема 1: «Наша Родина - Россия».
Программное содержание: формировать в воображении детей образ Родины,
представление о России как о родной стране, воспитывать патриотические
чувства.
Тема 2: «День Народного Единства».
Программное содержание: расширять представления детей о национальных
праздниках, знать исторические
моменты в жизни России, родного края.
Воспитание любви и уважения к русским национальным героям.
Беседы с детьми об истории праздника: «День народного единства».
Свободное общение: «Что означает – народное единство?», «Кто такие Минин и
Пожарский?».
Тема 3: «Костюмы народов России». Программное содержание: формировать
представления воспитанников о традиционных повседневных и праздничных
одеждах народов России. Вызывать познавательный интерес по данной теме.
Тема 4: Беседы «Русские народные промыслы: Гжель, Палех, Хохлома,
Жостово», «Поговорим о русском народном костюме».
Программное содержание: расширять и закреплять представления детей о русских
народных промыслах, побуждать детей восхищаться народными умельцами и
предметами
их
творчества.
Обогатить
словарь
детей
словами:
хохлома;
филимоновская, богородская, дымковская игрушки; жостовские подносы.
Тема 5: Чтение художественной литературы.
Чтение русских народных сказок, былин о богатырях русских:
«Иван – крестьянский сын и чудо - юдо», «Илья Муромец и Соловей Разбойник»,
«Добрыня и Алёша», и т.д. Чтение стихотворений: В.Степанов «Необъятная
страна», Г.Ладонщиков «Наш дом», З.Александрова «Родина»,
А.Прокофьев «Родимая страна».
Тема 6: Изобразительная деятельность детей.
Творчество детей – рисунки на тему «Девушка в народном костюме»
Заключительный этап:
- Выставка детских рисунков «Девушка в народном костюме»
Приложение 4
Конспект НОД по художественному творчеству (рисование)
в старшей группе «Девочка в русском сарафане»
Цель: учить детей передавать форму народного сарафана
Задачи:
Образовательные:
закреплять приемы рисования и закрашивания рисунков красками.
учить аккуратности при работе
Развивающие:
пробуждать интерес детей к русскому национальному костюму,
подчеркнуть основное назначение одежды – беречь человека.
расширить знания детей о символике цвета в русском народном костюме.
развивать умение оценивать свои результаты, сравнивая с изображаемым
предметом.
Воспитательные:
воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре и
традициям русского народа, творчеству русского народа, к труду народных
мастериц.
Оборудование и материалы: изображение девочки в сарафане, простой
акварель, кисти, альбомный лист бумаги, баночки, салфетки, схема выполнения
рисунка.
Предварительная работа: беседы, знакомство с творчеством народных мастеров,
просмотр иллюстраций, чтение русских народных сказок, поговорок, пословиц.
дидактическая игра «Что за роспись?». Знакомство с русскими народными
играми.
Ход НОД:
1.Организационный момент.
Воспитатель:
Утром солнышко проснулось (образуют круг)
Всем на свете улыбнулось (дети идут друг за другом)
Громко "здравствуйте" сказали
И по небу побежало (дети бегут друг за другом)
Всех обогрело и тихонько село (дети присаживаются).
2. Основная часть.
Воспитатель: ребята, смотрите, какая нарядная девочка изображена на картинке,
посмотрите на её наряд. А вы знаете как он называется? (сарафан). А девочку
зовут Алёнка.
Воспитатель: Правильно, это сарафан – длинная одежда без рукавов.
Я скажу вам без обмана
Лучше нету сарафана
Мне сказала тётя Настя:
Сарафан приносит счастье.
