Напоминание

"Люди плюс" (об инвалидах)


Автор: Азаренко Виктория Александровна
Должность: воспитатель учебного курса
Учебное заведение: Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение "Краснодарское президентское кадетское училище"
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: Разработка внеклассного мероприятия - час мотивации
Тема: "Люди плюс" (об инвалидах)
Раздел: среднее образование





Назад




План-конспект

воспитательного мероприятия

Тема: «Люди плюс».

Дата проведения: 23.11.2021 г.

Участники: 8 класс.

Форма проведения: час мотивации.

Цель:

повышение

мотивации

к

сохранению

личного

здоровья,

гуманного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

1.

Воспитание

уважительного,

гуманного,

внимательного

отношения к инвалидам и признания их как полноценных членов

общества.

2.

Обогащение словаря учащихся

3.

Развитие высших психических функций - внимание, восприятие,

логическое мышление.

Методическое оснащение:

Презентация Power Point “Люди плюс», ролик «Доступная среда для

инвалидов”, выступление китайского балета “Жажда жизни», социальный

ролик «Люди так не делятся», ролик «Благотворительная акция «Цветик-

Семицветик» в Сочи», фрагмент из мультфильма «Цветик-семицветик»,

фрагмент фильма «Повесть о настоящем человеке» («Барыня» Маресьева),

медиапроектор, интерактивная доска, «Цветик-семицветик»; сердечко (на

каждого ученика); музыкальный материал: В.Я Шаинский « Если добрый

ты», Диана Гурцкая « Волшебное стекло», музыка для релаксации; план-

конспект проведения занятия.

Использование современных образовательных технологий:

п/

п

Название современных

образовательных технологий,

применяемых в учебно-

воспитательном процессе

Инновационные

приемы и методы

работы

Этапы урока\занятия

(мероприятия), на

которых технология

применяется

1.

Элементы технологии воспитания

с помощью аудиовизуальных

технических средств, технологии

ИКТ

Просмотр и

обсуждение

видеороликов

Вступительная часть

Основной этап

2.

Элементы информационно-

коммуникационной технологии

Работа с

определениями

Основной этап

3.

Элементы технологии

психологического тренинга

Метод упражнений

Основной этап

4.

Элементы технологии

коллективно-творческого дела

Творческая

мастерская

Подведение итогов.

Рефлексия

Ход мероприятия

I. Организационный момент.

Доклад командира класса.

Приветствие воспитанников класса.

Проверка готовности личного состава к мероприятию.

II. Вступительная часть.

Просмотр фрагмента из мультфильма «Цветик-семицветик»

Классный руководитель: Ребята, узнали эту интересную сказку из

Вашего детства? Героиня этого детского произведения, девочка Женя,

получила в подарок волшебный цветок. Как она его использовала? Считаете

ли Вы, что девочка ВСЕ лепестки потратила впустую? Почему Вы так

считаете?

Ответы воспитанников.

III. Основная часть

Классный руководитель: Я с Вами соглашусь, что девочка

недаром получила волшебный цветок. Она увидела главное: в мире обычных

вещей и материальных желаний есть нечто большее, чем игрушки, конфеты,

баранки и мороженое. Она увидела, что есть люди, которым нужна помощь.

И последнее желание Жени: «Пусть все люди будут здоровы!» звучит как

заклинание, как обращение, как призыв к нам, здоровым и во многом

успешным людям. И каждый из нас должен помнить, что они так же

нуждаются в добром, внимательном отношении.

В календаре есть немало знаменательных дат, но 3 декабря –

особенный день. 3 декабря - Международный день поддержки инвалидов.

А как вы, понимаете слово инвалид?

Ответы воспитанников.

Классный руководитель: В энциклопедическом словаре это слово

объясняется так:

Инвалид (от латинского слова) – слабый, немощный.

Инвалидность

- стойкое нарушение (снижение или утрата) общей

трудоспособности, вследствие заболевания или травмы.

Чаще всего под "людьми с ограниченными возможностями" в научной

литературе принято понимать людей, которые имеют те или иные

ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими,

психическими или сенсорными дефектами.

