Авторы: Шафикова Гульназ Фанзильевна, Макушкина Ольга Михайловна
Должность: Студент
Учебное заведение: БГПУ им. М.Акмуллы
Населённый пункт: Уфа, 2022
Наименование материала: Статья
Тема: Исследование памяти у детей с нарушением речи
Раздел: дополнительное образование
ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ
С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Шафикова Г.Ф., Макушкина О.М.
РФ, г. Уфа, БГПУ им. М.Акмуллы
Особенности формирования психических функций у детей в связи с
состоянием их физического и психического здоровья входит в сферу
внимания широкого круга специалистов врачей, психологов, педагогов.
Длительные, непрекращающиеся заболевания, ухудшение общего
состояния
могут
стать
причиной
в
отклонении
физического
и
психического развития, а так же во многих случаях приводит к плохой
успеваемости
детей
в
школе
[5,
с.122].
Сложность
подбора
соответствующих диагностических методов для обнаружения причин
плохой успеваемости и формирования на их основе оптимальных
стратегий
коррекционной
работы
с
детьми
сохраняет
высокую
актуальность [4, с.56].
Стараясь установить причины недостаточной степени усвоения
школьниками программы, специалисты стали чаще обращать внимание на
детей дошкольного возраста, которым предстоит начать обучение. К
категории детей, представляющих группу риска в начале обучения,
допускается внести детей, которые посещали коррекционные дошкольные
учреждения, в том числе детей с общим недоразвитием речи [3, с.72].
Как подтверждают множественные исследования, в числе причин,
обуславливающих отклонения в речевом развитии, можно назвать и такие,
которые
характеризуются,
как
нейробиологические
(функциональная
незрелость или патология мозговых структур) и, из этого следует, не
полная или компенсаторные измененная сформированность содержащих
ими функциональных систем [1, с.133].
Нейропсихологический метод больше всего соответствует для
определения данных отклонений. Он допускает исследовать психическую
функцию на разных уровнях ее реализации психофизиологическом,
психологическом, мозговом [2, с.121].
Исследование состояния памяти у детей проводилось с помощью
нейропсихологической
методики
«Диакор».
Изучение
готовности
когнитивных процессов у детей осуществлялось с помощью «Теста
школьной зрелости» П.Я. Кеэса.
Методика нейропсихологического обследования памяти («Диакор»)
состоит из трех блоков, каждый из которых включает в себя набор
субтестов, необходимых для оценки состояния памяти в одной из трех
основных модальностей: слухоречевой, зрительной и двигательной.
Методика «Тест школьной зрелости» включает проведение 4 тестов,
которые
направлены
на
изучение
умственной
работоспособности,
внимательности, внутренний план действий, зрительной опосредованной
памяти и образного мышления, способности к комбинированию.
При проведении эмпирического исследования испытуемые дети
были сформированы в две группы: контрольная и экспериментальная.
Контрольную группу составили 30 человек без нарушений речи. В
экспериментальную группу вошли 30 человек с ОНР III степени.
Полученные показатели памяти у детей экспериментальной группы
свидетельствуют о том, что память у шестилетних детей, с речевыми
проблемами отличается от состояния памяти у детей контрольной группы.
Различие проявляется, как в интегральных показателях по отдельным
видам
памяти,
так
и
в
показателях
по
различным
параметрам,
характеризующим состояние отдельных звеньев в каждом виде памяти.
Тестирование детей с ОНР и детей контрольной группы позволило
выделить
следующие
показатели,
которые
составляют
2
нейропсихологический синдром, который является отражением различных
видов памяти у детей с речевыми проблемами:
- прочность запоминания зрительных стимулов (К=3,0);
-объем воспроизведения стимулов в слухоречевой памяти (К=2,3);
- непосредственная память на левой руке (К=2,0);
- устойчивость к интерференции в зрительной памяти (К=2,0);
-стабильность регуляции и контроля в зрительной памяти (К=1,9);
- устойчивость семантической отнесенности в зрительной памяти
(К=1,9);
- прочность запоминания слухоречевых стимулов слухоречевой
памяти (К=1,8);
- стабильность регуляции и контроля в слухоречевой памяти (К=1,8);
-
устойчивость
семантической
отнесенности
в
слухоречевой
памяти(К=1,8);
- сохранение порядка стимулов в зрительной памяти(К= 1,8);
-эффективность запоминания в зрительной памяти (К=1,8);
- устойчивость к интерференции в слухоречевой памяти (К=2,0);
-
эффективность
запоминания
слухоречевых
стимулов
в
слухоречевой памяти (К= 3,0);
- объем непосредственной зрительной памяти (К=2,3);
- сохранение стимула при переходе с левой руки на правую (К= 1,8);
- сохранение порядка стимулов в слухоречевой памяти (К= 1,7);
- сохранение порядка стимулов в зрительной памяти (К= 1,5);
- сохранение порядка стимулов в слухоречевой памяти (К= 1,3).
Прохождение
теста
«Школьная
зрелость»
с
детьми
экспериментальной группы показало, что у детей с ОНР показаны более
низкий уровень во всех тестах, в сравнении с детьми контрольной группы,
но большие затруднения вызвали задания на зрительную опосредованную
память и способность к комбинированию.
3
Таким
образом,
нарушения
речи
накладывают
отпечаток
на
формирование
неречевых
психических
процессов,
сенсорной,
интеллектуальной и аффектно-волевой среды. Связь между речевым
недоразвитием
и
другими
сторонами
психического
развития
обусловливает специфические особенности развития памяти.
Список литературы
1.
Астапов В. М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии:
учебное пособие для вузов [Текст] / В. М. Астапов. - Москва: Издательство Юрайт,
2020. - 161 с.
2.
Бардышевская, М. К. Диагностика психического развития ребенка: учебное пособие
для вузов [Текст] / М. К. Бардышевская. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 153 с.
3.
Глозман Ж. М. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте 2-е изд.
[Текст] / Ж. М. Глозман, А. Ю. Потнина, А. Е. Соболева. СПб: Питер, 2008. 80 с.
4.
Левченко, И. Ю. Дети с общим недоразвитием речи: Развитие памяти [Текст] / И. Ю.
Левченко, Т. И. Дубровина. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 144 с.
5.
Циркин,В. И. Нейрофизиология: физиология памяти: учебник для вузов [Текст]/
В. И. Циркин, С. И. Трухина, А. Н. Трухин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва:
Издательство Юрайт, 2020. - 407 с.
4