Автор: Чернилина Любовь Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 4
Населённый пункт: Мурманская область. г Мурманск
Наименование материала: Статья
Тема: Педагогическая поддержка как средство реализации творческого потенциала детей в самостоятельной изобразительной деятельности
Раздел: дошкольное образование
Педагогическая поддержка как средство реализации творческого
потенциала детей старшего дошкольного возраста в
самостоятельной изобразительной деятельности
Формирование
творческой
личности
-
одна
из
важных
задач
педагогической науки и практики на современном этапе. Решение её должно
начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для
этого - изобразительная деятельность. Еще Аристотель отмечал: занятие
рисованием способствует разностороннему развитию ребенка.
Отечественные педагоги и психологи рассматривают творчество как
создание человеком объективно и субъективно нового. Именно субъективная
новизна составляет результат деятельности детей дошкольного возраста.
Рисуя, вырезая и наклеивая, дошкольник создает для себя субъективно новое.
Но субъективная ценность его значительна. Работая над изображением,
ребенок приобретает знания, уточняются и углубляются его представления
об
окружающем.
Он
не
только
овладевает
новыми
для
него
изобразительными навыками и умениями, расширяющими творческие
возможности, но и учится осознанно их использовать. Весьма значимый
фактор с точки зрения психического развития. Ведь каждый ребенок,
создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает
свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть.
В
этом
суть
детского
изобразительного
творчества,
которое
проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно придумывает
тему своего рисунка, но и тогда, когда создает изображение по заданию
педагога, определяя композицию, цветовое решение и другие выразительные
средства, внося интересные дополнения и т. п. По мере овладения навыками
(уже в старших группах) усложняется и творческое решение. И в этой
ситуации положительное отношение педагога к творчеству ребенка - важный
стимул его творчества .
Для развития творчества детям необходимы определенные знания,
навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами, без помощи
взрослых, овладеть не могут. Иначе: речь идет о целенаправленном
обучении, освоении богатого художественного опыта. Для изображения
нужны ясные, отчетливые представления, а также умение выразить их в
графической форме. Создавая рисунок, ребенок контролирует свои действия
представлением изображаемого предмета и оценивает их. Представления,
нужные для рисования, образуются в процессе восприятия.
Исследования Н. П. Сакулиной показывают, что необходимо учить
детей определенному способу восприятия предмета, его обследованию.
Однако для того чтобы нарисовать тот или иной предмет, недостаточно
иметь ясное представление о его форме, цвете, строении, необходимо уметь
выразить эти свойства предмета в графической форме на плоскости листа
бумаги, подчинить движение руки задаче изображения.
В настоящее время стремительно меняются точки зрения на проблему
художественного
развития
и
условия
формирования
художественных
способностей, смена детских поколений и их предпочтений, появление
новых художественных приемов и техник. В связи с этим должны
измениться
и
методы
работы
педагогов
области
изобразительной
деятельности с дошкольниками.
Тенденция современного дошкольного образования - это переход от
ценностей обучения к ценностям развития. Его развивающий вектор
сориентирован на то, чтобы создавать каждому ребенку условия, в которых
личность могла бы максимально реализовать себя. А ведь именно в
изобразительном
творчестве
складываются
наиболее
благоприятные
предпосылки для самовыражения ребенка. Выбор нетрадиционных техник
рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного
творчества не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к
спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате
использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой
манипуляции.
В настоящее время в творческой деятельности задача не столько в
обучении детей изобразительным техникам, сколько в обеспечении основ
развития каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно
мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.
Таким образом, можно выделить недостатки в основном процессе (в
образовательной деятельности):
- преобладание в работе воспитателя учебной модели (отсутствие
новых форм и методов воспитания, обучения, развития дошкольников в
соответствии с ФГОС ДО);
- отсутствие прогнозирования и корректировки результатов своей
деятельности;
- педагог в ходе ОД, в ходе реализации режимных моментов и
организации развивающей среды не создаёт условия для реализации
самостоятельной творческой деятельности;
Проблема в условиях:
-
отсутствие
или
недостаточное
количество
современных
(мультимедийных) методических пособий;
-
содержательно-ненасыщенная
развивающая
предметно-
пространственная среда для реализации творческой деятельности.