Это особая категория людей. Послушайте стихотворение инвалида о

себе и похожих…

Стихотворение для нас "особых"

Жизнь обещала очень много:

Любовь, надежду, доброту.

Но повела другой дорогой,

И не исполнила мечту.

На полпути остановилась,

Споткнулась, повернув назад.

И истина вдруг мне открылась,

Вернув на всё особый взгляд.

Казалось, непосильна тяжесть

Забот, ударов и помех,

Что не придёт былая радость...

Но всё осилит человек.

Собрав в кулак терпенье, волю,

Весь мир по-прежнему любя,

Не подпускайте злую долю,

И жизнь настройте под себя!

Классный руководитель: К сожалению, на нашей планете есть

немало людей обделенных физическим здоровьем, т.е. эти люди инвалиды

или с рождения или в результате перенесенной болезни или травм. Да

действительно, часто это происходит из-за невнимательного отношения к

самому себе и близким. А сколько людей во время Великой Отечественной

войны стали инвалидами, но при этом не отказывались от мысли «нещадно

бить врага!»

Просмотр фрагмента фильма «Повесть о настоящем человеке»

(«Барыня» Маресьева)

Классный руководитель: Но травму можно получить и в быту, на

работе. Почему так случается?

(Ответы воспитанников)

Правильно,

баловство в учебном и спальном корпусе, на дороге, дома, неаккуратное

обращение с пиротехникой, электричеством, газом и т.п. могут привести к

различным травмам, а также несоблюдение определенных требований к

технике безопасности.

Классный руководитель:

Прежде чем перейти к следующим

понятиям нашего мероприятия, послушайте отрывок песни.

Звучит отрывок из песни Дианы Гурцкой «Волшебное стекло»

Кто

исполняет

эту

песню?

Чем

она

отличается

от

других

исполнителей? (Ответы воспитанников: эта исполнительница - слепая)

Классный руководитель:

Таких людей называют «инвалид по

зрению»

Внешне, они мало отличаются от нас с вами. Но им живется намного

сложнее, чем нам, ведь они не видят окружающие нас предметов, различные

ориентиры на дороге и дома.

Вот Вы все работаете с компьютерами. А какие приспособления есть

для слепых на клавиатуре?

(буквы А и О помечены черточками).

Большинство общественных мест, социальных учреждений, государственных

и муниципальных организаций для удобства слепых развешаны таблички-

указатели, на которых есть такие же точки и тире, которые говорят, куда

идти или куда пришел.

Классный руководитель: Попробуйте прочувствовать на себе, как

трудно приходиться

жить таким людям,

предлагаю выполнить одно

задание.

Подойдите кто-то один, завяжите глаза. А теперь выполните

задание (например, пройти на место в конце класса)

Упражнение «Принеси предмет с закрытыми глазами»

Рефлексия. Что испытывали при выполнении этого задания? Хотелось

ли вам снять повязку и открыть глаза?

Классный руководитель: Для нас всех это обыкновенное упражнение

и при желании мы можем открыть глаза. И проделать задание с открытыми

глазами. Думаю, что каждый из вас понимает, что инвалиды по зрению себе

такого позволить не могут.

Классный руководитель: Мы с вами можем слышать все звуки, а

вот люди, которые это сделать не могут, у них нет слуха – их называют

инвалиды по слуху.

Классный руководитель:

Послушайте отрывок произведения,

которым уже не одно столетье восторгаются люди.

Звучит «Лунная соната» Л.В.Бетховена

Классный руководитель: А знаете ли Вы, что это произведение

автор так ни разу и не слышал. На момент написания «Лунной сонаты»

Бетховен был абсолютно глух.

Классный руководитель: В наш век телевидения и компьютеризации

люди, которые не слышат, понимают окружающий мир с помощью мимики и

жестов. И чтобы им было комфортно в этом потоке информации, мы можем

увидеть на телевидении специалистов-сурдопереводчиков.

Классный руководитель: А ещё есть люди, у которых нет каких-либо

конечностей (рук, ног). Люди, у которых нет ног, чаще всего, передвигаются

на инвалидных колясках.

-А верите ли вы, что такие люди участвуют в соревнованиях, танцуют,

рисуют, побеждают в спорте, покоряют горные вершины? И зря не верите.

