Напоминание

тема: "Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора"


Автор: Щербатых Наталья Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида №61
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: Статья
Тема: тема: "Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора"
Раздел: дошкольное образование





Назад




"Развитие речевой активности детей старшего

дошкольного возраста средствами фольклора"

Щербатых Наталья Геннадьевна

Аннотация. Сегодня, согласно Федеральному государственному образовательному

стандарту дошкольного образования, одним из основных направлений образования

ребенка является речевое развитие, в том числе и развитие речевой активности детей.

В связи с этим, задача развития речевой активности у детей старшего дошкольного

возраста приобретает особую актуальность. В статье представлено содержание

деятельности, направленной на развитие речевой активности детей 5-6 лет средствами

фольклора.

Одним из основных показателей уровня культуры человека, его интеллекта, мышления

является его речь. Речь имеет высокое значение для целостного и всестороннего

развития ребенка в дошкольном возрасте. На развитие речи оказывают большое

воздействие окружающая среда и отношение ребенка к ней. В ФГОС ДО

образовательная область «Речевое развитие» выделена как основная[1]. Речь – это

основа для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания,

познавательно-исследовательской деятельности ребенка. Поэтому развитие речи

является одной из актуальных проблем в деятельности педагога.

Проблемы развития речи в дошкольном возрасте отображены в работах А. А.

Леонтьева, М. И. Лисиной, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и других авторов.

Овладение родным языком является одним из основных достижений ребенка в

дошкольном возрасте. Многие педагоги и психологи, как А. В. Запорожец, Л. С.

Выготский, М. К. Боголюбская, К. Д. Ушинский, Е. А. Флерина и др.; фольклористы,

как Э. Е. Алексеев, А. Ф. Белоусов, Ю. Г. Круглов и др. определяли важное значение

фольклора и народных игр в жизни ребенка. Фольклорные произведения малого и

крупного жанров: загадки, пословицы, поговорки, потешки, пестушки, колыбельные

песни, сказки и др., раскрывают богатство и красоту русской речи.

Детский фольклор – это обширная область устного поэтического народного

творчества. Фольклор является уникальным средством для передачи народной

мудрости воспитания детей на начальном этапе их развития. Еще К. Д. Ушинским

было отмечено то, что постепенно количество семей уменьшается, в которых поют

народные песни, в том числе и колыбельные, знают обряды. «Народные сказки

способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у

детей собственных речевых навыков при рассказывании» - писал К. Д. Ушинский.

Развитие речевой активности у детей старшего дошкольного возраста может быть

более эффективной, если:

содержание материала занятий с детьми будет соответствовать интересам, возрастным и

индивидуальным возможностям детей;

будет осуществляться сопровождение речевого развития детей в разных видах

деятельности.

Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал,

который не только можно, но и нужно использовать в непосредственно

образовательной, а так же совместной деятельности.

Диагностика речевой активности детей старшего дошкольного возраста средствами

фольклора проводилась в МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 61

Целью проведенной диагностики являлось изучение и обоснование использования

фольклора в работе для развития речевой активности с детьми старшего дошкольного

возраста. Кроме того, диагностика показала, насколько дети разбираются в жанрах

малых форм фольклора и владеют ими.

При изучении содержания диагностических заданий опирались на понятия, которые

были раскрыты в теоретической части исследования. Под «речевой активностью»

понимается устойчивое свойство личности ребенка, проявляющееся в способности

воспринимать и понимать речь окружающих, а так же самостоятельное,

разнообразное, инициативное использование речи в практике общения.

Значит, диагностические задания должны были помочь выявить способность

воспринимать и понимать речь окружающих, языковые возможности детей. К

языковым возможностям относится развитие словаря, грамматического строя и

звуковой стороны речи ребенка. Этим требованиям отвечают диагностические

задания, предложенные в пособии О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной «Методика

развития речи детей дошкольного возраста» [2].

Выявление уровня развития звуковой стороны речи.

Определение уровня развития грамматического строя речи.

Определение уровня сформированности словаря.

Предложенная система диагностических заданий позволяет выявить уровень владения

речевыми навыками и умениями по разным сторонам речевого развития детей.

