Напоминание

"Музыкальное развитее в гендерном воспитании дошкольников"


Автор: Шахназарян Эвелина Телмани
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6 д/о "Ручеек"
Населённый пункт: г. Мытищи
Наименование материала: Консультация
Тема: "Музыкальное развитее в гендерном воспитании дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Музыкальное развитее в гендерном воспитании дошкольников

«Нельзя считать один пол совершеннее другого,

так и нельзя их уравнивать»

Ж. Руссо

Цель:

- Развить знания детей о принадлежности к соответствующему полу;

- Закрепить положительное эмоциональное отношение к собственному полу;

- Развить гендерные представления (о лучших качествах, присущих

мужчинам и женщинам, о толерантности, знания о семье и семейных

традициях и т. д.).

Задача:

- Образовательные;

- Развивающие;

- Воспитательные.

Музыкальные занятия в образовательной программе детского сада являются

обязательными наряду с математикой, развитием речи, окружающим миром.

И это неслучайно, так как влияние музыки на развитие творческой

деятельности детей очень велико.

Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом

является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного

возраста.

Вопрос гендерного воспитания в наши дни становится все более

актуальным. Музыка – одно из средств формирования полоролевого

поведения детей. На музыкальных занятиях работа по гендерному

воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной

деятельности. То есть девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а

в процессе специально организованной деятельности развивают качества,

которые принято считать сугубо женскими или мужскими. Целью данного

направления является необходимость сформировать понятие у ребёнка о

половой принадлежности.

Отсюда вытекают следующие задачи:

- Воспитывать уважительное отношение мальчиков к девочкам.

- Воспитывать межличностные отношения между мальчиками и девочками.

- Воспитывать элементарные правила этикета разнополых детей.

- Развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и

трудолюбия через песни, танцы, театрализации и музыкальные игры.

- Воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощенности и

творчества движения мальчиков и девочек в парных танцах.

Так, все основные части музыкального занятия: музыкально- ритмические

движения, пение, слушанье музыки, танцевальная деятельность, игра на

музыкальных инструментах и музыкально-дидактическая игра — следует

проводить с учетом гендерных различий.

В танцевальной деятельности, особенно в парных танцах, необходимо

подчеркивать отличительные движения девочек и мальчиков. Следует

акцентировать внимание детей на таких моментах, как: приглашение на

танец исходит от кавалера, мальчик, как настоящий рыцарь, встает на

одно колено и подает руку девочке, а она обходит мальчика легкими

шажками, мальчик держит крепко свою руку на поясе, а девочка

«показывает юбочку». После танца мальчик провожает девочку на место.

В танцевальных движениях девочек следует поощрять плавность, легкость,

пластичность, а в движениях мальчиков — строгость и четкость. При

разучивании танцев (вальс, полька, кадриль). Мальчики овладевают

навыками ведущего партнёра, у девочек делается акцент на грациозность,

изящество, мягкость движений.

В музыкально-ритмических движениях можно использовать

дифференцированный подход: мальчики разучивают движения,

требующие мужской силы, ловкости (наездники, бравые солдаты).

У девочек может, преобладает плавность, мягкость движений (хороводы,

упражнения с цветами, лентами, шарами).

Песни и игры о мальчиках и девочках способствуют развитию

представлений ребёнка о своём поле и его позитивному принятию.

Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учётом их

гендерных особенностей оказывает народный фольклор (потешки,

частушки, дразнилки поговорки, народные игры). В занятиях и

развлечениях, всегда учитываю гендерные особенности детей.

Подчеркнуть гендерные особенности на музыкальных занятиях

помогут музыкальные игры, такие, как, например, «Жуки и бабочки»,

«Роботы и звездочки», «Птички и автомобили», где роль жуков, роботов и

автомобилей отводится мальчикам, а роль бабочек, звездочек и птичек —

девочкам. Передавая музыкальные образы, движения у мальчиков должны

быть соответствующими — четкими и тяжелыми, а у девочек —

воздушными, легкими, нежными, плавными.

Еще к одной составляющей музыкального занятия к игре на музыкальных

инструментах – можно тоже подойти, опираясь на гендерные особенности

детей. Так, например, игру на барабанах логичней было бы отдать

представителю сильного пола, а партию треугольника и колокольчика лучше

доверить девочкам. Если девочки и мальчики играют на одних и тех же

инструментах, то хвалить и поощрять можно за разные проявления.

Мальчиков — за решительность, точность, девочек — за легкость, тонкость

исполнения.

Вот так, развивая музыкальные способности детей, открывая им чудесный

мир музыки, хореографии, театра, музыкальный руководитель может

использовать свои знания о гендерном различии детей, помогая

осознавать себя представителями того пола, к какому они принадлежат.



В раздел образования