Напоминание

Арт-практика "Мое любимое животное в технике царапка"


Автор: Любин Кирилл Валентинович
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ДТ "Измайловский"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Арт-практика
Тема: Арт-практика "Мое любимое животное в технике царапка"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Арт-практика «Мое любимое животное в технике царапка».

Любин Кирилл Валентинович

Педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДТ «Измайловский»

г. Санкт-Петербург

Понятие

«арт-практика»

сегодня

можно

встретить

в

педаго-

гической

и

искусствоведческой

литературе

в

совершенно

разных

контекстах.

С позиций идей открытого образования культурно-

образовательная

практика

представляет

собой

педагогическую

деятельность,

направленную на организацию «встреч» ребенка с

текстами художественной культуры, ее артефактами и явлениями.

Результатом

таких

встреч

становится

уникальный

опыт

переживаний,

на

основе

которых

он

может

делать

выводы

и

заключения,

строить

собственную

деятельность.

Специфику

художественным

культурно-образовательным

практикам,

или арт-

практикам, придает художественная деятельность, через призму

которой они трансформируются, позволяя обучающимся приобрести

личностный опыт.

Актуальность

Почти все дети любят животных и любят их рисовать. Однако не

каждый ребенок наделен способностью принять то, что питомец обладает

своим индивидуальным характером, своими потребностями и требует к себе

чуткого

и

уважительного

отношения.

Арт-практика

«Мое

любимое

животное» поможет в процессе изобразительной деятельности обратить

внимание ребенка на характер близкого питомца.

Целевая аудитория

Начальная школа 9-10 лет

Цель

Развить

у

ребенка способность

передавать

характер животного

художественными средствами.

Задачи

- В процессе фасилитированной беседы и представления своего

животного от первого лица во время работы в парах позволить ребенку

лучше понять своего питомца, принять то, что животное не игрушка, как

может показаться на первый взгляд.

- Вспомнить средства художественной выразительности графики.

- Научить технике безопасности при работе с острым и незнакомым

ученикам инструментом.

- Выработать аккуратность и ответственность в ходе выполнения

работы.

Предварительная работа

На дополнительных занятиях по изобразительному искусству дети

знакомятся с видами и жанрами изобразительного искусства, на практике

исследуют

средства

художественной

выразительности

видов

изобразительного искусства. Также дети получают опыт работы в технике

гравюры на картоне.

Визуальный ряд

Леонид Строганов «Кот в Выборге» 1999 г.

Ход арт-практики

На доске висит репродукция.

Вопросы к детям:

- Что вы видите на этом изображении?

- Что здесь происходит?

- Как вы думаете, какое настроение хотел передать художник?

- Кто главный персонаж этого произведения? Почему?

- Куда направлен его взгляд?

- Как вы думаете, это мальчик или девочка? Почему вы так думаете?

- Где это происходит? Что можно сказать о месте?

- Когда это происходит?

- Кто видит еще что-нибудь?

- Как эти персонажи относятся друг к другу, что чувствуют? Почему вы

так думаете?

- О чем бы вы хотели спросить художника?

- Как бы вы назвали это произведение?

В процессе беседы педагог проводит перефраз ответов и в завершение

спрашивает детей, интересно ли им как называется работа и кто автор.

Педагог предлагает ученикам разделиться на пары, и рассказать друг

другу о своем животном от первого лица. Например: «Здравствуйте, я

маленькая морская свинка Мэгги и у меня есть хозяйка Настя. Я очень

предана ей и люблю ее».

Ребятам у которых нет животных, можно предложить рассказать о

животном которое он хотел бы иметь.

Будет хорошо, если в каждом коротком представлении ученик раскроет

какую-то особенность характера своего питомца, его необычную черту, а

также скажет несколько слов о себе как хозяине словами животного.

Техника «Царапка»

Работа выполняется на мелованном картоне размером чуть меньше А5,

который имеет глянцевую поверхность. После эскиза и предварительного

рисунка на картоне ученик прорезает канцелярским ножом глянцевую

поверхность картона и открывает его внутреннюю шершавую структуру.

Рисунок может быть как линейным и штриховым, так и иметь большие

темные участки.

После этого педагог ватным диском наносит на поверхность картона

масляную краску (предпочтительно темно-коричневую, например умбру),

немного разбавленную льняным маслом. Краска задерживается в шершавых

участках и не задерживается на глянцевой поверхности. Окончательно

удалить излишки краски можно чистыми ватными дисками и бумажными

салфетками. Внешне такая работа может напоминать гравюру.

Практическая работа

На доске висит репродукция офорта «Кот в Выборге» рассмотренная ранее.

Вопросы к детям:

- К какому виду изобразительного искусства можно отнести эту

работу?

-

Какие

средства

художественной

выразительности

использует

художник-график?

- Как называется жанр изобразительного искусства, в котором

изображают животных?

Учитель рассказывает ученикам об особенностях новой техники

и

акцентирует внимание на ответственном отношении к новому материалу и

внимательном обращении с острым инструментом.

Педагог сообщает ученикам, что сегодня они побывают в роли

художника – анималиста, изобразят свое любимое животное, но для начала

нужно сделать небольшой эскиз и подготовительный рисунок уже на

картоне. Также педагог должен напомнить о сегодняшней творческой цели:

передать особенность характера своего питомца.

Далее педагог проводит инструктаж по технике безопасности при

работе с острыми инструментами и раздает ученикам небольшие (5*9 см)

листы мелованного картона, чтобы ученики могли отработать технику

вырезания на картоне и лишь после этого приступить к основной работе.

Перед началом работы рекомендуется убрать репродукцию с доски.

Вместо

срисовывания

приветствуется

деликатная,

индивидуально

направленная помощь педагога.

Так как техника травмоопасна, от педагога требуется повышенное

внимание к дисциплине в ходе работы. Также, требуется обратить внимание

учеников на угол под которым нужно держать канцелярский нож для чистой

и легкой работы.

Итог

Педагог предлагает ребятам положить свои работы на пол, чтобы они

лежали близко друг к другу, и дать название своей работе.

Будет лучше, если названия будут отражать какую-то особенность

характера животного.

Например: «Мой ласковый комочек», «Грозный Рекс», «Неугомонная

Чиби».

- В роли какого художника вы сегодня побывали?

- Удалось ли вам передать в работе характер своего животного?

Поясните.

- Что нового вы поняли о своем животном?

- Что нового вы поняли о себе как о хозяине?

- Понравилась ли вам новая техника?

- В качестве какого художника вы сегодня работали?

В завершение педагог с учениками может оформить выставку в кабинете.

Вывод

Арт-практика «Мое любимое животное в технике царапка позволит

детям:

- развить эмпатию по отношению к живым существам;

- почувствовать ответственность за животное рядом с собой, по-новому

взглянуть на свою роль в жизни своего питомца;

- обогатить свой творческий опыт;

- освоить новую изобразительную технологию.

Список литературы

1. Хащанская М. К. Учебно – методическое пособие «Арт-практики в

художественном образовании».- СПб, 2020.

2. Л. М. Ванюшкина Л. М. «Стадии эстетического развития: теория и

практика»



В раздел образования