Автор: Москаленко Наталья Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБДОУ д/с №31 Московского района
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Консультация для родителей" Музыка в общении с ребёнком"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Музыка в общении с ребёнком»
Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего
возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Большинство детей до 3 лет не
посещают дошкольные учреждения. Поэтому родители, взяв на себя ответственную роль
педагога, должны помнить, что этот период чрезвычайно важен для последующего
развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют
успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке,
сформировать у них положительное к ней отношение. В последнее время потеряна такая
семейная традиция, как домашнее музицирование с детьми, утрачена привычка петь дома
хором. А жаль! Такие первые ростки становления музыкальной культуры в семье
укрепляют отношения с детьми. Спойте колыбельную, когда укладываете спать малыша,
вы можете заменит слова песни другими его любимыми игрушками. В результате
общения с музыкой ребёнку передаются её настроения и чувства: радость и грусть,
решительность и нежность. В этом сила психологического воздействия музыки.
Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкального воспитания
в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный
культурный уровень. Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех
предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и
образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности,
общей культурой. Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры.
В одних с уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта,
часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую
взрослые слушают вместе с ребенком . Родители, понимая, какую радость и духовное
удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование,
развить их способности. В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным
воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом
практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В
таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к
«серьезной» музыке его родители безразличны. Вместе с тем в семье имеются все
возможности для применения различных видов музыкальной деятельности (восприятие,
исполнительство, творчество, музыкально - образовательная деятельность). В семье,
серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в
музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные
впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется
музыкальная культура. Дома ребенок может слушать музыку по своему желанию в
профессиональном исполнении и качественном звучании (грамзапись, магнитофонная
запись). Среди видов исполнительства наиболее доступны пение и игра на музыкальных
инструментах. Ребенок без специальных занятий способен усвоить песни, которые он
слышит. Игра на фортепиано требует профессионального обучения. Во многих семьях
есть музыкальные инструменты - игрушки (металлофон, ксилофон, арфа, дудочка).
Родители могут обучать детей игре на этих инструментах, если сами умеют подбирать
мелодию по слyxy. Иначе дети будут видеть в этих инструментах лишь игрушки,
предназначенные только для забавы. Реже всего в семьях занимаются с детьми
музыкальным творчеством, за исключением семей профессиональных музыкантов.
Однако способные дети могут творить спонтанно, «сочинять» музыку во время игр -
напевать марш, ритмично стуча солдатиками и изображая, что они маршируют; петь
колыбельную, убаюкивая куклу; импровизировать мелодии на фортепиано, детских
музыкальных инструментах. Музыка дарит и родителям и детям радость совместного
творчества, насыщает жизнь яркими впечатлениями. Все дети подвижны, и если поощрять
их двигательные импровизации под музыку, то таких детей будут отличать
координированность и грациозность движений. Инсценирование -ещё один вид
совместной деятельности. Инсценировать можно не только песни, но и стихи, даже
некоторые картинки, что, безусловно, развивает фантазию малышей. Различные
звукоподражания, производимые в процессе сказок, а также песенные импровизации-
передающие то и иное состояние или на заданный текст- вызывают у детей большой
интерес и активно развивают их творческое начало. Совместные походы на детские
спектакли, концерты обогатят впечатления малыша, позволят расширить спектр
домашнего музицирования.