Напоминание

«Технологии обработки материалов. Резание. Пластичность. Тиснение по фольге и тонколистовому металлу»


Автор: Майорова Галина Владимировна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ№3 г.Никольска, Пензенской области
Населённый пункт: город Никольск Пензенской области
Наименование материала: технологическая карта урока технологии 6 класс
Тема: «Технологии обработки материалов. Резание. Пластичность. Тиснение по фольге и тонколистовому металлу»
Раздел: среднее образование





Назад




План-конспект урока технологии в 6 классе по теме:

«Технологии обработки материалов. Резание. Пластичность. Тиснение по фольге и тонколистовому металлу»

Предмет: технология.

Класс: 6.

Учебник: под редакцией В.М.Казакевича «Технология».

Тип урока: комбинированный.

Оборудование и материалы: коврик, ножницы, карандаш, линейка, скотч, скрепки, давилки, затупленное шило, мягкая жесть банок из-под

прохладительных напитков, шариковая ручка с не пишущим стержнем, масло, наждачная бумага.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

предметные результаты – умение разметки; прямой угол; свойства металлов, получение тонколистового металла, резание листового металла,

организация рабочего места.

Деятельностная цель: формирование навыков выполнения тиснения по тонколистовому металлу, фольге.

Цель урока

Выполнение декоративного изделия в технике ручного тиснения. Формирование УУД

Основное содержание

темы, термины и

понятия

Технологии обработки материалов. Резание. Пластичность. Ручное тиснение по фольге, рельефное изображение, виды

фольги, инструменты для тиснения (штампик, накатка, давилки), рисунок, шаблон. Организация рабочего места.

Технология выполнения ручного тиснения.

Планируемый

результат

Предметные умения

УУД

Развитие познавательных

интересов.

Знакомство с терминами: резание,

пластичность давление. Овладение

умениями

выполнения ручного тиснения. Умение

Предметные – расширят представление о художественной обработке

металла. Будут иметь представление об основных технологиях обработки

материалов (резание и пластическое формование). Узнают о материалах и

инструментах для тиснения. Узнают о приемах выполнения ручного

тиснения по фольге. Обогатят словарный запас новыми техническими

словами. Овладеют приемами выполнения ручного тиснения по

организовать свою деятельность.

Находить и исправлять ошибки, оказывать

взаимопомощь. Организовать рабочее

место.

тонколистовому металлу.

Регулятивные - определят последовательности операций с учетом

конечного результата; составят план и последовательности действий при

выполнении практической работы;

Познавательные - выберут способы решения задач по выполнению

практической работы.

Коммуникативные - умеют вести учебное сотрудничество на уроке с

учителем, одноклассниками в группе и коллективе.

Личностные – получат навыки самооценки.

Развитие навыков трудолюбия и ответственности за результат своей

деятельности.

Развитие навыков эстетического сознания через освоение художественного

наследия России и мира.

Познакомятся с навыками творческой деятельности эстетического

характера.

Познакомятся с профессией мастера декоративно-прикладного искусства.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Физика, искусство,

народные промыслы и

ремесла.

Русский язык - написание

слов - «резание»,

«пластичность»,

«рельеф», «тиснение».

Групповая: рассматривание изделий,

выполненных в технике тиснения по

фольге.

Фронтальная: рассуждение, постановка

задач, наблюдение за действиями при

показе приемов работы.

Индивидуальная: выполнение

практической работы. Оценивание

выполненной работы.

Учебник «Технология» 6 класс под редакцией В.М.Казакевича;

Дополнительные материалы.

Техническое оснащение:

Мультимедийное оборудование (проектор, экран, ПК), классная доска.

Наборы инструментов.

Наглядно-демонстрационный материал:

Приложение 1 - презентация в программе PowerPoint: «Художественная

обработка металла. Тиснение по фольге», готовые изделия, образцы

объектов труда.

Раздаточный материал:

Приложение 2 - рисунки, шаблоны, карточки с технологической

последовательностью изготовления ручного тиснения по фольге и

тонколистовому металлу.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

Осуществляемые

действия

Формируемы

е умения

Осуществ

ляемые

действия

Формируемые

умения

Организационный момент

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку.

Отмечает отсутствующих в

журнале. Объявляет список

дежурных.

Приветствуют.

Проявление

вежливого,

уважительного

отношения.

Умение

владеть

нормами

общения.

Проверяют

свою

готовность

к уроку.