Сейчас я познакомлю Вас с людьми-героями, людьми, которые ежедневно

совершают подвиги, они всегда в борьбе за то, что Вам дано с рождения...

Слайды «Люди так не делятся»

Выступление китайского балета «Жажда жизни»

Классный руководитель:

История этих двух жизней и этого

выступления такова: Китаянка Ли была молодой, красивой и подающей

большие надежды профессиональной балериной, пока в 19 лет она не попала

в автомобильную аварию. Ей ампутировали руку, и уже тогда она решила,

что на этом ,ВСЁ: теперь она уйдет из жизни. Тем более что позже её

бросили все, кроме родителей, а её смазливый бойфренд сбежал сразу, как

только

узнал

о

её

несчастье

и

операции.

Жизнь была закончена и девушка поставила точку: она свела счёты с

жизнью. Но её успели спасти родители, случайно вернувшиеся домой.

Парень (Tao) наоборот, не занимался ни спортом, ни балетом. Он был

самый обычный паренёк, пока не попал ногой в механизм. Ногу пришлось

ампутировать, а сам Тао стал инвалидом. Это уже позже он занимался и

прыжками,

и

дайвингом

и

ещё

многими

видами

спорта.

Но

потом

он

встретился

с

Ли.

В балете он был полный новичок. Она - профессионал, да к тому же с очень

высокими требованиями. Так Ли с Tao и тренировались - с 8-ми утра и до 11

вечера.

Они репетировали тот номер очень долго: только чтобы

подготовить то, что мы видим на сцене на 3.41 мин. видео, ему пришлось

приземлять девушку на жёсткий пол более 1 000 раз. А это всего один

элемент!

Ли с Tao вышли в финал среди 7 000 претендентов на 4-х Национальных

соревнованиях по танцу (ССТV, Китай). Позже они набрали в сумме 99.17

очков и завоевали второе место, ещё и выиграв с огромным отрывом приз

зрительских

симпатий.

В том же 2007 году в Китае они стали национальной легендой.

Классный руководитель: Почувствовать на себе, как трудно таким

людям сделать, то что для нас не составляет труда, поможет одно

упражнение.

Упражнение «Попробуй…»

Подойдите ко мне 2 человека. Сейчас, я, одну руку ленточкой привяжу

к туловищу. А вы с помощью одной руки попробуйте надеть на себя пиджак.

Рефлексия

Классный руководитель: Что испытывали? Что хотелось сделать?

Классный руководитель: Девизом нашей встречи стала фраза «Люди

так не делятся». Мы говорили о так называемой безбарьерной среде. Как Вы

думаете, к какой категории граждан он относится?

В основном термин «безбарьерная среда» применяется по отношению к

людям, имеющим ограниченные физические возможности и использующие

инвалидные коляски. Это пандусы и тротуары с качественным ровным

покрытием, широкие двери и другие элементы, значительно облегчающие

передвижение данной группы населения. Существенную помощь могут

оказать даже такие простые с виду решения как поручень для инвалидов,

устанавливаемый при входе в здание, в коридорах, санузлах и других

помещениях.

Но люди в инвалидных колясках – это далеко не всё население, для которого

необходима безбарьерная среда. К маломобильным группам населения

относятся временно нетрудоспособные люди, беременные женщины, люди

преклонного возраста и другие категории граждан. Для всех их безбарьерная

среда является фактором, которое значительно влияет на качество жизни.

Мировые статистические данные говорят о том, что как минимум отдельные

элементы безбарьерной среды необходимы для четверти населения. А при

более пристальном изучении можно сказать, что каждый человек в

различные периоды жизни нуждается безбарьерной среде, например, при

путешествии в детской коляске отсутствие бордюров и лестниц будет как

нельзя

кстати.

К элементам безбарьерной среды относятся и контрастная разметка

тротуаров, стеклянных дверей и пешеходных переходов. Такие, в принципе

простые, меры способны сберечь здоровье и жизнь человека.