Так, О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной выделены 3 уровня развития связных

описательных высказываний детей:

I уровень – высокий. Ребенок активен в общении, ясно и последовательно выражает

свои мысли, описание логичное, полное, без пропуска существенных признаков и

повторений. Использует образную речь, точность языка, развивает сюжет, соблюдает

композицию. Умение выражать свое отношение к воспринимаемому. Лексический

запас словаря достаточный для данного возраста, сформирована связность

описательного рассказа.

II уровень – средний. Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении

чаще по инициативе других, при описании допускает ошибки и незначительные паузы,

отличается не высоким лексическим запасом словаря, чаще пользуется не связными

между собой фразами, пытаясь обрисовать в слове виденное на картине, прибегают к

усвоенным формулам, предложенным педагогом.

III уровень – низкий. Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с педагогом

и детьми, невнимателен, не умеет последовательно излагать свои мысли по

увиденному и воспринятому, точно передавать содержание, словарь ребенка скуден,

прибегает к усвоенным формулам, схематичности и свернутости высказываний.

Задание № 1. Пересказ русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец

Иванушка».

Цель: исследование уровня понимания и восприятия сказки.

Материал: настольный театр по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»:

Аленушка, Иванушка, козленок, купец и ведьма.

Ход: проводится предварительная работа – рассказывается сказка. Ребенку

предлагается пересказать данную сказку. При затруднении ребенку задаются

наводящие вопросы: Тебе сегодня рассказывали сказку? Как она называется? Она тебе

понравилась? Кто живет в сказке? Какой братец? (характер, возраст). Какая сестрица?

В кого превратился братец Иванушка и почему? И т.д.

Таким образом, выяснилось, что 3 дошкольника имеют низкий уровень развития

понимания и восприятия произведения, не умеют выстраивать высказывания

последовательно и логично (20%). Им не удалось, даже с наводящими вопросами,

передать сюжет сказки. Семеро детей находятся на среднем уровне (35 %). Эти дети в

среднем связно передали сюжет сказки с помощь взрослого, наводящих вопросов,

соблюдая логичность и последовательность высказываний. Восемь детей находятся на

высоком уровне, они запомнили и пересказали сказку без помощи взрослого с первого

раза, передавая содержания связно и логично (45 %).

Задание № 2. Рассказ по сюжетной картине «Дождик».

Цель: выявление уровня развития связной речи.

Оборудование: сюжетная картинка «Дождик».

Ход обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинку и рассказать. При

затруднениях ему предлагают ответить на следующие вопросы: «Кого видишь на

картинке? Что делает мальчик? Что делают девочки? С кем играли девочки, мальчик?

Куда бегут дети? Почему побежали дети?»

Полученные результаты говорят о том, что больше половины группы находятся на

низком (20 %) и среднем (45 %) уровнях развития связной речи. Высокий уровень

имеют семеро детей (35 %).

Таким образом, после проведения исследования и обработки результатов было

выявлено, что дети допускают ошибки в образовании разных грамматических форм, а

также вызывает затруднение правильное построение синтаксических конструкций, что

приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений

между собой при составлении связного высказывания. Основные недостатки

выявились в развитии связной речи – это неумение построить связный текст,

используя все структурные элементы (начало, середина, конец), соединять части

высказывания.

Исходя из данных результатов диагностики, возникла необходимость создания

комплекса мероприятий, направленного на развитие речевой активности детей

старшего дошкольного возраста посредством фольклора, ведь это важнейшее

педагогическое средство.

С этой целью в комплексе мероприятий определили ежедневные виды деятельности

по использованию фольклора в работе с детьми:

ежедневное чтение (русские сказки, потешки, песенки);

тематические беседы по устному народному творчеству;

совместное рассматривание книг и иллюстраций;

театрализация русских народных сказок куклами, настольным и пальчиковым театром,

театром игрушки и картинок;

пение народных песенок, потешек;

слушание детских песенок и русских народных сказок из фонотеки.

Работу по развитию речевой активности детей средствами фольклора желательно

проводить не только в детском саду, но и в домашней среде, в семье. Взаимодействие

с семьями воспитанников – одно из важнейших условий развития личности ребенка и

его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания.

Литература

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //

Российская газета. – 2013. – 25 ноября. – С. 18.

Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста : учеб.-метод.

пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. –

Москва : Гуманитар. изд. центр Владос, 2004. – 287.



В раздел образования