Напоминание

Музыка в жизни ребенка


Автор: Усова Елена Викторовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ "Сказка"
Населённый пункт: пос. Силикатный Ульяновской области
Наименование материала: Статья
Тема: Музыка в жизни ребенка
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУЗЫКА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА (2022г.)

Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на

человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его общем

культурном развитии. Музыка – постоянный спутник человека во всей его

жизни. Она, по выражению Стендаля, является единственным искусством,

проникающим в сердце человеческое так глубоко, что может изображать

даже переживания его дум. Многие писатели, композиторы, музыковеды

неоднократно подчеркивали, что работу по музыкально-эстетическому

воспитанию надо вести систематически, что оно должно входить составной

частью в ту деятельность, которую ведут педагоги по воспитанию

гармонически развитого человека. В этом процессе особенно большое

значение имеет музыкальная работа с детьми. Это – фундамент, без которого

музыкальная пропаганда в массах никогда не будет давать полноценных

результатов. Уровень музыкальной культуры подрастающего поколения в

настоящее время во многом зависит от решения проблем эстетического и

нравственного воспитания и образования.

Музыка

-

величайший

источник

эстетического

и

духовного

наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, она

способна вдохновить, зажечь человека, вселить в него дух бодрости и

энергии, но может и привести в состояние тоски, скорби или тихой грусти.

Радостная,

бодрая,

героическая

музыка

поднимает

настроение,

возбуждает, повышает работоспособность. Спокойная, лирическая – снимает

напряжение, успокаивает, устраняет гнетущую взволнованность, усталость.

Музыкальное искусство – яркое и незаменимое средство формирования

целостной личности ребенка. Путь воздействия музыки своеобразен. Музыка

обладает своим «языком», своей «речью». Важно не просто научить ребенка

выразительно, чисто петь, двигаться под музыку. Музыка и связанная с нею

деятельность могут вызвать в ребенке особую потребность, желание

общаться с нею, а по мере возможности и «рассуждать» в ней (термин

Д.Б.Кабалевского). В этом эстетический аспект музыкального воспитания и

лишь в условиях создания эстетической атмосферы успешно осуществляется

всестороннее развитие личности ребенка. Таким образом, музыкально-

эстетическое воспитание есть не самоцель, а средство всестороннего,

гармонического развития личности.

В процессе музыкального воспитания особенно успешно формируется

нравственный облик ребенка. Музыкальные про изведения разнообразны по

своему социально-образному содержанию. Трудно передать словами всю

гамму переживаний человека, выраженных в различных музыкальных

произведениях. Уже в дошкольном возрасте дети чувствуют выразительность

мелодических

интонаций,

насыщенность

музыкальной

фактуры

в

произведениях героического склада, передающих чувство любви к Родине.

Дети отзываются и на лирический характер музыки, проникаясь им, они

сопереживают тем событиям, чувствам, которые переданы в музыке. В

старшем возрасте они способны различить оттенки лирической музыки,

отчетливо воспринимают разнообразие танцевального жанра, чувствуют и

узнают плавный характер вальса и оживленный – польки. В репертуаре

детского сада есть народная, классическая и современная музыка, различная

по своему стилю и эмоциональному содержанию.

Воспитание детей средствами музыки, созданной на народной основе,

развивает в них интересы к песням, играм, хороводам других народов.

Достаточно вспомнить, как дети с удовольствием водят русские хороводы

вокруг березки, пляшут задорный украинский гопак, поют белорусские или

литовские

песни.

Хороводы,

игры,

песни,

пляски,

а

также

яркие

национальные костюмы вызывают интерес к творчеству своего народа и

других народов.

Особенность детской исполнительской деятельности заключается в

том, что занятия музыкой проходят в коллективе детей.

К.Д.Ушинский

отмечал, что хоровое пение особо сближает всех поющих и объединяет их

общим переживанием в «одно сильно чувствующее сердце». В условиях

совместного пения, движений под музыку хорошо чувствуют себя и

неуверенные дети. Они воодушевлены общим примером. В условиях

коллективного исполнения всегда можно предложить детям задания, разные

по степени сложности. Этим создаются оптимальные условия для развития

каждого.

Деятельность детей, связанная с музыкой, всегда эмоциональна. Вместе

с тем она активизирует умственное развитие ребенка. В музыковедческой

литературе можно встретить термин «музыкальное мышление». Этот термин

подчеркивает осознанный характер музыкального переживания и специфику

умственных процессов.

