Автор: Шарипова Гульнур Азатовна
Должность: магистрант
Учебное заведение: БГПУ им.М.Акмуллы
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Раздел: дополнительное образование
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧЕВОГО
РАЗВИТИЯ
Шарипова Г.А.
РФ, г. Уфа, БГПУ им.М.Акмуллы
В настоящее время остается актуальным вопрос о взаимовлиянии
развития высших психических функций и речи. Отмечается увеличение
детей с нарушением речевого развития, испытывающие трудности усвоения
образовательной программы в дошкольных учреждениях, в дальнейшем, и в
школьных учреждениях. На способности обучения оказывает влияние
развитие психических функций в соответствии возрасту ребенка.
Речь занимает одно из важных мест в развитии личности в социуме.
Развитие
всех
психических
процессов
происходит
с участием речи.
Р.Е. Левина выделила несколько принципов анализа речевых нарушений.
Одним из них является взаимовлияние сторон психического развития и речи
ребенка. Как и все психические функции, поведение, способности, а также
речь формируются в процессе воспитания и обучения, также влияют условия
жизни ребенка в обществе (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия).
Ребенок с нарушением речи испытывает ряд трудностей при общении со
сверстниками и взрослыми из-за чего он может меньше общаться, что
приводит к уменьшению представлений об окружающей действительности,
замедлению темпа развития мышления [1].
Изучение
исследований
Т.Е. Филичевой,
Т.В. Тумановой,
Н.С. Жуковой, В.М. Мастюковой выявило наличие у детей с нарушением
развития речи некоторых отклонений от нормы в психической деятельности,
которые приводят к затруднениям в процессе обучения, особенно в
начальных классах [2]. Поэтому большое значение имеет своевременное
выявление нарушений в развитии детей и оказание соответствующей
1
коррекционной
помощи
квалифицированными
специалистами:
нейропсихологами, логопедами, дефектологами.
Нейропсихологическая диагностика позволяет выявить специфику
дефицитарности психических функций, учитывая возраст обследуемого
ребенка,
то
есть
согласно
онтогенезу.
Учитываются
особенности
компенсации нарушенных психических функций, динамики их развития.
После обнаружения причин разрабатывается коррекционная программа с
использованием подходящих методов коррекции учебной неуспешности, а
также ее профилактики.
Дифференциальная нейропсихологическая диагностика опирается на
концепции А.Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга [3]. Развитие
каждой структуры мозга и их взаимодействие, психических функций
происходит в разные возрастные периоды. Неравномерность развития
ребенка
обусловлена
средовыми
особенностями
развития,
характером
воспитания взрослыми. А также имеет значение особенности внутри- и
межполушарного взаимодействия мозговых структур, которые влияют на
организацию психических процессов, эмоциональной сферы и когнитивных
стратегий.
Мозговые
системы
ребенка
обладают
пластичностью
и
восприимчивостью, что позволяет в процессе коррекционной работы
наращивать его психический потенциал. При отсутствии своевременно
организованной
развивающей
работы
специалистом,
функционально
неработающие структуры мозга будут оказывать торможение и искажение
на процесс психогенеза. В этом случае не только высшие когнитивные
процессы (базис для них закладывается в раннем детстве) неполноценно
начнут развиваться. В свою очередь, к изменениям интересов, потребностей,
эмоционально-личностной структуре приводит отставание в познавательной
сфере. Это объясняется тем, что психическая жизнь и все в природе
стремится к заполнению пустоты.
2
Выделяют различные неблагоприятные психологические проявления
нарушений адаптации у детей. К некоторым из них относятся: трудности
овладения знаниями, умениями и навыками, негативизм, ограниченные
возможности общения со сверстниками и взрослыми, негативное отношение
к посещению детского сада, наличие страхов, повышенной возбудимости или
наоборот тормозимости и другие.
После диагностики составляется коррекционная программа. В первую
очередь важно установить эмоциональный контакт с ребенком. С этой целью
взрослый выясняет интересы малыша, определяет уровень его мотивации,
самооценки, реакции и терпимость к психическим нагрузкам, длительность
его
активного
участия
в
занятии.
Все
это
позволяет
обеспечить
индивидуализированный
подход
к
каждому
ребенку
с
учетом
его
познавательной деятельности и личности. Благодаря дифференциальной
нейропсихологической диагностике, в процессе которой выявляются слабые
звенья в развитии, а также определяется зона ближайшего развития,
своевременно разрабатывается коррекционно-развивающая программа с
учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
В
процессе
коррекционно-развивающего
обучения
формируется
целостная функциональная система. Это позволит ребенку самому овладеть
разнообразными умениями.
Таким образом, всесторонняя комплексная коррекционно-развивающая
программа
нарушений
психического
и
речевого
развития
способна
предотвратить трудности обучения, а также положительно влияет на
полноценное всеобщее развитие ребенка.
Список литературы
1.
Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов[Текст] /
Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
2.
Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] /
Н.С. Жукова, В.М. Мастюкова, Т.Е. Филичева. - 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение,
1990. – 238 с.
3.
Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии: учеб. пособие для студ. учреждений высш.
проф. Образования [Текст] / А.Р. Лурия. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр
«Академия», 2013. – 384 с.
3