Автор: Филик Марина Васильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ СО "Краснотурьинский колледж искусств"
Населённый пункт: г.Краснотурьинск Свердловской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Эволюция флейты
Раздел: среднее профессиональное
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Свердловской области
"Краснотурьинский колледж искусств"
ЭВОЛЮЦИЯ ФЛЕЙТЫ
"Инструментальное исполнительство по видам инструментов"
Оркестровые духовые и ударные инструменты
(Методическая разработка)
Составитель:
Преподаватель Филик Марина Васильевна
Краснотурьинск
2020
Слово «флейта» происходит от латинского глагола «фляре» (дуть).
Флейта - в своей первичной форме, один из старейших инструментов мира.
Она отличается от других духовых инструментов тем, что производит звук
без воздействия какого-либо иного вибрирующего тела (камыша и тростника
у гобоя, кларнета, фагота и мышц губ человека — трубы, валторны, тромбона
и
др.
мундштучных
инструментов).
Струя
воздуха,
вводимая
непосредственно во вдувательное отверстие флейты, рассекается об острый
край этого отверстия и приводит заключенный в трубке воздух в слышимые
колебания.
Первое
зарождение
звука
такого
рода
было,
вероятно,
подслушано человеком в природе, когда тяга ветра била через пустую трубку
срезанного камыша или тростника, заставляя звучать находящийся там столб
воздуха. Человек попробовал срезать камыш и подуть в срезанную трубку.
Эффект получился тот же. Дальнейшее наблюдение привело к тому, что
трубки различной длины давали звуки различной высоты, которые вполне
удовлетворяли первым наивным музыкальным запросам человека.
Значительный успех в строении флейты наступил, когда открыли, что
можно на одной трубке извлекать различные тоны, если дать ей несколько
тоновых отверстий, закрываемых кончиками пальцев и в строгом порядке од-
но за другим открываемых. При раскопках в Пальме, при Помпее открыли
флейту,
изготовленную
из
куска
оленьего
рога.
Она
поперечная,
вдувательное отверстие почти идеальное, на верхней половине флейты три
тоновых отверстия на равном расстоянии между собой. Это говорит о том,
что найденная флейта издавала четыре тона, разделяющие октаву на другие
интервалы.
В Древнем Египте, Шумеро-Вавилонии, странах
Древнего Востока
(Индия, Китай) за четыре тысячелетия до нашей эры уже существовала
флейта. Об этом факте говорят изображения на барельефах и памятниках
живописи. В то время флейта звучала в культовых обрядах, в придворных
церемониях, во время военных походов и т. д. На барельефах можно увидеть
не только отдельного флейтиста, играющего на инструменте, но и целую
группу из 6—8 флейтистов.
В книге «История исполнительства на духовых инструментах» В. А. Усов
пишет: «На изображениях памятников старины мы встречаем почти
исключительно продольные флейты очень простой конструкции; это — от-
крытая с обоих концов полая трость, длиною около метра, при исполнении
она направлена наклонно, наискось и звук извлекается особым способом,
очень трудным технически, и вряд ли даже доступна европейцу. Флейта эта
звучит очень мягко и нежно, мягче любого другого духового инструмента.
Такой древний вид флейты существует в Египте и сейчас: он упорно
сохраняется коптскими пастухами и поныне».
Различные древние флейты находят и в Китае. Примечательно, что
китайцы уже в то время старались во всей стране удерживать одну высоту
звука, установив довольно точно размер трубки, диаметр и расположение
тоновых отверстий. Изобретение это охранялось.
Простейшая из китайских флейт называлась «ИО». Изготавливалась она
из бамбуковой трубки, оба конца которой открыты. Один конец был сточен и
служил вдувательным отверстием. Тоновых отверстий три на нижней части
трубки: значит, основных тона - четыре.
Вторая флейта - «ТХЕ» — изготавливалась также из бамбука. Это
поперечная флейта: оба конца закрыты, вдувательное отверстие находится в
середине, с каждой стороны его и на одинаковом расстоянии от вдува-
тельного отверстия по три игровых отверстия. Значит, и она дает только
четыре тона.