Сарафан одевают поверх белой рубашки, которая называется сорочка – это
женский русский народный костюм. Сарафаны на Руси носили как каждый день,
так и в праздники. Но праздничные сарафаны шили с любовью, мягкие плавные
линии сарафана, которые как бы струились при движении, делали девушку
похожей на лебедя. Недаром в народных песнях и сказках женщин называли
лебедушками. Украшали сарафаны вышивкой, различными лентами, цветными
полосками, бахромой и тесьмой с узорами. Сарафаны очень бережно хранили и
одевали по праздникам, когда собиралось все село, веселились и играли
в народные игры и забавы. Шили сарафаны из разных тканей, и каждый цвет что-
то означал: красный - огонь, считалось, что красный цвет охраняет и защищает,
зеленый – цвет жизни и растительности. Их одевали на рождение детей и
празднование хорошего урожая.
Желтый, оранжевый – цвет пшеницы и солнца. В желтых сарафанах водили
хороводы после посевов, тем самым призывая солнце обогревать поля к
хорошему урожаю.
Синий и голубой – цвет неба и воды, в синих сарафанах отмечали праздник Ивана
купала.
Белый – чистота, честность, преданность. На сарафане орнамент располагается по
подолу и в центре. Орнамент считался оберегом. Не только для красоты, но и для
защиты от болезней, бед и несчастий, носили сарафаны.
Ребята, что-то наша Алёнка загрустила, ведь ей совсем не с кем играть и
веселиться, мы должны ей помочь, но как это сделать?
Дети: нарисовать подружек.
3. Практическая часть.
Воспитатель: Давайте, ребята, вместе с вами разукрасим сарафаны для нашей
Алёнки!
Не танцует, не поет
Наш игрушечный народ.
Сарафан у них простой-
Белый, а не расписной.
Не украшена рубашка –
Нет и вышивки на ней.
Все исправить, все украсить
Просят девочки детей
Дети раскрашивают рисунки.
4. Рефлексивно-оценочная часть.
Воспитатель: наша Аленка не будет скучать, у нее столько много подружек,
молодцы ребята!
Приложение 2
Конспект НОД для детей старшей группы по ознакомлению с окружающим
миром.
«4 ноября – День Народного Единства»
Задачи:
- расширять представления детей о территории России, народах её населяющих;
- воспитывать уважение к различным национальностям России, их культуре,
языку;
- воспитывать дружеские взаимоотношения в детском коллективе;
- знакомство детей со всероссийским праздником - День Народного Единства;
- воспитывать чувство гордости за свой народ, за его подвиги.
Оборудование: ноутбук
Предварительная работа: беседа о России, о народах, её населяющих;
рассматривание карты мира, России; рассматривание иллюстраций
«Национальные костюмы»
Ход занятия:
Сегодня мне бы хотелось отправиться с вами в путешествие по нашей необъятной
России. Взгляните на карту (слайд №. 1)
Как велика наша Родина. Россия самое большое государство в мире.
(Чтение стихотворения В. Степанов «Российская семья»)
Живут в России разные
Народы с давних пор:
Одним тайга по нраву,
Другим степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд,
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один рыбак с рожденья,
Другой оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна
А Родина – Россия
У нас у всех одна!
- Ребята, что вы можете сказать о народах нашей страны?
Ответы детей (Живут в различной местности – тайге, степи, городах, сёлах; могут
разговаривать на разных языках; носить разную национальную одежду).
- Какие национальности, проживающие в России, вы знаете?
Ответы детей (татары, казаки, чеченцы, чуваши, мордва, ненцы, чукчи и др.)
- А как вы думаете, дружно ли живут народы в нашей стране?
А знаете ли вы пословицы о дружбе?
Ответы детей (Старый друг лучше новых двух. Нет друга, так ищи, а нашёл —
береги. Дружба - великая сила. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Друг за друга держаться - ничего не бояться.)
- Вот какие пословицы сочинил наш народ. Потому что понимал, что дружба – это
великая сила. Народы всех национальностей живут сплочённо, помогают друг
другу, не ссорятся. А вы ребята, умеете дружить?
А если вдруг поссоритесь? Что сделаете?
Динамическая пауза «Мирилка» (дети в парах берутся мизинчиками)
Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось.
Надо просто стать добрей
И мириться поскорей.
