Напоминание

Педагогическая поддержка как средство реализации творческого потенциала детей в самостоятельной изобразительной деятельности


Автор: Чернилина Любовь Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 4
Населённый пункт: Мурманская область. г Мурманск
Наименование материала: Статья
Тема: Педагогическая поддержка как средство реализации творческого потенциала детей в самостоятельной изобразительной деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогическая поддержка как средство реализации творческого

потенциала детей старшего дошкольного возраста в

самостоятельной изобразительной деятельности

Формирование

творческой

личности

-

одна

из

важных

задач

педагогической науки и практики на современном этапе. Решение её должно

начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для

этого - изобразительная деятельность. Еще Аристотель отмечал: занятие

рисованием способствует разностороннему развитию ребенка.

Отечественные педагоги и психологи рассматривают творчество как

создание человеком объективно и субъективно нового. Именно субъективная

новизна составляет результат деятельности детей дошкольного возраста.

Рисуя, вырезая и наклеивая, дошкольник создает для себя субъективно новое.

Но субъективная ценность его значительна. Работая над изображением,

ребенок приобретает знания, уточняются и углубляются его представления

об

окружающем.

Он

не

только

овладевает

новыми

для

него

изобразительными навыками и умениями, расширяющими творческие

возможности, но и учится осознанно их использовать. Весьма значимый

фактор с точки зрения психического развития. Ведь каждый ребенок,

создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает

свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть.

В

этом

суть

детского

изобразительного

творчества,

которое

проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно придумывает

тему своего рисунка, но и тогда, когда создает изображение по заданию

педагога, определяя композицию, цветовое решение и другие выразительные

средства, внося интересные дополнения и т. п. По мере овладения навыками

(уже в старших группах) усложняется и творческое решение. И в этой

ситуации положительное отношение педагога к творчеству ребенка - важный

стимул его творчества .

Для развития творчества детям необходимы определенные знания,

навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами, без помощи

взрослых, овладеть не могут. Иначе: речь идет о целенаправленном

обучении, освоении богатого художественного опыта. Для изображения

нужны ясные, отчетливые представления, а также умение выразить их в

графической форме. Создавая рисунок, ребенок контролирует свои действия

представлением изображаемого предмета и оценивает их. Представления,

нужные для рисования, образуются в процессе восприятия.

Исследования Н. П. Сакулиной показывают, что необходимо учить

детей определенному способу восприятия предмета, его обследованию.

Однако для того чтобы нарисовать тот или иной предмет, недостаточно

иметь ясное представление о его форме, цвете, строении, необходимо уметь

выразить эти свойства предмета в графической форме на плоскости листа

бумаги, подчинить движение руки задаче изображения.

В настоящее время стремительно меняются точки зрения на проблему

художественного

развития

и

условия

формирования

художественных

способностей, смена детских поколений и их предпочтений, появление

новых художественных приемов и техник. В связи с этим должны

измениться

и

методы

работы

педагогов

области

изобразительной

деятельности с дошкольниками.

Тенденция современного дошкольного образования - это переход от

ценностей обучения к ценностям развития. Его развивающий вектор

сориентирован на то, чтобы создавать каждому ребенку условия, в которых

личность могла бы максимально реализовать себя. А ведь именно в

изобразительном

творчестве

складываются

наиболее

благоприятные

предпосылки для самовыражения ребенка. Выбор нетрадиционных техник

рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного

творчества не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к

спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате

использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой

манипуляции.

В настоящее время в творческой деятельности задача не столько в

обучении детей изобразительным техникам, сколько в обеспечении основ

развития каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно

мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.

Таким образом, можно выделить недостатки в основном процессе (в

образовательной деятельности):

- преобладание в работе воспитателя учебной модели (отсутствие

новых форм и методов воспитания, обучения, развития дошкольников в

соответствии с ФГОС ДО);

- отсутствие прогнозирования и корректировки результатов своей

деятельности;

- педагог в ходе ОД, в ходе реализации режимных моментов и

организации развивающей среды не создаёт условия для реализации

самостоятельной творческой деятельности;

Проблема в условиях:

-

отсутствие

или

недостаточное

количество

современных

(мультимедийных) методических пособий;

-

содержательно-ненасыщенная

развивающая

предметно-

пространственная среда для реализации творческой деятельности.

