Напоминание

Особенности обучения детей с Синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) в классе фортепиано


Автор: Трифонова Лариса Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДМШ
Населённый пункт: г.Кандалакша Мурманской области
Наименование материала: статья
Тема: Особенности обучения детей с Синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) в классе фортепиано
Раздел: дополнительное образование





Назад




Особенности обучения детей с Синдромом дефицита внимания

с гиперактивностью (СДВГ) в классе фортепиано.

Трифонова Лариса Юрьевна, преподаватель

муниципального образовательного учреждения

дополнительного образования «Детская музыкальная школа»

(МБУ ДО ДМШ) муниципального образования Кандалакшский район

Гиперактивность или Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

считается в настоящее время одной из наиболее распространенных форм нарушений

поведения среди детей младшего школьного возраста. И музыкальная школа здесь не

исключение. Диагноз СДВГ является медицинским. Педагоги, воспитатели и психологи

могут лишь предположить его наличие и порекомендовать родителям обследование у

невролога, психоневролога, невропатолога. В последние десятилетия количество детей с

Синдромом дефицита внимания и гиперактивности по самым разным причинам

стремительно увеличивается. Ребёнок с СДВГ отличается нарушением произвольного

внимания,

импульсивностью

и

повышенной

неконтролируемой

двигательной

активностью:

ёрзает на стуле, хлопает руками или ногами;

покидает своё место в ситуациях, когда это неуместно;

не может спокойно играть или работать;

активно двигается в ситуациях, когда это неуместно;

слишком много говорит;

отвечает до того, как вопрос завершен;

при игре или общении не может дождаться своей очереди, часто перебивает других,

вмешивается в разговоры или игры.

Понятно, что такой ребенок вызывает беспокойство и раздражение взрослых,

нередко считающих, что он не хочет сосредоточенно работать, не хочет подчиняться

дисциплинарным требованиям, что это результат плохого воспитания.

Беда ребенка

заключается в том, что он не может вести себя соответственно школьным правилам

поведения из-за специфических нарушений функционирования мозговых систем и

недостаточно зрелых функций лобной коры полушарий головного мозга.

Чрезмерная

двигательная

активность

и

невозможность

сосредотачиваться

длительное время на выполнении необходимого задания обращают на себя внимание

педагогов уже в первые месяцы обучения. Дети с СДВГ небрежны, невнимательны,

беспечны и легкомысленны. Но, несмотря на наличие особенностей развития, они часто

имеют ярко выраженную художественную одаренность и обладают

нестандартным

мышлением, своеобразным видением мира. Обучение таких детей требует от педагога

индивидуального подхода. Наиболее важными для детей с СДВГ являются тренировка

наблюдательности и внимательности, развитие чувства темпа, ритма и времени,

мыслительных способностей, воспитание волевых качеств, выдержки и способности

сдерживать аффекты, развитие общей тонкой моторики и артикуляционной моторики,

координации рук и пальцев. Со всеми этими задачами гиперактивному ребенку поможет

справиться обучение в детской музыкальной школе.

Форма индивидуальных занятий в классе специального

фортепиано создает

педагогу необходимые условия для внимательного и всестороннего изучения и

воспитания

ребенка с СДВГ, объективной оценки его возможностей (с учетом

эмоциональности,

психологического

и

физического

развития,

строения

рук

и

приспосабливаемости к инструменту, музыкальной памяти и т.д.) и связанными с этим

конкретными и дифференцированными педагогическими задачами и методами работы.

На что нужно обращать внимание при обучении гиперактивных детей в классе

фортепиано?

1.Наибольшие сложности в обучении появляются на начальном этапе овладения

инструментом. Неусидчивые, находящиеся в постоянном бесцельном движении, ученики

с СДВГ с трудом подчиняются общепринятым правилам. Особенный ребёнок требует от

педагога овладения целым рядом новых знаний, умений и педагогических секретов.

Понимание причин особого поведения ребёнка значительно облегчает процесс получения

новых навыков на уроке. При этом очень важны личные качества преподавателя: с одной

стороны необходима требовательность, с другой – терпеливое и доброжелательное

отношение, умение мотивировать. Педагог по специальности наблюдает за поведением

ученика в музыкальной школе, поддерживает тесный контакт как с преподавателями

музыкально-теоретических дисциплин, так и с родителями учащегося.

