Автор: Тупиева Венера Мавлявиевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 9 "Чебурашка"
Населённый пункт: Республика Башкортостан, г. Дюртюли
Наименование материала: конспект ООД в старшей группе
Тема: "Морские знатоки"
Раздел: дошкольное образование
Программное содержание:
Cпособствовать развитию познавательного интереса к животному
миру.
Довести до понимания детей знания о внешнем виде рыб, некоторых
способах защиты от врагов, способах передвижения.
Развивать умения детей: давать развернутое объяснение; делать
самостоятельные выводы на основе наблюдений, обобщения.
Развивать внимание, мышление, память.
Словарная работа:
Обтекаемое, уплощенное, плашмя, маскировочная, годовые.
Оборудование:
Аудиозапись песни Водяного из мультфильма «Летучий корабль».
«Письмо» от Водяного.
Конверты с вопросами.
Слайды с изображением разных видов рыб.
Шишки еловые, воздушные шарики (по количеству детей), спил
дерева, объемные геометрические фигуры – для опытов.
Аквариум с рыбками.
Бумажные самолетики.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
– Ребята, к нам пришло письмо от сказочного героя. А от кого именно, вы
догадаетесь сами, прослушав его песенку.
(Звучит песня Водяного из мультфильма «Летучий корабль»).
– От кого же это письмо?
– Конечно, это письмо от Водяного. Хотите узнать, что он нам пишет?
«Здравствуйте, ребята! Совсем заскучал я на дне морском. Так хочется
повеселиться. Давайте с вами поиграем в интересную игру, которая
называется «Морские знатоки». Если вы справитесь со всеми заданиями, вас
ждет сюрприз».
– Ребята, хотите поиграть с водяным?
1 вопрос
:
Где легче двигаться: в воде или на суше? И почему?
(Ответы детей).
Опыт
:
выполнять одинаковые движения руками по воздуху и в воде.
Вывод
:
воздух прозрачный, незаметный, легко рассекается. Вода
плотная,
задерживает движения.
2 вопрос: Почему большинство рыб имеют обтекаемое тело?
– Ребята, как вы понимаете слова «обтекаемая форма»?
(Ответы детей). Уточнить, что обтекаемая форма – это когда голова
заострена и плавно переходит в туловище.
(Рассматривание слайдов с изображением разных видов рыб).
– Почему же у большинства рыб тело обтекаемой формы? Чтобы ответить на
этот вопрос, мы с вами проведем опыт: будем тянуть в воде с помощью
веревки объёмные фигуры: кубы, конусы, цилиндры.
Вывод: легко протягивать в воде гладкие предметы, имеющие вытянутую
форму, которая рассекает узкой заостренной частью плотную воду. Значит,
если у рыбы обтекаемая форма, то она легко передвигается, легко плавает.
3 вопрос: Что вы знаете о рыбе – камбала?
– Есть такая рыба – камбала. (Слайд с изображением камбалы).
Эта рыба имеет уплощенное тело. Уплощенное – значит плоское.
(Хоровое и индивидуальное проговаривание слова «уплощенное»).
Плавать камбала умеет по – разному: плашмя или ребром.
(Показ слайда: рыбы в различных положениях и хоровое и индивидуальное
проговаривание слова «плашмя»).
– Камбала плашмя быстро не плавает. В случае опасности эта рыба
поворачивается на ребро – и плывет быстрее. Но все равно, плыть очень
быстро, как рыба с обтекаемой формой, она не может.
– Но ведь и на земле не все животные одинаково ходят? Нельзя же сравнить
медлительную черепаху и быстро бегающую антилопу?
Так и рыбы: одни плавают быстро, другие - не очень.
– Ребята, но если бегством камбале спасаться трудно, то, что же ей помогает
обхитрить своих врагов? (Ответы детей).
(Рассматривание слайда с изображением дна различной окраски и
силуэтов рыб соответствующих цветов).
Вывод: камбала принимает такую окраску, какого цвета дно. Эта окраска
называется «маскировочной».
(Хоровое и индивидуальное проговаривание слова «маскировочная»).
4 вопрос: Как вы думаете: есть ли летающие рыбы?
- Да, летающие рыбы есть. Чем же эти рыбы внешне отличаются от тех,
которые не умеют летать?
Опыт: изготовить 2 самолетика, на одном крылья склеить. Оба самолётика
запустить в воздух.
Вывод: самолетик со склеенными крыльями не летает. Значит, для того,
чтобы летать, нужны крылья. Крылья есть у птиц. Но ведь у рыб их нет. Как
же они летают? Роль крыльев выполняют плавники. У летающих рыб
плавники больше , чем у обычных рыб.
(Рассматривание слайда с изображением летающей рыбы).
Физкультминутка «Летучая рыба».
Я летучая, прыгучая
Улетела бы за тучку я
Да соскучилась бы вскоре
До того люблю я море.
5 вопрос: На каком слайде допущена ошибка и какая?
(1 слайд – рыба с правильно расположенной чешуей, 2 – рыба с
чешуей в обратном направлении). (Ответы детей).
– Почему чешуя не может быть расположена так, как на второй
картинке?
Опыт: потянуть в воде за нитку две шишки: у одной чешуйки расположены
назад, у другой – вперед. Какую шишку тянуть легче?
Вывод: Легче тянуть шишку , у которой чешуйки распущены назад. Точно
также расположены чешуйки на теле рыбы. Они помогают ей скользить в
воде.
– Ребята, существуют такие рыбы, которые могут надуваться как шар. Для
этого у них есть специальный мешок. Такая рыба надувается как шар и
плавает на поверхности, а другая рыбка умеет превращаться в шар под водой.
(Показ слайда с изображением надутой рыбы над водой и под водой).
– Как вы думаете, чем наполняет свой мешок каждая рыба, чтобы
превратиться в шар?
Опыт: один надувной шарик заполнить воздухом, другой – водой. Оба
шарика положить в воду. Шарик с водой утонет, а шарик с воздухом будет
плавать на поверхности.
Вывод: значит, рыба, которая превращается в шар на глубине, заполняет свой
мешок водой, а та, которая плавает на поверхности, заполняет его воздухом.
– Как же ей вернуться в подводное царство?
– Надо выпустить воздух.
– Действительно, рыба с шумом выпускает воздух и быстро уходит под
воду. Ребята, а зачем рыбе вообще нужно превращаться в шар?
– Так она отпугивает врагов.
6 вопрос: Как узнать, сколько рыбе лет?
Вспомните, как мы узнаем возраст дерева?
– Посмотрите на этот брусок и вам не трудно будет догадаться. (Показ спила
дерева).
– Возраст деревьев мы определяем по кольцам. Точно также определяется
возраст рыбы, на чешуйках есть кольца. (Показ слайда)
За один год появляется одно кольцо. Эти кольца называются годовыми.
(Хоровое и индивидуальное проговаривание слова «годовые»).
Сюрприз: внести аквариум с живыми рыбками.
– Видят ли рыбы?
Опыт: подойти к аквариуму, прикоснуться к стеклу, покормить рыбок.
Вывод: по поведению рыб можно сказать, что рыбы видят.
Молодцы, ребята! Водяной очень рад, что вы с ним поиграли и
прислал вам в благодарность сладкие морские камушки.