В современной психологии дошкольника отмечены три формы

мышления: наглядно-действенная, наглядно-образная и понятийная. Эти

формы мышления проявляются в любой практической деятельности ребенка,

в том числе и музыкальной. Обогащают детей представлениями об обществе,

о природе, быте и традициях. Устанавливаются также взаимосвязи между

музыкально-эстетическим и физическим воспитанием. Музыка оказывает

влияние на процесс физического совершенствования ребенка. Музыкальное

воспитание – один из путей нравственно-эстетического, умственного и

физического совершенствования.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Основой теории музыкального воспитания детей являются огромные

познавательные и воспитательные возможности музы кального искусства.

Впечатления детства глубоки и сильны, порой неизгладимы; использование

музыкального искусства для углуб ления этих впечатлений - вот важная

задача, которую стремятся осу ществить педагоги в процессе воспитания

детей дошкольного возраста. Они пользуются музыкой как одним из средств

эмоцио нально-образного познания ребенком окружающей жизни, форми

рования его личности. Детский сад не ставит перед собой задачу воспитания

будущих исполнителей-профессионалов. Его цели – воспитывать средствами

музыкального

искусства

чувства

ребенка,

его

характер

и

волю,

способствовать тому, чтобы музыка проника ла в его душу, вызывала

ответную эмоциональную реакцию, живое осмысленное отношение к

окружающей действительности, глубо ко связывала его с ней. Познание мира

через художественный музыкальный образ обо гащает личность ребенка,

способствует всестороннему развитию и формированию его мировоззрения.

Поэтому

каждое

музыкаль

но-художественное

впечатление,

каждый

музыкально-художест венный образ должны помимо своего эстетического

назначения служить делу ознакомления ребенка с явлениями окружающей

его жизни. Отсюда музыкальное воспитание подрастающего по коления в

нашей

стране

понимается

как

процесс

передачи

ему

общественно-

исторического опыта музыкальной деятельности с целью его подготовки к

будущей работе во всех областях жизни. Ребенок, усваивая способы

музыкально-художественной деятель ности, всесторонне обогащает свою

личность.

Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике

как

неотъемлемая

часть

нравственного

воспитания

подрастающего

поколения, итогом которого является формирование общей культуры

личности. В нашей стране музыкальное воспитание рассматривается не как

сфера, доступная лишь избранным особо одарённым детям, но как составная

часть общего развития всего подрастающего поколения.

Выдающийся

советский педагог В.А.Сухомлинский называл музыку могучим средством

эстетического воспитания. «Умение слушать и понимать музыку – один из

элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно

представить полноценного воспитания», – писал он.

Музыкальное воспитание можно понимать в широком или в более

узком смысле.

В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование

духовных

потребностей

человека,

его

нравственных

представлений,

интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической

оценки жизненных явлений. В таком понимании – это воспитание Человека.

В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие

способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах

музыкальной

деятельности,

которые

ставят

своей

целью

развитие

музыкальных

способностей

человека,

воспитание

эмоциональной

отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания.

В

таком

понимании

музыкальное

воспитание

это

формирование

музыкальной культуры человека.

Искусство

всегда

оперирует

художественными

образами.

Специфическими особенностями музыкального искусства является то, что

оно

отражает

жизненные

явления

в

музыкальных

образах.

Музыка

сочетанием своих выразительных средств создает художественный образ,

который вызывает ассоциации с явлениями жизни, с переживаниями

человека. Сочетание выразительных средств в музыке с поэтическим словом

(например, в песне, опере), с сюжетом (в программной пьесе), с действием (в

спектаклях) делает музыкальный образ более конкретным, понятным.

Очень важно начать музыкальное воспитание как можно раньше, чтобы

приобщить

ребенка

к

всему

многообразию

музыкальной

культуры.

Музыкальное воспитание в детском саду оказывает комплексное воздействие

на развитие детей как в духовном, культурном, личностном плане, так и в

физическом посредством различных упражнений.

Дошкольный

возраст

является

периодом,

когда

закладываются

основные способности ребенка, начинают проявляться его скрытые таланты,

идет активное развитие личности. Можно сказать, что ребенок в этом

возрасте наиболее восприимчив к информации и способен реализовать себя

практически в любой сфере. Музыка открывает для ребенка дорогу в

творчество, позволяет избавиться от комплексов, «открыть» себя миру.

Музыка

оказывает

влияние

не

только

на

развитие

непосредственно

музыкальных способностей детей, но и способствует социализации ребенка,

подготавливает его к «миру взрослых», а также формирует его духовную

культуру.

Приобретая на занятиях в детском саду, в семье определенные знания о

музыке, умения и навыки дети приобщаются к музыкальному искусству.