2. Педагог должен создать мотивацию к учебе. Это могут быть яркие наглядные пособия,

компьютерные

технологии,

посещение

концертов,

прослушивание

музыкальных

произведений с обсуждением, внеклассные мероприятия, классные часы и конкурсы.

Необходимо вовлекать ребенка в процесс выбора сочинений для публичного исполнения,

предлагать придумывать «сюжет» пьесы, изображать звуковой образ на бумаге

,

использовать в процессе обучения элементы игры, соревнования

и т.д. В организации

мотивации важно создавать для ученика ситуации успеха.

3. При работе в классе педагогу необходимо следить за удобством посадки, достаточной

освещенностью класса, качеством печатного материала, чтобы ничто не могло мешать

сосредоточиться

гиперактивному

ребенку.

Желательно

избегать

присутствия

посторонних. При этом, безусловно, полезным будет публичное обыгрывание перед

сверстниками уже выученной программы накануне экзамена.

4.

Основной

особенностью,

которой

характеризируется

синдром

дефицита

и

гиперактивности у детей, является цикличность. Продуктивная работа может выполняться

учеником в течение 5–15 мин, затем ребёнок уходит в стадию «отдыха» на 3–7 мин, во

время которой он не реагирует на замечания взрослого. По истечении необходимого для

восстановления активности времени, мозг снова способен включиться в новый рабочий

цикл на 5–15 мин, после чего произвольный контроль над интеллектуальными действиями

вновь нарушается. Именно для активации мозга в стадии «отдыха» и производится

большое количество неконтролируемых движений. Ребёнок как бы пытается «разбудить»

свой мозг. Цикличность становится основной трудноразрешимой задачей для педагога

специального фортепиано, на уроке которого требуется высокая степень концентрации

внимания,

хорошая

переключаемость,

вдумчивость,

хороший

контроль

над

двигательными процессами и импульсами. С учетом этого следует делить работу на более

короткие, но более частые периоды.

5. Двигательная расторможенность детей с СДВГ является одним из ряда препятствий на

пути овладения фортепианной техникой. С одной стороны это исключительная

подвижность, с другой — отсутствие контроля движений, что ведет к неряшливости и

сумбурности в исполнении. Важно понимание необходимости короткой двигательной и

эмоциональной разрядки на каждом занятии, порой и неоднократной. Рекомендуется

использовать физкультминутки.

Ребёнку надо встать со стула, походить, подвигать

руками, ногами, повертеть головой. Можно предложить ученику упражнения на

расслабление, которые используются в начальном периоде обучения на фортепиано,

например, в сборниках для обучения начинающих игре на фортепиано. Также эффективна

пальчиковая гимнастика, которая к тому же, оказывает развивающее действие на мелкую

моторику. Игровая форма подачи упражнений наиболее приемлема для детей младшего

школьного возраста, в особенности для учеников с СДВГ, у которых преобладание

непроизвольного внимания значительно превышает среднестатистические показатели для

данного возраста. Двигательные упражнения для крупной и мелкой моторики должны

присутствовать на каждом уроке с ребёнком с СДВГ. После подобной разрядки, ученик с

СДВГ способен продолжить образовательный процесс на занятии более эффективно.

Прекрасным способом двигательной разгрузки будут разнообразные ритмические задачи

и импровизации, которые можно прохлопать в ладоши или топать ногами, ритмические

комбинации

рук

и

ног.

«Рисование»

линии

мелодии

рукой,

«дирижирование»

произведением также даёт возможность двигательной разгрузки и одновременно

включения в урок творческих составляющих. Двигательные и голосовые импровизации

кроме необходимого переключения развивают воображение и фантазию: «рассказать»

пальчиками детскую считалку или четверостишие. «Рассказывать» можно как одним

пальцем, так и заранее определившись с аппликатурой, а также поочерёдно каждой рукой

и обеими одновременно, меняя четверостишия или считалки. Подобные упражнения

развивают

координацию

движений,

мышление,

произвольное

внимание,

переключаемость, концентрацию. Во время их выполнения ученик с СДВГ получает

необходимую двигательную разрядку, заряжается положительными эмоциями.