Организация

своего учебного

пространства

Самоконтроль

Актуализация опорных знаний

Предлагает отгадать

головоломку

(Тиснение по фольге). А что,

вы знаете о тиснении? Как

думаете, что это? Что такое

фольга?

Рассказывает о резании и

пластичности материалов.

Наше время называют веком

машин и высоких технологий.

Тем не менее, обработка

материалов ручными

инструментами остается

значимой. Не со всеми видами

работ могут справиться

машины, особенно при

разработке и создании новых

изделий. Оригинальные

художественные изделия

создаются ручным трудом

художников-ремесленников.

Основными технологиями

обработки материалов

Слушают учителя

Читают вопросы,

осмысливают

задание.

Записывают в

тетрадь

Определения

(пластичность,

резание)

Технологии

обработки

материалов:

Резание

Пластичность

Древесина Ткань

Кожа

Пластилин Глина

Тесто

Бумага Стекло

Металл

Древесина

Анализируют

информацию.

Умение

использовать

полученные

ранее знания о

технологических

свойствах

материалов.

Взаимодействуют

с учителем во

фронтальной

беседе

Рассуждают,

выдвигают

предположения

Отгадывают

Умение

осознанно

строить

речевое

высказывание

Понимают

сущности

задания

Умение

принимать и

сохранять

учебную задачу.

Умение

использовать

полученную

информацию.

являются резание и

пластическое формование.

(слайд 3)

Резание – процесс разделения

какого-нибудь объекта на части

или отделение от него

небольших частей (стружек,

обрезков) с помощью острого

инструмента.

Какие материалы обладают

пластичностью? Вспомните?

Пластичность -

технологическое свойство

материалов. Способность

материала без разрушения

изменять свои формы и

размеры под действием

внешних нагрузок. В переводе

с греческого языка означает

«годный для лепки,

податливый».

Многие металлы и их сплавы

обладают пластичностью.

Давайте это изобразим с

помощью ментальной карты

(или таблицы)

Сегодня я предлагаю вам

познакомиться с мягкостью и

пластичностью фольги (слайд4)

Показывает готовые работы,

изображения тиснения по

фольге.

Пластилин

Задает вопросы фронтально:

виды и применение фольги

(слайд 5) Что знают учащиеся о

видах декоративно-

Проявляют

интерес.

Обсуждают в мини-

группах.

Умение

использовать

знания,

полученные

Рассуждают,

выдвигают

предположения.

Объясняют свой

Умение

строить

речевое

высказывание

Эстетическ

ое

восприятие

произведен

Взаимодействие

в классе

прикладном искусстве. Просит

найти и показать в классе

примеры украшения или

изделия из фольги, опираясь на

свой жизненный опыт.

Показывают

изделия.

ранее.

выбор.

ий

декоративн

о-

прикладног

о

искусства.

Цель урока. Спрашивает

учащихся их мнение о теме

урока и цели урока: «Как

думаете, о чем мы с вами будем

говорить?» Объявляет тему и

цель урока. Тиснение по фольге.

(слайд6)

Рассуждают,

выдвигают

предположения

Готовность к

трудовой

деятельности

Воспринимают

информацию

учителя.

Планируют

совместную

деятельность.

Формирование

представлений

о мире

профессий.

Формулиру

ют для

себя

учебную

задачу.

Умение ставить

учебную задачу.

Изучение нового материала

Мотивирует

учащихся

на

изучение

нового

материала.

История тиснения началась еще

на

заре

человеческой

цивилизации, когда появились

первые

печатки-штампы.

Их

стали

одновременно

изготавливать в разных уголках

земного

шара.

С

помощью

такого

штампа

оттискивали

рисунки,

а впоследствии —

тексты на влажной глине или

коже.

Эти

рельефные

изображения

были

знаками,

удостоверяющими

личность

человека или его имущество,

собственность.

Принцип

тиснения

также

издавна

применялся

при

изготовлении монет, которые

чеканили из сплавов серебра и

золота.

Тиснение использовалось для

Извлекают

информацию из

прослушанного

материала.

Опираясь на

текст,

составляют план

работы над

тиснением в

тетради.

Намечают план

действий.

Ставят учебные

задачи.

Советуются с

учителем.

Отвечают на

вопросы.

Согласовыва

ют свое

мнение.

Умеют

слушать.

Принимаю

т учебную

задачу.

Умение

планировать и

выполнять

действие.