Нужно добиваться того, чтобы в процессе музыкального воспитания

получение этих знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а

способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей,

вкусов детей, то есть элементов музыкально-эстетического сознания.

Не

только

развивая

эмоции,

интересы,

вкусы

ребенка,

можно

приобщить его к музыкальной культуре, заложить её основу, а также

взаимно, эстетическое воспитание развивает музыкальный и поэтический

слух,

способность

воспринимать

красоту

природы,

произведений

музыкального и изобразительного искусства, активизирует воображение,

эмоциональные реакции.

Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать

условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного

возраста.

ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

1. Воспитывать интерес к музыке. Эта задача решается путем развития

музыкальной восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают

ребенку острее почувствовать и осмыслить содержание услышанных

произведений.

2.

Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с

разнообразными музыкальными произведениями.

3. Знакомить детей с элементарными музыкальными понятиями,

обучать простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной

деятельности, искренности, естественности и выразительности исполнения

музыкальных произведений.

4. Развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности,

слух, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность

движений.

5. Содействовать возникновению и первоначальному проявлению

музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о

музыке.

6. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах

музыкальной деятельности: передаче характерных образов в играх и

хороводах; использования выученных танцевальных движений в новых,

самостоятельно найденных сочетаниях; импровизации маленьких песен,

попевок. Формировать самостоятельность, применять выученный репертуар

в повседневной жизни, музицировать, петь и танцевать.

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания

музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого

репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной

деятельности.

МЕТОДЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Методы музыкального воспитания представляют собой разнообразные

способы руководства процессом музыкаль ного воспитания, направленного

на формирование личности и всестороннее музыкальное развитие ребенка до

школьного возраста. Методы музыкального воспитания осуществ ляются в

условиях непосредственного контакта педагога с деть ми, его влияния и

действенной помощи в процессе их актив ной учебной и самостоятельной

музыкальной деятельности.

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей каждого

периода дошкольного детства и в связи с этим уро вень общего и

музыкального

развития,

педагог

целенаправленно

создает

обстановку

музыкальных занятий, обеспечивающую об щую музыкально-творческую

направленность всей деятельности детей в процессе их общения с музыкой.

Музыканты-педагоги в первую очередь используют для работы с детьми

произведения,

отображающие важные события в жизни народа, его

героическую историю, произведения, отражающие кар тины и явления

природы, народную музыку. Музыкальный мате риал для детей также

тщательно подбирается с точки зрения его воспитательной и художественной

ценности.

Произведения, используемые в работе с детьми дошкольного возраста,

должны отвечать следующим художественно-педагоги ческим требованиям:

быть высокоидейными, способствовать пробуждению и раз витию

гуманных чувств;

быть художественными;

эмоционально насыщенными;

содержательными и занимательными по сюжету;

мелодичными;

простыми по форме и доступными по содержанию.

Но не только разнообразный по тематике и художественный по форме

музыкальный материал оказывает воспитательное воздей ствие на детей.

Этому способствуют и методы его преподнесения. Музыка, вызывая

многообразные настроения, эмоции, чувства ребенка под влиянием близких,

знакомых

ему

художественных

образов

музыкального

произведения,

определяет своеобразие наглядно – слухового метода в музыкально-

эстетическом воспитании. Однако во сприятие музыкальных образов всегда

связано с художествен но-образным мышлением, конкретно-чувственным

проявлением мысли. Наглядный метод позволяет в конкретных, красочных

образах показать детям явления, события окружающей действительности,

рассказать о чувствах и действиях людей, животных, познакомить с

предметами быта.

Мысль, слово – это вторая ступень позна ния. Слово педагога помогает

ребенку понять идею и содержа ние музыкального произведения, убеждает в

верности

его

восприя

тия.

Отсюда

следующий

метод

словесный,

обращенный к сознанию ребенка, углубляющий его сопереживание художест

венного музыкального образа, придающий ему осмысленность, убеждающий

в его правдивости. Для словесного метода характерны следующие приемы:

объяснение, пояснения, указания, поэтическое слово, беседа.

В

процессе

восприятия,

эмоционально

сопереживая

образы

музыкальных произведений, ребенок осмысливает их. Он нахо дится под

влиянием художественного музыкального образа, си ла которого вызывает к

нему соответствующее эстетическое от ношение. Постепенно ребенок

подходит

к

отражению

сопереживаемых

художественных

образов

в

доступной ему исполнительной деятельности – в пении, музыкальной игре,

танце, игре на детских музыкальных инструментах. Выявляется третий -

художественно-практический

метод,

имеющий

в

своей

основе

музыкальную творческо-исполнительскую деятельность, тесно связанную с

процессом обучения. Конкретная деятельность детей рассматривается как

целенаправленное

воспитание

и

обучение

в

виде

систематических

упражнений. Она дает ребенку возможность действенной проверки

правильности

музыкального

восприятия

и

художественной

мысли

в

активной, разносторонней и самостоятельной деятельности. Наглядно-

слуховой,

словесный

и

художественно-практический

методы в

педагогическом процессе

взаимосвязаны.

