Автор: Цуранова Елена Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "РСШ "2"
Населённый пункт: город Рудня, Смоленская область
Наименование материала: статья
Тема: "Преемственность школы и детских садов""
Раздел: начальное образование
«Преемственность школы и детских садов»
Поступление в школу – важный момент в жизни ребенка. Впереди новая жизнь,
новые
друзья,
новые,
подчас
очень
серьезные
испытания.
Проблема
адаптации
первоклассников
к
школе
является
актуальной
для
всей
системы
образования.
Изменилось все: и дети, и их родители, и отношение семьи к школе. Для многих детей
очень
трудным,
становится
взаимодействовать
с
другими
ребятами.
Изменилась
и
атмосфера в семьях, поменялась шкала ценностей, изменился круг интересов детей.
И поэтому, сегодня усилия многих людей: родителей, воспитателей ДОУ, учителей
и психологов направлены на создание позитивного отношения будущего первоклассника
к школе, а так же сохранение психофизического здоровья ребенка. Для большинства
людей школа - это важный жизненный опыт, нередко, к сожалению, опыт неприятный и
стрессовый.
Школа
ставит
будущего
первоклассника
в
“жесткие
рамки
правил
и
требований”, которые он должен соблюдать. У некоторых детей эти правила вызывают
сопротивление.
Это
связано
с
тем,
что
некоторые
правила
им
не
всегда
понятны.
Будущим первоклассникам иногда очень трудно сориентироваться в пространстве школы,
а также влиться в новый детский коллектив.
Подготовительные занятия которые проводятся у нас в школе помогут ребенку
адаптироваться
к
новой
жизненной
ситуации.
Учитель
и
родители
многих
детей
заинтересованы в том, чтобы быстрее и легче дети вошли в школьную жизнь, чтобы
высокий уровень тревожности уступил место положительным эмоциям, связанным со
школой. На занятиях с будущими первоклассниками мы стараемся стать ближе к ребенку,
чтобы
обучение
стало
ценным
и
позитивным
и
способствовало
бы
личностному
развитию ребенка, а так же установлению положительного эмоционального контакта
между
будущим
учеником
и
его
первым
учителем.
Разработанная
программа
подготовительных занятий «Здравствуй школа», по которой мы работаем, учитывает что
воспитанник - дошкольник, то есть только ещё готовится к систематическому обучению.
Наши задачи :
В
игровой
форме
познакомить
детей
с
правилами
и
нормами
школьной
жизни.
Дать возможность получить новые впечатления, приобрести опыт общения
друг с другом, формировать навык учебного сотрудничества.
Развивать
психические
процессы
ребёнка:
внимание,
мышление,
память,
воображение.
Развивать мелкую моторику пальцев детей.
Знакомить родителей с особенностями развития детей.
Занятия
проводятся
как
специальный
курс
по
развитию
познавательных
способностей
дошкольника.
Работа
с
дошкольниками
-
динамичная,
не
утомительная,
с
проведением
различных
физкультминуток,
разминок
для
пальчиков, зарядки для глаз.
По субботам дети приходят на три занятия. С детьми работает психолог, логопед,
учитель начальных классов.
учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в
сочетании с разумной требовательностью;
комплексный подход при разработке занятий,
вариативность содержания и форм проведения занятий;
систематичность и последовательность занятий;
наглядность;
учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность
для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений, личностная ориентированность
процесса обучения и воспитания;
учет
потребностей
данного
возраста,
опора
на
игровую
деятельность
-
ведущую для этого периода развития;
обеспечение необходимого уровня сформированности психических и соци-
альных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с
окружающим миром;
обеспечение
поступательности
в
развитии
ребенка,
его
готовности
к
обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание условий для единого
старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием
в развитии;
развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности
ребенка.
ПЛАН ЗАНЯТИЙ:
Каждое занятие проводится по определенному плану.
Отвечайка определяет умение ребенка быстро отвечать на вопросы, оценивает
уровень общих знаний, кругозор.
Выполняйка
поможет
оценить
уровень
развития
внимания,
памяти,
понять,
насколько
у
ребенка
развиты
логика,
абстрактное
мышление,
определить
уровень
лексического запаса ребенка.
Нарисуйка нацелена на развитие моторики, а также на умение воспринимать
материал на слух, отражать услышанное графически, определяет готовность
ребенка
писать под диктовку.
Так же проводятся различные игры на развитие памяти, внимания, логического
мышления и развития речи.
- Наши учебные занятия направленны на:
-
формирование навыка произвольной деятельности (выполнение задания на
протяжении 10 минут)
-
формирование навыка наблюдения за объектом
-
выделение существенных признаков объекта
-
умения сравнивать объекты по признакам (форма, величина, цвет функции)
-
умение найти лишнее
-
умение определить наличие изменений
-
тренинг мелкой моторики (подготовки руки к письму)
-
формирование навыка деятельности в группе
-
формирование навыков самоорганизации (поведение на уроке)
Специально
разработанныe
задания,
упражнения,
тренинги,
логические
задачи,
развивающие
игры
которые
мы
проводим
на
своих
занятиях.
Совокупность
их,
выстроенная в определенной последовательности, обеспечивает комплексное развитие
памяти, внимания, наблюдательности и нетрадиционного мышления.