футляров

древнейших

рукописных свитков, а затем

для книжных переплетов в I-IX

веках нашей эры. Тогда же

переплеты

стали

украшать

орнаментальными

узорами,

которые вырезали на коже. Уже

в

VIII

веке

для украшения

переплетов начали применять

слепое тиснение. А в XIV веке,

кроме орнаментов, на книжном

переплете появились надписи,

оттиснутые штампами. В конце

XVI века для тиснения стали

использовать

натуральное

золото.

Позже

рельефные

тисненые

изображения

появились

на

бумажных

деньгах

и

ассигнациях.

В

XIX

веке

данная

технология

стала

широко

применяться

для

украшения визиток в Европе и

России.

Проводит контроль по

выполнению задания.

Оказывает помощь по мере

необходимости. Объясняет

порядок работы с учебником,

дополнительным материалом.

Ставит цель работы с

учебником и дополнительным

материалом - составить план

работы по выполнению

тиснения. Задает уточняющие

вопросы учащимся по новой

теме.

Проверяет правильность

построения плана работы по

выполнению тиснения (слайд

Работают

самостоятельно

с учебником

осознанно

читают текст

дополнительног

о материала.

Составляют

последовательно

сть выполнения

тиснения.

Умение

самостоятельно

выделять,

анализировать

необходимую

информацию.

Обогащение

словарного запаса.

Зачитывают свой

план работы.

Обсуждают в

мини-группах

Сотрудничаю

т в сборе

информации.

Проявляют

познавател

ьную

инициатив

у.

Умение

составлять план.

Ориентироватьс

я в учебнике, в

дополнительных

материалах.

Физкультминутка

Сообщает о разминке

Учащиеся

(дежурные)

проводят

разминку

Сотрудничество

Сохранение

работоспособнос

ти.

Практическая работа

«Сегодня, я предлагаю вам

примерить не себя творческую

профессию мастера

декоративно-прикладного

искусства. Постараться

освоить приемы ручного

тиснения и создать

декоративное изделие».

Художники мастера

(слайд 10) декоративно –

прикладного искусства – это

люди творческой профессии,

специалисты, которые

изготовляют художественные

изделия из металла на

ювелирных и

специализированных

предприятиях, выпускающих

подарочные изделия, сувениры.

Они, как правило, владеют

Записывают ПБ

1.

Работать

осторожно,

чтобы пальцы

руки не

попали под

лезвие.

2.

Подавать

ножницы

напарнику

ручками от

себя, а класть

на стол

ручками к

себе.

3.

Снять с

заготовок

заусенцы и

притупить

(обрезать)

Умение

использовать

технологическу

ю информацию

и применять на

практике.

Умение

подбирать

инструмент и

оборудование.

Сотрудничают с

учителем,

одноклассниками.

Умение

обосновывать

свои

действия.

Работают в

малых

группах над

составлением

плана по

тиснению.

Зачитывают

свой план.

Корректирую

т.

Самоконтр

оль

Умение

составлять план

и

последовательно

сть действий.

Развитие

трудолюбия и

ответственности

за качество

своей

деятельности.

различными видами

декоративно-прикладного

творчества (мозаикой, чеканкой

и др.) однако

специализируются на какой –

либо одной технике, достигая

при этом совершенства в

мастерстве и создавая

высокохудожественные

произведения.

«Посмотрите какие работы

выполняет из баночек японская

художница». (слайд 11) И нам с

вами материалом будет

служить мягкая жесть банок из-

под напитков. (слайд 12)

Обычно пустые банки мы

выбрасываем. Не все баночки

идут во вторичную

переработку. Как думаете мы

можем с вами сказать, что даем

вторую жизнь материалу?

Получается мы с вами из

баночек, которые идут в мусор,

попробуем сделать

декоративное изделие. Для

этого нам надо составить план

работы, опираясь на

технологию выполнения

тиснения по фольге». Сообщает

цель практической работы: -

познакомиться с

последовательностью

выполнения тиснения по

фольге. Составить план работы

над тиснением.

Выполнить тиснение по

углы.

4.

Сметать

обрезки

специальной

щеткой.

5.

Не нажимайте

сильно

давилкой

на

фольгу.

Выделяют

необходимую

информацию.

Определяют

необходимые

инструменты.

Последовательность

технологических

операций.

Соблюдают нормы

безопасной работы.

Сравнивают свой

план работы над

тиснением с

образцом.

тонколистовому металлу.