В ФГОС ДО (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года Министерства
образования и науки РФ «Об утверждении ФГОС ДО») обозначены
результаты освоения Программы в виде целевых ориентиров дошкольного
образования,
которые
представляют
собой
социально-нормативные
возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе
завершения уровня дошкольного образования.
ФГОС ДО требует ставить перед педагогом принципиально новые
задачи:
- формирование у детей устойчивого интереса к самостоятельной
творческой деятельности;
- обогащение сенсорного опыта;
-
развитие
образного
эстетического
восприятия,
образных
представлений, формирование эстетических суждений;
- формирование эстетического отношения к предметам и явлениям
окружающего мира, произведениям искусства, к художественно – творческой
деятельности;
- развитие самостоятельности.
Таким образом, в ходе непосредственно образовательной деятельности
по
образовательной
области
«Художественно-эстетическое
развитие»
педагог
должен
создавать
условия
для
реализации
самостоятельной
творческой
деятельности
посредством
разнообразия
материала
и
оборудования, поощрения творческой инициативы.
Обоснование и планирование образовательной работы по поддержке
самостоятельной изобразительной деятельности детей старшего
дошкольного возраста
Наряду с традиционными формами работы с детьми по развитию их
творчества, инновационные процессы в образовании привели к появлению
специально организованных занятий изобразительной деятельностью. Таких
как художественные студии, кружки, позволяющие в большей степени
удовлетворять индивидуальные интересы и потребности детей, делать
педагогический процесс более дифференцированным и гибким с учетом
склонностей и предпочтений каждого ребёнка.
Однако анализ процесса развития детского творчества позволил
выделить противоречие, связанное с разработкой ключевой проблемы
дошкольной дидактики, а именно - взаимосвязи обучения и творчества. В
традиционном
образовательном
процессе
ребенок
усваивает
строго
фиксированные
способы
действий
с
вещами,
в
том
числе
стандартизированные способы художественной деятельности, которым его
обучает взрослый как носитель культуры.
Эти
способы,
как
правило,
достаточно
жестко
фиксированы,
стандартизированы, что фактически исключает творчество дошкольников (Н.
Н. Поддьяков). И по мере накопления «багажа знаний» ребенок начинает
утрачивать
индивидуальную
самобытность,
стремится
подражать
или
копировать и постепенно попадает в зависимость от взрослого, задающего
образец и тем самым диктующего способ культуроосвоения.
Поэтому важно создание таких педагогических условий поддержки
детского творчества, которые способствуют превращению деятельности
ребенка, первоначально складывающуюся под влиянием взрослого, в
подлинно детскую самостоятельную творческую деятельность, являющуюся
ярким проявлением самобытности и индивидуальности ребенка.
Наблюдение за самостоятельным
рисованием детей выявило
проблему: дети данной группы не имеют возможности в достаточной мере
реализовать свой творческий потенциал в силу недостаточного разнообразия
материалов,
использования
«заученных»
графических
образов,
ограниченности в свободном времени.
На основе этого сформулированы цель и задачи опытно-практической
части работы.
Цель:
расширить
возможности
творческих
проявлений
детей
дошкольного возраста в самостоятельной изобразительной деятельности.
Задачи:
-
выяснить детские предпочтения в использовании изобразительных
материалов, тематики и способов изображения;
-
познакомить
детей
с
разнообразием
материалов
и
способов
изображения;
-
предоставить детям свободу выбора материалов в соответствии с
индивидуальными интересами, возможностями.
Предлагаемая система включает четыре этапа работы, которая
построена на принципе цикличности, повторении второго, третьего и
четвертого этапов при знакомстве детей с каждой новой изобразительной
техникой.
Этапы работы:
1
этап:
наблюдение
за
самостоятельной
детской
изобразительной
деятельностью, определение предпочтений детей в выборе тем рисунков,
изобразительных материалов, способов изображения.
2 этап: ознакомление детей с новыми материалами, возможностями и
правилами их использования.
3 этап: предоставление возможности самостоятельного использования
материалов, техник изображения для реализации индивидуальных замыслов.
4 этап (заключительный): выводы об эффективности проделанной работы.