Автор: Шахназарян Эвелина Телмани
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6 д/о "Ручеек"
Населённый пункт: г. Мытищи
Наименование материала: Консультация
Тема: "Музыкальное развитее в гендерном воспитании дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Музыкальное развитее в гендерном воспитании дошкольников
«Нельзя считать один пол совершеннее другого,
так и нельзя их уравнивать»
Ж. Руссо
Цель:
- Развить знания детей о принадлежности к соответствующему полу;
- Закрепить положительное эмоциональное отношение к собственному полу;
- Развить гендерные представления (о лучших качествах, присущих
мужчинам и женщинам, о толерантности, знания о семье и семейных
традициях и т. д.).
Задача:
- Образовательные;
- Развивающие;
- Воспитательные.
Музыкальные занятия в образовательной программе детского сада являются
обязательными наряду с математикой, развитием речи, окружающим миром.
И это неслучайно, так как влияние музыки на развитие творческой
деятельности детей очень велико.
Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом
является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного
возраста.
Вопрос гендерного воспитания в наши дни становится все более
актуальным. Музыка – одно из средств формирования полоролевого
поведения детей. На музыкальных занятиях работа по гендерному
воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной
деятельности. То есть девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а
в процессе специально организованной деятельности развивают качества,
которые принято считать сугубо женскими или мужскими. Целью данного
направления является необходимость сформировать понятие у ребёнка о
половой принадлежности.
Отсюда вытекают следующие задачи:
- Воспитывать уважительное отношение мальчиков к девочкам.
- Воспитывать межличностные отношения между мальчиками и девочками.
- Воспитывать элементарные правила этикета разнополых детей.
- Развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и
трудолюбия через песни, танцы, театрализации и музыкальные игры.
- Воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощенности и
творчества движения мальчиков и девочек в парных танцах.
Так, все основные части музыкального занятия: музыкально- ритмические
движения, пение, слушанье музыки, танцевальная деятельность, игра на
музыкальных инструментах и музыкально-дидактическая игра — следует
проводить с учетом гендерных различий.
В танцевальной деятельности, особенно в парных танцах, необходимо
подчеркивать отличительные движения девочек и мальчиков. Следует
акцентировать внимание детей на таких моментах, как: приглашение на
танец исходит от кавалера, мальчик, как настоящий рыцарь, встает на
одно колено и подает руку девочке, а она обходит мальчика легкими
шажками, мальчик держит крепко свою руку на поясе, а девочка
«показывает юбочку». После танца мальчик провожает девочку на место.
В танцевальных движениях девочек следует поощрять плавность, легкость,
пластичность, а в движениях мальчиков — строгость и четкость. При
разучивании танцев (вальс, полька, кадриль). Мальчики овладевают
навыками ведущего партнёра, у девочек делается акцент на грациозность,
изящество, мягкость движений.
В музыкально-ритмических движениях можно использовать
дифференцированный подход: мальчики разучивают движения,
требующие мужской силы, ловкости (наездники, бравые солдаты).
У девочек может, преобладает плавность, мягкость движений (хороводы,
упражнения с цветами, лентами, шарами).
Песни и игры о мальчиках и девочках способствуют развитию
представлений ребёнка о своём поле и его позитивному принятию.
Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учётом их
гендерных особенностей оказывает народный фольклор (потешки,
частушки, дразнилки поговорки, народные игры). В занятиях и
развлечениях, всегда учитываю гендерные особенности детей.
Подчеркнуть гендерные особенности на музыкальных занятиях
помогут музыкальные игры, такие, как, например, «Жуки и бабочки»,
«Роботы и звездочки», «Птички и автомобили», где роль жуков, роботов и
автомобилей отводится мальчикам, а роль бабочек, звездочек и птичек —
девочкам. Передавая музыкальные образы, движения у мальчиков должны
быть соответствующими — четкими и тяжелыми, а у девочек —
воздушными, легкими, нежными, плавными.
Еще к одной составляющей музыкального занятия к игре на музыкальных
инструментах – можно тоже подойти, опираясь на гендерные особенности
детей. Так, например, игру на барабанах логичней было бы отдать
представителю сильного пола, а партию треугольника и колокольчика лучше
доверить девочкам. Если девочки и мальчики играют на одних и тех же
инструментах, то хвалить и поощрять можно за разные проявления.
Мальчиков — за решительность, точность, девочек — за легкость, тонкость
исполнения.
Вот так, развивая музыкальные способности детей, открывая им чудесный
мир музыки, хореографии, театра, музыкальный руководитель может
использовать свои знания о гендерном различии детей, помогая
осознавать себя представителями того пола, к какому они принадлежат.