Напоминание

Гражданин России


Автор: Жукова Татьяна Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБУ "Школа №72"
Населённый пункт: Г. Тольятти Самарская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Гражданин России
Раздел: полное образование





Назад





ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ НА ТЕМУ:

«ГРАЖДАНИН РОССИИ» В 5 «Б» КЛАССЕ.

Учитель истории и обществознания Жукова Татьяна Николаевна.

Дата проведения «12» апреля 2016 г.

Пояснительная записка.
На изучение данной темы в учебном курсе отводится 2 часа. На первом уроке были изучены следующие вопросы. 1. Гражданин. 2. Права и обязанности гражданина России 3. Выборы и референдум На дом задан параграф №13 стр.107-109 ответить на вопросы1-4 стр.111. Некоторым ученикам было дано опережающее задание на тему: «Достойные граждане – мои земляки». Второй урок будет посвящён раскрытию понятия «Гражданин – Отечества достойный сын».
Тип урока
: комбинированный Формы работы: групповая, работа в парах, индивидуальная, работа с карточками и иллюстрациями, выполнение заданий в рабочей тетради
Применяемые технологии: групповая работа, проблемное обучение, исследовательская и проектная деятельность,

ИКТ.

Оборудование:
учебник, рабочие тетради, Конституция РФ, рабочие листы с заданиями, карточки иллюстрации, карточки с пословицами, исследовательские работы, смайлы.
План:

1.

Проверка знаний, умений и навыков, полученных на предыдущем уроке.

2.

Объяснение новых понятий по плану:

- «Гражданин – Отечества достойный сын»;

« Моя хата с краю;

-сообщения учащихся на тему «Достойные граждане – мои земляки»


Цели:

1.
Формирование у учащихся понимания роли ответственного гражданина, осознания своей причастности к судьбе страны.
2
. Воспитание у учащихся гражданских и социально значимых качеств, чувства патриотизма, любви к Родине.
3
.Развитие навыков самостоятельной работы с различными источниками информации, работы в группе и в парах.
Задачи
: 1. Организовать деятельность учащихся, направленную на формулирование понятия "гражданин", "гражданственность", "выборы", "референдум" и выявление их существенных признаков. 2. Развивать умение учащихся работать с различными источниками информации, применять знания в новой учебной ситуации, отрабатывать навыки самостоятельной работы. 3. Развивать коммуникативные навыки учащихся посредством организации работы в парах и групповой работы. 4. Развивать у учащихся способность изложения собственного отношения к государственной и общественной сферам, давать оценку событиям, происходящим в обществе и государстве. 5. Развивать творческие способности учащихся.
Ожидаемые результаты

Личностные
: 1. Учащиеся понимают, что приобретение гражданства и совершение гражданских поступков не связаны с возрастом человека, и что они уже сейчас являются гражданами своей страны. 2. Учащиеся приводят примеры проявления гражданственности нашими современниками, могут объяснить, кого можно считать достойными гражданами своей страны. 3. Учащиеся понимают, что они имеют право выразить свое отношение к возможности и важности своего участия в жизни семьи, родного края, страны; и что они могут действовать как настоящие граждане России.
Метапредметные:
1. Учащиеся могут сравнивать, обобщать факты и понятия, самостоятельно работать с различными источниками. 2. Учащиеся умеют работать в группе, с наглядным материалом при формулировке понятий. 3. Учащиеся могут самостоятельно искать и извлекать нужную информацию по заданной теме в адаптированных источниках 4. Учащиеся умеют формулировать и высказывать собственную точку зрения и собственное отношение к явлениям современной жизни.
Предметные
1. Учащиеся умеют работать с различными источниками информации, знают понятия: гражданин, гражданственность, выборы, референдум. 2.
Учащиеся могут определять главные права и обязанности гражданина, а также связь между словами "гражданин" и "патриот". Таблица 1
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы

урока

Действия учителя

Действия учащихся

Личностные

результаты

Предметные

результаты

Метапредметные

результаты

Мотивац

ионно-

организа

ационны

й
Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку, создает настроение, отмечает от- сутствующих
.
Послушайте стихотворение Р о м а н а С е ф а «Необычный пешеход». Кто по улице идет? Hеобычный пешеход. У него пятьсот имен: Hа заводе - слесарь он, В яслях он - родитель, В кинотеатре - зритель, А пришел на стадион - И уже болельщик он. Учащиеся, прослушав стихотворение, делают вывод, Выражают своё отношение к данному понятию, выражают своё мнение. Объясняют смысл своего выбора, оценивают на основе общечеловечес ких и российских ценностей. Умеют Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин». Овладение понятием "гражданин" Умеют анализировать текст (П). Умеют работать в группе, с наглядным материалом при формулировке понятия (К). Могут осуществлять поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках (П). Определяют собственное

