Напоминание

«Лунный свет – символ импрессионизма в фортепианном творчестве К. Дебюсси"


Автор: Верютина Ирина Леонидовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДШИ №3"
Населённый пункт: город Курск
Наименование материала: Разработка открытого методического мероприятия «Лунный свет – символ импрессионизма в фортепианном творчестве К. Дебюсси в рамках семинара «Творение наших рук-это состояние нашей души».
Тема: «Лунный свет – символ импрессионизма в фортепианном творчестве К. Дебюсси"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Управление культуры города Курска

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств №3 города Курска»

Семинар

«Творение наших рук – это состояние нашей души»

Разработка

Методического мероприятия

Тема:

«Лунный свет – символ импрессионизма

в фортепианном творчестве К. Дебюсси»

Подготовила и провела

преподаватель отделения

специального фортепиано

Верютина Ирина

Леонидовна с учащейся

8 класса Сохиной Валерией

г. Курск

26.05.2021г.

(Заставка с темой семинара на экране )

(

Валерия Сохина сидит за роялем, Верютина Ирина Леонидовна обращается к

слушателям в зале

)

Добрый день, уважаемые коллеги!

Продолжая тему нашего семинара, я обращаюсь к величайшему из

искусств – Музыке

.

( Запись «Лунного света» К. Дебюсси пустить фоном)

Выдающийся швейцарский пианист, педагог, дирижер Альфред Корто

сказал:

«… Музыка не может с точностью описывать ее область – пробуждение

чувств. Она каждому должна помочь пережить свою мечту под влиянием

мгновенного воздействия, которое может быть изменчивым в

зависимости от склонностей слушателей, а также глубины их восприятия»

А Филипп Эммануэль Бах говорил: «…Музыке надлежит …приводить в

движение сердце…».

Каждый человек, слушая музыку или исполняя музыкальное

произведение воспринимает и интерпретирует ее по своему.

Сегодня мы обратимся к фортепианному творчеству замечательного

французского композитора – импрессиониста Клода Дебюсси.

И.Л. (вопрос к Валерии С.): «Лера, скажи, пожалуйста, что такое

«импрессионизм» в искусстве?»

Валерия: «Музыкальный импрессионизм возник в конце 80-х - начале 90-х

годов XIX века. Так же, как и в живописи, импрессионизм проявился прежде

всего в стремлении передавать мимолётные, сиюминутные впечатления,

полутона, полутени. На первый план выдвигается звуковая красочность,

большое внимание уделяется поиску необычайных звучаний и гармоний.

Явления, непосредственно подготовившие музыкальный импрессионизм –

это современная французская поэзия и живописный импрессионизм - Ван

Гог, Клод Моне… Крупнейшим выразителем идей импрессионизма в

музыкальном искусстве стал Клод Ашиль Дебюсси (1862 – 1918).

Композитор ярчайшего дарования, он воплотил творческие принципы

художников - импрессионистов самобытно, преломив их сквозь призму

собственной индивидуальности»

И.Л. «Фортепианная музыка Дебюсси больше, чем какая-либо другая

область его творчества, подверглась существенной эволюции от раннего к

позднему периоду композиторской деятельности.

Что же повлияло на творчество Дебюсси?

В юности, будучи начинающим пианистом, он работал в России, в имении

богатой аристократки Надежды Фон Мекк, обучая игре на фортепиано ее

детей и аккомпанируя самой Фон Мэк. Главной ценностью этого визита для

композитора стал доступ к огромному количеству нотных тетрадей с самыми

разными произведениями, которые Надежда Филаретовна предоставила

ему в полное распоряжение, и Клод имел возможность познакомиться с

русскими классиками и современниками, такими, как Римский-

Корсаков, Мусоргский, Бородин.

Особенно Дебюсси был впечатлен музыкой М. Мусоргского. По каким

законам написана эта музыка? Что вытворяет этот композитор? Это

сумасшествие… Никаких правил…, но это же воздух, ощущение

безграничного движения…свободы…! Он потрясен!

… Дебюсси уезжает во Францию совсем другим человеком… Он понимает,

что так, как раньше, он уже не может писать музыку. Он узнал мир легкого

дыхания, мир свободы, света…

Мусоргского он объявляет Богом музыки! И с тех пор появляется новый

Дебюсси…»

Валерия обращается к Ирине Леонидовне: «А что же фортепианная

музыка?»

И.Л.: « Дебюсси создает новый фортепианный стиль, оригинальный и

самобытный, заключающий в себе:

многоплановость фактуры (мелодию, скрытую в гармоническом фоне)

ладогармонический язык, основанный на неожиданных сменах весьма

далеких тональностей

частое употребление неразрешенных диссонансных созвучий и

изменчивой ритмики

неожиданное изменение фактуры, вызванное сменой образов или их

красочных оттенков.

Композитор создает новые приемы фортепианной техники, основанные

на сложных комбинациях ее различных видов

аккордов и октав

гаммообразных и арпеджированных пассажей, попеременного

чередования рук.