-Молодцы. А вы знаете, что длится дружба всех народов России уже много
столетий. Даже есть всероссийский праздник - День Единства Народов, который
мы будем совсем скоро с вами отмечать (слайд). Хотите узнать, почему народы
России так крепки и едины?
- Давным-давно в Русском государстве было тревожное время неурожаев, голода,
беспорядков и восстаний – смутное время
- Захватили царский престол самозванцы чужеземные и захотели Русь себе
подчинить.
- И не было на Руси армии, чтобы защитить народ от захватчиков. И тогда люди
поняли, что никто не защитит их, кроме них самих. И полетела весть по земле
русской – собираться в отряды и освобождать землю родную от захватчиков.
- А во главе ополчения стояли князь Пожарский и его верный помощник Минин
- Вся Русская земля встала против захватчиков. Начались бои за освобождение.
- Тот день остался в памяти у народа. Когда сообща, вместе была одержана
великая победа. И в честь той битвы в сердце нашей Родины, в Москве, на
Красной площади стоит памятник героям той битвы гражданину Минину и князю
Пожарскому от благодарной России.
Воспитатель читает
отрывок стихотворения Н. Майданик «День Народного Единства»
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!
- Ребята, о каком празднике вы сегодня узнали? Почему появился этот праздник?
Кто стал народными героями России?
- Я желаю вам жить дружно и мирно и помнить о подвигах своих предков.
Приложение 3
Конспект
по познавательному развитию в старшей группе
«История русского костюма»
Цель: Приобщить детей к истории народной культуры.
Задачи:
Познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями
его внешнего вида;
Закрепить знания детей о женском и мужском национальных костюмах
;
Познакомить детей с русской старинной обувью – «лапти»; дать понятие
новым словам «кокошник», «картуз», «зипун, кафтан», «телогрея»
Учить детей сравнивать, описывать, делать выводы, способствовать
развитию речи;
Воспитывать интерес и уважение к русской литературе и культуре.
Материалы к занятию: иллюстрации с изображением русских национальных
костюмов и костюмов других народов. Презентация «Костюмы народов России».
Аудиозаписи русских народных песен.
Предварительная
работа: Рассматривание
иллюстраций
с
русскими
национальными костюмами и костюмов других народов, чтение русских
народных сказок.
Методические приемы: словесные методы (рассказ педагога, вопросы к детям,
объяснение); наглядные методы (демонстрация иллюстраций), практический
метод.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Ребята, мы снова с вами находимся в русской народной избе. Давайте все удобно
усядемся на стульчики, закроем ладошками глаза и перенесемся на машине
времени в далекое прошлое.
- Посмотрите, как необычно я одета! Кто скажет, какой на мне костюм?
(русский народный костюм).
- Да, в старину его носили русские женщины. Раньше не было ни ателье, ни
швейных фабрик и женщины сами шили одежду и для себя и для всей семьи, сами
украшали ее.
Сегодня тема нашего путешествия «История русского народного костюма».
- Как вы думаете, когда человек начал носить одежду? (Давно)
- Правильно, это произошло очень давно.
- А для чего человеку была нужна одежда? (Она служила для защиты от холода и
жары).
- Верно! Только постепенно одежда стала приобретать большое значение в жизни
людей.
Давайте
рассмотрим
мужской
костюм
того
времени
(показываю
иллюстрации и элементы костюма).
- Главными частями мужской одежды были рубаха и порты. Рубаху делали
длинной, она имела у ворота разрез посередине или сбоку называлась такая
рубаха – косоворотка. Повторите и запомните это слово. Рубаху носили на
выпуск и обязательно подпоясывали узким пояском - кушаком, к которому
прикрепляли гребень. Давайте повторим это слово и постараемся его запомнить.
Шили ее из белой, красной, синей ткани и украшали вышивкой. Она была как
оберег.
- Ребята, а кто из вас догадался что такое порты? (штаны).
- Верно, ребятки! В старину так называли штаны- порты.