6. Правильная организация урока.

На определенный отрезок времени стоит давать лишь

одно задание. Если предстоит большое задание, то его надо предлагать в виде

последовательных частей, и периодически контролировать ход работы над каждой

частью, внося необходимые коррективы.

Прежде всего, сложную часть задания

необходимо планировать на начало урока, когда еще нет усталости и рассеянности. В

процессе работы не следует предъявлять много требований. Указания необходимо давать,

не теряя визуального контакта с учеником.

Важно использовать физический контакт

(поглаживания, прикосновения) в качестве поощрения и снятия напряжения. Высказывая

пожелания относительно игры, педагог по возможности должен избегать отрицательных

фраз с частицами «не» («не так», «неправильно»), чаще хвалить, даже за незначительные

успехи.

Негативные методы для детей с СДВГ неэффективны.

Частая похвала

способствует концентрации внимания и эффективности работы.

7.Дети с СДВГ отличаются повышенной импульсивностью, что проявляется в бурном

выражении эмоций, но с другой стороны, такие дети с большим трудом идут к

поставленной цели. Более успешной стратегией работы с учениками с СДВГ будет

постановка более мелких целей - например, выучить аппликатуру в первом периоде или

штрихи во втором. Некоторая монотонность, присутствующая при отработке технически

сложных фрагментов, необходимость многократного повторения отдельных кусочков для

ребёнка с СДВГ порой становится непосильным барьером. Такой ученик может проявлять

свои негативные эмоции, сердиться, нервничать, иногда даже чересчур активно. В таких

случаях задача педагога — максимально творчески подойти к процессу отработки

технических сложностей, наполняя образностью самый неинтересный фрагмент пассажа.

8. Нарушение произвольного внимания у учеников с СДВГ влечет немало трудностей в

качестве работы над музыкальным материалом. Для того, чтобы справиться с этой

проблемой, необходимо максимально активизировать непроизвольное внимание. Полезно

больше давать творческих, развивающих заданий и наоборот, избегать монотонной

деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.

Например, менять акценты в музыкальной фразе, слушая, что изменилось. Сильное

впечатление производит смена мажора на минор или наоборот, изменение ритмической

структуры мелодии или аккомпанемента, что тоже активизирует непроизвольное

внимание ребёнка, тем самым вовлекая его произвольное внимание в творческий процесс

работы над образностью изучаемого произведения.

9.

Нарушение мышечного тонуса гиперактивных детей требует индивидуального

программного подхода в обучении. Важно не торопиться «проскочить» донотный этап

игры, когда ребенок может не отвлекаться на печатный текст и сосредоточиться на

тактильных ощущениях. Быстрое интеллектуальное развитие малышей часто ведет к

соблазну преждевременного перехода к более сложным сочинениям, в то время как

исполнительский аппарат остается не готовым к ним. Полезным станет включение в

репертуар ансамблевых пьес по типу «учитель-ученик», в которых ребенок играет

простую партию, но насыщенное звучание фактуры целого произведения вносит

разнообразие и не дает заскучать от одноголосия.

10. При подготовке ребенка к публичному выступлению стоит оградить его от излишнего

шума

и

общения

с

одноклассниками.

Эмоциональное

выгорание

приведет

к

невозможности

сосредоточиться

на

сцене.

В

отношении

оценки

следует

руководствоваться индивидуальным развитием ученика, поддерживая даже маленький

шаг в сторону успеха. В целом ученики с СДВГ довольно успешно выступают на сцене и

без особенных затруднений переходят из класса в класс, выполняя надлежащие

программные требования, если педагог с пониманием относится к особенностям развития

их психики и вырабатывает специфический индивидуальный подход с подбором

соответствующих произведений.

11. Организация занятий ученика дома. Только регулярные занятия приносят пользу.