Постано

вка

проблем

ного

вопроса
Он кому-то сын и внук, Для кого-то близкий друг. Он - мечтатель в дни весны, Он - защитник в дни войны. И всегда, везде и всюду - Гражданин своей страны! - Какие здесь ключевые слова?
Мозговой штурм
:
- Кто такой гражданин и

какими чертами он дол-

жен обладать?
Учитель предлагает учащимся разбиться на группы и закрепить знания, полученные на предыдущем уроке. Учитель напоминает
Правила работы в
отвечают: - Гражданин своей страны организовыват ься к работе отношение к явлениям со- временной жизни, формулируют свою точку зрения (Л). Общаются и взаимодействуют с партнёрами по совместной деятельности и обмену информацией (К). Умеют задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром (Р). Умеют адекватно использовать речевые средства

Организ

ация

группово

й работы

учащихс

я.

Контрол

ь за

работой

в

группах

группе

Запомни и соблюдай

простые правила:

1.
Уважай своего то- варища.
2.
Умей каждого вы- слушать.
3.
Не согласен – предлагай! Учитель раздает группам рабочие листы, с рабочими заданиями по предыдущему уроку. (5 минут+5 минут проверка заданий)
1 группа
Используя смайлы- подсказки и Конституцию РФ ЗАПОЛНИТь СХЕМУ «ПРАВА ГРАЖДАНИНА РФ» (Приложение №1) Учащиеся разбиваются на четыре группы, получают рабочие листы с заданиями, выбирают командира, координатора в группе и секретаря. Применяемые формы работы- -смысловое чтение - перевод информации в схему - составление интеллект – карты Учащиеся открывают Конститу- цию РФ стр.12 читают ст.40, 41, 42, 43 Определяют - Право на жизнь - Право на свободу - Право на личную неприкосно- венность - Право на труд - Право на отдых - Право на свободу слова - Право на свободу совести Уметь переводить информацию в различные виды представления Отбор и сравнение материала из нескольких источников для решения различных коммуникативных задач; владеть устной речью; строить монологическое контекстное высказывание (К).

2 группа
Выбрать из предложенных картинок свой портрет гражданина. Картинки (Приложение 2): 1. изображение девочки с государственным флагом 2. портрет М. И. Кутузова 3. портрет Юрия Гагарина 4. изображение митинга политической партии 5. изображение людей, сидящих в ресторане 6. изображение вооружённых людей экстремистской направленности. 7. изображение военных. Представить для других групп выбранный - Право на образование - Право на медицинское обслужи- вание совещаются в группе и заносят данные в рабочий лист. Учащиеся рассматривают картинки, совещаются в группе, анализируют, выдвигают гипотезы, делают выводы, а затем представляют выбранный портрет для других групп, словесно мотивируя его выбор. Выбирают 1. изображение человека с государственным флагом 2. портрет М. И. Кутузова 3. портрет Юрия Гагарина 4. изображение митинга политической партии 5. изображение людей, сидящих в ресторане

Группов

ое и

индивид

уальное

представ

ление

результа
портрет. (Приложение 2)
3 группа
Используя смайлы- подсказки и Конституцию РФ ЗАПОЛНИТь СХЕМУ «ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАНИНА РФ» (Приложение №3)
4 группа
Прочитайте текст на стр. 110, под рубрикой «Путешествие в 6. изображение военных Дети участвуют в дискуссии. итог выполненной работы – презентация выбранного портрета. Учащиеся открывают стр. 16 Конституции РФ, находят статьи 57, 58,59 и определяют основны обязанности гражданина России: • Соблюдать Конституцию и зако- ны России • Уважать права и свободы других людей • Защищать Отечество • Платить налоги • Охранять природу и окружаю- щую среду • Заботиться о детях, их воспита- нии • Заботиться о сохранении истори- ческого и культурного наследия. Учащиеся читаю текст, обсужда- ют, рассматривают иллюстрацию, на которой изображен памятник

тов

деятельн

ости

(схемы,

интелле

кт –

карты)

Физкуль
прошлое» и ответьте на вопрос  Что значит быть патриотом?  Как вы думаете, какого человека можно назвать достойным сыном своего Отечества?  Как вы думаете, почему Кузьма Минин был назван гражданином ? Учитель предлагает провести динамическую паузу . К. Минину и Д. Пожарскому. На памятнике написано «Гражданину Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому. Благодарная Россия 1818 г.». Выдвигают версии на во- просы: 1. Почему был установлен па- мятник в их честь? 2. Почему Кузьма Минин был назван гражданином? Во время урока ученики дают подробную историческую справку.
Ответы на во-

просы:
К.Минин и Д.По- жарский совершили гра- жданский поступок. К.Ми- нин пожертвовал своей собственностью, создал на- родное ополчение и вместе с Д.Пожарским, который возглавлял войска, сража- лись с поляками и отстояли независимость России. Презентуют свою работу каждая группа.
Дети выполняют физические

упражнения
Дети стоят. Учитель говорит: «Руки на уровне грудной клетки».