- А что носили мужчины на голове? (шапка, кепка)
- Правильно! Зимой- одевали шапку, а весной и летом- кепку или раньше ее
называли- картуз. Повторим это слово и запомним.
- А как вы думаете, что обували на ноги? (лапти, сапоги).
- В древние времена самой распространенной обувью были лапти. Повторите и
запомните это слово.
(лапти)
- Угадайте, из чего делали лапти?
(Из коры березы – бересты)
- Лапти чаще всего плели мужчины.
- А как вы думаете, в какое время года носили лапти?
(летом и зимой)
- Лапти носили с онучами. Онучи - часть обуви, обвертка на ногу, замена чулок,
под сапоги и лапти, длинная, широкая (около 30 сантиметров) полоса ткани
белого, чёрного или коричневого цвета (холщовой, шерстяной) для обмотки ноги
до колена (при обувании в лапти). Элемент традиционной русской и финской
одежды.
Повторите слово онучи. (онучи)
- А закрепляли на ногах длинными шнурами – оборами.
- Как вы думаете, а сейчас лапти плетут?
(Как сувенир)
- Про лапти есть много различных поверий:
Считалось если подвесить лапоть в курятнике – куры будут здоровы и снесут
много яиц.
-
Мужик поверх рубахи и портов одевал - кафтан или зипун. Хором повторяем и
запоминаем. В холодную зимнюю погоду носили шубы. Кто победнее, шили
шубы из овчины. У богатых и знатных, шубы были из песца, лисицы, белки,
куницы.
- В какой сказке старик вез своей бабе лису на воротник? (Волк и лиса)
-
Давайте подведем итог и повторим, из каких частей состоит мужской
костюм? (Рубаха, порты, лапти, кепка, кафтан, шуба).
- Теперь давайте рассмотрим иллюстрации с элементами женской одежды.
Основной одеждой женщин была длинная рубаха. Носили рубаху с нешироким
поясом. Часть украшали вышивкой.
- Поверх рубахи надевали юбку или сарафан. Праздничные сарафаны и рубахи
высоко ценились, и их тщательно берегли. К шелковым сарафанам в России
надевали головной убор.
- Как вы думаете, ребята, что это был за головной убор?
Наиболее распространенный вид русского праздничного головного женского
убора – «кокошник» его носили с сарафаном. Это нарядный головной убор,
обшивали его золотом и драгоценными камнями. Хоровое проговаривание:
кокошник.
Женские головные уборы были разными для девушек и замужних женщин.
Девушки волосы заплетали в косы. Женщины свои волосы должны были прятать
подплаток.
- Полюбуйтесь на этот предмет красивый, расшитый узором. Это душегрея.
Душегрея это короткая кофточка, одевали её на сарафан или юбку и расшивали
узором.
(При объяснении словообразования предложить детям соединить две ладошки
вместе («душа», «греет»).
- Почему она так называется?
- Раньше люди думали, что душа находится в груди, поэтому душегрея и
прикрывает верхнюю часть тела. Как будто греет душу.
- Сделаем вывод женская одежда- это… (продолжите фразу) (Рубаха, сарафан,
душегрея, кокошник, платок).
Физкультминутка.
Любопытная Варвара
Смотрит влево. Смотри вправо,
(повороты головы влево - вправо)
А потом вперед,
Тут немного отдохнет.
(расслабленный наклон головы вперед)
Шея не напряжена,
А расслаблена она.
(голову держать прямо)
А Варвара смотрит вверх.
Выше всех и дальше всех
(наклон головы назад)
Возвращается обратно,
Расслабление приятно.
- Ребята, рубашки, как мужские, так и женские, украшали вышивкой.
На Руси употребляли слово «узор». «Узор»- это слово означает «узреть» -
увидеть. Увидеть красоту. Мастерицы вышивали знаки: ромбы, кресты, цветы,
круги.
Узор в виде орнамента, т.е. ритмично повторяющегося рисунка, «клали» на ворот,
рукава и подол. Считалось, что вышивка – «оберег» предохраняла, оберегала от
злых сил.