В Китае существовали и другие флейты: продольная глиняная «СЯО»,
поперечная «ЧИ» (3—6 игровых отверстий), «ЭЮ» - короткая поперечная
флейта. Одной из замечательных китайских флейт была «ХИНЕН».
Изготавливалась она из двух глиняных трубок, одна была больше другой.
Инструмент был похож на небольшую сахарную голову, на вершине острия
которой находилось вдувательное отверстие. Пять отверстий на корпусе, из
которых четыре - в одинаковой от выходного отверстия высоте, а одно -
подальше от вдувательного. Все китайские флейты звучали очень мягко и
нежно, но сила звука была довольно слабой.
У ассириян существовала двойная флейта, местом изобретения которой
считается Финикия. Ничего нового в ее устройстве нет, кроме двух трубок
равной длины, каждая из которых с тремя отверстиями. Играли на таком
инструменте либо сразу на двух трубках, либо по отдельности. Более поздние
жители этой
страны
— арабы,
персы, а также
турки -
особенно
культивировали род флейт под названием «МАИ», октава которых делилась
на очень мелкие интервалы.
В Египте с очень давних пор существовала длинная флейта из бамбука
или лотоса «МАИ» или «МЕН», а также поперечная флейта «СЕБЕ» или
«СИБИ». Первая была чем-то похожа на китайскую «НО» и давала, как
поперечная флейта в раннее время, неполный диатонический звукоряд
октавы.
У греков, на развитие музыки которых оказал большое влияние Восток и
Юг, господствовал тетрахорд, изложение которого требовало большого
количества видов флейт, сопровождавших пение на празднествах. Все ин-
струменты (флейты) по форме, материалу, природе извлечения звука
получили названия: «Моноуле», «Каламауле», «Плагауле», «Дионе» - флейты
только с двумя тоновыми отверстиями на конце трубки; «Хемиопе»,
«Потинге», «Елиме» - флейты, сделанные из бамбука, с вогнутыми внутрь
концами трубки и насаженным коровьим рогом. По происхождению
насчитывается
десять
флейт:
фригийская,
фиванская,
беотийская
«Бомбукос»,
ливийская
«Потинге»,
мидийская,
аргосская,
египетская,
поперечная, пифийская, финикийская.
У греков были различные по
назначению флейты: флейта мальчиков - для руководства их пением;
«АНДРИЕ» большая - ведущая пение мужчин; трагическая флейта, флейта
для танцев, флейта марша воинов и т. д. Все существовавшие ранее виды
флейт постепенно исчезали. Непосредственно вдуваемые флейты греков - из-
за
трудности
игры
-на
Западе
были
забыты,
но
держались
легко
интонируемые флейты продольного типа. Поперечная флейта на Западе
вначале тоже не применялась, так как потеряла своё прежнее совершенство.
Это доказывают и музыкально-исторические известия первых христианских
времен. Кассидор в V веке и Иосиф Севинский в VII веке ещё цитируют её
как известный духовой инструмент; однако уже в XII и XIII веках ни цер-
ковь, ни менестрели, ни миннезингеры и трубадуры её не применяют. Только
в XV - XVI веках участившиеся войны способствовали тому, что её снова
допустили к всеобщему употреблению. Сначала в простейшем виде во
Франции, в Швейцарских полках, объединённая с барабанами, она нашла
своё применение в маршевой музыке и вследствие этого получила название
«Швейцарская дудка». Начинает снова проявляться интерес к флейте. В то
время создавались большие и малые инструменты, чтобы составить
гармонию одинакового тембра. Так были созданы: дискантовая флейта с
объемом от ре
1
, альтовая и теноровая от соль' и басовая от ре
1
до ре 2.
