Автор: Комарова Ирина Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУДО "Центр детского творчества" Центрального района
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: Статья
Тема: "Родители. Помощники или помеха?"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»
Центрального района города Кемерово
«Родители. Помощники или помеха?»
Статья
Автор:
педагог
дополнительного образования
МБОУДО «ЦДТ»
Центрального района г. Кемерово
Комарова И.А.
Кемерово 2022
В этой статье я хочу затронуть тему родителей наших учеников. Так
или иначе, педагогу приходиться с ними общаться и налаживать отношения.
Что ни говори, но родители для педагога могут быть как помощниками, так и
помехой.
Достаточно часто отношение ребенка к занятиям имеет тесную связь с
тем, какое отношение к этим занятиям у его родителей. Я не говорю о тех
случаях, когда родители очень хотят, чтобы ребенок танцевал, а самому
ребенку это не нужно или других крайностях. Это другая тема. Сейчас речь
идет об обычных, стандартных ситуациях. Расскажу о своих наблюдениях. В
моей практике наиболее часто встречались 4 типа родителей.
Лояльные
Безразличные
Проблемные
Амбициозные
Обозначила я их, конечно, же, условно. Остановлюсь подробней на
каждом из типов, может быть, в них вы узнаете и родителей своих учеников.
Лояльные.
К ним относятся родители, с которыми никогда не
возникает никаких проблем. Они все понимают, на 100% доверяют педагогу
и его методам работы, поддерживают все его начинания. Часто к этому типу
относятся те, кто когда - то танцевал сам и знает всю кухню изнутри, или те,
кто когда-то мечтал танцевать, но не смог по определенным причинам и
сейчас с удовольствием погружается в этот процесс вместе со своим
ребенком. (Не путать с амбициозными!) А если у педагога достаточно
большой опыт работы, то его бывшие ученики, те, кто когда-то танцевал сам
в этом коллективе, учился у этого педагога и сейчас привел сюда своего
ребенка. Такие родители - хорошая и мощная поддержка всегда и во всем.
Дети лояльных родителей никогда не пропускают занятия без причины, при
этом всегда предупреждают заранее о своем отсутствии, на них всегда можно
положиться. Такие родители – поддержка для педагога!
Следующий тип родителей - безразличные или занятые.
Эти
родители могут вовремя оплачивать занятия, сдавать деньги на костюмы и
другие нужны, но совершенно не интересуются, чем и как занимаются их
дети, какие у них успехи. Они не ходят на родительские собрания, открытые
уроки, концерты. Более того, некоторых из них педагог никогда не видел в
лицо, т.к. общаться приходилось только по телефону, либо вообще общение
происходит только через ребенка. Позиция таких родителей бывает такой:
хочешь, ходи на занятия, не хочешь не ходи. Они не будут заставлять,
настаивать. Ответственность за занятия полностью ложиться только на
ребенка, родители тут не помощники. Надо отметить, что у таких родителей
тоже бывают очень ответственные дети, которые не пропускают занятия и
которые не подведут. Как правило, это те, кто живет танцем и не
представляет себе жизни без него. Но есть немалый процент и тех, кто
внезапно пропадает из поля зрения педагога по разным причинам. Обычно
передавая педагогу через других детей о своем решении бросить занятия по
какой-то не очень убедительной причине. От таких родителей нет проблем,
но нет и поддержки!
Проблемные.
Это
самый
не
любимый
тип
родителей
многих
педагогов. Как правило, таких родителей видно уже на первом родительском
собрании. У них всегда много вопросов, вплоть до мелочей. Они удивляются
вслух, почему их ребенок не танцует соло, или почему он стоит в последней
линии, или почему дети из другого коллектива уже танцуют на пуантах, а
наши нет, почему мы должны покупать именно такую форму для занятий, а
не какую-то другую и т.д. и т.п. Конечно, педагога это не может не
раздражать. При этом такие родители могут быть очень исполнительными
вовремя сдавать деньги, участвовать везде и во всем (правда здесь это
больше похоже на «совать нос» везде и во все), дарить подарки педагогу на
все праздники (видимо, чтобы потом ходить и выбивать сольную партию для
ребенка). Таких родителей обычно не много, на группу 1-3 человека, но этого
вполне хватает, чтобы педагог периодически напрягался от, порой, очень
глупых и неуместных вопросов.
Амбициозные родители — не самые плохие родители, ведь они, как
правило, совершенно искренне хотят сделать все от них зависящее не
столько для себя, сколько именно для блага своего ребенка. Однако при этом
они, к сожалению, слишком сильно перегибают палку. Убеждена, что
каждый педагог, хотя бы раз в своей практике, сталкивался с такими
родителями. Это особенный тип, который я выделяю в отдельную группу
работы с родителями. Обычно их запрос звучит следующим образом: «Мой
ребенок очень талантлив и одарен, хотелось бы сделать из него звезду или
чемпиона». Это конечно очень грубо, но суть именно такая.
Но, какими бы ни были родители ваших учеников, работать с ними
важно и нужно.
Что делать? С моей точки зрения, нужно в первую очередь дать понять
родителям, что на вашей территории действуют ваши правила, чтобы
избежать конфликтов в дальнейшем. Для этого на первом собрании
ознакомить родителей с уставом коллектива, в котором кроме всего прочего
должны быть четко прописаны права и обязанности родителей, детей и Вас,
как руководителя. В большинстве танцевальных коллективов осуществляется
отбор детей по естественным, природным данным, после этого просмотра
желательно рассказать каждому родителю о перспективах ребенка, на что
можно рассчитывать, а на что не стоит. Вообще, момент обратной связи
очень
важный
пункт
в
работе
с
любыми
родителями,
даже
с
«безразличными». Для быстрого общения создайте группу в соцсетях. Как
правило, даже занятые родители прочтут Ваши сообщения.
«Неудобные родители» вызывают негативные эмоции и не всегда есть
возможность и желание грамотно решить сложную педагогическую задачу.
Помните, что вы должны стать авторитетом не только для учеников, но и для
их родителей тоже. Проявляйте терпимость, общайтесь, показывайте свой
профессионализм, и тогда самый «трудный родитель» будет вам доверять.