- Ребята, каждый знак на вышивке обозначает свой символ:
волнистые линии означали - символ воды
красные круги - символ солнца
крест - это тоже символ солнца
ромб - символ земли, плодородия
цветы – символ богатства
- Даже цвета имели своё значение:
Красный – благополучие
Жёлтый – тепло и ласка
Синий – радость
Чёрный – богатство.
Не то дорого, что шито золотом,
А то дорого, что доброго мастерства.
2. Рефлексивно-оценочная часть.
- Итак, мы с помощью машины времени заглянули в прошлое, давайте
возвращаться в группу. Закроем глаза повернемся вокруг себя. Откроем глаза, вот
мы с вами и снова в нашей группе.
- Что нового вы узнали о русском народном костюме? (Ответы детей).
- Какие новые слова вы запомнили?
Приложение 1
НОД по познавательному развитию в старшей группе на
тему: «Наша Родина - Россия».
Цель: познакомить детей с понятием «Родина» и местонахождением ее на карте.
Задачи:
Обучающие:
дать детям представление о Родине – России, ее столице
познакомить детей с государственной символикой, президентом Российской
Федерации.
Развивающие:
развивать у детей умение ориентироваться по карте, глобусу, находить свою
страну, село, в котором живут
активизировать словарь детей фразами и словами: родная страна, Россия,
богатая, большая, необъятная, герб, флаг, гимн, президент.
Воспитательные:
Воспитывать уважительное отношение к государственным символам,
понимание того, что государственные символы призваны объединять жителей
одной страны,
воспитывать любовь к своей родине, чувство гордости за свою страну
Виды
деятельности: чтение
художественной
литературы,
познавательно-
исследовательская, коммуникативная.
Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: слушание рассказа, беседа о
Родине, работа по карте, демонстрация флага, гимна, портрета президента.
Оборудование: книга Н.Ф.Виноградовой «Что такое Родина?», карта, текст
стихотворения
О.Фокиной
«Родина»,
иллюстрации
с
изображением
государственной символики, портрет президента, аудио записи – шум леса, гимн
России.
Ход занятия:
-Ребята, как называется наша Родина?
-Да, наша страна называется Россия. Она очень большая. Когда в одной части
страны люди ложатся спать, то в другой только начинается день. В одно и то же
время в одной части России может идти снег, а в другой – светить яркое солнце.
Это наша Родина.
-Вы любите свою Родину?
-А хотите посмотреть, как она выглядит на карте?
-Представьте, что вам необходимо пройти вдоль всей границы нашей Родины. Что
вы увидите на своем пути?
-Давайте найдем на карте столицу нашей Родины – Москву. Как мы можем
добраться до Москвы?
-Послушайте стихотворение «Родина» О.Фокиной.
Простые звуки родины моей:
Реки неугомонной бормотанье
Да гулкое лесное кукованье
Под шорох созревающих полей.
Простые краски северных широт:
Румяный клевер, лен голубоватый,
И солнца блеск, немного виноватый,
И – облака, плывущие вразброд.
-Ребята, придумайте рассказ «Что я увидел по дороге в Москву?».
-Назовите вид транспорта, на котором бы вы хотели путешествовать.
-Что можно увидеть, путешествуя на разных видах транспорта?
-Ребята, послушайте стихотворение О.Фокиной «Храни огонь родного очага».
Храни огонь родного очага
И не позарься на костры чужие –
Таким законом наши предки жили
И завещали нам через века:
Храни огонь родного очага!
-А теперь давайте рассмотрим Государственный флаг Российской Федерации.
Воспитатель: Государственный флаг Российской Федерации состоит из трех
одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего
и нижней - красного цвета. Каждая полоса имеет свое значение. Белый цвет – это
цвет мира и мудрости. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая. Синий
цвет – цвет неба, воды, моря – символ свободы и веры, верности. Народ любит
свою страну, верен ей, защищает ее. Красный цвет – это цвет силы и мужества.