«Швейцарская дудка» вначале делалась из одного куска эбенового дерева,
имела шесть тоновых отверстий и давала диатонический звукоряд от ре
2
до
ре
3
. Возможно, были фа диез
2
, соль диез
2
и до диез
2
посредством вилочных
грифов; все звуки нотировались октавой ниже. К шести звуковым отверстиям
добавляли возле выходного отверстия- седьмое, закрываемое клапаном при
помощи мизинца правой руки. Из деревянных духовых инструментов,
которым было суждено остаться постоянными инструментами оркестра,
флейты
очень
часто
встречаются
в
партитурах
XVII
века.
Тогда
употреблялись
две
разновидности
флейты:
прямая
(с
наконечником)
продольного типа - блокфлейта; обыкновенная флейта, в которую дули через
конец, как на флажолете или как на английской рекордели; и поперечная
флейта, которая в следующих столетиях заменила продольную. Прямые
флейты (продольные), снабженные семью отверстиями для пальцев и со
специальным отверстием для большого пальца внизу, делались трех
размеров.
Обычно
употреблялись
высокие
и
средние флейты, имевшие объём около
двух октав и исполнявшие партии с ограниченным диапазоном, который
соответствовал приблизительно двум нижним октавам современной флейты.
По иллюстрациям и описаниям Вирдунга и в «Инструментальной музыке»
Агриколы
(1529),
средний
инструмент
по
длине
приблизительно
соответствует современной флейте: по-видимому, основным тоном его было
до
1
. Дискантовая флейта построена квартой выше (in
фа) и нижняя
разновидность октавой ниже, чем дискантовая. Объем, указываемый обоими
авторами, приблизительно две октавы. Гамбургский композитор
И.
Маттесон, в 1713 году, упоминает о подобном же подборе продольных
флейт. Дискантовой флейты (ин фа); альтовой в строе «до» и басовой в
низком «фа». Все они имели диапазон ровно в две октавы вверх от основного
тона. Тональность Ре мажор, по-видимому, связывается с поперечной
флейтой на протяжении всей её истории в оркестре. М. Мерсенн в XVII веке
считал основным тоном инструмента- «ре»; и хотя пробный оркестровый
период флейты продолжается с последней половины XVII века до начала
XIX века, оркестровая флейта всегда строилась на основании натуральной
скалы «ре». Более ранней формой была простая труба цилиндрической
формы с шестью отверстиями для пальцев, но
В
начале XVIII века стал
входить в моду конически сужающийся к нижнему концу ствол и, как
следствие, более мягкое воспроизведение звуков второй и третьей октав,
отразившееся на более высоком диапазоне флейтовых партий у компози-
торов XVIII века. Сначала композиторы боялись давать инструменту более
высокие ноты, чем это было обычно для мягко звучащей продольной флейты,
но все же можно заметить постоянно возрастающее стремление писать
партии для поперечной флейты в высоком регистре от ре
1
до соль
3
, включая
все полутона.
Неодинаковый повсеместно строй побудил искать средства сделать
инструмент пригодным для игры во всех строях, без вреда для интонации.
Было открыто, что выдвижения головки достаточно, чтобы понизить строй (в
это время флейта изготовлялась из трех частей — головки, срединки, ножки),
но интонация шаталась, а поэтому стали пользоваться разными по длине
средниками, вроде кронов валторн, число которых возрастало. Поэтому
Траммиц (1726—1805) во второй половине XVIII века довел их до семи.
Почти одновременно открыли, что, вдвигая в ножку флейты трубочку,
называемую регистром, и удлиняя этим трубку, можно в чистоте понизить
строй. Почти в это же время было сделано замечательное открытие, которым
мы обязаны флейтисту-виртуозу и педагогу И. Кванцу (1697—1773). В 1752
году он рекомендует пробочный винт, который устанавливается на головном
конце флейты посредством винта на желаемом расстоянии от вдувательного
отверстия. Даже в наше время это единственное надёжное средство для более
чистого
интонирования
флейты.
