Напоминание

"Родители. Помощники или помеха?"


Автор: Комарова Ирина Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУДО "Центр детского творчества" Центрального района
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: Статья
Тема: "Родители. Помощники или помеха?"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Центр детского творчества»

Центрального района города Кемерово

«Родители. Помощники или помеха?»

Статья

Автор:

педагог

дополнительного образования

МБОУДО «ЦДТ»

Центрального района г. Кемерово

Комарова И.А.

Кемерово 2022

В этой статье я хочу затронуть тему родителей наших учеников. Так

или иначе, педагогу приходиться с ними общаться и налаживать отношения.

Что ни говори, но родители для педагога могут быть как помощниками, так и

помехой.

Достаточно часто отношение ребенка к занятиям имеет тесную связь с

тем, какое отношение к этим занятиям у его родителей. Я не говорю о тех

случаях, когда родители очень хотят, чтобы ребенок танцевал, а самому

ребенку это не нужно или других крайностях. Это другая тема. Сейчас речь

идет об обычных, стандартных ситуациях. Расскажу о своих наблюдениях. В

моей практике наиболее часто встречались 4 типа родителей.

Лояльные

Безразличные

Проблемные

Амбициозные

Обозначила я их, конечно, же, условно. Остановлюсь подробней на

каждом из типов, может быть, в них вы узнаете и родителей своих учеников.

Лояльные.

К ним относятся родители, с которыми никогда не

возникает никаких проблем. Они все понимают, на 100% доверяют педагогу

и его методам работы, поддерживают все его начинания. Часто к этому типу

относятся те, кто когда - то танцевал сам и знает всю кухню изнутри, или те,

кто когда-то мечтал танцевать, но не смог по определенным причинам и

сейчас с удовольствием погружается в этот процесс вместе со своим

ребенком. (Не путать с амбициозными!) А если у педагога достаточно

большой опыт работы, то его бывшие ученики, те, кто когда-то танцевал сам

в этом коллективе, учился у этого педагога и сейчас привел сюда своего

ребенка. Такие родители - хорошая и мощная поддержка всегда и во всем.

Дети лояльных родителей никогда не пропускают занятия без причины, при

этом всегда предупреждают заранее о своем отсутствии, на них всегда можно

положиться. Такие родители – поддержка для педагога!

Следующий тип родителей - безразличные или занятые.

Эти

родители могут вовремя оплачивать занятия, сдавать деньги на костюмы и

другие нужны, но совершенно не интересуются, чем и как занимаются их

дети, какие у них успехи. Они не ходят на родительские собрания, открытые

уроки, концерты. Более того, некоторых из них педагог никогда не видел в

лицо, т.к. общаться приходилось только по телефону, либо вообще общение

происходит только через ребенка. Позиция таких родителей бывает такой:

хочешь, ходи на занятия, не хочешь не ходи. Они не будут заставлять,

настаивать. Ответственность за занятия полностью ложиться только на

ребенка, родители тут не помощники. Надо отметить, что у таких родителей

тоже бывают очень ответственные дети, которые не пропускают занятия и

которые не подведут. Как правило, это те, кто живет танцем и не

представляет себе жизни без него. Но есть немалый процент и тех, кто

внезапно пропадает из поля зрения педагога по разным причинам. Обычно

передавая педагогу через других детей о своем решении бросить занятия по

какой-то не очень убедительной причине. От таких родителей нет проблем,

но нет и поддержки!

Проблемные.

Это

самый

не

любимый

тип

родителей

многих

педагогов. Как правило, таких родителей видно уже на первом родительском

собрании. У них всегда много вопросов, вплоть до мелочей. Они удивляются

вслух, почему их ребенок не танцует соло, или почему он стоит в последней

линии, или почему дети из другого коллектива уже танцуют на пуантах, а

наши нет, почему мы должны покупать именно такую форму для занятий, а

не какую-то другую и т.д. и т.п. Конечно, педагога это не может не

раздражать. При этом такие родители могут быть очень исполнительными

вовремя сдавать деньги, участвовать везде и во всем (правда здесь это

больше похоже на «совать нос» везде и во все), дарить подарки педагогу на

все праздники (видимо, чтобы потом ходить и выбивать сольную партию для

ребенка). Таких родителей обычно не много, на группу 1-3 человека, но этого

вполне хватает, чтобы педагог периодически напрягался от, порой, очень

глупых и неуместных вопросов.

Амбициозные родители — не самые плохие родители, ведь они, как

правило, совершенно искренне хотят сделать все от них зависящее не

столько для себя, сколько именно для блага своего ребенка. Однако при этом

они, к сожалению, слишком сильно перегибают палку. Убеждена, что

каждый педагог, хотя бы раз в своей практике, сталкивался с такими

родителями. Это особенный тип, который я выделяю в отдельную группу

работы с родителями. Обычно их запрос звучит следующим образом: «Мой

ребенок очень талантлив и одарен, хотелось бы сделать из него звезду или

чемпиона». Это конечно очень грубо, но суть именно такая.

Но, какими бы ни были родители ваших учеников, работать с ними

важно и нужно.

Что делать? С моей точки зрения, нужно в первую очередь дать понять

родителям, что на вашей территории действуют ваши правила, чтобы

избежать конфликтов в дальнейшем. Для этого на первом собрании

ознакомить родителей с уставом коллектива, в котором кроме всего прочего

должны быть четко прописаны права и обязанности родителей, детей и Вас,

как руководителя. В большинстве танцевальных коллективов осуществляется

отбор детей по естественным, природным данным, после этого просмотра

желательно рассказать каждому родителю о перспективах ребенка, на что

можно рассчитывать, а на что не стоит. Вообще, момент обратной связи

очень

важный

пункт

в

работе

с

любыми

родителями,

даже

с

«безразличными». Для быстрого общения создайте группу в соцсетях. Как

правило, даже занятые родители прочтут Ваши сообщения.

«Неудобные родители» вызывают негативные эмоции и не всегда есть

возможность и желание грамотно решить сложную педагогическую задачу.

Помните, что вы должны стать авторитетом не только для учеников, но и для

их родителей тоже. Проявляйте терпимость, общайтесь, показывайте свой

профессионализм, и тогда самый «трудный родитель» будет вам доверять.



В раздел образования