Наша страна сильная. Мы все любим нашу страну и гордимся ею.
Физкультминутка «Отдыхаем».
Я предлагаю нам немного отдохнуть. Сядьте удобно и расслабьтесь. Руки очень
легкие, опустите вниз.
Воспитатель включает аудио запись со звуками леса.
- Давайте закроем глазки и представим, что мы попали в российский лес, где
стоят высокие деревья. У них зеленые верхушки, много веточек и листьев.
Ветерок колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят. Из глубины леса
доносится пение птиц, а вот где – то зажурчал ручей. А вот внезапно треснула
веточка, и кусты зашевелились – это медведь прошел. И стало тихо.
- Посмотрите на герб России.
- Что такое герб? (Герб – это знак).
- Кто изображен на гербе? (Орел, всадник, поражающий дракона копьем дракона).
Орел – символ власти. Двуглавый орел символизирует могущество и единство
Российского государства.
Изображение всадника, на груди орла – это символ борьбы добра со злом, света и
с тьмой, защиты Отечества. На доске появляется изображение герба.
- Где можно встретить изображение герба? (На монетах, документах, грамотах)
- У каждой страны есть свой гимн.
Гимн – это самая главная торжественная песня страны, в которой народ славит
свою страну. Гимн России очень красивый и величественный. Гимн посвящен
нашей стране, ее бескрайним просторам, прекрасным, отважным людям, в гимне
поется о горячей любви граждан к своей Родине.
- Послушаем гимн нашей страны стоя, проявляя уважение к своей стране.
Прослушивание гимна в записи.
- Когда вы можете услышать гимн?
-Под
звучание
гимна
самым
выдающимся
людям
страны
–
артистам,
спортсменам, ученым, писателям – вручаются награды. Молодые воины
принимают присягу, то есть дают Родине клятву в верности, обещают защищать
ее от врагов. Когда по телевизору демонстрируют важные события в стране;
перед началом футбольного матча, в случае победы спортсменов.
- Ребята, а кто управляет такой могучей страной? (Президент и правительство).
На доске появляется изображение президента В. В. Путина.
Президент вместе с правительством решают важные государственные вопросы,
утверждают законы, следят за правопорядком, распределяют бюджет России.
- Ответственно и трудно работать в правительстве страны. Ведь главным для
президента является приносить пользу нашему Отечеству, нашему государству,
нашей Родине.
- Родина – место, где мы родились, страна, в которой мы живем, где живут наши
близкие, где жили наши прабабушки и прадедушки. Родина у каждого человека
одна. Дорогие ребята, любите свою Родину. Старайтесь больше узнать о ней,
берегите ее природу.
Воспитатель: Что же мы узнали сегодня? Мы познакомились с Государственным
флагом нашей страны. Мы назвали места, где его можно увидеть. Мы определили,
что изображено на флаге и узнали, что означают цвета российского флага.
-Ребята, вам понравилась беседа о нашей Родине?
-Я надеюсь, что вы будете беречь нашу Родину, охранять ее природу.
Приложение 5
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе
«Традиции, приметы и обычаи русского народа»
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
Образовательные:
расширять представления детей о народных традициях и обычаях (посиделки,
встреча гостей хлебом солью).
закреплять навыки изготовления куклы из ткани.
активизировать словарный запас у детей «народный промысел», горница,
предметы быта, посиделки.
развивать связную, диалогическую речь.
прививать интерес к народному творчеству.
обогащать духовный мир детей.
Развивающие
:
Развивать словесно-логическое мышление.
Воспитательные:
Воспитывать у детей интерес к русской национальной культуре и народному
творчеству.
Воспитывать чувство патриотизма.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное», «Художественно-
эстетическое», «Физическое», «Речевое».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная,
художественно - эстетическая, двигательная.
