Автор: Ксения Эдуардовна Собинова
Должность: магистрант
Учебное заведение: БГПУ им.М.Акмуллы
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Взаимосвязь Я-концепции матери с эмоциональной сферой ребенка дошкольного возраста
Раздел: высшее образование
Собинова К.С., студент
Макушкина О.М., к.п.н., доцент
РФ, г. Уфа, ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы»
Взаимосвязь Я-концепции матери с эмоциональной сферой
ребёнка дошкольного возраста.
Изучение роли Я-концепции матери и ее структурных составляющих в
личностном развитии дошкольника является актуальной и важной темой,
позволяющей оценить вклад личностных характеристик женщины-матери в
формирование ребенка.
Теоретический анализ показал, что в отечественной психологии
феномен
«Я-концепции»
раскрывается
через
изучение
структуры
самосознания. В свою очередь «Я-концепция» включает в себя три
компонента – это мотивационный, когнитивный и аффективный.
«Я-
концепция» формируется под воздействием оценок со стороны других
людей. Со временем к этим оценкам добавляется оценка личностью самой
себя. В связи с этим динамичность «Я-концепции» определяется тем, что
личность на протяжении своей жизни имеет различные взаимоотношения с
другими людьми и по-разному оценивают себя в этом мире.
Самосознание матери и сопряженные с ним самостные процессы
самопостижение,
самоотношение
и
самореализация
инициируют
и
одновременно
отражают
высший
уровень
включенности
самостного
потенциала матери в ее самоосуществление в действии, взаимодействии,
познании,
являются
условием
субъектного
становления
матери
в
социокультурном пространстве, обеспечивая построение матерью образа
мира, и себя как части этого мира, отнесение к себе всех исходящие от нее
поступков, принятие на себя ответственности за них в качестве их автора и
творца, осознание ценностно-смысловых аспектов материнства задаваемых
разными плоскостями социокультурного пространства, обретение смысла
материнства.
Дошкольный возраста имеет огромное значение для эмоционального
развития
ребенка,
поскольку
именно
в
этот
период
накапливается
эмоциональный опыт, расширяется спектр проявления различных эмоций.
Среди факторов, оказывающих влияние на эмоциональное развитие ребенка
дошкольного возраста, можно отметить отношение родителей, особенности
протекания возрастных кризисов развития и др.
В ходе эмпирического исследования гипотеза о том, что существует
взаимосвязь между проявлениями я-концепции матери и особенностями
эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраст, подтвердилась:
- чем чаще мать полагает, что ее личность, характер и деятельность
способны вызывать у других людей уважение, симпатию, одобрение и
понимание, тем ниже у ее ребенка уровень тревожности;
- чем сильнее мать переживает, что с ее ребенком может что-то
случиться, тем выше у ее ребенка уровень тревожности, тем меньше ее
ребенок испытывает пространственных страхов.
- чем больше мать идет на поводу у своего ребенка, чем больше ему
позволяет, тем реже ее ребенок испытывает страхи медицинского характера;
тем чаще он боится различных животных; тем реже ее ребенок боится чего-
либо, связанного с соблюдением общественных норм;
- чем больше мать запрещает своему ребенку, тем сильнее у него
страхи, связанные с медицинской сферой;
тем меньше последний боится
смерти; тем чаще ребенок боится высоты, глубины и т.д.;
- чем меньше со стороны матери в адрес ребенка каких-либо санкций в
случае неправильного поведения, тем реже ребенок испытывает медицинские
страхи;
чем больше у матери предусмотрено санкций в адрес ребенка, тем
больше ее ребенок боится нарушать общественные нормы, поскольку
видимо, за нарушениями сразу следует наказание, тем чаще ребенок боится
высоты, глубины и т.д.;
- чем меньше мать уверена в себе, тем реже ее ребенок боится чего-
либо, связанного с причинением физического ущерба;
- чем меньше мать себя ценит, тем реже ее ребенок боится чего-либо,
связанного с причинением физического ущерба;
- чем чаще мать игнорирует потребности своего ребенка, тем чаще ее
ребенок боится физических травим и т.п.;
тем чаще ее ребенок боится
смерти;
- чем чаще мать склонна переживать чувство вины и обвинять себя в
чем-либо, тем чаще ее ребенок боится смерти;
- чем чаще вектор воспитания со стороны матери меняет свое
направление, тем чаще ее ребенок боится сказочных персонажей;
- чем больше мать опекает своего ребенка, тем меньше он боится
темноты и кошмаров;
- чем больше мать привязана к себе, тем больше ее ребёнок боится
всего, связанного с нормами общества;
- чем чаще мать предпочитает в ребенке проявление инфантильности,
тем больше у ребенка страхов, связанных с нарушением общественных норм;
- чем лучше мать принимает саму себя, тем чаще ее ребенок боится
нарушать общественные нормы.
Психологи
отводят
матери
главную
роль
в
формировании
эмоциональной сферы ребенка. И это не случайно – именно мать находится с
ребенком
с
самого
рождения
продолжительной
количество
времени
ежедневно. Исследователи не только описывают положительные стороны
адекватного взаимодействия между ребенком и родителем, но и говорят о
проблемах развития ребенка, связанных с материнской депривацией.
Список использованной литературы:
1. Биешева Е.С.
Влияние личностных особенностей и стиля воспитания матери на
самооценку детей дошкольного возраста [Текст] / Е.С. Биешева // Моя профессиональная
карьера. – 2020. – Т. 2. – № 13. – С. 158-164.
2. Семенова Т.С.
Самооценка матери и оценка ею своего ребенка [Текст] / Т.С. Семенова //
В сборнике: Психологические проблемы современной семьи. сборник материалов VIII
международной
научно-практической
конференции.
Уральский
государственный
педагогический университет. – 2018. – С. 197-201.
3. Сыченко Ю.А.
Особенности самоотношения матерей различного возраста [Текст] /
Ю.А. Сыченко // В сборнике: Научные исследования высшей школы. сборник статей III
Международной научно-практической конференции. Пенза, 2020. – С. 215-217.
4. Устинова Н.А.
Особенности взаимосвязи структурных компонентов самосознания
матери [Текст] / Н.А. Устинова // Психология и педагогика: методика и проблемы
практического применения. – 2010. – № 17. – С. 42-46.
5. Хайбуллина О.Г.
Роль позитивной я-концепции матери в личностном развитии
дошкольника [Текст] / О.Г. Хайбуллина // Образование и наука. Известия УрО РАО. –
2010. – № 2 (70). – С. 78-85.