Применение каждого из

указанных методов и их сочетание в каждом отдельном случае зависит от

конкретных педагоги ческих задач, содержания и сложности музыкального

произве дения, учета возраста, уровня общего и музыкального развития

детей, степени усвоения ими музыкального материала, прояв ления интереса,

индивидуальных особенностей ребенка. Следует учитывать и возникающее у

детей в процессе за нятий настроение, общую и индивидуальную активность,

качест во исполнения песни, танца. Все это требует от педа гога гибкости,

знания

психофизиологических,

возрастных

и

ин

дивидуально-

типологических особенностей детей, педагогического мастерства.

В процессе овладения некоторыми знаниями, умениями и навыками

ребенок постепенно подводится к большей самостоя тельности. В связи с

этим на музыкальных занятиях, в про цессе практической деятельности

педагог

использует

и

другие

методы,

позволяющие

ему

влиять

на

содержание и характер деятельности детей, учитывая при этом степень

овладения ими материалом.

Обучая и вовлекая ребенка в самостоятельные действия, учи тывая их

возрастающую активность, большие возможности, пе дагог в одних случаях

пользуется методом прямого воздействия, предлагая ребенку образец и

способ выпол нения (пение песни, ее фрагментов, исполнение движения

танца), в других применяет метод опосредованного педа гогического

воздействия на самостоятельную деятель ность детей.

В старшей и подготовительной группах педагог-музыкант поль зуется

методом проблемного воспитания и обу чения, особенно побуждающего и

развивающего у детей самостоятельные поис ки решений для выполнения

творческих заданий, которые им предлагает педагог. В творческой поисковой

деятельности

у

ребенка

развивают

ся

познавательные

способности,

проявляется интерес к выпол няемой им игровой роли, к характеристике

данного образа, стрем ление к правдивому воспроизведению его в движении.

При выборе методов и приемов руководства учитывается уровень

общего и художественного развития детей данной возрастной группы, их

индивидуальных и воз растных особенностей (группы в целом и отдельного

ребенка), музыкальных способностей, склонностей, интересов, возможности

самостоятельных способов действий, а также перспективы их дальнейшего

художественного музыкального развития.

В

процессе

музыкально-художественного

обучения

детей

це

лесообразное сочетание и использование уже названных и ряда других

методов и приемов находится в зависимости от задач эстетического

воспитания, а также от различных сторон педа гогического процесса.

Каждый

основной

метод – наглядно-слуховой,

словесный,

художественно-практический – заключает в себе определенный комплекс

разнообразных методических приемов, которые, отвечая его основной задаче

и специфике, детализируют, конкретизируют, уточняют этот метод. Все

указанные

методы

и

приемы

музыкального

воспитания

и

обучения

действуют

во

взаимосвязи,

способствуют

комплексному

решению

музыкальной воспитательно-образова тельной работы с детьми.

Широкое творческое применение педагогом отдельных методических

приемов и их сочетаний обогащает методику музыкального воспитания в

целом, индивидуализирует ее, помогает творчески работать.

ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ

МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Осваивая любую форму музыкальной деятельности, важно учитывать

следующие принципы:

комплексное решение основных задач музыкального воспитания;

систематичность;

постепенность;

последовательность;

повторность.

Основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит

ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции

музыки – ее восприятие и анализ.

Слушание музыки – одна из лучших форм работы для развития

способностей активно воспринимать музыку и внимательно вслушиваться в

разные ее особенности. Дети получают возможность услышать большие

вокальные,

инструментальные,

оркестровые

произведения

в

хорошем

исполнении. Слушание дает возможность услышать музыку разных жанров,

форм, стилей, эпох в исполнении известных исполнителей и композиторов.

Поток музыкальной информации практически безграничен. Тем важнее

становится проблема организации целенаправленного слушания музыки,

помогающей

формировать

избирательность

потребления

музыкальных

впечатлений в соответствие с уровнем воспитанного художественного вкуса.

Наблюдения показывают, что научить детей активно слушать музыку - дело

сложное. Задача заключается именно в том, чтобы процесс восприятия был

активным, творческим. Восприятие музыки и умение анализировать ее

выразительные средства активизируют и многие другие приемы и методы.

