Напоминание

мотивация успеха - необходимое условие владения иностранным языком


Автор: Храмова Валентина Григорьевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОУ "Большеелховская СОШ"
Населённый пункт: Большая Елховка,Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
Наименование материала: статья
Тема: мотивация успеха - необходимое условие владения иностранным языком
Раздел: среднее образование





Назад




Мотивация успеха-

необходимое условие владения

иностранным языком

Эффективность учебного процесса во многом зависит и от личности

учащегося, от его заинтересованности в изучении предмета. Но и здесь

учитель в состоянии повлиять на ситуацию. Одним из важных факторов,

определяющих успешность изучения иностранного языка, является

мотивация учащихся.

Почему же так важно создание ситуации успеха. Отвечая успешно,

соответственно получая хорошую оценку, похвалу педагога, ученик

испытывает положительные эмоции. Таким образом, закрепляется

положительное отношение к предмету, возрастает интерес, появляется

желание и на следующих уроках работать эффективно, добиться позитивного

результата. Соответственно, задача учителя - стремиться создавать такие

условия на уроке, чтобы каждый ученик имел возможность заниматься

успешно и получать высокую оценку своей деятельности.

Для создания ситуации успеха на своих уроках я использую следующие

педагогические приемы:

· Проектная методика

· Использование опор, схем, ключевых слов

· создание исследавотельских работ учащимися

· Уроки-обобщения в форме презентаций

Я хотела бы подробнее остановиться на проектной методике в старших классах.

Проектная методика помогает создать и в полной мере ощутить и слабым

ученикам ситуацию успеха на уроке, так как это групповая работа, где они

могут помогать друг другу, советоваться. Работая над проектом, школьники

учатся работать в "команде”, ответственно относиться

к выполнению

своего участка работы, оценивать результаты своего труда и труда своих

товарищей. А это огромный стимул к активному усвоению знаний.

Например, слабая группа составляла проект-презентацию на тему «Путешествие

по Британии» на русском и частично английском языках. Ученики

выполняли проект в основном на русском языке, так как я ставила целью

понимания материала сначала на русском языке, а после уже усвоения на

родном языке, мы перешли к овладению материала на непосредственно

изучаемом языке.

Тема проекта, которая относится к лингвострановедению, также является одним

из эффективных средств повышения мотивации успеха при изучении

иностранного языка.

Здесь будет уместно сказать, что лингвострановедческий подход актуален для

любого этапа обучения. Использование лингвострановедческой информации

способствует усваиванию школьниками элементов иноязычной культуры,

повышению познавательной активности обучаемых, созданию у них

положительной мотивации к изучению иностранного языка.

Мотивировать учащихся на успех в овладении иностранным языком

помогает также использование опор, схем, ключевых слов. Они помогают

ученикам чувствовать уверенность в своих силах, овладевая иностранным

языком. Формы опор самые разные, но общий принцип просматривается

четко: чтобы даже слабый ученик мог отвечать у доски достаточно свободно,

не задерживать класс и не сбивать темп урока, перед ним должна быть опора.

При формировании мотивации учитель ориентируется на перспективы,

резервы развития с учетом возрастных и психологических особенностей

обучающихся.

Известный британский методист, Норман Уитни, подчеркивая, что

мотивация – это ключ к успешному обучению, выделяет три важнейших

условия ее повышения:

- за счет отбора материала, соответствующего возрастным

интересам

учащихся (познавательная мотивация);

- благодаря интересной методике работы на уроке, когда ученик выполняет

задание не по обязанности, а по чисто человеческой заинтересованности в

общении с учителем или сверстниками (коммуникативная мотивация);

- благодаря чувству удовлетворения, которое испытывает обучающиеся от

того, что они способны справиться самостоятельно с заданием учителя

( мотивация успеха).

С первых же уроков учителя обращают внимание учащихся на важность

изучения иностранных языков как средства общения с представителями

разных стран в самых разнообразных сферах (политика, экономика, торговля,

наука, искусство, спорт).

Как

показывает

практика,

наиболее

действенным

средством

развития

положительной

мотивации

является

включение

интеллектуальной деятельности соревновательного характера. Это

и ролевые игры, и участие в различной проектной деятельности,

КВНы, викторины, игровые моменты на уроках иностранного

языка. Игра несёт в себе большой положительный момент в

формировании коммуникативной мотивации, ведь в основе любого

общения

лежит

решение

проблемы,

которая

обсуждается

в

жизненной ситуации. Ситуация и есть основа общения, а процесс

коммуникации – это непрерывный, динамичный ряд сменяющих

друг друга ситуаций. Игра посильна даже слабым ученикам.

Незаметно усваивается языковой материал, и вместе с этим

возникает чувство удовлетворения- «оказывается, я уже могу

говорить наравне со всеми».

Ещё одним эффективным средством формирования положительной

мотивации является наглядность. Но наглядность не должна

рассматриваться только как простая демонстрация конкретного

предмета.

Понятие

“наглядность”

неотделимо

от

понятия

“мышление”, оба эти процесса взаимосвязаны

В распоряжении творчески работающего учителя имеются большие

резервы для стимулирования интереса учащихся к овладению иностранным

языком и для повышения качества обучения данному предмету с учётом

современных

методических

тенденций,

эффективность

которых

подтверждена практикой. В заключение хотелось бы отметить, что

каждый педагог вправе использовать свои методы достижения высоких

результатов, учитывая индивидуальные особенности детей и группы в целом.

Объединяет всех учителей общая цель - создать на уроке условия для

успешного обучения каждого ребенка.



В раздел образования