В ФГОС ДО (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года Министерства

образования и науки РФ «Об утверждении ФГОС ДО») обозначены

результаты освоения Программы в виде целевых ориентиров дошкольного

образования,

которые

представляют

собой

социально-нормативные

возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе

завершения уровня дошкольного образования.

ФГОС ДО требует ставить перед педагогом принципиально новые

задачи:

- формирование у детей устойчивого интереса к самостоятельной

творческой деятельности;

- обогащение сенсорного опыта;

-

развитие

образного

эстетического

восприятия,

образных

представлений, формирование эстетических суждений;

- формирование эстетического отношения к предметам и явлениям

окружающего мира, произведениям искусства, к художественно – творческой

деятельности;

- развитие самостоятельности.

Таким образом, в ходе непосредственно образовательной деятельности

по

образовательной

области

«Художественно-эстетическое

развитие»

педагог

должен

создавать

условия

для

реализации

самостоятельной

творческой

деятельности

посредством

разнообразия

материала

и

оборудования, поощрения творческой инициативы.

Обоснование и планирование образовательной работы по поддержке

самостоятельной изобразительной деятельности детей старшего

дошкольного возраста

Наряду с традиционными формами работы с детьми по развитию их

творчества, инновационные процессы в образовании привели к появлению

специально организованных занятий изобразительной деятельностью. Таких

как художественные студии, кружки, позволяющие в большей степени

удовлетворять индивидуальные интересы и потребности детей, делать

педагогический процесс более дифференцированным и гибким с учетом

склонностей и предпочтений каждого ребёнка.

Однако анализ процесса развития детского творчества позволил

выделить противоречие, связанное с разработкой ключевой проблемы

дошкольной дидактики, а именно - взаимосвязи обучения и творчества. В

традиционном

образовательном

процессе

ребенок

усваивает

строго

фиксированные

способы

действий

с

вещами,

в

том

числе

стандартизированные способы художественной деятельности, которым его

обучает взрослый как носитель культуры.

Эти

способы,

как

правило,

достаточно

жестко

фиксированы,

стандартизированы, что фактически исключает творчество дошкольников (Н.

Н. Поддьяков). И по мере накопления «багажа знаний» ребенок начинает

утрачивать

индивидуальную

самобытность,

стремится

подражать

или

копировать и постепенно попадает в зависимость от взрослого, задающего

образец и тем самым диктующего способ культуроосвоения.

Поэтому важно создание таких педагогических условий поддержки

детского творчества, которые способствуют превращению деятельности

ребенка, первоначально складывающуюся под влиянием взрослого, в

подлинно детскую самостоятельную творческую деятельность, являющуюся

ярким проявлением самобытности и индивидуальности ребенка.

Наблюдение за самостоятельным

рисованием детей выявило

проблему: дети данной группы не имеют возможности в достаточной мере

реализовать свой творческий потенциал в силу недостаточного разнообразия

материалов,

использования

«заученных»

графических

образов,

ограниченности в свободном времени.

На основе этого сформулированы цель и задачи опытно-практической

части работы.

Цель:

расширить

возможности

творческих

проявлений

детей

дошкольного возраста в самостоятельной изобразительной деятельности.

Задачи:

-

выяснить детские предпочтения в использовании изобразительных

материалов, тематики и способов изображения;

-

познакомить

детей

с

разнообразием

материалов

и

способов

изображения;

-

предоставить детям свободу выбора материалов в соответствии с

индивидуальными интересами, возможностями.

Предлагаемая система включает четыре этапа работы, которая

построена на принципе цикличности, повторении второго, третьего и

четвертого этапов при знакомстве детей с каждой новой изобразительной

техникой.

Этапы работы:

1

этап:

наблюдение

за

самостоятельной

детской

изобразительной

деятельностью, определение предпочтений детей в выборе тем рисунков,

изобразительных материалов, способов изображения.

2 этап: ознакомление детей с новыми материалами, возможностями и

правилами их использования.

3 этап: предоставление возможности самостоятельного использования

материалов, техник изображения для реализации индивидуальных замыслов.

4 этап (заключительный): выводы об эффективности проделанной работы.



В раздел образования