Автор: Фисюк Марина Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №4 "Росинка"
Населённый пункт: Красноярский край, г.Шарыпово
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Второй год жизни: азы рисования
Раздел: дошкольное образование
Личность и способности ребенка развиваются только в той
деятельности, которой он занимается по собственному желанию
и с интересом
Ранний возраст – время многочисленных экспериментов, где главный исследователь –
ребенок. У малыша после года продолжается «роман с окружающим миром», поэтому
изучение предметов, игрушек, инструментов, материалов и выполнение всех возможных
способов действий с ними очень важны и интересны для него.
Он «тестирует» предметное окружение и очень не любит запретов, которые ограничивают
его деятельность. Как только ребенок научится манипулировать с одним предметом, он
стремиться проявить себя «самовыразиться» с его помощью: громко гремит погремушкой,
стучит ею по полу, нажимает кнопки на пульте или клавиши на пианино, оставляет следы
фломастером или карандашом на бумаге.
Интерес к рисованию появляется на втором году жизни.
Малыш пока не знает
назначение бумаги, карандашей и красок, но они очень привлекают. Он мнёт и рвёт бумагу,
возит ею по столу, удивляется, когда на чистом листе появляются цветные следы от
маркеров и карандашей. Эта деятельность пока напоминает игру. Этап «пробы пера» и
«каракулей» (доизобразительный период) продлится долго и может стать неинтересным,
если не подключатся родители.
Самостоятельно малыш не научится изображать предметы и явления.
Только когда
он увидит, как рисует кто-то из старших, ему захочется подражать. Пройдя путь от
манипуляций с бумагой и красками к подражанию взрослому, а затем к совместной с ним
деятельности, ребенок начнёт рисовать – отображать предметы и явления окружающего
мира, фантазировать, создавать образы. Поэтому так важно поддержать этот интерес как
можно раньше. И здесь не обойтись без помощи родителей.
Рисование
как определенный вид
деятельности ребенка включает две стороны:
графическую
форму
(умения
и
навыки
владения
инструментами
для
рисования)
и
художественно-образную
(узнавание
в
нарисованном
изображении,
предметов
окружающего мира; возникновение ассоциативных образов;
изображение предметов по замыслу и др.). Эти две стороны связанны: развитие одной
стимулирует и подталкивает развитию другой.
На первом этапе формирования графических навыков надо дать ребенку возможность
самому
экспериментировать
с
изобразительными
средствами.
Открыв
для
себя
возможность, оставлять на бумаге след карандашом, он начинает делать это при каждом
удобном случае: пальцем на песке или снегу,
мелом на асфальте, палочкой или углём и т.д. интерес к такому экспериментированию
появится
у
малыша
не
зависимо
от
взрослых,
без
специальной
организации
этого
процесса.
Однако,
именно
взрослый
должен
подготовить
место
и
материалы
для
рисования, показать как правильно держать карандаш, как набирать кисточкой краску,
каким способом получить изображение (печатать рукой, печаткой, рисовать карандашом,
маркером, губкой и т.д.)
Не следует сразу же учить ребенка создавать образ – пока рано. У детей, только
взявших в руки инструмент для рисования, движения развиваются последовательно. С
начало
ребенок, совершая произвольные движения, черкает карандашом по бумаге и
оставляет на ней однообразные каракули. Постепенно движения руки дифференцируются,
и каракули становятся более разнообразными: штрихи, точки, сплошные линии. Движение
руки все более контролируются глазами.
На
следующем
этапе
развития
линии
закругляются,
ломаются
под
углом,
перекрещиваются, и появляются зигзаги. В это время малыш начинает различать каракули
и предпочитает одни следы другим, он замирает, внимательно рассматривая и изучая их.
Более сложные вращательные (спирали, мотки) движения появляются позже – после
обучения к двум годам. Координация руки и глаза совершенствуется. Ребенку нужно дать
возможность освоить пространство листа с помощью этих доступных ему движений.
Нельзя
ограничивать
его
одним
листом
бумаги.
Пусть
он
рисует
на
листах
разных
размеров и разных цветов.
Вторая составляющая процесса рисования – художественно-образная или смысловая.
В возрасте от 1,5 лет в детских рисунках с помощью взрослого появляется и рождается
некий образ. Дети начинают приписывать следам, оставленным на бумаге, какое-либо
содержание, например, видят в них палку, дорожку, мяч и др. назвать то, что нарисовали,
дети способны с 1 года 9 мес. Узнавание предметов, явление окружающего мира в том, что
нарисовано, развивается постепенно. Не у всех это происходит одинаково быстро. Когда
малыш вдруг узнаёт предмет на своём рисунке, он живо реагирует хлопками в ладоши,
радостными эмоциями, демонстрирует
рисунок
близким,
называя его.
Ожидание
появления предмета в каракулях заставляет ребенка энергично наносить штрихи, линии,
точки и напряженно ждать момента узнавания.
Желание увидеть предмет настолько остро, что малыш в одном рисунке видит сразу
несколько изображений.
Словесное пояснение соединяет графический символ и предмет. Слушая комментарии
взрослых
во
время
рассматривания
детского
рисунка,
малыш
будет
учиться
читать
рисунки: круги - колеса, шарики, солнышко; спирали – ветер, дым. Взрослым необходимо
делиться с ребенком своими ассоциациями.
г. Шарыпово – 2017г.
Марина Витальевна
Фисюк