Несколько лет назад в России стартовала бессрочная программа

«Доступная среда». Основные направления этой программы:

Создание предпосылок для развития инклюзивного образования, в

том числе создания безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов

Создание инфраструктуры информационно-справочной поддержки

населения по вопросам инвалидности

Обеспечение доступности занятости

Формирование доступной среды

Доступность зданий и сооружений

Доступность инженерной и транспортной инфраструктуры

Доступность учреждений здравоохранения

Доступность учреждений культуры и искусства

Доступность спорта и туризма

Доступность жилья

Доступность связи, электронных и экстренных служб

Социальная поддержка и реабилитация инвалидов вследствие

боевых действий и военной травмы

Социальный ролик «Люди так не делятся»

АНГЕЛЫ ЗЕМЛИ

(посвящается детям-инвалидам и их матерям)

Кто такие дети-инвалиды?

Дети-инвалиды, Ангелы земли

Сколько незаслуженной обиды

На себе они перенесли

Сколько раз, они лицом в подушку

Чтоб не плакать на глазах у всех

Говорили ночи как подружке…

Разве то что есть мы, -это Грех?

Сколько раз их матери украдкой

Увозили в сторону детей

Чтоб не слышать шёпот этот гадкий

Злых, не добрых, немощных людей

Немощны они не телом бренным..

Немощны душой своей холодной

Не помочь пытались детям бедным

Прочь всегда их гнали взглядом злобным

Не грустите, матери, не надо

Ваши дети-ангелы, не зло

Богом нам они даны в награду,

Чтобы в мир нести любовь, тепло

Ну, а тех, кто нас не понимает,

Пусть простит Господь за волю их

Пусть они услышат, как рыдают

Мамы у кроваток чад больных

Но не все на свете равнодушны

Больше тех, кто хочет нам помочь

Открывая душу нам радушно,

Горе помогают превозмочь

Пусть Господь рукой своей нетленной

Осенит крестом весь мир людской

Чтоб на всей Земле, во всей Вселенной

Мир всегда царил, царил покой

Чтоб ни войн и ни землетрясений

Ни цунами страшных, НИКОГДА

Сбереги Господь от потрясений

Всех людей, ОТНЫНЕ и ВСЕГДА...

Классный руководитель: Как бы ни развивалось и ни процветало

общество, оно не может существовать только за счет государственных

программ.

Проблемы,

требующие

простого

человеческого

участия

и

сострадания, возникают постоянно.

С сентября 2008 года в крае успешно работает благотворительная

программа

«Цветик-Семицветик.

Вместе

поможем

детям»,

которую

реализует

Краевой

фонд

социальной

защиты

населения

под

эгидой

Губернатора Краснодарского края Александра Николаевича Ткачева. За

период действия программы жителями Кубани собрано около полумиллиона

рублей, оказана помощь более 15 тысячам детей.

Целью программы «Цветик-Семицветик. Вместе поможем детям»

является оказание разносторонней помощи детям, снятие социальной

напряженности,

возрождение

благотворительности

на

Кубани.

Главная миссия - поддержать тех, кто в одиночку не может справиться с

жизненными проблемами.

Символом

благотворительной

программы

является

«Цветик

Семицветик». Благотворительность в сознании людей всегда связана с

понятиями добра, милосердия, сострадания, сочувствия, готовности на

безвозмездную помощь людям, нуждающимся в ней. Своими лепестками

«Цветик-Семицветик» тронул сердца и души многих кубанцев, а там, где он

расцвел, счастливыми улыбками светятся лица. Ведь вместе с помощью

пришла и вера: земляки в беде не оставят!

Каждый

лепесток

цветика

означает

одно

из

направлений

благотворительности и соответствует цели, на которую направляются

собранные средства:

1 кадет: Зеленый – «Хочу, чтобы все дети были здоровы!»

Во всем мире этот цвет считается цветом жизни. Здоровье, самое ценное, что

есть у каждого из нас. Именно здоровье выступает как мера качества жизни.

А здоровье детей является одним из важнейших показателей, определяющих

наше будущее. Каждый, кто хотя бы раз опускал деньги в прозрачный бокс и

произнес про себя это пожелание, поверьте - его услышали тысячи

маленьких кубанцев, нуждающихся в дорогостоящем лечении.

2

кадет:

Синий

«Знаний

много

не

бывает!»

В синий цвет окрашено весеннее небо в хорошую ясную погоду.