Материалы и оборудование:
иллюстрации старинных предметов быта: русская печь, прялка, самовар, посуда,
рушники
Методы и приёмы:
• наглядный (показ слайдов);
• словесный (пословицы и поговорки, беседа);
• игровой (сюрпризный момент, создание игровой ситуации (игра – путешествие
в старину)
Предварительная работа:
Совместная с детьми деятельность
• разучивание пословиц, поговорок, загадок, примет, небылиц, народных игр;
• чтение художественной литературы; «Гуси Лебеди», «Царевна-
лягушка», «Хаврошечка»;
• проведение бесед о русских традициях и народно декоративно – прикладном
искусстве.
Беседы: «Что
такое
Родина»? «Какие русские
народные
традиции
знаете»? «Расскажи о семейных традициях». «Важно ли соблюдать традиции
своего народа»? «Игрушки наших бабушек». Обсуждение пословиц: Хлеб - всему
голова и др.
• Познавательно-исследовательская
деятельность:
Исследование традиционных
праздников обычаев и декоративно – прикладного искусства. «Путешествие в
прошлое народных
костюмов»,
«история
празднования народных календарных
праздников. «Истории семейных традиций».
• Чтение
художественной
литературы:
Загадки,
пословицы,
поговорки,
заклички, народные приметы, небылицы.
Ход работы:
Дети
с
воспитателем
в русских национальных
костюмах
заходят
в группу
хороводом.
Воспитатель: Вспомните, а что девушки надевали на голову?
Дети: Кокошники, платки?
Воспитатель: Кто носил кокошник? Кто платок?
Дети: Девушки не замужем носили кокошники, а замужние – платки.
Воспитатель:
Правильно
ребята.
И
сегодня
мы
с
вами
нарядились
в русскую национальную одежду не просто так. Мы с вами отправимся в
путешествие. Но отправимся мы не в дальние страны, а в прошлое нашей страны.
Увидим своими глазами как жили люди в старые времена, узнаем что-то новое
о традициях и обычаях нашего народа. И какие традиции дошли до наших дней.
Давайте сначала вспомним, что такое традиции?
Дети: Обычаи, привычки.
Воспитатель: Какие бывают традиции?
Дети: Семейные, народные.
Воспитатель: Какие в ваших семьях есть традиции?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Ну, а мы с вами будем говорить о народных традициях. Хорошо?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда отправляемся в прошлое.
Вместе хлопнули в ладоши
Дружно топнули ногой
Поприветствуем друг друга
Игру в традиции начнем.
Ребята, а вы знаете как в старину назывался деревянный дом?
Дети: Изба.
Воспитатель: Правильно, изба. А в избе была горница. Кто знает, что такое
горница? Это самая просторная и светлая комната в доме, где хозяева встречали
гостей.
Хором: Хозяюшка, выходи!
Гостей в горнице прими!
Воспитатель: А вот и хозяйка нас встречает!
Девочка: Дай Бог тому
Кто к нашему двору, -
Дорогим гостям,
Милым детушкам.
Воспитатель: В нашей стране принято дорогих гостей встречать хлебом и солью.
Спасибо хозяюшка за гостеприимство. Эта традиция сохранилась до наших дней.
Как вы думаете, почему повелось встречать гостей хлебом, караваем.
Ответы детей
Воспитатель: Вспомните какие вы знаете пословицы и поговорки про хлеб.
Дети: Хлеб - всему голова
Хлеб да вода – здоровая еда
Большому куску рот радуется
Ешь пироги, а хлеб вперед береги
Без хлеба – половина обеда
Хлеб бросать – труд не уважать
Будет хлеб – будет и обед
Воспитатель: Правильно ребята. Хлеб во все времена был главной едой на столе и
богатых и бедных. Большой труд люди вкладывали, чтобы вырастить хлеб.
Поэтому и ценили его как ничто другое. Был и еще такой обычай у русских людей.
Сея и убирая урожай на полях, в обеденное время, когда все поедят, мужчины и
женщины отдыхали перед дальнейшей работой, а молодые девушки и парни в это
время пели песни, водили хороводы и играли в различные игры. Давайте сейчас в
одну такую игру поиграем. Называется она «Золотые ворота»:
Золотые ворота
Пропускают не всегда
Первый раз прощается
Второй раз – запрещается
А на третий раз не пропустим вас.