Проводит инструктаж по

безопасным приемам работы с

тонколистовым металлом и

фольгой. (слайд 13)

Знакомит с

последовательностью

практической работы.

Показывает алгоритм

деятельности. Презентация

(слайд 14-20)

Проводит инструктаж по

приемам безопасной работы

при выполнении тиснения.

Проводит контроль работы

учащихся при выполнении

практического задания.

Контролирует выполнение

технологических операций.

Инструктирует учащихся,

имеющих затруднения.

Определяют

необходимые

технологические

операции.

Записывают

последовательность

работы.

Последовательност

ь выполнения

ручного тиснения.

1. Подготовить

материал: обрезать

баночку (нож,

ножницы). Вымыть

заготовку (вода,

салфетка).

Выпрямить лист

(гладилка или при

помощи

закрепленной

трубкой в тисах).

Обрезать заусенцы,

закруглить углы

(ножницы).

Выбрать рисунок.

Соединить рисунок

с металлом и

ковриком (скрепка,

скотч)

Надавливая, обвести

рисунок по контуру

давилкой (или

Умение

анализировать

полученную

информацию и

применять на

практике

Слушают и

понимают

собеседника.

Умение

рассуждать.

Умение

сотрудничать

на уроке с

учителем,

одноклассник

ами

Проявляют

интерес к

занятиям.

Соблюдаю

т нормы

безопасной

работы.

Умение

планировать

свою

деятельность.

Умение

заботиться о

своем здоровье и

здоровье

окружающих.

ручкой с не

пишущим стержнем,

закругленной

спицей).

Убрать рисунок.

Перевернуть

заготовку белой

стороной вниз на

коврик.

Аккуратно зачистить

мелкой

шлифовальной

бумагой цветную

сторону до

появления рисунка

(не

переусердствуйте!)

Ваша цель -увидеть

рисунок.

Отступив от края

рисунка, 1 мм

внутрь, проводим

рядом линию

давилкой. Можно

сделать крупные

объемы, в

зависимости от

рисунка.

С лицевой (белой

стороны) уточняем

рисунок. Опускаем

фон если это

необходимо по

рисунку.

Работу заканчиваем

нанесением

давилкой точек,

линий.

Готовят материал.

Выполняют

операции тиснения

ручными

инструментами, с

соблюдением правил

безопасного труда.

Умение

соблюдать

необходимую

величину

усилий,

прилагаемых к

инструментам с

учетом

технологических

требований.

Точность

движений

при

выполнени

и

технологич

еских

операций

тиснения.

Осознание

ответственности

за качество

своего труда.

Итоговая часть

Объявляет об окончании

практической работы.

Организует работу дежурных

Убирают рабочее

место, убирают

отходы в мусор,

приводят в порядок

свою одежду.

Понимание

правил

санитарии и

гигиены.

Убирают

рабочее

место,

приводят в

порядок

свою

одежду.

Умение

регулировать

свои действия.

Умение

соблюдать

трудовую

дисциплину.

Рефлексия

Организует рефлексию

результатов работы. (слайд 21)

Организует выставку работ.

Подводит итоги урока.

Озвучивает оценки. Благодарит

за работу на уроке:

«Я вами довольна. Вы настоящие

мастера, думаю, что каждый из

вас достоин отметки «5».

Представляют свои

работы.

Выявляют

допущенные ошибки

и обосновывают

способы их

исправления.

Умение

провести

самооценку и

самоанализ

выполненной

работы.

Умение

выявлять

допущенные

ошибки

Отвечают на

вопросы.

Проводят

самооценку и

взаимооценку:

«Что нового узнал

на уроке?

Как и где можно

использовать это

изделие? Знания,

умения?

Понравилось или

нет работать в

такой технике?

Были трудности

или что мешало на

уроке работать?

Как я оцениваю

Умение

обосновывать

показатели

качества

своей работы.

Умение

доказать

успешность

своей

деятельности.

Рассуждаю

т.

Адекватно

восприним

ают

информаци

ю учителя

или

товарища,

содержащу

ю

оценочный

характер

отзыва о

работе.

Умение

представлять

результат своей

деятельности.

свои достижения на

уроке?»

Домашнее задание

Рассказывает о домашнем задании и

способах выполнения:

«Откроем

дневники, выставим отметки. И запишем

домашнее задание: принести тетрадь,

фартук. Подумать, как можно закрепить и

оформить работу. Какую сделать рамку.