Ребенку следует заниматься в одно и то же время, каждый день, для выработки привычки

интенсивно

работать,

не

отвлекаясь,

что

способствует

возникновению

чувства

уверенности в своих силах, психологической устойчивости. Для этого требуется проявить

волевые усилия как ребенку, так и родителям.

Преодолеть ребенку симптомы СДВГ могут помочь его родители - без их участия даже

самая хорошая терапия будет малоэффективной. Лучшим средством от большинства

психологических расстройств у детей является любовь, поддержка и понимание самых

близких людей – мамы и папы!

Занятия в классе фортепиано, обучение в ДМШ играют немаловажную роль для ребенка с

СДВГ: способствуют развитию общих и музыкальных способностей, произвольности его

поведения, повышают усидчивость и самооценку. Учеба заставит маленького человека

стать

внимательнее

и

ответственнее,

самостоятельно

решать

задачи,

учиться

организовывать свой день. Обучаясь в музыкальной школе, такой ребенок постоянно

находится

в

процессе

поиска

средства

достижения

цели,

конечного

результата

деятельности артиста, пусть только начинающего - выступления на концерте, экзамене,

внеклассном открытом мероприятии, родительском собрании. Он научается проверять

эффективность выбранных путей, ошибаясь и исправляя ошибки, формируя шаг за шагом

у себя ответственность.

Необходимо помнить, что гиперактивность – это состояние, которое поддается

коррекции.

Проблему

гиперактивности

невозможно

решить

волевыми

усилиями,

авторитарными указаниями и убеждениями. Главное в занятиях с детьми с СДВГ –

огромное терпение и выдержка.

Факторы, способствующие успешному обучению ребенка с СДВГ:

− вера учителя в ученика, хорошие взаимоотношения между ними;

− эффективное командное сотрудничество между специалистами по СДВГ (врач,

психолог, педагог) и родителями;

− гибкость учителя, его готовность и желание находить соответствующий педагогический

подход и стиль преподавания, который отвечает особенностям каждого ребенка.

Музыка, как один из самых эмоциональных видов искусства, может сыграть

большую роль в развитии эмоциональной сферы гиперактивных детей. При этом важно

увлечь ученика, научить его любить музыку, процесс работы над музыкальным

произведением, ценить всё лучшее в гениальных творениях, создавать ситуацию успеха, в

которой ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны.

Литература.

1.

А.Д. Артоболевская Первая встреча с музыкой.- М.: Советский композитор,1985.-

100с.

2.

Альтхерр П., Берг Л., Вельфль А., Пассольт М. Гиперактивные дети. Коррекция

психомоторного развития. - М.: Издательский центр «Академия», 2004

3.

Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребёнок или все о гиперактивных

детях. Москва: Изд. Института Психотерапии, 2001. 145с

4.

Букун Н., Гыну Д., Кара А. Инклюзивное образование. Методическое пособие для

непрерывного

обучения

дидактических

кадров,

работающих

в

области

инклюзивного образования детей. Ч. II. Кишинев. 2016- 195с

5.

Горячева Л., Кругляк Л. Гиперактивный ребенок – это навсегда? – СПб.: ИГ

«Весь», 2014

6.

Заваденко Н. Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: современные

принципы диагностики и лечения // Вопросы практической педиатрии» 2014, т. 13,

№ 4, с.48–53

7.

Ковалевская

М.

Музыкальная

гимнастика

для

пальчиков.-

СПб.:

Союз

художников,2006.-28с.

8.

Лохов М.И., Фесенко Ю.А., Рубин М.Ю. Плохой хороший ребенок. — СПб.: ЭЛ-

БИ-СПБ, 2008. — 319 с.

9.

Неволина С. П. Методика обучения игре на фортепиано Челябинск: ЮУрГИИ им.

П. И. Чайковского, 2013. 122 с.

10.

Рассел А. Баркли, Кристина М. Бентон. Ваш непослушный ребенок. - СПб.: Питер,

2004

11.

Чутко Л.С. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и сопутствующие

расстройства.- СПб.: Хока, 2007

12.

Шмитд-Шкловская А.А.О воспитании пианистических навыков.- Л.:Музыка,1971.-

72 с.



В раздел образования