Воспитатель: Очень хорошо. А теперь давайте посмотрим, как
выглядела старинная русская изба. Что самым главным является в доме?
Дети: Печь и стол.
Воспитатель: Почему?
Дети: Печь, как мать родная, она греет, еду варит, спать на ней можно. За столом
собиралась вся семья. Его называли – ладонь – божья.
Воспитатель: Правильно. В центре стола всегда сидел отец – глава семьи.
Посмотрите, то мы здесь видим
Дети: посуда, рушник, матрешки, свистульки
Воспитатель: Да или можно назвать это все предметы быта или народный
промысел. Почему эти предметы называют народный промысел, подумайте.
Дети: Потому, что люди сами вышивали, посуду сами делали, расписывали ложки,
игрушки.
Воспитатель: Правильно. В те времена девушки сами пряли пряжу, вышивали
рушники и рубахи, пекли хлеб. Мужчины из дерева вырезали ложки, скалки,
матрешек, плели лапти и корзины из лыка. Все эти вещи называют народным
промыслом. Делали они все это зимними вечерами, когда собирались вместе в
одном доме. А называлось это посиделками. Повторите. Какие новые слова вы еще
запомнили?
Дети: Горница, народный промысел, посиделки
Воспитатель: А ещё, в те времена, люди умели предсказывать погоду по приметам.
Какие народные приметы вы знаете?
Дети: Ласточки низко летают – к дождю.
Воспитатель: Правильно! А вот еще несколько примет:
Лягушки громко квакают – к ясной погоде, тихо – к дождю.
Перед дождем кошка прячет лапой нос, перед похолоданием – сворачивается в
клубочек. Вытягивается на спинке – к теплу.
Воробьи купаются в песке – к дождю.
Сильная роса на траве – дождя не будет.
На окнах выступили морозные узоры – зима будет долгой.
Паук плетет паутину – к ясному дню.
Муравьи окапываются – к дождю.
Вороны каркают – на дождь.
Вокруг луны ореол к вечеру – к туману.
Ясная луна – к хорошей погоде.
Зимой яркие звезды – к морозу.
Облака быстро плывут – к ветру.
Чайки сидят на воде – к ясной погоде.
Воспитатель: Есть еще кое-что, что пришло к нам из давних времен, и чем мы
пользуемся по сей день. Это пословицы и поговорки. Какие пословицы и
поговорки вы знаете?
Дети: Сделал дело - гуляй смело. Любишь кататься – люби и саночки возить. Слово
– это не воробей, вылетит - не поймаешь.
Воспитатель: Да, верно! А хотите узнать ещё больше пословиц и поговорок?
О семье:
В хорошей семье хорошие дети растут.
Где любовь и совет, там и горя нет.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Муж без жены — что гусь без воды.
На что и клад, когда в семье лад.
В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.
О труде:
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Скучно всем до вечера, если делать нечего.
Делу время, а потехе час.
Об учёбе:
Если много узнаешь, то сильнее станешь.
Миру светит солнце, а человеку познания.
В ученье свет, а в не ученье тьма.
По одежке встречают, а по уму провожают.
Век живи, век учись.
О дружбе:
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.
С иным водиться — что в крапиву садиться.
Связанного веника не переломишь, а по прутику весь веник переломаешь.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Старый друг лучше новых двух.
Итог:
Воспитатель: Ребята, кто узнал для себя, что-то новое, интересное, кому
понравились традиции и обычаи русского народа.
Ответы детей.
Воспитатель: Какие народные традиции вам понравились? А какие пословицы и
поговорки вы услышали впервые? Про какие приметы узнали?
Ответы детей.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать из нашего путешествия?
Дети:
Мы
– русский
народ должны
придерживаться
своей
культуры,
своих традиций и обычаев.