тминутк

а
Раз, два, три, четыре, пять! Ох, как весело играть! Руки вверх подними, На пальчики посмотри, Шире руки разведи! А потом их опусти! Под слова РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ дети свободно потряхивают кистями рук (движе- ние сверху вниз). Под слова ОХ КАК ВЕСЕЛО ИГРАТЬ – легкие хлопки в ладони; под слова РУКИ ВВЕРХ ПОДНИМИ - все подни- мают руки, сопровождая глубоким вдохом и выдохом; под слова НА ПАЛЬЧИКИ ПОСМОТРИ - под- нимают голову, прогибая спину. Дальше под слова ШИРЕ РУКИ РАЗВЕДИ дети разводят руки в стороны и делают глубокий вдох; под слова А ПОТОМ ИХ ОПУ- СТИ опускают руки вниз и дела- ют глубокий выдох. Раскрыти е понятия -
Гражда

нин –

Отечес

тва

достойн

ый сын
Слово учителя: Быть настоящим гражданином и патриотом своей страны - это значит любить и гордиться своей Родиной, уважать и соблюдать законы государства, выполнять свои обязанности, быть активным в общественной жизни, Учащиеся работают с тестом в учебнике, анализируют его, находят главную мысль теста, отвечают на поставленные вопросы: -Таких людей у нас очень много, потому что русские - это трудолюбивый и настойчивый народ. Всех их назвать сейчас невозможно. Но это и писатели, и Владеют ценностными ориентирами, основанными на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству. Объясняют смысла своего Умеют находить нуж- ную информацию в педагогически ото- бранных источниках; адекватно ее воспри- нимать, применяя основные общество- ведческие термины и понятия; преобразовы- вать в соответствии с решаемой задачей Умеют сознательно организовывать свою познавательную деятельность (Р). Умеют осуществлять подкрепление изученных положений конкретными
беречь и умножать богатства родного края. Обратимся к тексту учебника с.109. "Моя хата с краю". - Подумайте над фактами, приведёнными в тексте и ответьте на поставленные вопросы: -Каких людей можно назвать достойными гражданами? Можно ли их перечислить, кто они? Учитель предлагает заслушать доклады учащихся о достойных гражданах г. Тольятти политики, и певцы, и спортсмены, и врачи, и учителя, которые своим трудом прославили нашу Россию, их имена известны в мире. Среди нас есть люди, которых мы видим каждый день, живем, учимся, работаем вместе с ними. Эти люди смело могут носить почетное звание «Гражданин России». Это могут быть и дети - ученики нашей школы. Они прославили город, село, школу, семью, себя. Сообщения учащихся на тему «Достойные граждане – мои земляки»: мэр города С.Ф. Жилкин. и главный редактор газеты «Тольяттинское обозрение» Валерий Иванов ответа, оценивают на основе общечеловечес ких и российских ценностей. (анализировать, обоб- щать, систематизиро- вать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с соб- ственными знаниями); давать оценку обще- ственным явлениям с позиций одобряемых в современном россий- ском обществе соци- альных ценностей. Ра- ботают с понятием "патриот", повторяют изученный материал. примерами . Используют элементы причинно- следственного анализа (П). Умеют определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения (Л). Самостоя тельная работа с Отношение человека к Родине выражено в пословицах. У вас на Дети анализируют записи пословиц, сопоставляют их, формулируют, соединяют части в Заинтересован ы не только в личном успехе, Умеют объяснять и конкретизировать примерами смысл Умеют задавать вопросы, необходимые для
проверко й по эталону столах лежат пословицы, которые нужно восстановить. Учитель проверяет правильность составления пословиц, корректирует целое (синтез): Человек без Родины … (что соловей без песни). Родина-мать, …( умей за нее постоять). Для Родины своей…( жизни не жалей). На чужой стороне и…(весна не красна). Жить -…(Родине служить). Родной свой край… (люби и знай, делами прославляй) (Приложение 2). Восстановленные пословицы дети прикрепляют на доску и читают. но и в благополучии и процветании своей страны; - ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; понятий: «гражданин», "гражданственность", "выборы", "права", "обязанности", "Конституция РФ".
Гражданственность
- - качество, свойство поведения человека, гражданина , проявляющееся в его готовности и способности активно участвовать в делах общества и государства, сознательно пользоваться своими правами, свободами и выполнять свои обязанности. организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром (Р), умеют адекватно оценить работу другого учащегося (Л). Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеют устной и письменной речью; умеют строить монологическое контекстное высказывание (К). Умеют самостоятельно
