Напоминание

Фонематический слух и необходимость его развития


Автор: Иванова Елена Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ №2089
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Фонематический слух и необходимость его развития
Раздел: начальное образование





Назад




Фонематический слух и необходимость его развития

Фонематический слух — это способность человека к распознаванию

речевых

звуков,

представленных

фонемами

данного

языка.

У

детей

формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи

окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в

соответствии

с

воспринимаемыми

образцами,

при

помощи

которых

выделяются и обобщаются различные признаки фонем.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от

рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение

анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для

правильного обучения грамоте.

У

ребенка

из-за

недостаточно

развитого

фонематического

слуха

начинается ряд проблем: он не может отличить парные согласные (твердые-

мягкие, глухие-звонкие), путает свистящие и шипящие звуки, путает буквы и

звуки при обучении грамоте. Дальше ребёнка начинают обучать чтению, но и

там малыша ждут трудности.

Эти недостатки мешают правильному пониманию речи как самим

говорящим, так и слушающим. К тому же как видно из примеров теряется и

меняется смысл высказывания.

При обучении чтению и письму ошибки становятся более явные,

трудности в первую очередь связаны с путаницей звуков, сложностью слияние

звуков в слоги, а в дальнейшем и слиянием слогов в слова. Отсюда идёт

побуквенное и послоговое чтение, а так же ряд других проблем, а в письменной

речи появляются постоянные орфографические ошибки. В дальнейшем, когда

ребёнок пойдёт в школу, у него это проявится в виде дислексии (нарушение

процессов чтения) и дисграфии (нарушении процессов письма), Поэтому,

очень важно

до

начала

обучения грамоте,

чтению

и

письму проверить

сформирован ли у ребёнка фонематический слух, в норме ли его произношение.

Развитие фонематического

слуха

у

всех

детей

происходит

очень индивидуально. Сензитивным

(наиболее

чувствительным)

периодом

является возраст до двух лет. В это время родители, которые много

и правильно ( без сюсюкания) разговаривают, читают простые детские стихи,

чистоговорки понятные по смыслу ребенку данного возраста незаметно для

себя и ребенка развивают его фонематический слух. Те родители, которые

считают, что он маленький, не умеет разговаривать, значит и говорить с ним и

читать ему не обязательно обычно и сталкиваются с проблемами недоразвития

фонематического

слуха. Фонематический

слух даёт

возможность

научиться правильно произносить

звуки. Ребёнок

с

нормально

развитым

фонематическим слухом (при всех остальных нормально развитых функциях)

слышит какой-то конкретный звук и пытается его воспроизвести. Если он

слышит, что получившийся звук оказывается неточным, фонематический слух

ребенка его не принимает, и требует другой вариант произнесения, всё время

сравнивая его с образцом (который он слышит от окружающих).

По причине плохого развития фонематического слуха дети не могут

оценить свою речь с точки зрения правильности произношения звуков. То есть

они слышат то что сами произносят или то что произносят другие люди очень

приблизительно. Надо заметить, что недоразвитие фонематического слуха

никак

не

связано

с

нарушением

физиологического

слуха,

у

ребёнка

избирательно не формируется функция слухового различения фонем. Часто

вместе с понятием "фонематический слух" специалисты употребляют и понятия

"фонематическое восприятие" и "фонематический анализ и синтез". Считаю

необходимым кратко объяснить и эти понятия. фонематическое восприятие-это

специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков) и

установление звуковой структуры слова. То есть, проще говоря, это различение

звуков из которых состоит какое-то конкретное слово (например, возьмём

слово "кот"-оно состоит из звуков: "к", "о", "т"). Если фонематическое

восприятие плохо развито. то возникают трудности в усвоении букв, а также в

заменах звуков сходных акустически и артикуляторно (б-п, д-т, ж-ш, с-ш, и т.д).

Фонематический анализ и синтез -умственные действия по анализу и

синтезу

звуковой

структуры

слова.

При

недоразвитии

этой

функции

наблюдаются следующие ошибки при чтении: побуквенное чтение, искажение

звуко-слоговой структуры слова (которые проявляются в пропусках согласных

при стечении: паста-"паса", марка-"мара", куртка-"курка"; во вставках гласных

между согласными при их стечении: паста-"пасАта"; в перестановках звуков:

утка-"тука"; в пропуске и вставках звуков при отсутствии стечения согласных в

слове; в пропусках, перестановках слогов: лопата-"лата","лотапа".

Игры для развития фонематического слуха

Для развитие фонематического слуха существует множество различных

игр. Вот некоторые из них:

1.Звук в коробке. Берём 4 коробочки, в первую кладём пуговицы, во

вторую - камешки, в следующую - крупу, а в последнюю - орешки (наполнение

меняем). При потряхивании малыш определяет, что находится внутри.

2.Хлопки в ладоши. Похлопайте в ладошки, задав ритм и темп, а

малыш пусть попытается повторить. К примеру: хлопок-перерыв 1 сек.-2

хлопка. Если у ребенка получается, усложните задачу.

3.

Догадайся, что звучит. Сначала проакцентируйте внимание ребенка

на звуках, которые получаются при ударах по предметам, выполненным в

различных материалах (резина, пенопласт, стекло и пр). Объясните малышу,

звучание предметов. Пусть ребенок отвернется или закроет глаза и отгадывает,

по чему вы стучите. Если ребенок постарше, то он может называть не только,

что конкретно звучит, но и из какого материала выполнено.

4.

Выдели слово. Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой,

ударять по коленкам, поднимать руку вверх) тогда, когда они услышат слова, с

заданным звуком.

5.

Какой звук есть во всех словах? Взрослый произносит три-четыре

слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и

спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

6.

Начало, середина, конец (развитие фонематического слуха: научить

детей распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии

предмета).

7.

Живая азбука. Игра для развития звукового различения. Карточки из

пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед

детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с

изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы, названия

которых включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто

подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не

будут разобраны.

Подводя

итог

хочу

отметить,

что фонематический

слух

очень

важен для правильного речевого развития, им не стоит пренебрегать, если вы

хотите,

чтобы

ребёнку

было легко учиться

в

школе,

чтобы

он

был

общительным и популярным, а не стеснялся лишний раз высказать своё

мнение.



В раздел образования