Посоветуйтесь с родными. Варианты

запишите в тетрадь. Сфотографируйте

работу для портфолио. Спасибо! До

встречи на уроке.»

(слайд 22)

Записывают

домашнее

задание.

Интерес к

предмету.

Задают

уточняющие

вопросы.

Умение слышать,

слушать,

формулировать

вопросы.

Планирова

ние своей

деятельнос

ти.

Осознание

применения

полученных

навыков.

Тиснение по фольге

Ручное тиснение по фольге (металлопластика) — один из древнейших способов художественной обработки металла. Мягкость и пластичность

фольги даёт возможность сравнительно быстро с помощью простых инструментов — давилок — получить рельефное изображение.

Для выполнения тиснения по фольге прежде всего изготовляют рабочую доску. Размеры доски зависят от размеров художественных изделий,

которые вы собираетесь делать. На одну сторону доски наклеивают кожу или сукно, а другую тщательно полируют шлифовальной шкуркой.

Для тиснения по фольге используют различные инструменты. Контурные линии проводят шилом, кончик которого закругляют и полируют. Хорошо

отполированная рабочая часть шила должна оставлять на фольге гладкую канавку без царапин. Для проведения штриховых линий можно

использовать шариковую авторучку со стержнем без пасты.

Давилки разных размеров для выдавливания крупных участков рельефа изготовляют из твёрдой древесины дуба, бука, яблони, клёна. Деревянные

давилки шлифуют и полируют, а рабочие части инструмента натирают парафином или воском, чтобы они легко скользили по фольге. Хорошие

давилки получаются, если к металлическим стержням приварить шарики от подшипников.

Повторяющийся рельефный орнамент в виде крестика, звёздочки, кружочка можно получить с помощью штампиков. Для изготовления штампика на

торце деревянного или металлического стержня рисуют нужную фигуру, а затем опиливают её по контуру напильником и надфилями.

Для выдавливания сплошных или пунктирных линий используют накатки, состоящие из ручки, стержня и вращающегося колёсика (гладкого или

зубчатого).

Ручное тиснение выполняют на мягкой фольге из любого металла. Сухую фольгу укладывают на гладкую сторону рабочей доски и разглаживают.

Можно использовать мягкую жесть банок из-под прохладительных напитков.

Рисунок рельефа продумывают заранее и изображают на бумаге. Затем его накладывают на фольгу, а фольгу помещают на сукно рабочей доски.

Обведённые шариковой ручкой контуры рисунка хорошо отпечатываются на фольге.

После этого приступают к тиснению. Вначале обрабатывают крупные элементы рисунка, затем переходят к более мелким. Для получения выпуклых

элементов берут подходящую по размерам давилку и проводят ею по фольге, постепенно увеличивая нажим. Чтобы с лицевой стороны получались

выпуклые участки, выдавливание производят с изнанки фольги, чтобы получались углублённые участки — с лицевой стороны.

Работу заканчивают отделкой фона, часто покрывая его множеством углублений в виде точек.

Чтобы готовый рельеф случайно не повредить, его укрепляют — заливают с обратной стороны специальной смесью. Для приготовления смеси

разводят в воде строительный гипс — алебастр, доводя смесь до густоты сметаны. В смесь добавляют немного клея ПВА, чтобы застывший гипс не

был очень хрупким.

Практическая работа по выполнению тиснения

1.

Подготовьте рабочую одежду, рабочее место: стол, стул, коврик, набор инструментов для тиснения, карандаш, линейку, ножницы,

шлифовальный лист.

2.

Выберите рисунок будущего изделия. Продумайте заранее, какой рельеф будет иметь каждый участок рисунка.

3.

Подготовьте материал для тиснения (вымойте, разрежьте, распрямите).

4.

Выполните тиснение по фольге. (Работаем на коврике)

5.

Рисунок поместите на фольгу, затем на коврик (можно скрепить скрепкой).

6.

Перенесите рисунок при помощи давилки (ручка с не пишущим стержнем) на коврике.

7.

Снимите скрепку.

8.

По обратной стороне металла, аккуратно пройдитесь шлифовальной бумагой, до появления рисунка.

9.

Для получения выпуклых элементов рисунка, по обратной (цветной) стороне металла, проведите давилкой с шариком, увеличивая

нажим. (Работаем на коврике)

10. Пройдите вокруг рисунка с лицевой стороны. (Работаем на коврике)

11. Декорируйте фон точками, полосками в зависимости от рисунка. (Работаем на коврике)



В раздел образования