Напоминание

Исследование памяти у детей с нарушением речи


Авторы: Шафикова Гульназ Фанзильевна, Макушкина Ольга Михайловна
Должность: Студент
Учебное заведение: БГПУ им. М.Акмуллы
Населённый пункт: Уфа, 2022
Наименование материала: Статья
Тема: Исследование памяти у детей с нарушением речи
Раздел: дополнительное образование





Назад




ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ

С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Шафикова Г.Ф., Макушкина О.М.

РФ, г. Уфа, БГПУ им. М.Акмуллы

Особенности формирования психических функций у детей в связи с

состоянием их физического и психического здоровья входит в сферу

внимания широкого круга специалистов врачей, психологов, педагогов.

Длительные, непрекращающиеся заболевания, ухудшение общего

состояния

могут

стать

причиной

в

отклонении

физического

и

психического развития, а так же во многих случаях приводит к плохой

успеваемости

детей

в

школе

[5,

с.122].

Сложность

подбора

соответствующих диагностических методов для обнаружения причин

плохой успеваемости и формирования на их основе оптимальных

стратегий

коррекционной

работы

с

детьми

сохраняет

высокую

актуальность [4, с.56].

Стараясь установить причины недостаточной степени усвоения

школьниками программы, специалисты стали чаще обращать внимание на

детей дошкольного возраста, которым предстоит начать обучение. К

категории детей, представляющих группу риска в начале обучения,

допускается внести детей, которые посещали коррекционные дошкольные

учреждения, в том числе детей с общим недоразвитием речи [3, с.72].

Как подтверждают множественные исследования, в числе причин,

обуславливающих отклонения в речевом развитии, можно назвать и такие,

которые

характеризуются,

как

нейробиологические

(функциональная

незрелость или патология мозговых структур) и, из этого следует, не

полная или компенсаторные измененная сформированность содержащих

ими функциональных систем [1, с.133].

Нейропсихологический метод больше всего соответствует для

определения данных отклонений. Он допускает исследовать психическую

функцию на разных уровнях ее реализации психофизиологическом,

психологическом, мозговом [2, с.121].

Исследование состояния памяти у детей проводилось с помощью

нейропсихологической

методики

«Диакор».

Изучение

готовности

когнитивных процессов у детей осуществлялось с помощью «Теста

школьной зрелости» П.Я. Кеэса.

Методика нейропсихологического обследования памяти («Диакор»)

состоит из трех блоков, каждый из которых включает в себя набор

субтестов, необходимых для оценки состояния памяти в одной из трех

основных модальностей: слухоречевой, зрительной и двигательной.

Методика «Тест школьной зрелости» включает проведение 4 тестов,

которые

направлены

на

изучение

умственной

работоспособности,

внимательности, внутренний план действий, зрительной опосредованной

памяти и образного мышления, способности к комбинированию.

При проведении эмпирического исследования испытуемые дети

были сформированы в две группы: контрольная и экспериментальная.

Контрольную группу составили 30 человек без нарушений речи. В

экспериментальную группу вошли 30 человек с ОНР III степени.

Полученные показатели памяти у детей экспериментальной группы

свидетельствуют о том, что память у шестилетних детей, с речевыми

проблемами отличается от состояния памяти у детей контрольной группы.

Различие проявляется, как в интегральных показателях по отдельным

видам

памяти,

так

и

в

показателях

по

различным

параметрам,

характеризующим состояние отдельных звеньев в каждом виде памяти.

Тестирование детей с ОНР и детей контрольной группы позволило

выделить

следующие

показатели,

которые

составляют

2

нейропсихологический синдром, который является отражением различных

видов памяти у детей с речевыми проблемами:

- прочность запоминания зрительных стимулов (К=3,0);

-объем воспроизведения стимулов в слухоречевой памяти (К=2,3);

- непосредственная память на левой руке (К=2,0);

- устойчивость к интерференции в зрительной памяти (К=2,0);

-стабильность регуляции и контроля в зрительной памяти (К=1,9);

- устойчивость семантической отнесенности в зрительной памяти

(К=1,9);

- прочность запоминания слухоречевых стимулов слухоречевой

памяти (К=1,8);

- стабильность регуляции и контроля в слухоречевой памяти (К=1,8);

-

устойчивость

семантической

отнесенности

в

слухоречевой

памяти(К=1,8);

- сохранение порядка стимулов в зрительной памяти(К= 1,8);

-эффективность запоминания в зрительной памяти (К=1,8);

- устойчивость к интерференции в слухоречевой памяти (К=2,0);

-

эффективность

запоминания

слухоречевых

стимулов

в

слухоречевой памяти (К= 3,0);

- объем непосредственной зрительной памяти (К=2,3);

- сохранение стимула при переходе с левой руки на правую (К= 1,8);

- сохранение порядка стимулов в слухоречевой памяти (К= 1,7);

- сохранение порядка стимулов в зрительной памяти (К= 1,5);

- сохранение порядка стимулов в слухоречевой памяти (К= 1,3).

Прохождение

теста

«Школьная

зрелость»

с

детьми

экспериментальной группы показало, что у детей с ОНР показаны более

низкий уровень во всех тестах, в сравнении с детьми контрольной группы,

но большие затруднения вызвали задания на зрительную опосредованную

память и способность к комбинированию.

3

Таким

образом,

нарушения

речи

накладывают

отпечаток

на

формирование

неречевых

психических

процессов,

сенсорной,

интеллектуальной и аффектно-волевой среды. Связь между речевым

недоразвитием

и

другими

сторонами

психического

развития

обусловливает специфические особенности развития памяти.

Список литературы

1.

Астапов В. М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии:

учебное пособие для вузов [Текст] / В. М. Астапов. - Москва: Издательство Юрайт,

2020. - 161 с.

2.

Бардышевская, М. К. Диагностика психического развития ребенка: учебное пособие

для вузов [Текст] / М. К. Бардышевская. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 153 с.

3.

Глозман Ж. М. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте 2-е изд.

[Текст] / Ж. М. Глозман, А. Ю. Потнина, А. Е. Соболева. СПб: Питер, 2008. 80 с.

4.

Левченко, И. Ю. Дети с общим недоразвитием речи: Развитие памяти [Текст] / И. Ю.

Левченко, Т. И. Дубровина. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 144 с.

5.

Циркин,В. И. Нейрофизиология: физиология памяти: учебник для вузов [Текст]/

В. И. Циркин, С. И. Трухина, А. Н. Трухин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва:

Издательство Юрайт, 2020. - 407 с.

4



В раздел образования