стремлении к укреплению исторически сложившегося государственно го единства; признании равноправия народов. Умеют осуществлять взаимопроверк у согласно нравственным нормам, правилам поведения. анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров, действия в новом учебном материале (П). Включен ие в систему знания и повторен ия Фронтальная беседа - Что вы можете сделать для своей Родины как школьник, и как гражда- нин? - А кто из вас может про Учащиеся высказывают каждый своё мнение 1. Прилежно учиться. 2. Выполнять требования учителя, дежурных. 3. Соблюдать технику безопасности. 4. Беречь школьное Учащиеся по- нимают, что приобретение гражданства и совершение гражданских Развивают умение ра- ботать с различными источниками. Учащи- еся знают понятия: гражданин, гра- жданственность, вы- Развивают речь; умеют сравнивать, обобщать факты и понятия; развивают самостоятельность работы с различны-
себя сказать, что он яв- ляется гражданином Рос- сии и почему? Выскажите свою личностную пози- цию и объясните её. - А какими правами гражданина РФ вы уже пользуетесь? - Как осуществляется решение важных вопросов в государстве? - Дорогие ребята! Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и богатства. Будьте достойны нашей великой страны, ее многовековой истории и подвигов знаменитых предков. Я думаю, что все вы вырастете и станете достойными гражданами своей страны. имущество. 5. Выполнять распорядок дня. 6. Придерживаться правил культурного поведения. 7. Уважать права других. Каждый ребенок имеет право: на жизнь, на жизнь в семье со своими родителями, на получение образования, на отдых, на свободу слова и веры, на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь, на собственное мнение. Голосованием: выборы и референдум, всенародный опрос. Выбирают домашнее задание. поступков не связаны с воз- растом челове- ка, и что они уже сейчас яв- ляются гра- жданами своей страны. Уча- щиеся приво- дят примеры проявления гражданствен- ности нашими современника- ми, могут объ- яснить, кого можно считать достойными гражданами своей страны. Учащиеся по- нимают, что они имеют боры, референдум. Учащиеся могут определять главные обязанности гражда- нина, а также связь между словами "гра- жданин" и "патриот". Умеют объяснять и конкретизировать примерами смысл по- нятия «гражданин», называть и иллюстри- ровать примерами основные права гра- ждан РФ, называть основные обязанно- сти граждан РФ. Уме- ют приводить приме- ры добросовестного выполнения гра- жданских обязанно- стей, имеют представ- ление о то, что выбо- ми источниками ин- формации (П). Уме- ют работать в груп- пе (К), с наглядным материалом при формулировке поня- тия (П). Умеют осу- ществлять поиск и извлечение нужной информации по за- данной теме в адап- тированных источ- никах (П). Могут выразить собствен- ное отношения к яв- лениям со- временной жизни, сформулировать свою точку зрения (Л).
Домашнее задание на выбор: написать мини- сочинение "Каким гражданином я хочу стать" или рассказ о том, кого из известных россиян - современников или предков ты считаешь настоящими гражданами. Записывают домашнее задание в дневники. право выра- зить свое отно- шение к воз- можности и важности свое- го участия в жизни семьи, родного края, страны; и что они могут дей- ствовать как настоящие гра- ждане России. ры – это одна из наи- более массовых форм участия граждан в управлении страной. Рефлекси я -Что понравилось на уро- ке? -Что хотели бы ещё узнать? - Что было наиболее труд- ным? -Пригодятся ли вам зна- ния, приобретённые на этом уроке, в дальней- шей жизни? Где? Отвечают на поставленные вопро- сы, анализируют свою деятель- ность, высказывают своё отноше- ние, переживание, предложения. Урок: -привлек меня тем,… -взволновал меня тем,... -заставил задуматься... -для меня было интересным то, что… Способность оценить себя, самоанализ. Фиксация новых знаний по теме. Приобретение дополнительных знаний (П).
Учитель озвучивает от- метки за урок с коммента- риями. - Правда приятно чувствовать себя уверенным человеком, быть гражданином такого государства, как Россия. Встаньте. Расправьте плечи. Поднимите выше подбородок и с чувством гордости произнесите: «Я - гражданин России»! Помните: именно от вас зависит завтрашний день страны, будущее нашего государства. Всем спасибо за урок! Подают дневники для выставле- ния отметок. Учащиеся встают, распрямляют плечи, поднимают подбородок выше и гордо произносят: - Я - гражданин России!
Приложение 1.
РАБОЧИЙ ЛИСТ УРОКА