Именно
акустические
требования
доказывали, что трубка поперечной флейты сверху вдувательного отверстия
должна иметь еще и удлинение, которое находится в определенном
отношении с частью, снабженной тоновыми отверстиями, если необходим
чистый строй.
Это отношение можно легко и точно установить. При более короткой
средине пробка устанавливается дальше от вдувательного отверстия, а при
удлиненной - ближе к нему. У современных флейт расстояние от центра вду-
вательного отверстия до пробки должно быть 18 мм, на флейте-пикколо- 9
мм. Проверить, правильно ли подстроена флейта, не так сложно: достаточно
прослушать три ре. Если тоны ре
1
, ре
2
, ре
3
звучат чисто, значит, пробка
поставлена правильно. Конечно, совершенно чистую интонацию флейты
можно было бы достичь пробочным винтом, но только тогда, когда была бы
возможность и всю трубку головки растянуть, как резину, чтобы каждое
тоновое отверстие можно было пропорционально отдалить от вдувательного
отверстия. Но, что бы мы ни делали, чистота интонации в первую очередь
достигается губами, правильной подачей воздуха из легких, умением
слушать себя и реагировать на малейшее отклонение в интонировании.
Трудно сказать с точной достоверностью, в какой последовательности и
как изобретены все клапаны на флейте, но известно, что И. Кванц и особенно
в 70—80 годах XVIII века И. Рибок отличались своим стремлением обогатить
флейту клапанами: первый улучшением клапанов вообще, о чём издал даже
книги, озаглавленные: «Заметки о флейте и обращение с ней» и «О лучшем
устройстве флейты». Второй изобрёл клапаны «соль диез», «фа диез», «си
бемоль» и «до», вместе с длинными клапанами «до» и «до диез».
Подлинным
реформатором
в
конструкции
флейты
стал
немецкий
флейтист и композитор Теобальд Бём (1794—1881). Он изобрел флейту
цилиндрического сверления с кольцевыми клапанами, покрытыми глухими
крышками. Бём родился 9 апреля 1794 года в Мюнхене, в семье ювелира.
Музыку полюбил еще мальчиком. В 16 лет он выточил сам флейту (старой
конструкции), которой овладел так хорошо, что в 18 лет стал первым
флейтистом городского театра, где играл по вечерам, после окончания
работы у отца. В 22 года Бём совершил первую поездку за границу - в
Швейцарию, где был признан как исполнитель на флейте и как музыкальный
мастер, а ещё через два года, его приняли в члены придворной капеллы.
Здесь он занимается изучением теории музыки и композицией. В декабре
1829 года Бем исполнил свой первый концерт Соль мажор для флейты.
Вскоре начались его концертные поездки по Германии, Франции, Италии,
Швейцарии, Англии. Расцветом славы Бёма можно считать начало 30-х годов
XIX
века.
В
это
время
он,
сознавая
недостатки
старой
флейты
(неравномерность высоких и низких тонов, не вполне чистая интонация,
неудобство аппликатуры и т. д.), принялся за её реформу. Полтора десятка
лет продолжались его поиски и, наконец, в 1847 году он предстал на суд
всего музыкального мира со своей новой флейтой (до этого, в 1832 году, им
была сконструирована флейта с кольцевыми клапанами).
Бем большое внимание уделял акустическим законам, изучал их, выясняя
влияние
этих
законов
на
конструкцию
инструмента.
Он
пришёл
к
заключению, что чем твёрже материал, из которого изготовляется флейта,
тем сильнее звук. Бем нашёл, что толщина стенок трубки должна иметь
влияние на образование звука и его тембра: трубки, сделанные из того же
дерева, если они немного толще, чем это нужно, дают глухой, а если не-
сколько тоньше нормы — крикливый звук. Сверление трубки, которое знали
с незапамятных времен, было почти цилиндрическим, но во Франции
сверлили узкую мензуру и слегка коническую для более легкого достижения
верхнего регистра, а в Германии, напротив, изготовляли мензуру шире для
придания большей силы нижнему регистру. Возможно, что отсюда и
возникло название «Флейта аллеманда».