одновременное звучание крайних регистров фортепиано без

заполнения середины. Это создает эффект объемности и позволяет

сохранить прозрачность фактуры»

(Снова звучит «Лунный свет»)

«Лунный свет

И.Л.: «Клод Дебюсси сочинил огромное количество прекрасных

произведений, но символом его творчества неизменно является сочинение

для фортепиано ноктюрн «Лунный свет» (изначально «Сентиментальная

прогулка», «Ноктюрн»).

( Разговор с Валерией о причине выбора этого произведения)

Валерия: «Любая музыка, которую слушаешь, передает определенное

состояние души, определенную душевную настроенность. Видимо мое

состояние души совпало с тем настроением, которое хотел передать

композитор. Мне очень нравится эта музыка…»

«Лунный свет» по праву считается одним из шедевров импрессионизма. В

произведении проявлены лучшие черты музыкального импрессионизма:

Валерия перечисляет:

Тонкие ассоциативные параллели. Это образ, воспоминание, а не

действительность.

Звукоизобразительность. Композитор использует широкий спектр и

тембровой окраски

Необычная гармонизация. Это яркие, частые отклонения в далекие

тональности.

Прозрачность фактуры и тонкость нюансировки.

Использование средств выразительности, характерных для

романтизма и эпохи Барокко. Об этом свидетельствует взволнованный

аккомпанемент с наличием большого количества пассажей.

Пейзажное начало.

Сюжетная линия. В живописи импрессионизм - это впечатление,

мгновение. Но в музыке вместо одной картинки, созданной нашим

воображением, прорисовывается пусть и небольшой, но сюжет.

И.Л.: «Сейчас это произведение прозвучит в исполнении музыкальных

коллективов (хора, оркестра) и солистов. Мы все вместе еще раз убедимся в

том, что каждый исполнитель понимает и интерпретирует музыку по своему.

Каждый создает собственное музыкальное полотно под названием «Лунный

свет»…»

( Разговор с Валерией о разных исполнителях и образах, возникающих во

время исполнения, о разной трактовке одного и того же произведения.

И. Л. : « Лера, мне интересно узнать твое мнение. Чье исполнение тебе

ближе?»

(Слушаем отрывок в исполнении Святослава Рихтера и Ивана Бессонова.

Лера на слух определяет чье исполнение слышит и образы, возникающие при

этом.)

Валерия: «Слушая Святослава Рихтера, представляешь образ застывшей

луны. Звучание ровное, холодное… как – будто нет никаких оттенков…»

И.Л: «Скорее всего более созерцательное, спокойное…глубокое…»

Валерия: «Исполнение Ивана Бессонова более трепетное, эмоциональное,

тонкое. Луна и лунная дорожка как – бы в движении… В исполнении много

красок, полутонов…»

И.Л.: «Конечно, вы же близки по возрасту и эмоционально настроены

одинаково… Молодость… Лера, а что ты представляешь в этом

произведении?

(Диалог с Валерией)

Валерия: «В первой части я представляю спокойную водную гладь, в

которой безмятежно отражается дрожащий диск луны, лунный свет… Тихие

лучи медленно растворяются в темной, ночной воде…»

И.Л: «Звучит 1-я тема терций. В барочной символике терция – согласие,

совершенный интервал, похожий на окружность…

…Окружность этих терций, как мелодия, завораживает… ощущаешь

гипнотизм лунного света… Это и есть дрожащий диск луны, ( Лера исполняет

1 тему – отрывок)

Валерия: «Вторая тема - это молитва, хор небесных духов, существ,

ангелов, которые ночью смотрят на звезды, на вселенную…

И.Л.: «Возникает чувство гармонии… (

Иллюстрация Валерии

)

Вторая часть - эпизод, как и положено, имеет свободную форму. Он состоит

из нескольких построений, которые разграничены сменой темпа и

тональности. Звучит третья тема…»

Валерия : «Это ветер. Когда тема достигает кульминации, музыка как бы

воспаряет в высоту…» (

Иллюстрация Леры)

И.Л.: «Мы, отвлеченные ветром, эльфами, феями, которые молились и пели

Славу Богу в небесной вышине, не заметили, что луна уже наверху, в фа

миноре, звучит божественный гимн красоте мироздания…

Третья часть - реприза и кода. Ночь наполнилась новыми красками.

Возвращение к первоначальным мотивам навевают слушателю

воспоминания. Но ночной мир уже изменился, развитие достигнуто. Лунная

дорожка медленно растворяется в мягком свете нового дня …

Валерия исполняет «Лунный свет» К. Дебюсси

И.Л. « Фортепианная музыка Клода Дебюсси интересна, очень красива. Она

поражает новизной виденья мира, свежестью чувств, смелостью и

необычностью выразительных средств: гармонии, фактуры, формы,

мелодики…»

И.Л. (

Обращение к Валерии

) : «Спасибо за исполнение, за приятное общение.

( Обращение к залу)

Спасибо за внимание. Надеемся, что вам было

интересно».



В раздел образования