ТЕМА «ГРАЖДАНИН РОССИИ»

ГРУППА № 1
Ф.И._____________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________
ЗАДАНИЯ
1. ВЫБРАТЬ КОМАНДИРА – КООРДИНАТОРА РАБОТЫ 2. СЕКРЕТАРЯ, КОТОРЫЙ ПИШЕТ БЫСТРО И КРАСИВО. ЗАПОЛНИТЕ СХЕМУ «ПРАВА ГРАЖДАНИНА РФ» Основные права граждан РФ

1.

Оцените работу каждого в команде по 8 балльной шкале.

2.

Оцените, как работала команда (нужное подчеркнуть)
-Дружно, совместно разбирали задания. 9-10 баллов -Активно участвовали в обсуждении не все. 7-8 баллов -Работа вялая, неинтересная, много ошибок. 4-6 баллов Приложение 2


РАБОЧИЙ ЛИСТ УРОКА

ТЕМА «ГРАЖДАНИН РОССИИ»



ГРУППА №2


ЗАДАНИЯ

1.
ВЫБРАТЬ КОМАНДИРА – КООРДИНАТОРА РАБОТЫ
2.
СЕКРЕТАРЯ, КОТОРЫЙ ПИШЕТ БЫСТРО И КРАСИВО. Выбрать картинки, относящиеся к понятию ГРАЖДАНИН. Обосновать свой выбор
3.

Оцените работу каждого в команде по 8 балльной шкале.

4.

Оцените, как работала команда (нужное подчеркнуть)
-Дружно, совместно разбирали задания. 9-10 баллов -Активно участвовали в обсуждении не все. 7-8 баллов -Работа вялая, неинтересная, много ошибок. 4-6 баллов
Приложение 3


РАБОЧИЙ ЛИСТ УРОКА

ТЕМА «ГРАЖДАНИН РОССИИ»

ГРУППА № 3
Ф.И._____________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________
ЗАДАНИЯ

5.
ВЫБРАТЬ КОМАНДИРА – КООРДИНАТОРА РАБОТЫ
6.
СЕКРЕТАРЯ, КОТОРЫЙ ПИШЕТ БЫСТРО И КРАСИВО. Заполните схему «ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РФ» Обязанности граждан РФ

1.

Оцените работу каждого в команде по 8 балльной шкале.

2.

Оцените, как работала команда (нужное подчеркнуть)
-Дружно, совместно разбирали задания. 9-10 баллов -Активно участвовали в обсуждении не все. 7-8 баллов -Работа вялая, неинтересная, много ошибок. 4-6 баллов Приложение 4


РАБОЧИЙ ЛИСТ УРОКА

ТЕМА «ГРАЖДАНИН РОССИИ»



ГРУППА № 4
Ф.И._____________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________
ЗАДАНИЯ

7.
ВЫБРАТЬ КОМАНДИРА – КООРДИНАТОРА РАБОТЫ
8.
СЕКРЕТАРЯ, КОТОРЫЙ ПИШЕТ БЫСТРО И КРАСИВО.
Прочитайте текст на стр. 110, под рубрикой «Путешествие в прошлое» и ответьте на вопрос

Что значит быть патриотом?

__________________________________________________________________________________________________

_______________________

Как вы думаете, какого человека можно назвать достойным сыном своегоОтечества?

__________________________________________________________________________________________________

______


Как вы думаете, почему Кузьма Минин был назван гражданином?

__________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

9.

Оцените работу каждого в команде по 8 балльной шкале.

10.Оцените, как работала команда (нужное подчеркнуть)
-Дружно, совместно разбирали задания. 9-10 баллов -Активно участвовали в обсуждении не все. 7-8 баллов -Работа вялая, неинтересная, много ошибок. 4-6 баллов Приложение 5.
Человек без Родины

что соловей без песни

Родина-мать,

умей за нее постоять

Для Родины своей

жизни не жалей

На чужой стороне и

весна не красна

Жить -

Родине служить


Родной свой край

люби и знай, делами

прославляй
Приложение 6.
Право на образование Обязанность защищать Отечество Право на охрану здоровья Право на жилище


Обязанность бережно относиться

к природным богатствам Право на отдых Обязанность соблюдать Конституцию РФ и другие

законы



В раздел образования