Напоминание

УПВ "Астрономия"


Автор: Сазонова Татьяна Афанасьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ РС(Я) Южно-Якутский технологический колледж
Населённый пункт: г.Нерюнгри
Наименование материала: Концепция преподавания учебного предмета "Астрономия"
Тема: УПВ "Астрономия"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Особенности преподавания дисциплины «Астрономия» для студентов

Преподавая астрономию в колледже часто задают вопрос: «А для чего простому рабочему

в его практической жизни понадобится астрономия?»

Действительно, в рабочей профессии не понадобятся ни ориентация по звёздам, ни знания

навигации необходимые для мореплавания. Достаточно полюбоваться звёздным небом

В последнее время идёт сокращение часов по многим предметам, упрощаются

программы, а астрономию вообще долгие годы не преподавали.

Следует знать, что

комплекс наук, принятых для обучения подростков, создавался на протяжении многих лет

и имел своей целью в конечном счете дать подростку гармоническое развитие не для

сиюминутной работы, а для работы в его будущем. Упрощенное обучение дать этого не

может. Грамотное обучение дает подготовку на многие десятилетия вперед.

Грамотный рабочий продолжая учиться и накапливая опыт, может занять место в

управлении и создании нового оборудования и техники.

Астрономия стоит особняком от других наук. Она сочетает в себе точность и логичность

математики, постановку задач, характерную для физики, химии, естествознания, и сама

подчас ставит перед этими науками задачи или обобщает результаты их достижений при

изучении внешнего мира, не зависящего от деятельности человека. Результаты ее

обобщений нередко ложатся в основу философских обобщений и норм нравственности.

Астрономия развивает мироощущение человека и его мировоззрение.

Поэтому обучение астрономии в качестве независимого учебного предмета с 1 сентября

2017 года превратилось в обязательное правило для средних общих и средних

профессиональных образовательных организаций.

Сегодня система образования быстро развивается и приобретает новые формы. И одной из

форм является дистанционное обучение. Необходимость в такой форме обучения, как

дистанционная, возникла из-за пандемии COVID-19. Поэтому был создан курс по

астрономии, в котором темы разделов программы пересекаются с физикой, химией,

географией, космонавтикой и историей науки.

Дистанционный обучающий курс по учебному предмету «Астрономия» выложен на

площадке Moodle. В Moodle «Лекция» — это полноценное учебное пособие с теорией и

практикой. Теория помогает передать знания в виде текста с картинками и видео, а

практический тест — проверить, насколько обучающийся усвоил прочитанное.

. Курс включает несколько основополагающих тем. По каждой из тем обучающимся

предлагается лекция, практическое занятие и методическая разработка. Обучающиеся,

зарегистрированные для доступа в систему дистанционного обучения, могут задать

преподавателю любой интересующий вопрос по теме лекции или заданий, указанных в

методической разработке. Для качественного восприятия материала информация должна

быть структурной, целостной и наглядной.

В дистанционном образовании есть положительные моменты, такие как технологический

и цифровой прорыв в сфере образования, ответственность за свое обучение, которую

берут на себя обучающиеся. При переходе на дистанционное обучение нагрузка на

преподавателей возросла, но в данной ситуации есть и плюсы: опыт работы с разными

видами цифровых ресурсов, которые, безусловно, необходимо включать в современный

урок,

опыт

проведения онлайн-уроков теперь

можно

использовать

в

работе

с

обучающимися, которые выбирают заочный формат обучения или по какой-либо причине

не могут присутствовать на занятиях.

Но имеются и отрицательные моменты. Характерным для России является цифровое

неравенство. Не все обучающиеся имеют нужные устройства и надежное подключение к

интернету, не все умеют учиться самостоятельно и правильно управлять своим временем.

Многие из обучающихся на рабочие профессии имеют слабые знания и не могут

усваивать заданный материал. Я считаю, что никакие технологии не могут заменить

живого общения.

Для более качественного усвоения тем я советую обучающимся обращаться к следующим

программам:

 Программа Стеллариум (Stellarium) — это свободный виртуальный планетарий, с

открытым исходным кодом, доступный в соответствии с GNU General Public License для

платформ Linux, macOS, Microsoft Windows, Symbian, Android и iOS, а также MeeGo. Эта

программа хорошо знакома многим преподавателям астрономии. Обучающиеся также

могут работать с этой программой дома при наличии компьютера.

 Приложение для смартфонов и планшетов для Android Star Walk 2 - интерактивный

атлас звездного неба, инструментарий для наблюдения за расположением звезд, планет,

созвездий, спутников и других космических объектов на дисплее смартфона или

планшета.

Если будете работать с планшетом, то достаточно установить приложение USB-camera, я

использовала именно это приложение, наблюдала за Луной, записывала видео и фото (см.

ниже). А для ноутбука или компьютера эта камера хорошо работает с приложением

SharpCap 3.2.

Будут также полезны в работе такой интернет-ресурс, как Астронет, предназначенный

для

общения

и

распространения

различной

научной

информации,

связанной

с

астрономией, и общероссийский астрономический портал Астрономия.РФ, содержащий

различные новости, статьи, календарь астрономических наблюдений и т.д.



В раздел образования