Автор: Любин Кирилл Валентинович
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ДТ "Измайловский"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Арт-практика
Тема: Арт-практика "Мое любимое животное в технике царапка"
Раздел: дополнительное образование
Арт-практика «Мое любимое животное в технике царапка».
Любин Кирилл Валентинович
Педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДТ «Измайловский»
г. Санкт-Петербург
Понятие
«арт-практика»
сегодня
можно
встретить
в
педаго-
гической
и
искусствоведческой
литературе
в
совершенно
разных
контекстах.
С позиций идей открытого образования культурно-
образовательная
практика
представляет
собой
педагогическую
деятельность,
направленную на организацию «встреч» ребенка с
текстами художественной культуры, ее артефактами и явлениями.
Результатом
таких
встреч
становится
уникальный
опыт
переживаний,
на
основе
которых
он
может
делать
выводы
и
заключения,
строить
собственную
деятельность.
Специфику
художественным
культурно-образовательным
практикам,
или арт-
практикам, придает художественная деятельность, через призму
которой они трансформируются, позволяя обучающимся приобрести
личностный опыт.
Актуальность
Почти все дети любят животных и любят их рисовать. Однако не
каждый ребенок наделен способностью принять то, что питомец обладает
своим индивидуальным характером, своими потребностями и требует к себе
чуткого
и
уважительного
отношения.
Арт-практика
«Мое
любимое
животное» поможет в процессе изобразительной деятельности обратить
внимание ребенка на характер близкого питомца.
Целевая аудитория
Начальная школа 9-10 лет
Цель
Развить
у
ребенка способность
передавать
характер животного
художественными средствами.
Задачи
- В процессе фасилитированной беседы и представления своего
животного от первого лица во время работы в парах позволить ребенку
лучше понять своего питомца, принять то, что животное не игрушка, как
может показаться на первый взгляд.
- Вспомнить средства художественной выразительности графики.
- Научить технике безопасности при работе с острым и незнакомым
ученикам инструментом.
- Выработать аккуратность и ответственность в ходе выполнения
работы.
Предварительная работа
На дополнительных занятиях по изобразительному искусству дети
знакомятся с видами и жанрами изобразительного искусства, на практике
исследуют
средства
художественной
выразительности
видов
изобразительного искусства. Также дети получают опыт работы в технике
гравюры на картоне.
Визуальный ряд
Леонид Строганов «Кот в Выборге» 1999 г.
Ход арт-практики
На доске висит репродукция.
Вопросы к детям:
- Что вы видите на этом изображении?
- Что здесь происходит?
- Как вы думаете, какое настроение хотел передать художник?
- Кто главный персонаж этого произведения? Почему?
- Куда направлен его взгляд?
- Как вы думаете, это мальчик или девочка? Почему вы так думаете?
- Где это происходит? Что можно сказать о месте?
- Когда это происходит?
- Кто видит еще что-нибудь?
- Как эти персонажи относятся друг к другу, что чувствуют? Почему вы
так думаете?
- О чем бы вы хотели спросить художника?
- Как бы вы назвали это произведение?
В процессе беседы педагог проводит перефраз ответов и в завершение
спрашивает детей, интересно ли им как называется работа и кто автор.
Педагог предлагает ученикам разделиться на пары, и рассказать друг
другу о своем животном от первого лица. Например: «Здравствуйте, я
маленькая морская свинка Мэгги и у меня есть хозяйка Настя. Я очень
предана ей и люблю ее».
Ребятам у которых нет животных, можно предложить рассказать о
животном которое он хотел бы иметь.
Будет хорошо, если в каждом коротком представлении ученик раскроет
какую-то особенность характера своего питомца, его необычную черту, а
также скажет несколько слов о себе как хозяине словами животного.
Техника «Царапка»
Работа выполняется на мелованном картоне размером чуть меньше А5,
который имеет глянцевую поверхность. После эскиза и предварительного
рисунка на картоне ученик прорезает канцелярским ножом глянцевую
поверхность картона и открывает его внутреннюю шершавую структуру.
Рисунок может быть как линейным и штриховым, так и иметь большие
темные участки.
После этого педагог ватным диском наносит на поверхность картона
масляную краску (предпочтительно темно-коричневую, например умбру),
немного разбавленную льняным маслом. Краска задерживается в шершавых
участках и не задерживается на глянцевой поверхности. Окончательно
удалить излишки краски можно чистыми ватными дисками и бумажными
салфетками. Внешне такая работа может напоминать гравюру.
Практическая работа
На доске висит репродукция офорта «Кот в Выборге» рассмотренная ранее.
Вопросы к детям:
- К какому виду изобразительного искусства можно отнести эту
работу?
-
Какие
средства
художественной
выразительности
использует
художник-график?
- Как называется жанр изобразительного искусства, в котором
изображают животных?
Учитель рассказывает ученикам об особенностях новой техники
и
акцентирует внимание на ответственном отношении к новому материалу и
внимательном обращении с острым инструментом.
Педагог сообщает ученикам, что сегодня они побывают в роли
художника – анималиста, изобразят свое любимое животное, но для начала
нужно сделать небольшой эскиз и подготовительный рисунок уже на
картоне. Также педагог должен напомнить о сегодняшней творческой цели:
передать особенность характера своего питомца.
Далее педагог проводит инструктаж по технике безопасности при
работе с острыми инструментами и раздает ученикам небольшие (5*9 см)
листы мелованного картона, чтобы ученики могли отработать технику
вырезания на картоне и лишь после этого приступить к основной работе.
Перед началом работы рекомендуется убрать репродукцию с доски.
Вместо
срисовывания
приветствуется
деликатная,
индивидуально
направленная помощь педагога.
Так как техника травмоопасна, от педагога требуется повышенное
внимание к дисциплине в ходе работы. Также, требуется обратить внимание
учеников на угол под которым нужно держать канцелярский нож для чистой
и легкой работы.
Итог
Педагог предлагает ребятам положить свои работы на пол, чтобы они
лежали близко друг к другу, и дать название своей работе.
Будет лучше, если названия будут отражать какую-то особенность
характера животного.
Например: «Мой ласковый комочек», «Грозный Рекс», «Неугомонная
Чиби».
- В роли какого художника вы сегодня побывали?
- Удалось ли вам передать в работе характер своего животного?
Поясните.
- Что нового вы поняли о своем животном?
- Что нового вы поняли о себе как о хозяине?
- Понравилась ли вам новая техника?
- В качестве какого художника вы сегодня работали?
В завершение педагог с учениками может оформить выставку в кабинете.
Вывод
Арт-практика «Мое любимое животное в технике царапка позволит
детям:
- развить эмпатию по отношению к живым существам;
- почувствовать ответственность за животное рядом с собой, по-новому
взглянуть на свою роль в жизни своего питомца;
- обогатить свой творческий опыт;
- освоить новую изобразительную технологию.
Список литературы
1. Хащанская М. К. Учебно – методическое пособие «Арт-практики в
художественном образовании».- СПб, 2020.
2. Л. М. Ванюшкина Л. М. «Стадии эстетического развития: теория и
практика»