Среди них важную роль играют сопоставление произведений: выявление

контрастов, определение сходств и различий Поэтому можно предложить

слушать по два или три произведения.

При подборе произведения для слушания следует опираться на то,

чтобы они отвечали двум ведущим принципам – высокой художественности

и доступности. Тогда музыка вызывает у детей интерес и положительные

эмоции. Все это помогает формировать навыки активного восприятия

музыки, обогащает музыкальный опыт детей, прививает им знания.

Другой формой приобщения детей к музыке является творческая

исполнительская деятельность, которая может осуществляться в самых

различных видах (игра на музыкальных инструментах, участие в оркестре,

сольное, ансамблевое и хоровое пение, ритмические движения и танец). Из

всех

видов

активной

музыкальной

деятельности

способной

охватить

широкие массы детей, должно быть выделено хоровое пение.

Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не

только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих

способностей

детей,

оно

наилучшим

образом

содействует

развитию

музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной

памяти), развитию певческих навыках, содействует росту интереса к музыке,

повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру. Хоровое пение

помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности,

способствуя таким образом формированию мировоззрения детей, оказывает

на детей организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывает

чувство коллективизма, дружбы.

Правильный подбор песенного материала (с включением в него

произведений и классиков, и советских, зарубежных композиторов, а так же

современных композиторов, народных песен) способствует воспитанию у

детей чувств патриотизма, интернационализма, расширяет их кругозор.

Непременным условием качества репертуара является разнообразие тем и

жанров песенного материала. Соблюдение этого условия способствует

повышению интереса и желания детей к исполнению песен. Постоянная

смена характера заданий, чередование различных видов деятельности

требуют от них быстроты реакции, организо ванности, волевых усилий.

Пение улучшает произношение, развивает координацию голоса и

слуха, укрепляет детский голосовой аппарат - является своеоб разным видом

дыхательной гимнастики.

Обучение

игре

на

музыкальных

инструментах проходит

в

индивидуальной форме. В работе с детьми применяются различные

музыкальные

инструменты.

Они

имеют

различное

устройство,

их

выразительные возможности зависят от способа звукоизвлечения. Этот вид

музыкального исполнительства обогащает музыкальные впечатления детей,

развивает их музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-

слуховые представления и чувства ритма. Самое главное, что ребенок

посредством игры на музыкальном инструменте самовыражается. Но этот

вид

деятельности

требует

терпения,

усидчивости,

что

бы

развивать

необходимые исполнительские, технические навыки. Следственно игра на

музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели,

воображения.

Говоря о воспитании ребенка средствами музыки, нельзя забы вать о

том, что мы имеем дело с растущим организмом. На музы кальных занятиях

развиваются ловкость, координация и красота движений детей. Под

воздействием музыки движения становятся более точными, ритмичными.

Улучшаются качества ходьбы, бега, вырабатывается правильная осанка.

Динамические и темповые пе ремены в музыке также вызывают изменения в

движениях, влияя на их скорость, степень напряжения. Взаимосвязь музыки

и движения как бы перекидывает мост от эмоционально-духовного к

конкретно-физическому.

Музыкально-ритмические упражнения помогают ребенку научится

владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с

движениями других детей, учат пространственной ориентировке укрепляют

основные виды движений, способствуют освоению элементов плясок, танцев,

игр, углубляют навыки обращения с различными предметами.

Разнообразие содержания музыкальных произведений обуслов ливает

развитие любознательности, воображения, фантазии ребенка. Восприятие

музыки требует наблюдательности, сообразительности. Вслушиваясь в

музыку, ребенок сравнивает звуки по сходству и контрасту, познает их

выразительное значение, следит за разви тием музыкальных образов, имеет

общее представление о структу ре произведения, обращает внимание на связь

текста песни, назва ния пьесы с содержанием музыки, определяет ее

характер. У него формируются первичные эстетические оценки. В процессе

творчес ких заданий дети вовлекаются в поисковую деятельность, требую

щую умственной активности: оперируют звуками, комбинируют движения

танца, ищут выразительные средства для передачи игро вых образов.

Опираясь на имеющийся опыт, дети планируют ход музыкальной игры,

поведение персонажа в этюде. У них возника ют оценочные суждения о

своих действиях и действиях товарищей. Каждый вид музыкальной

деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми

способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает

специфическое

влияние

на

развитие

детей.

Поэтому

так

важно

в

музыкальном воспитании использовать все виды музыкальной деятельности.



В раздел образования