Напоминание

Взаимосвязь Я-концепции матери с эмоциональной сферой ребенка дошкольного возраста


Автор: Ксения Эдуардовна Собинова
Должность: магистрант
Учебное заведение: БГПУ им.М.Акмуллы
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Взаимосвязь Я-концепции матери с эмоциональной сферой ребенка дошкольного возраста
Раздел: высшее образование





Назад




Собинова К.С., студент

Макушкина О.М., к.п.н., доцент

РФ, г. Уфа, ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы»

Взаимосвязь Я-концепции матери с эмоциональной сферой

ребёнка дошкольного возраста.

Изучение роли Я-концепции матери и ее структурных составляющих в

личностном развитии дошкольника является актуальной и важной темой,

позволяющей оценить вклад личностных характеристик женщины-матери в

формирование ребенка.

Теоретический анализ показал, что в отечественной психологии

феномен

«Я-концепции»

раскрывается

через

изучение

структуры

самосознания. В свою очередь «Я-концепция» включает в себя три

компонента – это мотивационный, когнитивный и аффективный.

«Я-

концепция» формируется под воздействием оценок со стороны других

людей. Со временем к этим оценкам добавляется оценка личностью самой

себя. В связи с этим динамичность «Я-концепции» определяется тем, что

личность на протяжении своей жизни имеет различные взаимоотношения с

другими людьми и по-разному оценивают себя в этом мире.

Самосознание матери и сопряженные с ним самостные процессы

самопостижение,

самоотношение

и

самореализация

инициируют

и

одновременно

отражают

высший

уровень

включенности

самостного

потенциала матери в ее самоосуществление в действии, взаимодействии,

познании,

являются

условием

субъектного

становления

матери

в

социокультурном пространстве, обеспечивая построение матерью образа

мира, и себя как части этого мира, отнесение к себе всех исходящие от нее

поступков, принятие на себя ответственности за них в качестве их автора и

творца, осознание ценностно-смысловых аспектов материнства задаваемых

разными плоскостями социокультурного пространства, обретение смысла

материнства.

Дошкольный возраста имеет огромное значение для эмоционального

развития

ребенка,

поскольку

именно

в

этот

период

накапливается

эмоциональный опыт, расширяется спектр проявления различных эмоций.

Среди факторов, оказывающих влияние на эмоциональное развитие ребенка

дошкольного возраста, можно отметить отношение родителей, особенности

протекания возрастных кризисов развития и др.

В ходе эмпирического исследования гипотеза о том, что существует

взаимосвязь между проявлениями я-концепции матери и особенностями

эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраст, подтвердилась:

- чем чаще мать полагает, что ее личность, характер и деятельность

способны вызывать у других людей уважение, симпатию, одобрение и

понимание, тем ниже у ее ребенка уровень тревожности;

- чем сильнее мать переживает, что с ее ребенком может что-то

случиться, тем выше у ее ребенка уровень тревожности, тем меньше ее

ребенок испытывает пространственных страхов.

- чем больше мать идет на поводу у своего ребенка, чем больше ему

позволяет, тем реже ее ребенок испытывает страхи медицинского характера;

тем чаще он боится различных животных; тем реже ее ребенок боится чего-

либо, связанного с соблюдением общественных норм;

- чем больше мать запрещает своему ребенку, тем сильнее у него

страхи, связанные с медицинской сферой;

тем меньше последний боится

смерти; тем чаще ребенок боится высоты, глубины и т.д.;

- чем меньше со стороны матери в адрес ребенка каких-либо санкций в

случае неправильного поведения, тем реже ребенок испытывает медицинские

страхи;

чем больше у матери предусмотрено санкций в адрес ребенка, тем

больше ее ребенок боится нарушать общественные нормы, поскольку

видимо, за нарушениями сразу следует наказание, тем чаще ребенок боится

высоты, глубины и т.д.;

- чем меньше мать уверена в себе, тем реже ее ребенок боится чего-

либо, связанного с причинением физического ущерба;

- чем меньше мать себя ценит, тем реже ее ребенок боится чего-либо,

связанного с причинением физического ущерба;

- чем чаще мать игнорирует потребности своего ребенка, тем чаще ее

ребенок боится физических травим и т.п.;

тем чаще ее ребенок боится

смерти;

- чем чаще мать склонна переживать чувство вины и обвинять себя в

чем-либо, тем чаще ее ребенок боится смерти;

- чем чаще вектор воспитания со стороны матери меняет свое

направление, тем чаще ее ребенок боится сказочных персонажей;

- чем больше мать опекает своего ребенка, тем меньше он боится

темноты и кошмаров;

- чем больше мать привязана к себе, тем больше ее ребёнок боится

всего, связанного с нормами общества;

- чем чаще мать предпочитает в ребенке проявление инфантильности,

тем больше у ребенка страхов, связанных с нарушением общественных норм;

- чем лучше мать принимает саму себя, тем чаще ее ребенок боится

нарушать общественные нормы.

Психологи

отводят

матери

главную

роль

в

формировании

эмоциональной сферы ребенка. И это не случайно – именно мать находится с

ребенком

с

самого

рождения

продолжительной

количество

времени

ежедневно. Исследователи не только описывают положительные стороны

адекватного взаимодействия между ребенком и родителем, но и говорят о

проблемах развития ребенка, связанных с материнской депривацией.

Список использованной литературы:

1. Биешева Е.С.

Влияние личностных особенностей и стиля воспитания матери на

самооценку детей дошкольного возраста [Текст] / Е.С. Биешева // Моя профессиональная

карьера. – 2020. – Т. 2. – № 13. – С. 158-164.

2. Семенова Т.С.

Самооценка матери и оценка ею своего ребенка [Текст] / Т.С. Семенова //

В сборнике: Психологические проблемы современной семьи. сборник материалов VIII

международной

научно-практической

конференции.

Уральский

государственный

педагогический университет. – 2018. – С. 197-201.

3. Сыченко Ю.А.

Особенности самоотношения матерей различного возраста [Текст] /

Ю.А. Сыченко // В сборнике: Научные исследования высшей школы. сборник статей III

Международной научно-практической конференции. Пенза, 2020. – С. 215-217.

4. Устинова Н.А.

Особенности взаимосвязи структурных компонентов самосознания

матери [Текст] / Н.А. Устинова // Психология и педагогика: методика и проблемы

практического применения. – 2010. – № 17. – С. 42-46.

5. Хайбуллина О.Г.

Роль позитивной я-концепции матери в личностном развитии

дошкольника [Текст] / О.Г. Хайбуллина // Образование и наука. Известия УрО РАО. –

2010. – № 2 (70). – С. 78-85.



В раздел образования