Напоминание

Второй год жизни: азы рисования


Автор: Фисюк Марина Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №4 "Росинка"
Населённый пункт: Красноярский край, г.Шарыпово
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Второй год жизни: азы рисования
Раздел: дошкольное образование





Назад




Личность и способности ребенка развиваются только в той

деятельности, которой он занимается по собственному желанию

и с интересом

Ранний возраст – время многочисленных экспериментов, где главный исследователь –

ребенок. У малыша после года продолжается «роман с окружающим миром», поэтому

изучение предметов, игрушек, инструментов, материалов и выполнение всех возможных

способов действий с ними очень важны и интересны для него.

Он «тестирует» предметное окружение и очень не любит запретов, которые ограничивают

его деятельность. Как только ребенок научится манипулировать с одним предметом, он

стремиться проявить себя «самовыразиться» с его помощью: громко гремит погремушкой,

стучит ею по полу, нажимает кнопки на пульте или клавиши на пианино, оставляет следы

фломастером или карандашом на бумаге.

Интерес к рисованию появляется на втором году жизни.

Малыш пока не знает

назначение бумаги, карандашей и красок, но они очень привлекают. Он мнёт и рвёт бумагу,

возит ею по столу, удивляется, когда на чистом листе появляются цветные следы от

маркеров и карандашей. Эта деятельность пока напоминает игру. Этап «пробы пера» и

«каракулей» (доизобразительный период) продлится долго и может стать неинтересным,

если не подключатся родители.

Самостоятельно малыш не научится изображать предметы и явления.

Только когда

он увидит, как рисует кто-то из старших, ему захочется подражать. Пройдя путь от

манипуляций с бумагой и красками к подражанию взрослому, а затем к совместной с ним

деятельности, ребенок начнёт рисовать – отображать предметы и явления окружающего

мира, фантазировать, создавать образы. Поэтому так важно поддержать этот интерес как

можно раньше. И здесь не обойтись без помощи родителей.

Рисование

как определенный вид

деятельности ребенка включает две стороны:

графическую

форму

(умения

и

навыки

владения

инструментами

для

рисования)

и

художественно-образную

(узнавание

в

нарисованном

изображении,

предметов

окружающего мира; возникновение ассоциативных образов;

изображение предметов по замыслу и др.). Эти две стороны связанны: развитие одной

стимулирует и подталкивает развитию другой.

На первом этапе формирования графических навыков надо дать ребенку возможность

самому

экспериментировать

с

изобразительными

средствами.

Открыв

для

себя

возможность, оставлять на бумаге след карандашом, он начинает делать это при каждом

удобном случае: пальцем на песке или снегу,

мелом на асфальте, палочкой или углём и т.д. интерес к такому экспериментированию

появится

у

малыша

не

зависимо

от

взрослых,

без

специальной

организации

этого

процесса.

Однако,

именно

взрослый

должен

подготовить

место

и

материалы

для

рисования, показать как правильно держать карандаш, как набирать кисточкой краску,

каким способом получить изображение (печатать рукой, печаткой, рисовать карандашом,

маркером, губкой и т.д.)

Не следует сразу же учить ребенка создавать образ – пока рано. У детей, только

взявших в руки инструмент для рисования, движения развиваются последовательно. С

начало

ребенок, совершая произвольные движения, черкает карандашом по бумаге и

оставляет на ней однообразные каракули. Постепенно движения руки дифференцируются,

и каракули становятся более разнообразными: штрихи, точки, сплошные линии. Движение

руки все более контролируются глазами.

На

следующем

этапе

развития

линии

закругляются,

ломаются

под

углом,

перекрещиваются, и появляются зигзаги. В это время малыш начинает различать каракули

и предпочитает одни следы другим, он замирает, внимательно рассматривая и изучая их.

Более сложные вращательные (спирали, мотки) движения появляются позже – после

обучения к двум годам. Координация руки и глаза совершенствуется. Ребенку нужно дать

возможность освоить пространство листа с помощью этих доступных ему движений.

Нельзя

ограничивать

его

одним

листом

бумаги.

Пусть

он

рисует

на

листах

разных

размеров и разных цветов.

Вторая составляющая процесса рисования – художественно-образная или смысловая.

В возрасте от 1,5 лет в детских рисунках с помощью взрослого появляется и рождается

некий образ. Дети начинают приписывать следам, оставленным на бумаге, какое-либо

содержание, например, видят в них палку, дорожку, мяч и др. назвать то, что нарисовали,

дети способны с 1 года 9 мес. Узнавание предметов, явление окружающего мира в том, что

нарисовано, развивается постепенно. Не у всех это происходит одинаково быстро. Когда

малыш вдруг узнаёт предмет на своём рисунке, он живо реагирует хлопками в ладоши,

радостными эмоциями, демонстрирует

рисунок

близким,

называя его.

Ожидание

появления предмета в каракулях заставляет ребенка энергично наносить штрихи, линии,

точки и напряженно ждать момента узнавания.

Желание увидеть предмет настолько остро, что малыш в одном рисунке видит сразу

несколько изображений.

Словесное пояснение соединяет графический символ и предмет. Слушая комментарии

взрослых

во

время

рассматривания

детского

рисунка,

малыш

будет

учиться

читать

рисунки: круги - колеса, шарики, солнышко; спирали – ветер, дым. Взрослым необходимо

делиться с ребенком своими ассоциациями.

г. Шарыпово – 2017г.

Марина Витальевна

Фисюк



В раздел образования