Автор: Сазонова Татьяна Афанасьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ РС(Я) Южно-Якутский технологический колледж
Населённый пункт: г.Нерюнгри
Наименование материала: Концепция преподавания учебного предмета "Астрономия"
Тема: УПВ "Астрономия"
Раздел: среднее профессиональное
Особенности преподавания дисциплины «Астрономия» для студентов
Преподавая астрономию в колледже часто задают вопрос: «А для чего простому рабочему
в его практической жизни понадобится астрономия?»
Действительно, в рабочей профессии не понадобятся ни ориентация по звёздам, ни знания
навигации необходимые для мореплавания. Достаточно полюбоваться звёздным небом
В последнее время идёт сокращение часов по многим предметам, упрощаются
программы, а астрономию вообще долгие годы не преподавали.
Следует знать, что
комплекс наук, принятых для обучения подростков, создавался на протяжении многих лет
и имел своей целью в конечном счете дать подростку гармоническое развитие не для
сиюминутной работы, а для работы в его будущем. Упрощенное обучение дать этого не
может. Грамотное обучение дает подготовку на многие десятилетия вперед.
Грамотный рабочий продолжая учиться и накапливая опыт, может занять место в
управлении и создании нового оборудования и техники.
Астрономия стоит особняком от других наук. Она сочетает в себе точность и логичность
математики, постановку задач, характерную для физики, химии, естествознания, и сама
подчас ставит перед этими науками задачи или обобщает результаты их достижений при
изучении внешнего мира, не зависящего от деятельности человека. Результаты ее
обобщений нередко ложатся в основу философских обобщений и норм нравственности.
Астрономия развивает мироощущение человека и его мировоззрение.
Поэтому обучение астрономии в качестве независимого учебного предмета с 1 сентября
2017 года превратилось в обязательное правило для средних общих и средних
профессиональных образовательных организаций.
Сегодня система образования быстро развивается и приобретает новые формы. И одной из
форм является дистанционное обучение. Необходимость в такой форме обучения, как
дистанционная, возникла из-за пандемии COVID-19. Поэтому был создан курс по
астрономии, в котором темы разделов программы пересекаются с физикой, химией,
географией, космонавтикой и историей науки.
Дистанционный обучающий курс по учебному предмету «Астрономия» выложен на
площадке Moodle. В Moodle «Лекция» — это полноценное учебное пособие с теорией и
практикой. Теория помогает передать знания в виде текста с картинками и видео, а
практический тест — проверить, насколько обучающийся усвоил прочитанное.
. Курс включает несколько основополагающих тем. По каждой из тем обучающимся
предлагается лекция, практическое занятие и методическая разработка. Обучающиеся,
зарегистрированные для доступа в систему дистанционного обучения, могут задать
преподавателю любой интересующий вопрос по теме лекции или заданий, указанных в
методической разработке. Для качественного восприятия материала информация должна
быть структурной, целостной и наглядной.
В дистанционном образовании есть положительные моменты, такие как технологический
и цифровой прорыв в сфере образования, ответственность за свое обучение, которую
берут на себя обучающиеся. При переходе на дистанционное обучение нагрузка на
преподавателей возросла, но в данной ситуации есть и плюсы: опыт работы с разными
видами цифровых ресурсов, которые, безусловно, необходимо включать в современный
урок,
опыт
проведения онлайн-уроков теперь
можно
использовать
в
работе
с
обучающимися, которые выбирают заочный формат обучения или по какой-либо причине
не могут присутствовать на занятиях.
Но имеются и отрицательные моменты. Характерным для России является цифровое
неравенство. Не все обучающиеся имеют нужные устройства и надежное подключение к
интернету, не все умеют учиться самостоятельно и правильно управлять своим временем.
Многие из обучающихся на рабочие профессии имеют слабые знания и не могут
усваивать заданный материал. Я считаю, что никакие технологии не могут заменить
живого общения.
Для более качественного усвоения тем я советую обучающимся обращаться к следующим
программам:
Программа Стеллариум (Stellarium) — это свободный виртуальный планетарий, с
открытым исходным кодом, доступный в соответствии с GNU General Public License для
платформ Linux, macOS, Microsoft Windows, Symbian, Android и iOS, а также MeeGo. Эта
программа хорошо знакома многим преподавателям астрономии. Обучающиеся также
могут работать с этой программой дома при наличии компьютера.
Приложение для смартфонов и планшетов для Android Star Walk 2 - интерактивный
атлас звездного неба, инструментарий для наблюдения за расположением звезд, планет,
созвездий, спутников и других космических объектов на дисплее смартфона или
планшета.
Если будете работать с планшетом, то достаточно установить приложение USB-camera, я
использовала именно это приложение, наблюдала за Луной, записывала видео и фото (см.
ниже). А для ноутбука или компьютера эта камера хорошо работает с приложением
SharpCap 3.2.
Будут также полезны в работе такой интернет-ресурс, как Астронет, предназначенный
для
общения
и
распространения
различной
научной
информации,
связанной
с
астрономией, и общероссийский астрономический портал Астрономия.РФ, содержащий
различные новости, статьи, календарь астрономических наблюдений и т.д.