Пока
флейта
была
популярна
преимущественно
как
солирующий
инструмент, немецкие флейты предпочитали французским флейтам. Но когда
флейта прочно укрепилась в оркестре, то исчезла разница в мензуре и её
сверлении. Поэтому мензуру делали средней с коническим сверлением. Бём
также проводил очень много самостоятельных опытов, изготавливая флейту
с цилиндрической трубкой, но лишь слегка суживающейся выше тоновых
отверстий, к мундштуку. На такой трубке Бём воспроизводил звуки
посредством равношироких тоновых отверстий. Он достиг этим, что тоны
оказались не только полнее и сильнее, чем на иначе сконструированных
флейтах, но и нюансировка тона, не меняя тембра или строя, при одинаковом
вдувании, показалась много богаче. Шаергельт, в докладе о музыкальных
инструментах на Лондонской выставке 1865 года, отозвался о флейте Бёма
так: «По мнению экспертов, старая, деревянная флейта рядом с Бёмовской
звучит, как Венский рояль, рядом с Брудвидовским». Бёмовские флейты
имеют тоновые отверстия для всех тонов хроматической гаммы. Бём
старался более широкими тоновыми отверстиями придать флейте более
мощный звук.
Необходимо отметить, что лёгкое образование в трубке
делений волны, необходимых для воспроизведения обертонов на флейте,
требует отклонения от нормальных грифов. Именно на местах возникновения
узлов колебания трубка должна быть закрыта, а на местах образования
пучностей, волна в трубке должна быть в непосредственном соединении с
наружным воздухом, то есть трубка должна быть с открытым клапаном.
В лучшем виде флейта имеет основной тон и первый обертон. Более
высокие тоны достигаются не так легко, но все же достигаются.
Небезынтересен
такой исторический факт: флейтист А.Тершак уделял
много
времени
работе
над
обертонами,
добиваясь
легкости
их
воспроизведения. Очевидцы утверждают, что он свободно играл двойными
нотами. Конечно, обертон на флейте звучит не так ярко, как основная нота,
но сам факт игры двойными нотами говорит сам за себя.
Уместно будет сказать, что все духовые инструменты, а среди них
особенно
флейта,
не
требуют
особой
точности
настройки,
то
есть
нетемперированные. Каждый играющий на инструменте, модифицируя
интонацию, в состоянии выправить многие недостатки строения флейты. Как
нет двух людей с одинаковым строением губ, зубов, языка, губных мышц,
так нет и абсолютно одинаковых флейт. Каждая из них наделена особым
свойством, только ей присущим. Не всегда один и тот же инструмент звучит
у разных исполнителей одинаково. Поэтому очень важно хорошо изучить
свой инструмент, знать все его положительные и отрицательные стороны, как
бы «слиться» с ним. Только тогда он будет отвечать всем требованиям,
необходимым в исполнительской практике.
Если проследить весь путь развития флейты от её зарождения и до наших
дней, то легко заметить, что все изменения, совершенствования, которые
претерпел
инструмент,
производились
не
какими-то
специальными
мастерами-изобретателями
-
сами
музыканты-исполнители
искали
и
находили то новое, что давало возможность добиваться более чистой
интонации, удобства в аппликатуре, расширения диапазона, легкости
извлечения звука и т. д. Имена этих музыкантов мы знаем, о них говорилось
выше. Благодаря им, мы имеем прекрасные современные инструменты.
По каким признакам мы судим инструмент? Во-первых, по качеству звука;
во-вторых, по лёгкости извлечения звука; в-третьих, по чистоте интонации;
в-четвертых, по удобству расположения основных и дополнительных
клапанов ( а также дополнительных рычагов); в-пятых, по материалу, из
которого сделан инструмент.
Отвечает ли всем этим требованиям современная флейта? Да, отвечает. Но
мысль человека не стоит на месте, работа над усовершенствованием
инструмента продолжается.