Устремление ввысь, мир над головой, высокий статус – значение этого цвета.

Поэтому синий лепесток символизирует направление, в рамках которого

реализуется поддержка талантливых детей и содействие им в получении

качественного образования.«Знаний действительно не бывает много», -

подтверждаете вы, жертвуя на эти цели.

3

кадет:

Голубой

«На

самой

высокой

ноте».

Голубой цвет – цвет надежды, это цвет людей творческих, поэтому под

знаком голубого лепестка программа поддерживает юные таланты и

дарования. Участники благотворительных мероприятий и концертов акции

знают - чтобы судьба детей складывалась удачно, очень важно вовремя

поддержать их в развитии творческих способностей, обучении и правильном

выборе профессии.

4 кадет: Фиолетовый – «Теплый лучик - в каждый дом».

Теплый

лучик

в

каждый

дом

приносит

фиолетовый

лепесток

благотворительной

программы.

В

рамках

данного

направления

осуществляется поддержка учреждений для детей-сирот и семей, где

воспитываются приемные дети. Дети, которым вы помогаете, внося

пожертвования,

«Особые

дети».

Они

более

чувствительны

и

восприимчивы, именно поэтому им требуется наша с вами забота и помощь.

5

кадет:

Желтый

«Стань

первым!».

Желтый - цвет победы. Одна из краевых социальных программ «Стань

первым!» вошла в состав семицветика и ознаменовала помощь детям,

которые преодолев трудности, добились успеха. Почти четыре сотни ребят

получили поддержку «Цветика-семицветика». Среди них - воспитанники

специализированной

коррекционной

школы-интерната

и

олимпийские

надежды Кубани: Ирина Кундиус из Ейского района, Олег Тальский из

Краснодара, Иван Шульга из Красноармейского района и другие. Задача

этого лепестка – забота о том, чтобы каждый ребенок мог поверить в свои

силы, жить полноценной жизнью и быть равноправным членом общества.

6

кадет:

Красный

«Счастье

в

ладошке».

Красный – значит красивый. Красный лепесток – это «Счастье в ладошках».

Под знаком этого лепестка проходит оказание помощи малообеспеченным

семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Благодаря

программе счастье в ладошках успели подержать более одной тысячи детей

из неполных, многодетных семей, семей, находящихся в трудной жизненной

ситуации или воспитывающих детей-инвалидов.

7

кадет:

Оранжевый

«Молодежь

Кубани

это

сила».

Краевой

программе

«Цветик-Семицветик.

Вместе

поможем

детям»

постоянно нужна поддержка и помощь молодых сил. Самый мощный, яркий,

перспективный цвет – цвет оранжевый! Оранжевый лепесток объединил

вокруг нашей программы тысячи добровольцев. Именно добрая воля, а не

принуждение или поиск выгоды, лежит в основе поступков волонтера.

Вовлеченность,

сознательность,

ответственность

-

вот

основные

характеристики Кубанского добровольчества.

Помочь детям в рамках программы «Цветик-Семицветик» может

каждый. В магазинах оборудованы специализированные урны с эмблемой

акции. Волонтеры также во время массовых мероприятий собирают деньги.

Видеоролик «Акция «Цветик-семицветик» в Сочи»

III. Подведение итогов. Рефлексия.

Классный руководитель: Ребята сегодня вы прослушали

информацию, многие из вас ощутили на себе, выполняя различные задания,

как трудно порой жить людям инвалидам. Я, думаю, что вы станете добрее,

внимательнее, отзывчивее. Чтобы хоть как-то помочь им. В течение занятия,

по вашим глазам, мне стало понятно, что всё услышанное, увиденное

тронуло ваши сердца. Хочется добавить, что каждый инвалид желает, чтоб к

нему относились как к полноценному человеку. И как сказал один из таких

людей: « Мы чувствуем себя нормально, как и все другие люди, инвалидами

нас делает – отношение людей к нам»

Классный руководитель: Думаю, многие из вас не станут

больше смеяться над такими людьми, а наоборот по возможности предложат

им свою помощь. А вот как мы можем помочь им, я хочу услышать от вас.

Ответы воспитанников.

Классный руководитель: О ком и о чем говорили? Кто согласен с тем,

людей нельзя разделить по расовому признаку или по физическим и

умственным недостаткам? Доброта – вещь удивительная, она, как ничто

сближает. Доброта спасает от одиночества и душевных ран. Вас я друзья, ни

о чем не прошу, просто будьте добры. Чтобы Вы не стали инвалидами,

душевными инвалидами.

Души-инвалиды

Порою стих из сердца рвётся

От чьей-то боли на свободу...

Не от вселенской, не от общей,

Не боли наций и народов.

Не боли рас и поколений,

Не от растерзанной планеты,

Не от прогнозов, всем сулящим, -

Крах от свалившейся кометы.

Не от стихий, от масс, восстаний,

Не от глобальных катастроф,

Не от политики метаний

Порой летят ракеты строф.

Они летят от соучастья

К судьбе ОСОБОГО ребёнка,

От невозможности уйти

Перекрестившись, но в сторонку.

"чужой" РЕБЁНОК тянет руки)))

А на челе... ЕГО ДИАГНОЗ...

И обречён ОДИН на муки...

Коль БОЛЬ ЕГО не тронет ГЛАСНОСТЬ!

Коль промолчать... коль отвернуться...

Закрыть глаза, потупив в землю...

Коль спрятать голову как страус...

НЕТ! РАВНОДУШЬЕ НЕ ПРИЕМЛЮ!!!!!!!!

В набат ударю, весть неся,

О том, что крик услышав SOS!!!

Не должен возникать в мозгу

Помочь иль не помочь вопрос!

ПОМОЧЬ!!! И никаких сомнений!

ПОМОЧЬ!!! Деньгой, молитвой, словом!

ПОМОЧЬ!!! И ЖИЗНЬ вернуть кому-то!

Ведь ДОБРОТА-основ-основа)))

И ты увидишь как легко,

Отдав лишь капельку участья,

Спася кого-то далеко,

Построить храм с названьем СЧАСТЬЕ!

Ведь БОГ в нём главный режиссёр!

Его глаза увы без шор!

Детей ОСОБЫХ посылая-

Всех нас "на вшивость" проверяет!

-СПЕШИ СКОРЕЙ ТВОРИТЬ ДОБРО!

Ведь это главное зеро!

Успей его отдать кому-то-

КОНКРЕТНОМУ! Вот это круто!

Не будь душевным инвалидом!

Не бей пожизненно баклуши,

Не убивай свою же душу,

Финалом "полное бездушие".

Не распыляй себя на фразу:

"Куда же смотрит государство???"

Оно ведь мы с тобой, дружище)))

Так строй в душе не хлев, а царство

Классный руководитель: Я хочу сказать, что в России есть немало

благотворительных фондов. Один из самых крупных — фонд «Подари

жизнь». Одним из его членов является актриса Чулпан Хаматова.

Показать

главную

страницу,

сакцентировать

внимание

на

реальную помощь

Классный руководитель: Если вы хотите сеять добро вокруг себя

вместе с волонтерами, людьми, не равнодушными к чужой боли, тогда

возьмите сердечки, которые лежат у вас на столах, и напишите на них, то, что

ближе вашей душе, то что вы хотите сказать инвалидам.

Классный руководитель: У кого сердечки будут готовы, прикрепите

их на лепестках Цветика-семицветика. Я думаю, то, что вы все на сердечках

написали добрые, хорошие слова поддержки и это может означать, что

время, проведенное на занятие, не прошло для вас даром.

Творческая работа «Сердечки поддержки»

Классный руководитель:

Чему Вас научила сегодняшняя наша

встреча? Какие цели поставили Вы сегодня для себя? Считаете ли Вы, что

терпению, целеустремленности надо учиться у людей с ограниченными

возможностями?

Я хочу сказать слова благодарности людям, которые не смотря ни на

что, дают нам возможность проявлять доброту и милосердие. Благодаря

им мы понимаем, что наши возможности безграничны, а терпению и

целеустремленности надо учиться у них.

Воспитатель 8Д класса Азаренко В.А.

СОГЛАСОВАНО:

Руководитель МО Журба М.А.



В раздел образования